Занимательная грамматика




Программа 5 класса

Введение в курс по русскому языку 5 класса «Занимательная грамматика».

 

Раздел 1. Фонетика.

1.1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных.

1.2. звукопись. Скороговорки. Роль шипящих в речи. Сильные и слабые позиции шипящих.

1.3. Возникновение письменности. Развитие письма. Грамотность.

1.4. Буквенная азбука – алфавит. Порядок букв в алфавите. Название букв. Отличие буквенного и звукового произношения.

1.5. Словообразование. Количество гласных и согласных в слоге. Непроизносимые согласные.

1.6. Мягкий знак – буква и звук. Разделительный мягкий знак. Употребление мягкого знака как показателя раздельного произношения согласного и гласного. Смягчение согласных при помощи мягкого знака.

1.7. парные согласные по звонкости – глухости. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Влияние согласного (звонкого-глухого) на предыдущий звук. Оглушение. Озвончение.

1.8. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правила написания этих сочетаний.

1.9. Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Особенности русского ударения. Омографы.

1.10. Слог, его составляющие. Открытый, закрытый слог. Появление суффикса –ну- в некоторых глагольных формах.

 

Раздел 2. Состав слова.

2.1. Корень и однокоренные слова. Роль корня в слове.

2.2. Приставка. Наблюдения за изменением значения слова зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению. Приставка и предлог. Их различие.

2.3. Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы уменьшительно-ласкательные.

2.4. Роль соединительных гласных в слове. Образование новых слов при помощи соединительной гласной.

 

Раздел 3. Морфология.

3.1. Слово как название предмета, его признака и действия. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значения и вопросы как средство для выявления этих частей речи.

3.2. Имя существительное. Значение в речи. Род имен существительных как постоянный признак. Определение рода.

3.3. Число имен существительных. Изменение существительных по числам. Существительные, которые употребляются только в единственном числе. Существительные, которые употребляются только во множественном числе.

3.4. Изменение существительных по падежам. Три склонения. Склоняемые и несклоняемые существительные.

3.5. Употребление имен существительных в словосочетании. Составление словосочетаний с существительными.

3.6. значение в речи имен прилагательных. Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал. Оценочная характеристика прилагательных.

3.7. Сходство и различие между прилагательными и существительными. Образование прилагательных от существительных.

3.8. Имя прилагательное в словосочетании. Выделение из текста существительных с прилагательными. Восстановление текста по опорным словосочетаниям. Подбор существительным нескольких прилагательных по смыслу.

3.9. Значение в речи глаголов. Образование глагольных форм.

3.10. Семантические группы глаголов. (глаголы движения, речи, мысли, труда, звука, чувства)

3.11. Образование глагольных форм. Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.

3.12. Употребление глаголов в словосочетании. Выделение из текста глаголов и восстановление текста по опорным словам.

3.13. Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова. Употребление в речи междометий и звукоподражательных слов. Составление текста, используя междометия и звукоподражательные слова.

 

 

Пояснительная записка.

История русского языка удивительна, интересна, богата событи­ями, что позволяет современному учителю многие языковые явления преподносить нестандартными способами, дает возможность заинтересовать уче­ников таким сложным предметом, как русский язык.

Домысливать, строить предположения, фантазировать, понимать, а не зазубривать - именно это привлекательно для учеников. Однако в школьных учебниках грамматика излагается как свод правил и оп­ределений: прочитай и запомни. Но почему вот это так, а вот это иначе? На чем основано, из чего выведено то или иное правило? Не­понимание вызывает раздражение, а затем скуку. Появляется уверен­ность, что русский язык хорошо знать невозможно. Да и не нужно.

Данный спецкурс направлен на углубленное изучение русского языка в ласах коррекции. Игры и игровые задания спо­собствуют закреплению пройденного, обогащению словарного за­паса учащихся, развитию смекалки, языкового чутья.

Всего запланировано 32 занятия; 1 час в неделю Занятия проводятся чаще в игровой форме, теоретический материал. В конце каждого занятия дается домашнее задание. Каждый раздел завершается игрой под общим названием «Умники и умницы»). Это комплексы заданий, по­зволяющие на определенных этапах закреплять и повторять то, что было выучено прежде.

 

 

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАЛАРИНСКАЯ МОУ СОШ №1

 

 

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

 

 

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ДЛЯ

УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 «Г» КЛАССЕ

 

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫМОУ

ЗАЛАРИНСКОЙ СОШ №1

МЕЛЬНИК Н.В.

 

 

П.ЗАЛАРИ

 

Список используемой литературы.

1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. -М., 1963.

2. Горшков А. И. История русского литературного языка. - М.: Высш. шк., 1969.

3. Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. - М.: Просвещение, 1990.

4. А.П.Пасхалов. Русский язык «Занятия школьного кружка» 5 класс.

5. Н.М.Бетенькова. «Конкурс грамотеев». – М.: 1989г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: