Основные стратегии аккультурации




В процессе аккультурации человек вынужден одновременно решать две проблемы — сохранение своей культурной идентичности и включение в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает основные стратегии аккультурации:

§ ассимиляция — вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей;

§ сепарация — отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Стратегия изоляции, на которой настаивают представители господствующей культуры, называется сегрегацией;

§ маргинализация — вариант аккультурации, проявляющийся в потере идентичности с собственной культурой и отсутствии идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры);

§ интеграция — идентификация как со старой культурой, так и с новой.

 

11. Концепция «большого плюралистического общества» и её критика.

Теоретически различаются монокультурные (включающие один этнос и одну этническую культуру) и плюралистические общества, однако в современной социальной реальности «трудно найти общество, в котором была бы одна культура, один язык, одна религия, одна- единственная идентичность», которая характеризовала бы весь народ. Настоящее общество - это плюралистическое сообщество, где совместно проживают разные этнокультурные группы с общей социальной и политической культурой.

Тем не менее большинство российских исследователей выстраивают свою исследовательскую позицию таким образом, что исследуемые ими общества либо культурно однородны, либо должны быть культурно однородными. Такой же позиции придерживаются многие люди, которые проживают в сложных социальных объединениях. Другие люди спокойно принимают тот факт, что они живут в культурно сложном сообществе и что не следует выделять одну культуру или один этнос из этого многообразия.

В 1998 г. Дж. Берри уточнил две позиции относительно плюралистического общества. Первая позиция: существование «меньшинства мейнстрима». Наличествует так называемый плавильный котел, т.е. «единственное доминирующее общество, или общество мейнстрима, на обочине которого располагаются группы меньшинств», которые рано или поздно поглотятся мейнстримом до полного уничтожения.

Вторая позиция: существование «мультикультурализма». Наличествует «мозаика этнокультурных групп, сохраняющих чувство своей культурной самобытности и принимающих участие в социальной структуре, которая характеризуется некоторыми общими нормами (юридическими, экономическими, политическими соглашениями) относительно того, как жить вместе».

Отличительные признаки этнокультурной группы: численность, власть, права и ресурсы. Большое значение имеет то, кто конкретно вступает в культурный контакт: группа или отдельные личности. Если в контакт вступает отдельная личность, тогда важным становится изменение установок, ценностей, возможностей

(психологических характеристик индивида, которые имеют ту или иную динамику в процессе аккультурации).

 

12. Концепция «плавного котла». Мультикультурализм.

Плавильный котел" наряду с теорией англоконформизма составили теоретическое ядро классической школы этничности в Соединенных Штатах Америки. Как писал М.Гордон, "хотя англокон-формизм в различных своих проявлениях был преобладающей идеологией ассимиляции, в американской исторической практике существовала и конкурирующая модель с более общими и идеалистическими тонами, имевшая своих приверженцев с XVIII столетия, а затем и продолжателей".

Мультикультурализм- политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ.melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».

Модель «Плавильного котла»

Плавильный котёл, он же «плавильный тигель»-- это модель этнического развития, активно пропагандируемая в американской культуре. Доминирование в американской общественности этой мысли тесно связано с идеалами представления культуры о подлинно свободном демократическом обществе, где люди будут стремиться жить среди расово-этнических смешанных соседей.

Плавильный котел является метафорой для гетерогенного общества. Оно становится все более однородным, различные элементы "плавления вместе" соединяются в гармоничное целое с общей культурой. Особенно, этот термин используется для описания ассимиляции иммигрантов в Соединенные Штаты. Метафора получила

широкое распространение в 1780-х гг. мультикультурализм плавильный котел интеграция иммигрант

После 1970 г., модель плавильного котла была оспорена сторонниками мультикультурализма, которые утверждают, что культурные различия в обществе являются ценными и должны быть сохранены, предлагая альтернативные метафоры.

Мультикультурализм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

13. Результаты аккультурации. Аккультурация и адаптация.

Многочисленные исследования показывают, что эмигранты, прибывающие в другую страну на постоянное место жительства, как правило, ориентируются на ассимиляцию, а как беженцы, вынужденные в силу каких-либо внешних причин покинуть свою роди ну, психологически сопротивляются разрыву связей с ней, и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее. Еще недавно исследователи полагали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой.

Сегодня целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность. Таким образом, культуры при взаимодействии не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения, обнаруживая при этом свою самобытность и специфику. Поэтому реальное взаимодействие культур обнаруживает как позитивные (обогащение культур), так и негативные (их подавление, обеднение — эрозия) следствия.

В истории человеческого общества можно найти множество примеров позитивного и негативного взаимодействия культур. Например, культура Испании, находящейся на стыке христианского и мусульманского миров, органически сочетает европейские и мавританские элементы, проявившиеся в музыке и архитектуре. Обогащение культуры Европы было особенно ощутимым в эпоху Великих географических открытий, когда из заморских стран ввозились культурные растения и навыки их использования (картофель, кукуруза, табак, чай, какао, соя и т.п.). Усложнение культурной жизни Востока (Индии, Китая, арабских стран) происходило в период экспансии европейской культуры в XIX в., обогатившей местные культуры элементами научных знаний и техническими новшествами. Эрозии обычно подвергаются те этнические культуры, которые испытывают массированное воздействие извне и не имеют достаточно развитой и устойчивой культурной системы, способной противостоять культурной экспансии и адекватно отвечать новым жизненным требованиям.

 

14. Культурный шок, его симптомы, причины, формы проявления.

Под понятием «культурный шок» понимают эмоциональный или физический дискомфорт, процесс дезориентации личности, в том случае, когда она попадает в другую культуру. Впервые данный термин появлялся в 1960 году, первым его стал использовать американский ученый Калерво Оберг. Он определял культурный шок как момент тревоги при потери знакомых знаков, символов взаимодействия в обществе. Давно известен тот факт, что, когда личность попадает в незнакомый социум она испытывает негативные ощущения. Сущность культурного шока заключается в конфронтации старых и новых культурных ориентиров. Старые ориентиры – это ориентиры той культуры, из которой индивид вышел, а новые ориентиры – это ориентиры культуры, в которую он вошел. Из выше сказанного можно сделать вывод, что культурный шок представляет собой столкновение двух культур в сознании определенного человека.

Ученый К. Фурнем проведя ряд исследований, выявил восемь подходов к пониманию концепции культурного шока.

Культурный шок связан с переездом в другое место, у индивида формируется реакция, которая напоминает оплакивание, то есть человек очень переживает из-за потери прежних связей. Однако переезд не всегда имеет негативные последствия, поэтому степень выраженности этой утраты в каждом отдельном случае будет разной. Индивид, который попал в иную культурную среду связывает проявления своего культурного шока с такими явлениями как фатализм, беспомощность и внешний локус контроля.

Под культурным шоком подразумевается процесс выживания самых сильных представителей. Однако рассматривать этот вариант развития событий можно лишь субъективно, так как исследования культурного шока проводились в ретроспективе. Основная вина накладывается на самого индивида, так как именного его ожидания не соответствуют реальной картине, в то же время нельзя сделать однозначного вывода относительно связи между степенью неудовлетворенности ожиданий и плохой адаптацией.

Одной из причин, которая приводит к проявлению культурного шока является нарушение привычного распорядка дня и неприятные ситуации. Но достаточно часто бывает и так что сам индивид становится причиной негативной ситуации или же слишком остро воспринимает происходящие события.

Еще одной причиной культурного шока можно назвать ситуацию расхождения ценностей, эти разногласия возникают из-за недопонимая, и это в дальнейшем приводит к ряду конфликтных ситуаций. Однако следует так же упомянуть, что существуют ценности, которые проще адаптировать, а есть те, которые адаптировать сложнее. Другая причина культурного шока кроется в несовершенных навыках социализации. Те люди, у которых меньше опыта общения с другими людьми сложнее адаптируются к новым условиях.

Виной культурного шока так же может стать недостаточная поддержка со сторон социума. Но для того чтобы это заключение стало объективным находимо провести ряд исследований на этот счет, это на сегодняшний момент является практически невозможном, так как сложно количественно измерить социальную поддержку или разработать ее механизм.

Культурный шок проявляется чаще всего в ситуации, когда индивид попадает в другую страну, но он может так же иметь место быть и в ситуациях, когда человек сталкивается с изменением общественной среды в своей собственной стране. Культурный шок появляется тогда, когда индивид теряет свои привычное психологические факторы, которые помогали ему успешно функционировать в обществе и на их место приходят новые не знакомые факторы. В большинстве случает человек, когда попадает в новую неизвестную культурную среду, испытывает неприятное ощущение. В сознании индивида прочно укрепилась мысль, что образ жизни, ценности, мировоззрения в его культуре являются единственно правильным. Большинство людей не понимают, что они являются представителями другой культуры и имеют другой менталитет, даже в тех случаях, когда люди понимают, что причина в поведении других людей объясняется их менталитетом, не всегда до людей доходит понимание того, что их мировоззрение не является единственно правильным. Если человек захочет выйти за пределы своей культуры и своего менталитета, только в этом случае он поймет каким образом он отличается от представителей других культур. Каждый человек индивидуален, поэтому каждая личность по-разному будет реагировать на культурный шок, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Степень влияния культурного шока на человека можно объяснить, как индивидуальными психическими характеристиками личности, так и степенью несхожести культур.

Симптомы и проявления культурного шока

Когда на человека начинает действовать культурный шок он может чувствовать напряжение, так как слишком много сил тратится на процесс психологической адаптации. Иногда человек так же испытывает чувство потери, так как в следствии переезда возможно человеку пришлось расстаться со своей семьей, друзьями, сменить место жительства или работу. Человек так же бывает досочно одинок, когда попадает в новую культуру, как следствие он может начать отрицать ее. У личности, которая находится под воздействием культурного шока может наблюдаться потеря личностной идентификации. Новые обстоятельства тревожат человека, а после того как он осознал различия своей культуры с той в которую он попал может также возникнуть чувство отвращения к ценностям новой культуры. Если человек не в состоянии справиться со сложившимися ситуациями, в этом случае у него может возникнуть ощущение беспомощности, иногда безысходности. Человек, который испытывает культурный шок в тяжелой степени может испытывать следующие симптомы: тревожность, раздражительность, депрессию, усталость боязнь контактов с другими людьми психосоматические расстройства усталость, бессонница.

 

15. Модель освоения чужой культуры М.Беннета.

Процесс развития этнокультурной компетентности представлен в модели освоения чужой культуры Милтона Беннета, американского ученого-культуролога, директора Исследовательского института межкультурного развития (США), который выделяет шесть этапов, отражающих отношение человека к различиям между родной и чужими этническими группами.

Согласно модели М. Беннета, человек проходит шесть этапов личностного роста:

  • • три этноцентристских этапа (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий);
  • • три этнорелятивистских этапа (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности).

отрицание: изоляция; сепарация;

• защита: диффамация, превосходство, обратное развитие;

• умаление: физический и трансцендентный универсализм. Содержание этнорелятивистских этапов:

• признание: уважение к различиям в поведении и системе ценностей;

• адаптация: эмпатия; плюрализм; интеграция, контекстуальная оценка; конструктивная маргинальность.

Одной из форм этноцентризма является отрицание культурных различий между народами, этноцентристская личность не воспринимает их существования. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.

Изоляция понимается прежде всего как физическая изоляция народов и культур. Она способствует этноцентризму: если человек не сталкивается с чужими, нет необходимости задумываться о культурных различиях. В наши дни практически не бывает полной физической изоляции (разве что найдется неизвестное племя в дебрях Амазонки), но вполне возможна относительная.

Сепарация представляет собой возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, отличного от собственной культуры; выступает средством сохранения отрицания. В реальной практике взаимодействия культур сепарация встречается намного чаще изоляции. Подобные барьеры создаются по расовым, этническим, религиозным, политическим и другим основаниям.

На этапе отрицания лучшим методом формирования межкультурной чувствительности становится организация различных мероприятий – международных вечеров, недель межкультурного обмена, где можно познакомиться с музыкой, танцами, костюмами, кухней другой страны и т.п. Это помогает сформировать более конкретное понимание основных культурных категорий. Важно просто признать существование межкультурных различий, избегая их обсуждения, так как слушатели либо проигнорируют такую информацию, либо отвергнут объяснения. Когда эти различия начинают осознаваться, первой реакцией станет возрастание напряженности, что ведет к следующему этапу – защите.

На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противостоять. Поскольку существование различий признается реальным фактом, то защита представляет собой шаг вперед в, развитии межкультурной чуткости по сравнению с отрицанием.

Диффамация (клевета) – первая форма защиты – негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов, когда отрицательные характеристики приписываются каждому члену соответствующей социокультурной группы. Клевета может распространяться на расу, этнос, пол, религию и т.д. Она может быть неявной, например просьба на семинаре подтвердить, что какая-то группа действительно стала источником неприятностей. Но есть и более серьезные формы клеветы, когда пытаются рационально обосновать негативные стереотипы, доказать неполноценность той или иной группы.

Защищая свои культурные отличия, человек приходит к чувству культурного превосходства, причем прямое отрицание чужой культуры не становится обязательной чертой этого чувства. Чувство превосходства проявляется в виде гордости за свою расу, пол и т.п. Естественно, чужое воспринимается чаще всего как имеющее более низкий статус. Этап превосходства представляет собой шаг вперед по сравнению с диффамацией, потому что различие оценивается менее негативно, его признают, хотя и с позиций этноцентризма. На этом этапе очень опасно скатиться на позиции ненависти к чужакам. Нельзя также допустить, чтобы гордость за свою культуру стала самоцелью.

Обратное развитие (полное изменение) – необязательный этап межкультурного развития, хотя его переживают достаточно многие, долгое время проживающие за границей. Оно означает очернение собственной культуры и признание превосходства другой. Субъективное значение, приписываемое культурному различию, остается тем же, просто происходит замена культуры, которая воспринимается как “другая”, “отличная”.

На стадии защиты важно обратить внимание на элементы общие для всех взаимодействующих культур, и особенно на то что в них положительного. Если вслед за этапом защиты не наступит этап умаления, а произойдет скачок к принятию или адаптации, это может привести к укреплению защиты и отказу от дальнейшего развития межкультурной чувствительности.

Этап умаления (минимизации) – последняя попытка сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культурные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как на этапе защиты. Они рассматриваются как нечто тривиальное, естественное, незначительное по сравнению с культурным сходством. Принимается позиция единой человеческой сущности, которая иллюстрируется известным “золотым правилом”: поступай с другими людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой. Это правило подразумевает, что все люди одинаковы, но при всей внешней привлекательности данный подход также остается этноцентричным, поскольку “универсальные” характеристики людей берутся из своей культуры и означают: “будь, как я”.

Физический универсализм как первая форма минимизации исходит из того, что все люди независимо от расовой, этнической или культурной принадлежности имеют общие физические характеристики, которые обеспечивают одинаковые материальные потребности и требуют поведения, понятного любому другому человеку. Логичным следствием из этих посылок будет утверждение, что все культурные различия сводятся к нескольким не очень существенным характеристикам. Но важно понимать, что, хотя люди и имеют схожие физические потребности, их удовлетворение происходит в специфическом социальном и культурном контексте. Поэтому на данном этапе важно ознакомить людей с эмпирическим материалом, подчеркивающим значение социального контекста человеческого поведения. Физический универсализм возникает в результате эмпиризма, подхода, стремящегося к обобщению опытных (в основном естественно-научных) данных.

На этом этапе развития межкультурной чуткости наиболее эффективны рассказы о собственном опыте межкультурного контакта и другие примеры, иллюстрирующие культурные различия в поведении. Особенно полезна встреча с представителями иной культуры, способными наглядно продемонстрировать эти различия.

Переход от этноцентризма к этнорелятивизму осуществляется через смену парадигмы – от абсолютизма к релятивизму. В основе этнорелятивизма лежит предположение о том, что поведение человека можно понять только исходя из конкретной культурной ситуации, и у культурного поведения стандарта правильности нет. Культурные различия – это не хорошо и не плохо, они просто есть, а типы поведения рассматриваются как приемлемые или неприемлемые в зависимости от конкретных социокультурных условий. Людям свойственно признавать необходимость жить в мультикультурном обществе вместе, поэтому они готовы уважать других и требовать уважения к себе.

Этнорелятивизм начинается с принятия культурных различий как неизбежного и позитивного факта, проходит через этап адаптации к ним и может завершиться формированием межкультурно компетентной личности.

Очередным, по представлениям М. Беннета, этапом развития межкультурной чуткости и одновременно первым этапом этнорелятивизма является этап признания (одобрения), когда существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признаются различия в поведении, затем – в культурных ценностях и т.д.

Самое очевидное различие в поведении людей разных культур – язык. Вербальное поведение сильно варьируется в разных культурах. Человек начинает видеть поведение других людей через призму фундаментальных культурных различий, а не как вариант универсальных культурных истин, начинает осознавать, что языки – это не разные коды общения, выражающие одни и те же идеи, а средство формирования картины мира, что наше видение мира во многом определяется тем, как мы говорим (гипотеза Сепира – Уорфа). В это же время происходит знакомство с особенностями невербального поведения, неожиданными для неподготовленного человека.

Этот этап подготавливает людей к признанию относительности культурных ценностей – главного элемента в воспитании межкультурной чуткости. Человек принимает разные взгляды на мир, являющиеся основой культурных вариаций в поведении. Ценности должны рассматриваться как проявление чисто человеческой способности освоения мира. Мы можем делать это по-разному, поэтому ценности у людей могут различаться. Если же мы зафиксируем ценности и они станут чем-то стабильным и неизменным (вещью), они могут начать свое собственное существование и вернуть нас к этноцентризму.

На этапе адаптации (приспособления) происходит углубление этнорелятивизма, приходит осознание того, что культура – не застывший факт, а процесс. Поэтому лучше говорить не о том, что “люди имеют культуру”, а о том, что они вовлечены в нее.

Адаптация предполагает развитие альтернативных коммуникативных умений и поведенческих моделей. Только раздвинув культурные рамки, люди смогут общаться с позиций этнорелятивизма. Адаптация начинается с эмпатии (сопереживания) и завершается формированием плюрализма.

Эмпатия означает возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе переживаний другого человека. Сопереживание (сострадание) – категория этноцентристская, так как основана на предположении об одинаковости людей, которые должны все чувствовать одно и то же в сходных обстоятельствах.

Эмпатическое чувство развивается у человека долгие годы и требует все возрастающих знаний о других культурах, изучения иностранных языков, понимания разных коммуникационных стилей, повышения чувствительности к разным ситуациям, в которых возможно применение альтернативных культурных ценностей. Но эмпатия имеет ограниченный характер.

Более глубокая адаптация связана с плюрализмом, под которым подразумевается не просто осознание различия культур, но и полное понимание его в конкретных культурных ситуациях. Оно возможно лишь как результат личного опыта жизни в чужой культуре, для чего обычно требуется не менее двух лет. Плюрализм демонстрируют дети эмигрантов и те, кто вырос в нескольких культурах (например, если родители принадлежат к разным культурам).

Для плюрализма характерно осознание культурных различий как части себя, собственной идентичности. Для таких людей уважение различий означает уважение к себе. Этим плюрализм отличается от эмпатии, при которой другой взгляд на мир все еще находится “вне” личности. Фактически результатом плюрализма является бикультурализм или мультикультурализм. Плюрализм, будучи частью высокого уровня межкультурной чуткости, выступает обобщением позитивного отношения к культурным различиям.

Интеграция – полное приспособление к чужой культуре, которая начинает ощущаться как “своя”. На этом этапе можно говорить о формировании мультикультурной личности, чья идентичность включает другие жизненные принципы помимо ее собственных. Такой человек психологически и социально готов понять множество реальностей, способен к обдуманному выбору поступков в специфической ситуации, а не просто действует в соответствии с нормами своей культуры. Иногда ученые используют термины “межкультурная”, “интернациональная”, “универсальная” личность.

Контекстуальная оценка – первая фаза интеграции – описывает механизм, позволяющий человеку анализировать и оценивать ситуацию, когда возможно несколько вариантов культурного поведения. На уровне адаптации возможна такая ситуация, когда человеку все альтернативные модели поведения кажутся одинаково хорошими. Контекстуальная оценка позволяет человеку выбрать наилучшую модель поведения в конкретной ситуации: где-то поступить по-американски, где-то – по-японски и т.п. Эта форма интеграции становится вершиной развития межкультурной чуткости для большинства людей.

На этом этапе появляется межкультурная (мультикультурная, маргинальная) личность. Она находится вне культурных рамок в силу возможности подняться на метауровень анализа ситуации. Для такого человека естественной культурной идентичности нет, как и абсолютно правильного поведения. При этом человек как бы освобождается от оков культуры и открывает для себя множество способов быть “хорошим”, “честным” и “красивым”. Это похоже на подъем в гору. Когда мы достигаем вершины, то видим, что все тропинки внизу в конечном счете ведут к одной вершине и каждая тропинка представляет собой уникальный пейзаж.

После этого можно посмотреть на культуры как объективно, так и субъективно, использовать ту или другую культуру без явного конфликта, включать разные лингвистические и культурные кодовые системы. На этом этапе не важно, представителем какой культуры и какого народа тебя считают другие: как в когнитивной, так и в эмоциональной и поведенческой сферах ощущается полная свобода.

Конечно, мультикультурный человек – это идеал. Процесс психического роста от монокультурного человека к мультикультурному есть процесс изменения, в котором новые элементы жизни объединяются с полным пониманием сути культуры. Этот процесс связан со стрессом и напряжением из-за необходимости приспособления к давлению окружающей среды, на что способны не все. Более того, поскольку результатом данного процесса могут стать психологические проблемы человека, то встает вопрос о возможности и необходимости мультикультурализма. Тем не менее современные исследователи соглашаются с тем, что мультикультурность должна стать важной человеческой и социальной ценностью, идеалом, к достижению которого следует стремиться.

 

16. Вербальная коммуникация в межкультурном взаимодействии.

Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников.

Значение языка в жизни и культуре любого народа трудно переоценить. В процессе социализации и инкультурации человек усваивает определенные особенности видения окружающего мира. Язык играет большую роль в развитии и закреплении этих особенностей видения: посредством языка окружающий мир оценивается и интерпретируется. Различные интерпретации действительности отражаются в языке и передаются при помощи языка. Поэтому в межкультурной коммуникации язык следует понимать как средство общения, которое предназначено для взаимопонимания участников коммуникации. Использование языка в качестве основного средства вербальной коммуникации предполагает, что каждому слову или звуку придается специальное, только ему свойственное значение. Для носителей данного языка это значение является общепринятым и помогает им понимать друг друга.

Вербальная коммуникация, как считают специа­листы по теории коммуникации, может проходить преимущест­венно в форме диалога или монолога.

Диалогом называется форма общения, состоящая из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон или партне­ров. На практике диалог представляет собой взаимные реплики собеседников, которые в свою очередь являются естественным ответом на побуждения собеседника или реакцией на происходя­щее вокруг. В теории коммуникации диалог считают первичной, естественной формой языкового общения, генетически восходя­щей к устно-разговорной сфере: Он представляет собой сложно организованную структуру, создаваемую совместной деятель­ностью коммуникантов. Специалисты по коммуникации выде­ляют следующие типы диалога:

- информативный, состоящий из вопросно-ответной коммуни­кации и имеющий своей целью получение информации;

- прескриптивный, содержащий просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить какое-либо действие;

- обмен мнениями, представляющий собой общение дискусси­онного характера между собеседниками с равной коммуника­тивной компетенцией;

- праздноречивый, представляющий собой эмоциональное об­щение собеседников (жалобы, хвастовство, восхищение, опа­сение и т.д.) или информационно бесцельный, но интеллекту­альный разговор.

Современными исследованиями установлено, что диалог детерминируется такими социальными характеристиками участ­ников, как социальный статус, роль, профессия, этническая при­надлежность, возраст. В зависимости от этих факторов выбира­ются темы, языковые средства и позиции в языковом общении. Возможности взаимопонимания в диалоге ограничиваются, как правило, социальными и культурно-специфическими аспектами коммуникации, различиями в значимости знаков и социальных символов, сигнализирующих о принадлежности человека к той или иной этнокультурной группе.

Для диалога как простейшей разговорной речи характерны повторения каких-то слов за собеседником, дополнения, намеки, междометия и т.д. Особенности диалогической речи в значитель­ной степени зависят от степени близости и взаимопонимания со­беседников. В разговоре одну и ту же мысль можно по-разному высказать близкому другу, родителям, коллеге и т.д.

Монолог является речевой формой общения, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие, поскольку произносит­ся одним человеком при обращении к другому или многим людям. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжа­ется достаточно долго, не перебивается репликами и требует пред­варительной подготовки. Здесь необходимо строго придержи­ваться последовательности, логики и грамматической правиль­ности высказывания. Основными признаками монолога являют­ся большая протяженность реплик, композиционная сложность, стремление выйти за тематические рамки общения.

В риторике и теории коммуникации выделяются несколько типов монолога, которые различаются методами изложения ма­териала. В зависимости от методов принято выделять следующие типы монолога:

- драматический, при котором сложный вид речи дополнительно сопровождается другими средствами коммуникации — мими­кой, жестами, пластическими движениями и т.п.;

- информационный, означающий сообщения различного рода.

Теория коммуникации большое внимание уделяет логическо­му построению речи, убедительности аргументации и ориентиро­ванности на взаимопонимание с партнером. Для этого разрабаты­ваются специальные технологии манипулирования и убеждения слушателя или собеседника: запугивание, увещевание, введение в заблуждение, лесть, эмоциональные призывы и т.д.

Прямой и непрямой стили вербальной коммуникации.

Благодаря этим двум стилям выражаются или скрываются глубинные побуждения и намерения в процессе общения или, иными словами, выявляется степень открытости человека. Прямой вербальный стиль имеет своей целью выражение истинных намерений и поэтому предполагает жесткий стиль общения, исключающий условности и недосказанность.

Искусный (вычурный) и краткий (сжатый) стили вербальной коммуникации. Данные стили основываются на различной степени использования экспрессивных средств языка, пауз, молчания и т.д. Искусный, или вычурный, стиль предполагает использование богатого, экспрессивного языка в общении.

Инструментальный и аффективный стили вербальной коммуникации различаются ориентацией (направленностью) процесса вербальной коммуникации на того или иного его участника. Инструментальный стиль коммуникации ориентирован главным образом на говорящего и на цель коммуникации. Он опирается на Точную информацию, чтобы достичь поставленных целей общения. Аффективный стиль имеет противоположную направленность процесса коммуникации: он ориентирован на слушающего и сам процесс коммуникации. Для достижения поставленных целей данный стиль предполагает приспособление участников к самому процессу общения, к чувствам и потребностям собеседника.

На процесс взаимопонимания в вербальной коммуникации оказывают существенное влияние такие характеристики речевого общения, как денотация и коннотация, полисемия, синонимия, смешение наблюдения и оценки. Денотация и коннотация. Жизненный опыт человека влияет на значения, которые он придает словам. Денотация — это значение слова, признаваемое большинством носителей данного языка (лексическое значение слова), а коннотация — вторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими носителями данного языка.

Полисемия. Некоторые слова имеют несколько общепринятых значений, что также может послужить причиной неэффективной коммуникации. Примерами таких слов в русском языке могут быть слова «замок», «мука», «лук».

Синонимия. Процесс коммуникации предполагает возможность кодирования какой-либо информации с помощью разных слов и фраз.

Наблюдения и оценки. Компетентность в коммуникации, а значит, ее эффективность предполагает умение видеть различие между фактуальными утверждениями и выводами, основанными мнениями, чувствовать разницу между оценками, включающими и себя результаты, наблюдений, и оценками, которые отделены от результатов наблюдений. Мы можем видеть,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: