Общество, дружественное детям




Фото:А.Осохин.2

Шведы: очередной поход в Россию

Анна Журавлева

 

Как воспитывать детей?

На протяжении многих веков человечество самым серьезным образом подходило к этому вопросу. В разных уголках земного шара, у разных народов воспитание строилось с учетом национальных особенностей, мировоззрения, уклада жизни. Но во главу угла всегда и везде ставились четко сформулированные нравственные законы: чти отца и мать, не прелюбодействуй, не укради, не завидуй…

Русь, приняв православную веру, приняла и христианский подход к воспитанию. А христиане четко осознают, что дети есть дар Божий, который вверяется родителям для взращивания нового человека. И не просто хорошего человека, а гармоничной, красивой, в полном смысле этого слова, личности, которая по окончании жизни земной станет наследником Царствия Божия.

Не стану убеждать читателя, что всегда все шло гладко. Всякое случалось, как в любом дому. Были родители и нерадивые, и чрезмерно строгие (из-за чего христианское воспитание многие считают суровым и лишенным всяческих радостей). Были и те, кто бросал своих детей. Но все же больше вырастало духовно крепких, добрых, милосердных и отзывчивых людей. И с этим вряд ли поспоришь. Не выстояла бы Русь в многочисленных набегах, когда б не моральная стойкость ее народа. Не помогала бы другим народам в беде, не дала бы такое огромное количество светильников веры, поэтов, художников, писателей, рачительных и трудолюбивых крестьян, мудрых правителей. Не славилась бы скромностью и целомудрием жен и девушек, верностью и всепрощающей любовью…

Что же происходит с воспитанием детей сейчас? В то самое злополучное время, когда «наконец-то» были открыты границы и пал «железный занавес», а братские республики СССР стали независимыми друг от друга, в Россию вместе с «ножками Буша», жвачкой и кока-колой хлынули и новые теории, методики и взгляды на воспитание. Полки книжных магазинов оказались завалены переводами сочинений известных и не очень авторов, главная мысль которых сводится, по сути, к одному: ребенку нужна свобода. И в обществе вдруг все встало с ног на голову.

«Это он так самовыражается!» – виновато улыбаясь, говорит мама о своем пятилетнем ребенке, кричащем ей нецензурные слова.

Мальчуган лет трех-четырех, чем-то недовольный, бросает игрушки к ногам своей матери. Та с трудом, потому что на последних сроках беременности, молча наклоняется за игрушками. Отец, не выдержав, пытается осадить негодника угрозой: «Сейчас получишь!». «Сам получишь! Ты не смеешь меня бить!» – заявляет отпрыск. «Уходи, с тобой тут никто не разговаривает!» – помолчав, говорит отец, но ребенок не реагирует: ему все равно, разговаривают с ним родители или нет. Вот они, последствия «свободного воспитания» с его установкой на детское самовыражение!

Свидетелем подобных сцен, я думаю, бывал каждый. Люди старшего поколения только руками разводят: раньше такого не было. Да мы и сами это понимаем…

«Век ребенка»

Так называлась вышедшая в 1900 году книга шведской публицистки левого толка, писательницы и педагога Эллен Кей (1948–1926). Книга эта заложила систематические основы новой педагогики – «школы будущего».

Кей категорически отвергала современную ей школьную систему. Она впервые поставила личность ребенка в центр педагогического процесса. Ссылаясь на афоризм Гёте «Счастье – в развитии наших способностей», Кей потребовала предоставления детям права на самодеятельность и свободный выбор темы занятий. Роль учителя в ее системе сводилась к наблюдению за поведением ребенка и подаче в нужные моменты уместных советов. В детях поощрялось вдумчивое «самонаблюдение», всякое принуждение полностью исключалось. Объем материала, обязательного для усвоения, доведен до минимума. Школа, по мысли автора, должна лишь предлагать, но ни в коем случае не навязывать себя в качестве воспитателя. Эллен Кей принадлежит знаменитая формула, ставшая девизом её многочисленных последователей: воспитание в наступающем веке должно строиться «исходя из ребенка».

Характерно, что во второй главе своего труда (“О праве детей выбирать родителей”) либеральный педагог Кей ссылается на практику тоталитарной Спарты и теорию социал-дарвинизма, когда, в целях “формирования нового и высшего человеческого рода”, предлагает подбирать здоровые супружеские пары и тем самым формулирует принципы евгеники. В такой постановке вопроса заложена наивная и ничем не обоснованная вера в то, что замыслы природы открыты сознанию педагога и что они клонятся к достижению некой конечной цели – “высшего” порядка социального и личностного бытия. Христианское милосердие к слабым и больным детям Кей трактует как жестокость, обрекающую их на нескончаемые страдания в жизни. Гуманнее по отношению к таким детям и полезнее для общества, считает она, было бы безболезненно умерщвлять их под контролем врача. Рецепция этих идей в нацистской Германии 1930–1940-х годов могла бы составить тему отдельного исследования.

Я вспомнила об Эллен Кей отнюдь не случайно. Дело в том, что именно ее труды и теории взяты за основу воспитания в сегодняшней Швеции, одной из самых «прогрессивных» европейских стран.

«Но при чем здесь Швеция? Пусть как хотят, так и воспитывают своих детей! Как это связано с Россией?» – спросит читатель. И будет совершенно прав. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», – говорили на Руси. Но попробуйте объяснить это шведам! Они счастливы предложить нам «свой воспитательный товар». И не только предложить, но еще и заплатить за него, лишь бы русские взяли!

Общество, дружественное детям

Передо мной красочная, отпечатанная на дорогой бумаге, довольно увесистая брошюра «Дети – прежде всего. Если ты растешь в Швеции», авторы – Тина Мэри, Мария Седербёрг.

На первых страницах брошюры сразу же предупреждается: «Интересам детей должно уделяться первостепенное внимание». А чтобы понять, что есть интересы ребенка, нужно рассматривать вещи и явления с точки зрения… самих детей, при этом «используя их (детей) опыт и знания».

«Сара Лестандер, 11 лет. Чаще всего жизнь Сары совсем не скучная. Наоборот, у нее находится время для приключений и игр. Домашние задания бывают у нее, наверное, только раз в неделю.

– Уроки надо делать в школе. А дома должно быть интересно и весело, – заявляет Сара с непоколебимой решимостью. В основном Сара проводит время на рыбалке, катается на скутере, стреляет из лука и смотрит телевизор. Сара считает, что многое она может решать сама и в школе, и дома.

– В большинстве случаев мне позволяют делать, как я хочу, – говорит она.

Фелип Рамирез Геглионе, третьеклассник. Самое любимое увлечение – футбол. Это занимает почти все его свободное время. А еще для него очень важно носить одежду определенной марки, да не просто какой-нибудь, а спортивной. Фелип воспитан в уважении к другим людям. Мама Фелипа на пенсии по состоянию здоровья: она страдает мышечным заболеванием и часто мучается от болей во всем теле. Для Фелипа же это означает, что его мама дома больше, чем большинство других шведских мам, которые работают»…

У мальчика тяжело больна мать, она страдает от сильных болей. Но сына болезнь его матери вовсе не обязывает больше заботиться о ней, помогать ей, меньше капризничать и требовать чего-то. Для него болезнь матери – обстоятельство, в силу которого мама «больше, чем большинство других шведских мам», находится дома. Правда, мама Фелипа свято верит: «Я хочу, чтобы они получали много любви и столько же много могли бы отдать. Чувства – самое главное в жизни!» Кто бы спорил?! Но только у всех этих детишек пока что получается в основном брать: слишком уж много у них всевозможных прав. Когда же я прочитала о мальчике Фелипе и его больной маме своему шестилетнему сыну, он, широко раскрыв глаза, сказал: «Мама, но он же равнодушный!» Устами младенца часто глаголет истина…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: