Программа 5 класса
Введение в курс по русскому языку 5 класса «Занимательная грамматика».
Раздел 1. Фонетика.
1.1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных.
1.2. звукопись. Скороговорки. Роль шипящих в речи. Сильные и слабые позиции шипящих.
1.3. Возникновение письменности. Развитие письма. Грамотность.
1.4. Буквенная азбука – алфавит. Порядок букв в алфавите. Название букв. Отличие буквенного и звукового произношения.
1.5. Словообразование. Количество гласных и согласных в слоге. Непроизносимые согласные.
1.6. Мягкий знак – буква и звук. Разделительный мягкий знак. Употребление мягкого знака как показателя раздельного произношения согласного и гласного. Смягчение согласных при помощи мягкого знака.
1.7. парные согласные по звонкости – глухости. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Влияние согласного (звонкого-глухого) на предыдущий звук. Оглушение. Озвончение.
1.8. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правила написания этих сочетаний.
1.9. Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Особенности русского ударения. Омографы.
1.10. Слог, его составляющие. Открытый, закрытый слог. Появление суффикса –ну- в некоторых глагольных формах.
Раздел 2. Состав слова.
2.1. Корень и однокоренные слова. Роль корня в слове.
2.2. Приставка. Наблюдения за изменением значения слова зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению. Приставка и предлог. Их различие.
2.3. Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы уменьшительно-ласкательные.
2.4. Роль соединительных гласных в слове. Образование новых слов при помощи соединительной гласной.
Раздел 3. Морфология.
3.1. Слово как название предмета, его признака и действия. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значения и вопросы как средство для выявления этих частей речи.
3.2. Имя существительное. Значение в речи. Род имен существительных как постоянный признак. Определение рода.
3.3. Число имен существительных. Изменение существительных по числам. Существительные, которые употребляются только в единственном числе. Существительные, которые употребляются только во множественном числе.
3.4. Изменение существительных по падежам. Три склонения. Склоняемые и несклоняемые существительные.
3.5. Употребление имен существительных в словосочетании. Составление словосочетаний с существительными.
3.6. значение в речи имен прилагательных. Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал. Оценочная характеристика прилагательных.
3.7. Сходство и различие между прилагательными и существительными. Образование прилагательных от существительных.
3.8. Имя прилагательное в словосочетании. Выделение из текста существительных с прилагательными. Восстановление текста по опорным словосочетаниям. Подбор существительным нескольких прилагательных по смыслу.
3.9. Значение в речи глаголов. Образование глагольных форм.
3.10. Семантические группы глаголов. (глаголы движения, речи, мысли, труда, звука, чувства)
3.11. Образование глагольных форм. Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
3.12. Употребление глаголов в словосочетании. Выделение из текста глаголов и восстановление текста по опорным словам.
3.13. Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова. Употребление в речи междометий и звукоподражательных слов. Составление текста, используя междометия и звукоподражательные слова.
Пояснительная записка.
История русского языка удивительна, интересна, богата событиями, что позволяет современному учителю многие языковые явления преподносить нестандартными способами, дает возможность заинтересовать учеников таким сложным предметом, как русский язык.
Домысливать, строить предположения, фантазировать, понимать, а не зазубривать - именно это привлекательно для учеников. Однако в школьных учебниках грамматика излагается как свод правил и определений: прочитай и запомни. Но почему вот это так, а вот это иначе? На чем основано, из чего выведено то или иное правило? Непонимание вызывает раздражение, а затем скуку. Появляется уверенность, что русский язык хорошо знать невозможно. Да и не нужно.
Данный спецкурс направлен на углубленное изучение русского языка в ласах коррекции. Игры и игровые задания способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, языкового чутья.
Всего запланировано 32 занятия; 1 час в неделю Занятия проводятся чаще в игровой форме, теоретический материал. В конце каждого занятия дается домашнее задание. Каждый раздел завершается игрой под общим названием «Умники и умницы»). Это комплексы заданий, позволяющие на определенных этапах закреплять и повторять то, что было выучено прежде.
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАЛАРИНСКАЯ МОУ СОШ №1
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ДЛЯ
УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 «Г» КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫМОУ
ЗАЛАРИНСКОЙ СОШ №1
МЕЛЬНИК Н.В.
П.ЗАЛАРИ
Список используемой литературы.
1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. -М., 1963.
2. Горшков А. И. История русского литературного языка. - М.: Высш. шк., 1969.
3. Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. - М.: Просвещение, 1990.
4. А.П.Пасхалов. Русский язык «Занятия школьного кружка» 5 класс.
5. Н.М.Бетенькова. «Конкурс грамотеев». – М.: 1989г.