Кондратьева Алина Максимовна




ГСД-2 Русский язык
ТЕМА 5
Задание 1.
Упражнение 1

Экстралингвистические факторы стили Функции Сфера общения Основная форма речи Типичный вид речи Преобла дающий способ общения Характер отношений Прояление авторской индивидульности
Научный Информ-я Науч деятельность Письменная Монолог   Наука  
Официаль- но- деловой Информ-я Внутри- и межгос. отношения Письменная Монолог   Правовое сознание  
Публицис- тический Информ-я и воздей-е Сми и пропаганда Писмьенная/устная Монолог   Идеология  
Художествен- нный Эстетическая Эстетическая деятель. Письмен/устн Монолог   Искусство  
Разговорный Общение Бытовые отношения Устная Диалог ,полилог   Обыденное  

 

Упражнени 2.
Текст № 1
1) В тексте повествуется о проблеме правильного произношения названий стран. Авторская установка - передача информации
2) Функция – воздействие
3) Тип речи – рассуждение
4)-Использование языкового средства- анафора («правильный башкир», «правильный белорус»)
- Просторечия («канула»)
- Использование простых синтаксических конструкций
- Употребление правильных названий национальностей, жителей различных народов, стран
- Отсутствие речевых клише
5) Публицистический стиль

 

Текст № 2.

1)В тексте рассказывается о разных формах письменного языка. Авторская установка - переда информации
2) Функция – информативная
3) Тип речи - повествование
4)-Использование в тексте терминов («канцелярском стиль», «эпистолярный стиль»)
-Использование общенаучных слов
- Простые синтаксические конструкции
- Наличие речевых клише
5) Научный стиль

Текст № 3.

1) В тексте указана статья закона Российской Федерации. Авторская установка- передача информации
2) Функция - информативная
3) Тип речи - повествование
4)- Четкие отсылки на статьи и законы
- Использование речевых клише, речевых стандартов
- Лаконичность изложения информации
- Простые синтаксические конструкции
5) Официально-деловой стиль.

Текст № 4.

1) В тексте рассказывается о том, что далеко не все стихи могут жить вечно, а также о том, каким должно быть стихотворение, чтобы жить века. Авторская установка-передача информации.
2)Функция- информативная.
3)Тип речи- рассуждение.
4)-Автор активно использует сравнение (как зачатье во сне, как уважают женщину, как змей)
-Автор употребляет эпитеты (яркий миг, священный трепет, удивительные вещи)
-Автор упоминает в тексте различных поэтов (Тургенев, Пушкин, Шиллер)
- Употребление сложных синтаксических конструкций
-Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.
- Большое количество прилагательных.
-Отсутствие клише
- Использование древнегреческих слов (Соломон,Илиада,Спарта)
5) Художественный стиль.

Текст № 5.


1) В тексте мы видим отрывок из письма мужчины, который защищает родную землю, девушке Аничке. Авторская установка- передача информации.
2) Функция- общение, обмен мыслями и чувствами
3) Тип речи-повествование
4)- Употребление простых синтаксических конструкций
- Использование описания (дни жаркие, ночи холодные, по временам проливные дожди)
- Частое использование чисел
-Просторечия (описанья, сравненья, замечанья)
-Отсутствие речевых клише
5) Разговорный стиль

 

ТЕМА 6

Контрольные вопросы:
1. К подстилям научного стиля относится:
-Академический или собственно научный (Жанровая классификация: монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа)
-Учебно-научный (Жанровая классификация: учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение)
- Научно-популярный (Жанровая классификация: очерк, книга, лекция, статья)
- Научно-информативный(Жанровая классификация: реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание)
-Научно-деловой (Жанровая классификация: доверенность, заявление, характеристика, автобиография, резюме)
- Справочно-энциклопедический (Жанровая классификация словарь, справочник, каталог)

2. Основными чертами научного стиля являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они формируют этот функциональный стиль, определяют выбор лексики, используемой в произведениях научного стиля.

3. В структуру научных работ входят:
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение
-Основная часть
- Заключение
- Библиографическое описание
-Приложения

Упражнени№6.

1. Ш. Балли «Французская стилистика». М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. - 394 с.
2. Вейнрих У. О семантической структуре языка / Новое в лингвистике. - М. Прогресс, 1970. - С. 168-249. -
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1989 – 1991 – 150 с.
4. Иванов В.В., Топоров В.Н. «Славянские языковые моделирующие семиотические системы» М.,Феникс, 1965.-246 с.
5. Н.П. Колесников. Практическая стилистика и литературное редактирование. – М., Стринор, 2003-500 с.
6. Лингвистический энциклопедический словарь // Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М., Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.
7. Меркурьева Н.М. Антонимия сложных слов в современном русском языке(Автореф. дис.... канд. филол. наук). - М., 1996. – 23 с.
8. Сметанина С.И. Литературное редактирование, С.-Пб., 2003-235 с
9. Соболевский А.И. История русского литературного языка. – Л., Наука 1980-193 с.
10. Черданцева Т.З. О многозначности слова (На материале итальянского языка). В сборнике «Слово в грамматике и словаре» Отв.ред.Григорьев В.И.-М.:Наука, 1984.-С 129-133

Цитаты оформляются следующим образом

1) Предложениями с прямой речью. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.
2) Предложениями с косвенной речью. Ввести цитату можно с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.
3) Предложения с вводными словами. Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.
Ссылки оформляются в соответствии с ГОСТом Р 7.0.5-2008.
Необходимым элементом написания студенческой научной работы является цитирование. Цитаты в умеренных количествах украшают текст и создают впечатление основательности: вы подкрепляете и иллюстрируете свои мысли высказываниями авторитетных ученых, выдержками из документов и т. д. Однако цитирование тоже требует определенных навыков, поскольку на цитируемый источник надо грамотно оформить ссылку. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка. Умение правильно, с соблюдением чувства меры, к месту цитировать источники — один из самых необходимых в научной работе навыков.
1. Проблему, что есть культура и что есть цивилизация, нужно решать лишь с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо культура есть явление духа, действующее согласно закономерностям его энергетики. Н.К.Рерих считал, что «множество людей полагает вполне возможной замену слова "культура" цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень "культ" имеет очень глубокое духовное значение, тогда как "цивилизация" в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни».

2. Рерих обращает наше внимание на то, что во взаимодействии культуры и цивилизации приоритет должен принадлежать Культуре, что избавит цивилизацию от многих искажений, ей свойственных. Н.К.Рерих говорил: "... Самое важное для нас будет дух и творчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте богатство".
3. Один из крупнейших и глубочайших русских философов Н.А. Бердяев определял культуру следующим образом: "Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями".
4. Машинная, техногенная цивилизация подменяет культуру развлекательной индустрией, на базе которой возникает "массовая культура", призванная обслуживать материю общества, а отнюдь не питать его дух. Н.А. Бердяев с горечью пишет, что «…старая Европа изменила своему прошлому, отреклась от него. Безрелигиозная мещанская цивилизация победила в ней старую священную культуру».
5. Буржуазные революции, носившие прагматический и материалистический характер, укрепили и развили разрыв, образовавшийся в целостном теле явления "культура - цивилизация". Началась эпоха отчуждения культуры от цивилизации. Материя, как никогда раньше, завладела господствующими позициями, агрессивно и бесцеремонно потеснила дух и лишила общество людей необходимой ему коллективной энергии. По словам Н.А.Бердяева, «…в цивилизации иссякает духовная энергия, угашается дух - источник культуры. Тогда начинается господство над человеческими душами не природных сил, а магического царства машинности и механичности, подменяющей подлинное бытие».
6. Казалось бы, в научную биографию должны включаться только социально значимые факты, но никак не бытовые "мелочи". Однако не возникнет ли в результате такого подхода мертвая схема образа? Да и само понятие "мелкого" факта неопределенно. Плутарх говорил: "Часто какой-нибудь ничтожный поступок... лучше обнаруживает характер человека, чем битвы, в которые гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов".
7. Известны и пессимистические ("финалистские") концепции дальнейших судеб нашей цивилизации. Например, российский ученый Л. Лесков полагает, что «испытав стремительный подъем, космические цивилизации неизбежно гибнут: либо утрачивая вкус к жизни в кущах "потребительского рая", либо задохнувшись в технологических отходах, либо, наконец, сгорев в огне ракетно-ядерных катастроф».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: