О ТОМ, КАК В ПРОШЛОМ ОБРАЗОВАЛИСЬ ХОРИНСКИЕ И АГИНСКИЕ БУРЯТЫ




/ 5 / Они отделились от монгольского народа, находящегося в ведении богдо хана 1 великой и высочайшей дайцинской династии, 2 и подчинились власти его величества государя императора, самодержца российского.

Выясняем нижеследующее: младшим из трех сыновей Баргу батур дайчин нойон'а монгольских двух тумэтов был Хоридай мэргэн, 3 а рожденная от его первой жены Баргужин гоа была единственной дочерью Алун гоа. 4 От второй жены, по имени Шаралдай, было пять сыновей: Галзут, Хуацай, Хубдут, Гучит, Шарайт. От третьей жены, по имени Нагатай, было шесть сыновей: Харагана, Худай, Бодонгут, Халъбин, Цаган и Батунай, с каковыми родились [всего] одиннадцать сыновей. Продолжая размножаться, они стали родовичами одиннадцати родов, и вследствие того, что имя их отца было как раз Хоридай, общее имя им, сообразно с этим, было наречено Хори. 5 От этой последней жены Нагатай родилось восемь сыновей, однако двое из них умерли в малом возрасте, вследствие чего имена их неизвестны.

После этого, по прошествии многих поколений, монгольский Алтан хан 6 пригласил в двенадцатый год земли-зайца десятого рабджуна из западной снежной Тибетской страны всеведующего далай ламу Соднам Джамцо в Монголию / 6 /. Далай лама указал своим перстом на реку Улан Мурен, заставил эту реку течь вверх и явил чудесные знамения: собрание и укрощение находившихся в Монголии тэнгриев, драконов, шимнусов и онгонов в виде существ о верблюжьих, конских, овечьих, бычачьих, кошачьих, ястребиных и волчьих головах; явление святейшества далай ламы некоторым людям в образе Хоншим бодисатвы; появление на камне, на который ступил служивший ему для езды конь, шести слогов, и прочее 7. И приблизительно после того времени, когда он устроил в благоверии монгольского хана, нойонов и всех прочих людей и распространил веру будды, определил и установил десять добродетельных законов учения, в то время, когда в Баргу-Монгольской стране за Дай хон тайжи, сына солонгутского Бубэй батур бэйлэ хана, была выдана замуж Бальжин хатун, люди этих одиннадцати родов хоринских были отданы в качестве "инжи". 8 После этого они стали "албату" Дай хон тайжи.

Этот Бубэй батур не был ханом, но бэйлэ, нойоном. Между тем он нашел в расщелине родника медный амулет с изображением слога ппу". И имеются даже такие предания, что когда он доложил об этом ламе Хугэн хутухту, 9 тот поведал ему: "Это является знаком того, что ты станешь ханом". После этого он прославился как Бубэй батур бэйлэ хан.

Между тем, когда Бубэй батур бэйлэ хан состарился, его жена, мать Дай хон тайжи, скончалась. Когда он взял молодую жену, та оказалась не в ладах с невесткой, с Бальжин хатун. При каком-то случае взаимного несогласия невестка ее Бальжин хатун, приложив все [16] старания, угодить ей все же не смогла. Тогда Дай хон тайжи взял Бальжин хатун и свой народ одиннадцати родов хоринских и перекочевал побегом около 1594 года по русскому летосчислению в направлении между севером и западом.

/ 7 / Он переправился черев реку Ургунэ, достиг реки Улирэнгэ 10 и расположился, приведя в порядок пришедший в ветхое состояние город, воздвигнутый на впадавшей в нее речке в прежнее неведомое время из камня и кирпича. Та местность называлась Хуандай 11. Впоследствии, однажды, явились русские, расположились там и выстроили из кирпичей развалин того, что прежде было воздвигнуто как город, – церковь. Она продолжает существовать доныне. Если выяснить, то окажется, что Хон имени Дай хон было поставлено вперед, а Дай – назад, вследствие какового наименования местность прозвалась Хуандай 12.

Когда явилась погоня, т. е. посланцы отца бэйлэ хана 13, он обратился в бегство. Он откочевал и стал жить в отдалении от реки Аги 14, по южному и северному склонам хребта Хухульби, на южной и северной сторонах реки Онона. Он находился там с три года. Вследствие донесений молодой жены Бубэй батур бэйлэ хану, последний разгневался и послал войско, и то войско достигло их. В соответствии с приказом хана, оно умертвило невестку его Бальжин хатун. Они бросили труп ее на холм, находящийся на юге от одного озера, вследствие чего озеро тем самым стало называться Бальжина 15, и находится оно теперь в истоках реки Тура. А та местность, где на горе Адун Чулун бросили ее седло, ныне называется Алтан эмэл 16. Так поступили те воины, а некоторые из одиннадцати родов хоринских бежали вместе с Дай хон тайжи лесами и горами. Что же касается того, что некоторая большая часть народа была уведена в Баргу-Монгольскую страну, то они и там подверглись притеснениям и тому подобному. По причине взаимного несогласия некоторые из них / 8 / около 1607 года по русскому летосчислению откочевали побегом и соединились с людьми, отколовшимися от прежде явившегося народа, кочевавшего и жившего по южному и северному склонам прежнего хребта Хухульби. Пока они находились там, они жили в страхе перед убийствами, кражами, грабежом и тому подобным со стороны находившихся издревле в той местности людей тунгусского улятского рода 17. Оттуда часть их вернулась кочевкой обратно, некоторые переправились через реку Онон, некоторые же, большая часть их, стала кочевать по рекам Хилку, Уде, Ане, Тугную и вблизи озера Еравны 18. Часть их перекочевала на восток. Пока они обитали по правую и левую сторону реки Нерчи 19, на север от реки Шилки и в местности под названием Арида, они соединились с тунгусами, прежде находившимися там поблизости, и стали заниматься охотой на зверей. Тот народ хоринский оказался в раздорах промеж себя, и одни клеветали на других. Вследствие того, что они говорили тунгусам всякую ложь, клеветали и хулили их, тунгусы однажды, когда они устраивали облаву, позавидовали тому, что в облаву попалось много зверей и что народ хоринский и прежде стрелял больше зверей, чем тунгусы. Они были недовольны также по многим другим причинам и воспылали ненавистью к ним. Отправившись в поход, они убили стрелами Умяхэй батура и прочих лучших людей одиннадцати родов хоринских. Так как их трупы бросили в две ложбины, трупы стали разлагаться. Когда стало нести смрадом, те две ложбины были названы Умэхэй. 20 / 9 / Находятся они теперь на левой стороне Нерчи.

По этой причине поселившийся там народ одиннадцати родов хоринских бежал в сильном страхе перед тунгусами. После этого, [17] продолжая кочевать, они соединились с теми, которые прежде откочевали на реки Хилок, Уду, Ану, Тугнуй Верхнеудинского округа, в ближайшие окрестности озера Еравны. Пока они кочевали, они услыхали, что из Монголии пришло в качестве погони войско, испугались и бежали. Они откочевали на реки Итанцу и Кудару 21, а оттуда перекочевали и расселились по берегам Байкала и по острову Ольхону 22. Вследствие того, что поблизости существует издревле находящийся на северной и южной стороне Байкала народ, по имени буряты, они стали, в подражание им, называться русским наименованием – бурятами одиннадцати родов хоринских. Жили они по тем местам некоторое количество лет. Когда маленький сын одного богача пошел из дому поиграть в степь и был схвачен, унесен и съеден беркутом 23, все пошли на охоту, и из двух беркутов они одного застрелили. Другого они ранили и дали ему улететь. Вследствие этого они стали бояться, что впоследствии он поест их детей, и откочевали оттуда обратно и расселились по реке Итанце, а оттуда половина, небольшое количество их, – по рекам Уде, Курбе, Ане, Худуну, Тугную, Хилку 24 и поблизости от них.

Вышеизложенное написано на основании услышанного, со слов, переданных устно людьми прежних, давних поколений.

Тем временем, полагаясь на милость его величества белого царя, государя Алексея Михайловича, они причислились к Нерчинскому округу и стали подданными. Начиная с 1648 года 25 по русскому летосчислению, они произвели подсчет зажиточным людям своим / 10 / и стали вносить по 20 копеек подушной подати, как сто шестьдесят "колчанов", и стали жить спокойно. Тем временем жившие поблизости русские стали отнимать находившиеся в их владении земли. Они оставляли свои поля и покосы неогражденными и захватывали проникавший на них бурятский скот и запирали его, вследствие чего он томился от жажды и тощал. Они уводили и захватывали даже жен и детей одних, а других бросали в воду и забирали в качестве аманата 26 сыновей их в Итанцинский острог 27 на срок, пока не уплатят подати за будущий год. По этим причинам и вследствие других беззаконий они сильно страдали. Вследствие того, что они стали терпеть нужду в скоте и имуществе, они отправили во главе с хоринским зайсаном [галзутского рода] (По рукописи С. В остальных отсутствует) Бадан Туракиным 28 по одному родичу от одиннадцати родов в Москву. Когда они обратились с прошением к его величеству государю императору Петру первому, он оказал великую милость и дал 22 марта 1703 года грамоту-указ, Он строго запретил вышеуказанные дурные насильственные действия русских и приказал, чтобы хоринские буряты владели не находившимися ни в чьем владении землями по рекам Селенге, Уде, Ане, Худуну, Тугную, Курбе и Хилку и, кроме того, до границ Монголии и чтобы находившиеся в ведении Итанцинского острога причислились к Еравнинскому острогу и были в Нерчинском ведомстве 28.

/ 11 / После того хоринские буряты стали жить в мире и радости охотой на дичь, разведением скота и т. д. Они разбогатели скотом и стали богаты потомством. После этого, до того как были поставлены пограничные вехи, из Монголии прибывали в течение ряда поколений ламы и простолюдины. Благодаря тому, что они присоединились к хоринским бурятам, количество их увеличилось и их стало еще больше. В это время прибыл вместе с ними из Монголии некто, по имени Хабанши Хундуев, и соединился с хоринскими родами. Тем временем, как он проживал вблизи Байкала, в 1705 году пожаловал для обозрения местности и исследования кочевий стольник и полковник Петр [18] Саввич Скрипицын. Тот Хабанши служил ему проводником, разъезжая при нем. В благодарность за то, что он оказал ему в пути следования различные услуги, он получил, по представлению воеводы Головина, высочайше пожалованной грамотой льготы по податям, а также и по другим повинностям 30.

Сыновей этого Хабанши и потомства от них было много, но мы выясним лишь немногое: сын Хабанши – Хидан, и он был зайсаном восточно-хуацайского рода. Сын Хидана – Дахи зайсан. Его сын – Хадун зайсан. Его сын – Мунхэ. Его сын – Тоба. Сын Тоба – Тугулдур 31. Этот был сперва в 1814 году писарем главного агинского вайсана, с 1816 года он был писарем при Агинской мирской избе, а с 1819 года он стал зайсаном восточно-хуацайского рода. В 1823 году он стал главным зайсаном. В 1880 году он стал выборным Агинской инородческой управы. В 1839 году он был головой, и тем временем, когда была утверждена Агинская степная дума, он стал председателем. В 1842 году он был утвержден в должности второго тайши. Начиная с 1848 года, он стал корреспондентом Императорского Вольнаго Экономического Общества. / 12 / Так как он был усерден в службе, ему в 1849 году была высочайше пожалована награда в виде серебряного кортика. Вследствие того, что он исполнял свою службу с усердием и приложил старание в земледелии, ему в 1864 году была высочайше пожалована награда – серебряная медаль на анненской ленте. В 1857 году ему был высочайше пожалован чин первого класса – коллежского регистратора. За то, что он доставил каменный уголь, 29 декабря 1868 года ему была через начальника штаба объявлена благодарность светлейшего князя генерал-губернатора Восточной Сибири. Генваря 10 дня 1869 года он был утвержден главным тайшей агинских родов. Грамотой от 22 ноября 1868 года он был высочайше произведен в кавалеры ордена Станислава третьей степени за то, что исполнял хорошо службу, и был милостиво удостоен орденского знака. За то, что он составил проект сооружения сенохранилищ, он 21 марта 1869 года получил благодарность от совета императорского Вольного Экономического Общества. В 1860 году он высочайшим указом удостоился двухсот рублей серебром за то, что постоянно исполнял дела с усердием. Кроме того, он получает ежегодно благодарности от высшего начальства за неукоснительность в податях, повинностях, а также различных прочих казенных делах.

Между тем во времена, манчжурского императора Кан-си и его величества государя императора российского Петра второго, в 1727 году, господин тайный советник и кавалер разных орденов граф Иллирийский, Савва Владиславич, 32 вместе с / 13 / китайскими сановниками произвел размежевание российских и китайских земель от Кяхты до истоков Аргуни и оттуда до земель хон тайжи и поставил пограничные вехи. Тогда хоринским зайсаном Шодо Болториковым, вместе с прочими верноподданными, было приложено усердие и оказано содействие подводами, а также в других делах. Вследствие этого патентом, утвержденным императором Петром вторым 4 июня 1729 года, тот зайсан Шодо был произведен в тайши. Братья того тайши Шодо и дети его были освобождены от уплаты в казну податей, и тот тайша Шодо и наследники его были удостоены ежегодным жалованьем в двадцать рублей от доходов Кяхты. Начиная отсюда, среди хоринских бурят стали править нойоны под названием тайшей 33.

Если выяснить этих тайшей, то первым главным тайшею был Шодо Болториков, галзутского рода. Его сын – Ринце. Его сын – Дамбадугар. Его приемный сын – Жигжит. Его сын – Тарба. Когда этот был отстранен от своей должности, главным тайшею стал шуленга [19] хуацайского рода Бадма Очиров, который и теперь является таковым 34. Вторые тайши, а также старшие (ахалакчи) тайши, которые преемственно были при них в каждое данное время, суть: Галсан Мардаев также галзутского рода, его сын Дэмбил и его сын Николай. Этот последний, за присвоение казенных денег хоринской степной думы и за поджог думы, был сослан в Россию 35. Вторыми тайшами были хараганатского рода Олбори Дашиев, его сын Доржижан, его сын Павел, его сын Бадма и его сын Вату, который был от должности отстранен. Второй тайша хараганатского рода – Юмсурун Ванчиков; его сын – Цэбэк, а его сын Цэдэн скончался бездетным.

Вследствие того, что во время вышеупомянутого главного тайши Ринцеева было проявлено усердие, главный тайша Ринцеев был пожалован в надворные советники, а вторые тайши – Галсан Мардаев, Павел Доржижапов и Цэбэк Юмсурунов – в коллежские ассесоры. Зайсаны галзутского рода Арслан Мардаев и Данжин Бумалаев, (Рукопись В дает Помилай) зайсан хуацайского рода Зандан Васильев, зайсан хубдутского рода Дэлгэр Шоноханов, зайсан гучитского рода Цэдэн Манзуев, зайсан шарайтского рода Юмжан Иванов, зайсан хараганатского рода Бадма Цэрэн Гомбоев, шуленга худайского рода Галзут Мункуев, зайсан бодонгутского рода Данжин Доржиев, зайсан хальбинского рода Эргудэк Убугунов, зайсан цаганского рода Моху Унаганов и шуленга батанайского рода Галши Омоктуев были пожалованы каждый чином титулярного советника.

Каждый род управлялся, кроме того, внутри зайсаном, одним шуленгой на каждый род и сайтами, под названием засулов. В 1727 году бурятам одиннадцати родов хоринских были еще пожалованы, по высочайшему утверждению, одиннадцать знамен. Еще после этого в 1837 году, его величеством императором Николаем были пожалованы четырнадцать знамен при грамоте, и в грамоте хоринские буряты были названы нерегулярным войском.

Во времена ее величества государыни императрицы Екатерины второй Алексеевны, в 1763 году, хоринские буряты стали / 15 / платить подать с каждого работника по 3 рубля с души.

Еще около 1790 года произошел голод, и скот хоринских бурят вышел в расход. Они обнищали, и некоторые своим оставшимся в живых скотинам делали кровопускание и питались кровью. Во время великих страданий в 1792 году ее величество государыня императрица Екатерина вторая удостоила их милости и отпустила бесплатно из казны семена, сохи и серпы и, выделив способных людей, заставила их сеять хлеб. Вследствие того, что он уродился, буряты стали сыты, и после этого способные люди стали заниматься земледелием, развели скот, еще более разбогатели скотом и размножились. К тому же к Хори присоединились из других ведомств и их стало много. Когда в 1796 году произвели всеобщую ревизию-перепись, их оказалось семнадцать тысяч триста сорок пять душ мужеского пола 36.

Некоторое количество людей из хоринских бурят, добровольно окрестившихся и принявших христианскую веру, собрали вместе и создали в местности Тотхото на Хилке селение. Среди 160 душ утвердили одного старшину и в 1795 году их выделили и оставили: в 1826 году они, по своему собственному желанию, отделились от Хоринского ведомства и были причислены к Куналейскому волостному правлению 37.

После того хоринские буряты размножились, их стало еще больше и часть их, продолжая все кочевать, кочевала по рекам Нерчинского округа – Ингоде, Чите, Улунге, Туре и Аге и по другим близлежащим местностям 38. Пока они там жили, по высочайшему указу пожаловал [20] около 1796 года господин действительный статский советник Лаба. Вновь переселенным из России в Забайкалье поселенцам понадобилась земля, а поэтому от земель по рекам Ингоде, Улунге и Туре / 16 / были отрезаны 16000 десятин земли 39. После этого на те земли явились переселенцы. Когда возникли селения, большинство в тех местностях кочевавших хоринских бурят перекочевало на берега рек Аги и Онона н в другие близлежащие там местности, и они стали селиться вкупе с прежде находившимся там народом. Вследствие этого хоринские буряты разделились на две части. Хотя они кочевали в двух округах – в Верхнеудинском и Нерчинском, они все же числились только в одном ведомстве – в Хоринском.

От времени до времени возникали поветрия оспы, и большинство народа страдало тою болезнью, и от болезни молодые чахли и умирали. Около 1808 года его величество государь император Александр первый всемилостивейше распорядился ввести обучение оспопрививанию. Среди хоринских бурят было утверждено девятнадцать учеников оспопрививания, а впоследствии тем ученикам было положено от народа жалованье, и они были освобождены от повинностей. С тех пор, как появился обычай оспопрививания, упомянутые выше поветрия оспы приостановились и прекратились. Распространялась также вера, и ламы, прошедшие науку врачевания, стали лечить болезни и исполнять религиозные обряды. Люди были избавлены от заболеваний различными недугами и от опасности безвременной смерти. Живя доныне в спокойствии, они еще больше размножились, и вследствие этого их стало ко времени переписи-ревизии 1811 года двадцать тысяч восемьсот одна душа мужеского пола. 40

Среди хоринских бурят религия будды не была широко распространена. Вследствие этого до того имелось лишь незначительное количество людей, знавших грамоту. Большинство их все же ее не знало и исповедывало исключительно шаманскую веру / 17 /. (Приписка в рукописи А гласит следующее: "Нижеследующие разъяснения в 10 пунктах, касающиеся обрядов подготовки шаманского ритуала я необходимых орудий, здесь не написаны. Желающие прочесть об этом: да узнают путем чтения других книг!" Вынеся эту приписку в примечание, мы в дальнейшем даем перевод описания шаманских обрядов, заключающегося в рукописях В и С. Описание это, как отсутствующее в основной рукописи А, заключено в квадратные скобки (Пер.))

[Выясняем шаманскую веру. 41 Во-первых, относительно учения о том, как стать шаманом. Шаманят совместно с прежним шаманом и устраивают обряд "шанар", 42 который заключается в следующем: колют овцу, насаживают ее задней частью на длинный шест, обращают ее вверх и водружают на землю. Водружают и шаманят, а рядом втыкают множество деревьев. К ветвям их привязывают в большом количестве шкурки колонка, беляка и другие, а также различные лоскутки бумажной ткани и шелка. Водружают большое дерево вместе с ветвями, называемое "мать-деревом", и шаманы и шаманки шаманят и карабкаются на него, а вокруг тех в землю воткнутых деревьев для обряда "шанар" все время попеременно ходят девять юношей и девять девушек, а также менее этого количества юноши с девушками. Самый последний шаманит трое суток, средний – от пяти до семи суток, а наивысший – девять суток.

Тем временем ежедневно разъезжают верхом в степи по юртам и шаманят. В это время в каждой юрте приготовляют змей, сделанных из ткани, а также шкурки колонка, хорька и горностая, и преподносят их. Это является как бы учебой шамана. Мужчина называется шаманом, а если это – женщина / 18 /, то –шаманкой. [21]

Во-вторых, относительно доспехов, которые употребляются при исполнении шаманства. На две палки с изображениями конских голов навешивают колокольчики, всякие железки, лук и стрелы, стремена и изображения змей и черепах. Это держат в руках и на них опираются. Называются они "сорби". 43 Делают из гнутого дерева, покрытого овечьей или козлиной кожей, нечто подобное полубарабанам: самый последний делает их три, средний – от пяти до семи, наивысший – девять. Шаманы, шаманки и их спутники держат их, ударяют в них деревяшками и извлекают звуки. Это называется "хэсэ". 44

В-третьих, одежда, которую они надевают. Надевают на голову рогатый железный головной убор на подкладке из кожи антилопы, к которому привязывают изображения змей и тому подобное. Это называется "майхабчи". 45 К одеянию из кожи антилопы привешивают из железа сделанные копья, крючки, стремена и разные вещи, а также из ткани сшитые изображения черепах и змей, шкурки колонка, горностая и белки и многое другое и надевают это на себя. Это называется "ами-тай" и "оргой". 46

В-четвертых, доспехи, которые они нацепляют. Сделанные из меди и железа в виде птиц и прочего, круглые, плоские, шарообразные и продолговатые предметы, к которым привязаны лоскутки разных бумажных тканей и шелка. Надевая их на тесьму, их вешают на шею. Это называется "сахюсун". 47

Пятое – это гадание. Больному и даже здоровому они говорят: "Такой-то по имени онгон 48 пытается тебе причинить болезнь и смерть. Для того чтобы его уважить и упросить, ты должен сделать то-то! Такой-то чорт вредит / 19 /. Чтобы изгнать его, распорядись сделать то-то! Такая-то вещь приносит беду. Распорядись ее убрать!"

При гадании они иногда говорят, что познают разумом, а иногда они сжигают в огне овечью лопатку и говорят, что познают, исследуя ее трещины. Иногда они говорят, что призывают онгонов, и призвав их, они вселяют их в себя. Они говорят, что гадают и шаманят именем того онгона.

Шестое – это производимые ими действия. Когда они так погадают и скажут, некоторые люди верят и пугаются и приглашают к себе шамана или шаманку. Когда те шаманят, они иногда колют овцу, козу, а то и крупное животное, насаживают его задней частью на длинный шест, обращают кверху, втыкают в землю и шаманят. Иногда колют овцу, козу, крупное животное, варят их мясо, рисуют на куске бумажной ткани или шелка изображение онгона и выковывают его из белой или красной меди или делают его из войлока, из овечьей шерсти или даже из дерева и приносят ему жертву, заставляют ему поклоняться и шаманят. Иногда втыкают в землю множество деревьев, привязывают к ним шкурки колонка, белки, беляка, антилопы и куски бумажной ткани и шаманят. А иногда, чтобы изгнать чорта, они заставляют еще живьем преподнести черного быка и, сделав изображение чорта и пошаманив, закапывают его в яму. Вещи, приносящие несчастье, они заставляют вытащить в степь и забирают. Хотя большинство действий, производимых таким образом шаманами каждой местности, одинаковы, некоторые из них все же стоят особняком.

В-седьмых, об онгонах. Они гадают и говорят, что души прежде умерших шаманов, шаманок, а также других покойников становятся онгонами и причиняют людям болезни и смерть. Души некоторых покойников становятся чертями и причиняют человеку вред.

В-восьмых, о верованиях. Большинство шаманов и шаманок верят, что поклонение будде и совершение добрых деяний бесполезно и что нет в том беды, если будет совершен грех. Если кто-либо захворает [22] и умрет, то болезнь и смерть насылают онгоны и черти. Что касается их нрава, то они завистливы, злобны и привержены к водке и табаку. Некоторые шаманы и шаманки слушают учение, веруют в будду, даже совершают в незначительной степени добрые деяния и избегают в известных пределах, по мере возможности, грехов.

В-девятых, о происхождении шаманов и шаманок. Шаманская вера книг и догм, подобно другим религиям, не имеет, и по той причине, что она передается исключительно устным путем, неизвестно, в какое время и каким образом она возникла. Согласно представлениям некоторых шаманов и некоторых людей, исповедывающих шаманскую веру, в прежнее время, во времена, когда буряты не имели религии будды, тэнгри 49 сжалился и дал закон, по которому, по мере сил человеческих, появляются шаманы и шаманки. Некоторые же говорят, что это есть закон, созданный в прежние времена, когда бурятский народ не имел религии будды, обманщиками как средство снискания уважения к себе со стороны других, держания других в страхе и стяжания прибыли.

В-десятых, о пользе или бесполезности их. Верования шаманов и шаманок таковы: что касается болезней и страданий людских, то болезни и смерть насылают онгоны и черти. Тем, кто должен умереть, смерть приносят онгоны и черти. Утверждая это, они иного полезного для будущей жизни, кроме шаманения, не знают и не совершают. Они даже не думают о благе живых существ, шаманят исключительно ради этой жизни, и кроме того, они завистливы и полны ненависти / 21 /. Если сопоставить это с религией будды, то закон учения гласит, что людские болезни и страдания происходят вследствие прежних греховных деяний. 50 Смерть происходит так же. Следствием рождения является неизбежная смерть. Не заботься о благе этой жизни и твори пользу для будущего перерождения! Не заботься о личной пользе, но занимайся благом других существ! Что же касается веры шаманов и шаманок, то в соответствии с этим, ее как-то трудно признать религией]. (За переводом этого, восстановленного на основании рукописей В и С, места следует перевод текста, во всех наших рукописях совпадающего)

Выясняем распространение религии будды, в которой наставляли некоторое количество лам, явившихся из Монголии и присоединившихся до размежевания российских и китайских земель и водружения в 1727 году пограничных вех, а также и ламы селенгинских родов.

В 1721 году отправился в Монголию, в Хуре 51 богдо Джибдзун Дамба хутухты 52 и поступил в учение Жамба Ахалдаев 53 из селенгинских родов.

В 1734 году отправился в Тибет Дамба Даржа, 54 тоже селенгинского цонгольского рода, и стал совершенствоваться в учении религии при богдо далай ламе в Лхасе, в монастыре Джу, стал ламой, вернулся обратно, прибыл в 1741 году и стал распространять веру. Незадолго перед тем из Монголии прибыли сто пятьдесят тибетских и монгольских лам и присоединились к селенгинским и хоринским родам.

Вследствие того, что именные списки тех лам были представлены на рассмотрение его величеству, все те ламы были в 1741 года сделаны комплектными и освобождены от податей. 55 Из них цоржи Агван Пунцук, тангутского рода, был произведен в главные ламы селенгинских и хоринских лам / 22 /. Эти ламы распространяли учение религии по очереди в селенгинских и хоринских родах, ввели религию будды, и отсюда постепенно и лам стало много и дацаны распространились среди селенгинских родов. 56 Даржа был в 1762 году утвержден ширету ламой. 57 После этого, когда главный цоржи лама Пунцук скончался, он в 1767 году [23] был утвержден главным ширету, а в 1764 году (По рукописи B – в 1754 году) был утвержден главным ламой пандита хамбо. 58 После этого, когда высочайшим указом был создан совет по выработке нового положения, он был послан в Москву депутатом. 59 Он представился ее величеству государыне императрице Екатерине, был утвержден в звании депутата, удостоился милости в 60 рублей и возвратился. Впоследствии, когда он скончался, в депутатах был утвержден, в 1777 году, его племянник цоржи Содномпил Хэтурхэев, и в 1778 году он был утвержден в звании главного ламы пандита хамбо. Также вышеупомянутый лама Жамба Ахалдаев был в 1755 году утвержден в звании сотника да ламы. 60 После этого, после утверждения его в 1776 году в звании "эрдэни пандита широту сотник да лама" пяти левобережных селенгинских дацанов, он был, в 1783 году, утвержден в звании пандита хамбо тех же дацанов. После кончины того Ахалдаева в звании пандита хамбо тех же пяти дацанов был утвержден, в 1797 году, его племянник цоржи Данзан Дэмчик Ишижамцоев / 23 /. После этого должность пандита хамбо тех же пяти дацанов исполнял, начиная с 1801 года, его младший брат цоржи Гаван Ишижамцоев, а после кончины главного ламы пандита хамбо Хэтурхэева – его младший брат цоржи Данзан Чойван Доржи Ишижамцоев был в 1838 году утвержден главным пандита хамбо ламой ламаитов всей Восточной Сибири и был снова утвержден его величеством государем императором Николаем в 1866 году и удостоился диплома. Начиная со времени кончины этого хамбо Ишижамцоева в 1869 году, должность пандита хамбо исполняет доныне ширету Гусиноозерского дацана гелун Чойжи Жалцан Чойроп Ванчиков. В отношении исполнения этой должности имеется даже указ, изданный его величеством государем 22 декабря 1860 года. 61

[После этого народ, кочующий по рекам Ане, Уде, Худуну, Тугную и поблизости их, впервые принял веру будды, обзавелся ламами и стал заниматься изучением писания. На притоке Тугнуя – Зангина, построили два деревянных дацана и исполняли религиозные служения порознь, но позже, в 1750-х годах, те два дацана соединили, перенесли на приток Тугнуя – Сулхару, 62 и поставили дацан, под названием Даши Чойнхорлинг. 63 Впоследствии, в 1786 году, этот дацан перенесли и поставили на притоке реки Тугнуя – Галтай / 24 /. 64 Что касается сооружения в 1773 году деревянного дацана Даши Лхунболинг на южном склоне горы Чилцана, на Кижинге, 65 то он погиб от пожара. Вследствие этого его отстроили в 1776 году в низовьях Мунгут, притока Худуна. Когда он пришел в ветхость, его перенесли в 1855 году на речку Кижингу. На реке Ане в 1796 году был выстроен деревянный дацан Гандан Шаддублинг, но впоследствии, после гибели его от пожара в 1808 году, был выстроен каменный дацан.

Выясняем, кто были сызначала главные ламы среди хоринского народа. Дархан Нансо Лубсан Намжил был утвержден хоринским ламой в 1775 году. После этого тоже главным ламой был утвержден, в 1764 году, Юмсун Гэлун Лубсан Дагбу. После этого тоже главным ламой, в 1783 году, был утвержден Лубсан Ширап. После этого, в 1818 году, был утвержден помощником главного над всеми ламы пандиты хамбо и главным над хоринскими ламами Лубсан Тойндол.] (Заключенное в скобки в рукописи В отсутствует. Вместо этого, там сказано: "После этого, в 1786 году, на реке Тугнуе был выстроен дацан Даши Чойнхорлинг, в 1768 году на реке Худуне – дацан Даши Лхундублинг, в 1795 году на реке Ане был из дерева выстроен дацан Гандан Шаддублинг. В них держали лам, стали читать и устраивать молебствия. Впоследствии, около 1806 года, Анинский дацан был возобновлен и выстроен из камня) [24] Среди селенгинских бурят имелось 160 комплектных лам, относительно которых прежде состоялось высочайшее утверждение, чтобы среди забайкальских бурят таковые имелись. Кроме того, были впоследствии, около 1806 года, учреждены, с разрешения главного ламы пандита хамбо буддистов Забайкалья, 14 комплектных лам в Хори / 25 /.

До этого и даже в настоящее время хоринские буряты постоянно занимались стрельбой из лука. Они заставляли полностью все мужское население в возрасте свыше 13 – 14 лет изготовлять [луки] и устраивали, начиная с малого возраста, упражнения в стрельбе в цель и в стрельбе с коня. В зимнее и осеннее время они всегда собирались во множестве и устраивали облавы на антилоп и волков. Что касается этого, то около того времени, когда впервые были поставлены пограничные вехи между Китаем и Россией, люди обеих сторон во множестве соединялись и устраивали взаимные грабежи и занимались угоном скота. По такой причине, в опасении этого, они впервые сочли необходимым не предавать забвению упражнений в стрельбе и обучать тех, кто этому не обучен, что и вошло в правило. Это изготовление луков и стрел, устройство облав на антилоп и волков и обычай изучения стрельбы пошли после 1816 года на убыль, и все более приостанавливаясь, они теперь в некоторых местах существуют лишь в незначительной степени. 67

После этого, по приказу господина иркутского гражданского губернатора, хоринские буряты – каждая душа – стали заниматься земледелием и сдавать в магазин хлеб, и начиная с 1813 года, они стали сдавать в магазин гарнцевый хлеб. 68 После этого население по рекам Онону и Хилку и поблизости от озер Еравны и Сакса 69 оказалось не в состоянии выращивать хлеб, и покупая гарнцевый хлеб для ежегодной сдачи в магазин, оно несло убытки. С объявлением этого они подали прошение, по которому Комитет господ министров вынес положительное решение, и начиная с 1817 года, сдача хлеба в магазин была прекращена.

/ 26 / После этого, когда в 1826 году произошла всеобщая ревизия хоринский народ, по сравнению с прежним, увеличился и составлял двадцать одну тысячу четыреста тридцать восемь душ мужеского пола. 70 По предписанию верхнеудинского земского исправника, начиная с 1816 года повсеместно были утверждены 12 мирских изб, но по предписанию господина генерал-губернатора Восточной Сибири от 1820 года 7 из них были упразднены, и стало 5 мирских изб. 71

Хоринский главный тайша Галсан Мардаев в 1814 году скончался; а сын его Дэмбил Галсанов был, за усердие с самого того времени, когда он в 1816 году стал главным тайшей, удостоен в 1817 году в качестве милости серебряной сабли и чина титулярного советника. После этого он оказался грубого и жестокого нрава. Гнев и злоба его были велики, часто случалось, что он подвергал побоям безвинных родовых сайтов и албату. 72 Он обнаружил склонность к захвату, путем угроз, чужого хорошего имущества и стал пользоваться произвольным взиманием со многих податей. Не будучи в состоянии терпеть это и тому подобное, большинство хоринского народа начало жаловаться. Начиная с 1818 года, они подали прошение господину верхенеудинскому земскому исправнику и господину иркутскому гражданскому губернатору и заставили выплатить обратно имущество и деньги, присвоенные тайшей Галсановым, и получили их.

Этот тайша Галсанов был по решению иркутского гражданского губернатора / 27 / с 1818 года от должности тайши отстранен, но по высочайшему указу он с 1819 года снова стал тайшей. Из-за этого [25] впоследствии в хоринском народе начались раздоры, и он раскололся на два лагеря. Начались взаимные распри и, наконец, даже отец с сыном и брат с братом оказались двух различных мнений. По такой причине появились взаимные жалобы, стали подавать начальству прошения и так далее, и сильно распространились разговоры, пересуды и тяжбы. В это время страданий, с высочайшего государева соизволения, пожаловал в конце 1819 года в город Верхнеудинск господин сибирский генерал-губернатор, тайный советник Сперанский, утвердил в том городе комиссию, раз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: