Рекомендации для оценки внешней и внутренней среды.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

 

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

 

Кафедра «Менеджмент таможенного и страхового сервиса»

 

И.В. Соболева

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания

по выполнению курсовой работы
для студентов по направлению
080500.62 (521500) «Менеджмент»

 

 

Санкт-Петербург
2009


Одобрено на заседании кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса» протокол №7 от 12.03.2009 г.

 

Утверждено Учебно-методическим советом по направлению 080500.62 (521500) «Менеджмент», протокол № 4 от 08.04.2009 г.

 

 

Стратегический менеджмент. Методические указания для самостоятельного изучения курса и по выполнению курсовой работы для студентов направления 080500.62 (521500) «Менеджмент». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009. – 15 с.

 

Методические указания разработаны на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ «14» апреля 2000г. номер государственной регистрации «351гум/бак» по направления 080500.62 (521500) Менеджмент очной и заочной формы обучения, на основе требований рабочей программы по курсу «Стратегический менеджмент».

 

Составитель: канд. техн. наук, доц. И.В.Соболева

 

 

Рецензент: д-р экон. наук, проф. Г.Д. Дроздов

 

Ó Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

2009 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 4

ЗАДАНИЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ.. 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 13

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 15


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Стратегическое управление в компаниях и на предприятиях современной России переживает стадию зарождения. Фактически, лишь очень немногие компании осознанно и целенаправленно занимаются созданием системы стратегического управления. Между тем, использование методологии стратегического управления может помочь российским менеджерам более осознанно подойти к решению многих вопросов, определяющих ближайшие и отдаленные перспективы, а также гармонично увязывать их с текущей деятельностью фирмы.

Основная цель курсовой работы:

· развитие стратегического мышления, видения сложившихся ситуаций на макро- и микроуровне по отношению к объекту управления, понимание необходимых в этой связи стратегических мер

· формирование у специалистов знаний и умений по использованию методологии стратегического управления для разработки стратегий развития организации.

Задачи курсовой работы – получить навыки студентов:

· системно – ситуационный анализ положения организации и её конкурентных преимуществ;

· разработки стратегии развития организации с учетом миссии, системы целей и результатов системно – ситуационного анализа;

В процессе выполнения курсовой работы студенты должны:

· освоить приемы и овладеть навыками оценки внутреннего состояния фирмы,

· научиться определять конкурентное положение компании,

· выявить возможные изменения во внешней среде,

· получить необходимые знания для того, чтобы вырабатывать стратегический подход к управлению бизнесом и разрабатывать меры по стабилизации и улучшению конкурентных позиций своей организации.

В результате студент должен:

· знать:

- методологические основы стратегического управления;

- технологию разработки стратегий развития организации.


· уметь:

- использовать методологические установки стратегического управления;

- оценивать ситуацию во внутренней и внешней среде организации и принимать соответствующие управленческие решения стратегического характера;

- использовать технологию и механизмы стратегического менеджмента для разработки и реализации стратегий развития организации.

· получить навыки:

- определения стратегий организаций;

- определения факторов влияния на организацию;

- выбора стратегии, адекватной целям и ресурсам организации.

 

ЗАДАНИЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Курсовая работа состоит из двух заданий:

1. ознакомление с вопросами теории, необходимыми для выполнения практического задания;

2. выполнение практического задания.

Задание № 1

Для выполнения курсовой работы необходимо ознакомиться с ответами на теоретические вопросы, перечисленные ниже.

1. Предмет и основные задачи изучения дисциплины «Стратегический менеджмент». Стратегический менеджмент как направление общего менеджмента.

2. Понятие «стратегия». Принципы стратегического управления.

3. Стратегическое управление как процесс. Содержание, структура и особенности стратегического управления.

4. Современные взгляды на формирование стратегии.

5. Современный этап развития теории стратегического управления.

6. Школы стратегического управления.

7. Основные идеи и разработки школ дизайна, планирования, позиционирования.

8. Целеполагание в системе ориентиров поведения человека.

9. Носители интересов. Влияние заинтересованных групп на формирование стратегии предприятия.

10. Миссия организации. Понятие миссии и цели ее формулирования. Стратегические намерения.

11. Классификация целей организации. Проблема гармонизации целей. Стратегическая эффективность

12. Компоненты среды косвенного воздействия. Основные направления изменений внешней среды.

13. Компоненты среды прямого воздействия.

14. Методы анализа внешней среды.

15. Анализ отраслевой среды. Основные экономические показатели, характеризующие отрасль.

16. Модель пяти сил конкуренции М. Портера и ее применение для анализа отрасли. Движущие силы конкуренции.

17. Стратегические группы конкурентов. Использование карты стратегических групп для оценки позиции соперничающих фирм.

18. Стратегические альянсы и сети.

19. Генерические стратегические группы фирм.

20. Характеристики организации (основные элементы организации). Роль внутренней среды и ее анализа для формирования стратегии.

21. Ресурсы фирмы и их классификация.

22. Конкурентные преимущества. Способности фирмы.

23. Результаты действия закона синергии. Ключевые компетенции фирмы - как основа ее конкурентоспособности.

24. Основные методы стратегического анализа. Метод «кейса».SWOT-анализ как способ обобщения результатов анализа внешней и внутренней среды фирмы.

25. Стратегический потенциал организации. Подходы к определению сильных и слабых сторон предприятия.

26. Использование матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ) для анализа и формирования стратегий.

27. Уровни стратегий.Предпосылки типизации стратегии.

28. Конкурентные стратегии М. Портера.

29. Теория «национального ромба».

30. Кластерный анализ отрасли.

31. Глобальные стратегии.

32. Преимущества и риски стратегии лидерства по издержкам.

33. Преимущества и риски стратегии дифференциации.

34. Преимущества и риски стратегии фокусирования.

35. Преимущества и риски стратегии инноваций.

36. Преимущества и риски стратегии оперативного реагирования.

37. Корпоративные (портфельные) стратегии.

38. Диверсификация. Причины и основные тенденции развития. Способы диверсифицированного роста.

39. Стратегии связанной, несвязанной и международной диверсификации.

40. Стратегия изменения курса и реструктуризации.

41. Стратегия откачки капитала и ликвидации бизнеса.

42. Горизонтальная и вертикальная интеграции. Стратегия и организационная структура. Улучшение конкурентной позиции как основная причина вертикальной интеграции.

43. Преимущества и недостатки вертикальной интеграции.

44. Функциональные стратегии.

45. Типизация функциональных стратегий по степени активности: наступательные стратегии, стратегии обороны и отступления.

46. Функциональные стратегиипредприятия на различных этапах жизненного цикла отрасли.

47. Функциональные стратегии во фрагментарных отраслях.

48. Комплексная стратегия. Ее элементы

49. Стратегии антикризисного управления.

50. Ценовая политика фирмы. Стратегии ценообразования.

51. Товарно-рыночная стратегия.

52. Финансово-инвестиционная стратегия

53. Стратегии развития функциональных направлений деятельности организации и её структурных подразделений.

54. Управление развитием материальных и нематериальных ресурсов организации.

55. Стратегический маркетинг.

56. Стратегия всеобщего управления качеством.

57. Стратегия управления персоналом.

58. Управление организационными изменениями.

59. Стратегия внешнеэкономической деятельности.

60. Основные проблемы стратегического управления на современном этапе.

61. Фактор неопределенности в стратегическом управлении.

62. Нематериальные активы как источник конкурентных преимуществ.

63. Конкурентные стратегии, основанные на использовании нематериальных ресурсов (время, знания, инновация, всеобщее управление качеством).

64. Массовое производство на заказ (по индивидуальным запросам покупателей).

65. Влияние глобализации экономики и внедрения систем автоматизации и информатизации на характер конкурентной борьбы.

66. Стратегическое управление в постиндустриальном обществе.

67. Влияние глобализации экономики и внедрения систем автоматизации и информатизации на характер конкурентной борьбы.

Задание № 2

Задание №2 состоит из следующих этапов:

1. сбор информации об организации («кейс»);

2. определение факторов влияния на организацию;

3. определение стратегии организации;

4. выбор стратегии, адекватной особенностям региона, состоянию организации, её отрасли и их тенденциям.

При сборе «кейса» предельно точно указывать источник по каждой информационной единице.

Выбор организации – объекта исследования.

Выбор организации – объекта исследования - осуществляется по трём параметрам:

Регион - Санкт-Петербург или Ленобласть (или регион проживания студента).

Организация – один из региональных лидеров (или любая организация, хорошо известная студенту) в выбранной отрасли.

Отрасль – выбор № варианта осуществляется по двум последним цифрам № зачетной книжки (варианты см. в Приложении 1).

Вариант задания выбирается подвум последним цифрам № зачетной книжки. Если их сумма четное число, то вариант А. Иначе вариант В.

Вариант А состоит из следующих задач:

Задача №1. Собрать информацию об организации («кейс»).

Задача №2. Проанализировать отраслевую среду организации. Основные экономические показатели, характеризующие отрасль. Движущие силы конкуренции. Стратегические группы конкурентов. Лидеры отрасли. (Возможно использование карты стратегических групп для оценки позиции соперничающих фирм, модели пяти сил конкуренции М. Портера и прочее)

Задача №3. Разработать характеристику организации

Задача №4. Выявитьглобальную стратегию организации.

Задача №6. Выявитьфункциональные стратегии организации (Товарно-рыночная, включая стратегии ценообразования).

Задача №7. Оценить сбалансированность стратегий организации и их соответствие отраслевой среде и её тенденциям.

Задача №8. Дать рекомендации по корректировке стратегий организации.

Вариант В состоит из следующих задач:

Задача №1. Собрать информацию об организации («кейс»).

Задача №2. Проанализировать отраслевую среду организации.

Задача №3. Разработать характеристику организации (основные элементы организации). Ресурсы фирмы и их классификация. Конкурентные преимущества. Способности фирмы.Ключевые компетенции фирмы - как основа ее конкурентоспособности. Стратегический потенциал организации. (Возможно использование SWOT-анализа и матрицы Бостонской консультативной группы)

Задача №5. Выявитькорпоративную стратегию организации.

Задача №6. Выявитьфункциональные стратегии организации (Финансово-инвестиционная, управления персоналом).

Задача №7. Оценить сбалансированность стратегий организации и их соответствие отраслевой среде и её тенденциям.

Задача №8. Дать рекомендации по корректировке стратегий организации.

При выполнении задач №2 и №3 рекомендуется ознакомиться с Приложением 2.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Отрасли потребительского сервиса:

 

Информационный

1. Библиотеки

2. Архивы

3. Электронные базы данных

4. Информация о политике, культуре, спорте, медицине и т.д.

Кредитно-финансовый

5. Кредитные (ссуды, займы)

6. Финансовые (операции с денежными средствами Операции с ценными бумагами

7. Денежное посредничество

8. Биржевые сделки

Торговый

9. Оптовая торговля

10. Розничная торговля

11. Торговля готовой продукцией

12. Торговля сырьем и материалами

Деловой

13. Реклама

14. Связи с общественностью

15. Аудит

16. Юридические услуги

17. Инвестирование

Бытовой

18. Пошив тентов, чехлов, штор, драпировок

19. Ремонт радиотелевизионной, аудио- и видеоаппаратуры

20. Ремонт и изготовление ювелирных изделий

21. Ремонт и строительство жилья, садовых домов, гаражей

22. Парикмахерские услуги

23. Прокат аудио-, видеокассет, дисков

24. Прокат автотранспортных средств

25. Фото услуги и услуги фото и кино лабораторий

26. Изготовление и ремонт обуви

27. Изготовление и ремонт одежды

28. Изготовление и ремонт мебели

29. Прокат вещей личного пользования и бытовых товаров

30. Услуги по стирке и обработке белья

31. Ритуальные услуги

32. Услуги ломбардов

Медицинский

33. Амбулаторные

34. Аптечные

35. Лечебные учреждения

36. Санитарно-курортные

37. Стоматологические

38. Ветеринарные

Туристский

39. Внутренний туризм

40. Внешний (международный) туризм

41. Экстремальный туризм

42. Снаряжение для туризма

43. Туристические агентства

44. Туристические базы, лагеря, кемпинги

Обслуживание досуга

45. Гостиницы

46. Рестораны

47. Пансионаты, дома отдыха

48. Прокат фильмов

49. Цирки

50. Танцплощадки

51. Азартные игры

Страховой

52. Страхование жизни

53. ОСАГО

54. Страхование ответственности

55. Страхование здоровья

56. Страхование имущества

Операции с недвижимостью

57. Покупка

58. Продажа

59. Обмен

60. Сдача в аренду

61. Посреднические услуги

62. Жилое недвижимое имущество

63. Нежилое недвижимое имущество

Образование

64. Дошкольное и начальное

65. Дополнительное (репетиторы)

66. Основное общее и среднее (полное) общее

67. Начальное и среднее профессиональное

68. Подготовительные курсы

69. Высшее образование

70. Послевузовское профессиональное образование

71. Повышение квалификации

72. Научная литература

73. Преподавательские услуги

Культура и искусство

74. Театры

75. Музеи

76. Выставки

77. Галереи

78. Охрана исторических мест и зданий

Консультационные услуги

79. Поиск кадров

80. Отбор кадров

81. Обучение менеджменту

82. Повышение квалификации работников

83. Реклама и содействие сбыту

84. Дизайн

85. Международный маркетинг

86. Исследование рынка

87. Стратегия маркетинга

88. Розничная продажа и дилерство

89. Социально-экономические исследования и прогнозирование

90. Контроль качества

91. Информационные технологии

92. Автоматизированная система управления

93. Применение компьютеров в аудите и проверке

94. Электронная издательская деятельность

95. Информационно-поисковые системы

96. Административные поисковые системы

97. Проектирование и разработка систем

98. Выбор и установка систем

99. Информационный консалтинг

100. Консалтинг по телекоммуникациям


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендации для оценки внешней и внутренней среды.

Целесообразно исследовать конкурентные преимущества отраслей, закономерности их возникновения, развития и упадка, по следующим группам:

v «Параметры факторов», под которыми подразумеваются материальные и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы в стране ее базирования (рабочая сила, сельскохозяйственные угодья, природные ресурсы, телекоммуникации, дороги, здравоохранение и т. д.).

v стратегии фирм, их структура и соперничество.

v «параметры спроса», то есть показатели, характеризующие требовательность потребителей к качеству товара, эластичность спроса по цене и уровню дохода; степень осознания социальными группами актуальности какой-либо потребности, национальные традиции, фазы жизненного цикла, структура спроса, его динамические показатели.

v родственные и поддерживающие отрасли - отрасли, которые являются потребителями и/или поставщиками данной отрасли,

v государственное регулирование (влияние исполнительной власти на кредитно-денежную, налоговую, таможенную политику; нормы, стандарты; госзаказы и пр.)

v случайные события.(изобретения; прорывные технологии; резкие изменения цен на ресурсы; резкие изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах; резкие изменения локального и международного спроса; политические решения местных и зарубежных правительств; войны и другие форс мажорные обстоятельства).

Выделяют следующие экономические показатели для оценки отрасли:

v емкость рынка, то есть количество продукции, которое может быть реализовано за год (выражается в денежном эквиваленте, штуках, тоннах и т. д.);

v виды конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная);

v темп прироста емкости рынка (%);

v этап жизненного цикла отрасли (внедрение, рост, замедление роста, насыщение, спад);

v количество конкурентов и их относительные рыночные доли;

v вид вертикальной интеграции (прямая, обратная);

v величины входных и выходных барьеров;

v темп технологических изменений и продуктовых инноваций;

v степень продуктовой дифференциации в отрасли;

v величины эффектов масштабов (производственного и/или маркетингового);

v отраслевая чувствительность к степени загрузки производственных мощностей;

v отраслевая капиталоемкость;

v среднеотраслевая прибыльность.

Доминирующие движущие силы отрасли ( параметры внешней среды, изменения которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений) определятся из перечня:

v изменения в темпе роста отраслевой емкости рынка;

v изменения параметров сегментов потребителей;

v продуктовые инновации, то есть запуск новых товаров;

v технологические изменения;

v маркетинговые инновации;

v вхождение и выход из отрасли крупных организаций;

v распространение ноу-хау;

v усиление глобализации отрасли;

v изменения в удельных затратах и эффективности;

v изменения в предпочтениях потребителей и способах использования ими товаров;

v изменения в государственном регулировании;

v изменения общественного мнения, стиля жизни;

v снижение или возрастание неопределенностей и риска.

Для оценки эффективности текущей стратегии необходимо оценить:

v изменение во времени рыночной доли организации;

v относительную по отношению к конкурентам прибыльность, динамику ее абсолютного значения;

v относительную по отношению к конкурентам динамику валового дохода.

Факторы, повышающие конкурентные преимущества:

v высокая рыночная доля;

v положительная динамика рыночной доли;

v тщательно разработанная и последовательно реализуемая стратегия;

v высокий престиж организации в глазах ее потребителей;

v положительная динамика престижа;

v принадлежность компании к выгодно позиционированной стратегической группе;

v наличие необходимых финансовых ресурсов;

v обширная номенклатура товаров;

v ценовые преимущества;

v рентабельность, технологический уровень, инновационный потенциал, профессионализм сотрудников выше среднего.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Волкогонова О.Д. Стратегический менеджмент: учебник / О.Д. Волкогонова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Круглова Н.Ю. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Н.Ю. Круглова. – М.: РДЛ, 2003.

3. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Панов А.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А.И. Панов, И.О. Коробейников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Дополнительная:

1. Гапоненко А.А. Стратегическое управление: учебник / А.А. Гапоненко. – М.: Омега-Л, 2004.

2. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев. – М.: Экономистъ, 2004.

3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика: учеб. пособие / А.Т. Зуб. – М.: Аспект-пресс, 2006.

4. Масленченков Ю.С. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы: учеб. пособие / Ю.С. Масленченков. – М.: 2005.

5. Петров А.Н. Стратегический менеджмент: учебник / А.Н. Петров. – СПб: Питер, 2006.

6. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А.А. Томпсон. – СПб.: Вильямс, 2003.

Периодические издания:

1. Менеджмент сегодня: журнал.

2. Проблемы управления: журнал.

3. Российская экономика: прогнозы и тенденции: журнал.

4. Российский журнал менеджмента журнал.

5. Секрет фирмы: журнал.

6. Современное управление: журнал.

7. Экономические стратегии – системы менеджмента качества: журнал.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: