Общение как обмен информацией




Когда общение рассматривают как обмен информацией, имеют в виду его коммуникативную сторону. При этом происходит не просто движение информации, а активный обмен ею между общающимися. Характер обмена информацией определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак меняет состояние участников коммуникативного процесса. В этом смысле знак в общении подобен орудию в труде. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого в целях изменения его поведения.

Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие, это означает изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Более того, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке данное правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Понимание всех сообщений, которые посылают нам наши партнеры, — далеко не простое дело. В обиходной жизни мы не так часто произносим: «Не понимаю». А между тем стоит всегда задаваться вопросами: «Каков буквальный смысл сказанного или происходящего?», «Каковы намерения партнеров?».

Для описания этих ситуаций социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их нетождественно.

Наконец, в условиях коммуникации могут возникнуть специфические барьеры. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным «языком», на котором говорят участники коммуникативного процесса, но и различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают различную интерпретацию (истолкование) одних и тех же понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Основные трудности, барьеры в информационном взаимодействии между коммуникатором и реципиентом могут быть связаны с:

• объемом, количеством информации (много или мало);

• сложностью понимания информации (сложная или простая);

• доминантной направленностью информации и несоответствием ее интересам реципиента (на прошлое, настоящее или будущее);

• степенью новизны информации;

• рассогласованием в понятийном аппарате коммуникатора и реципиента;

• методикой и технологией информационного сообщения, например, быстрый темп речи, слабая ее связанность, логичность и т.п.;

• излишней персонифицированностью информационного сообщения, когда коммуникатор чрезмерно представляет свою «Я»-позицию;

• игнорированием обратной связи в информационном взаимодействии с партнером;

• рассогласованием между вербальными и невербальными средствами в информационном сообщении;

• нежеланием говорить правду (либо демонстрация этого);

• неумением «настроиться на волну» собеседника, например в связи с низкой эмпатийностью коммуникатора;

• отсутствием аттракции и т.д.

Рекомендации по успешному преодолению данных барьеров будут предложены ниже.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора,

может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, используемых в коммуникативном процессе. В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).

Речевое поведение, как правило, служит индикатором общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения собеседников. По характерной терминологии человека можно судить о его профессии, увлечениях, жизненном опыте.

Функция невербальной коммуникации — дополнение речевого общения. К невербальной коммуникации относят: оптикокинетическую (мимику, жесты, экспрессию глаз, пантомимику); паралингвистическую (качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическую (паузы, покашливание, смех, плач) систему знаков. Эти вкрапления помогают пониманию передаваемой информации, увеличивают ее семантическую значимость. Так, мимика в большей степени передает состояния человека; жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний; направленность взгляда говорит о характере контакта; поза с большей очевидностью, чем другие элементы, передает отношение к другому человеку.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка.

Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах относительно временных характеристик общения, выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу разговора символизирует вежливость по отношению к собеседнику. Напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные «допуски» опозданий с соответствующими их значениями.

Специальная наука, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения — проксемика, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл исследовал формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Холл зафиксировал, к примеру, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре, которые, в свою очередь, имеют два интервала — «близкий» и «далекий»: интимное расстояние (0—45 см — за этой дистанцией зарезервирована область для обмена интимными посланиями на языке тела: взаимное прикосновение, контакт глаз и т.п.); личное расстояние (45—120 см — в этом пространстве реализуются нормальные коммуникационные процессы, происходящие между людьми); социальное расстояние (120—350 см — с этой дистанции осуществляются деловые отношения); публичное расстояние (350—750 см — это то расстояние, на котором обычно находятся докладчики от своих слушателей). Каждая из этих норм свойственна особым ситуациям общения.

Не полагаясь полностью на признаки невербальной коммуникации, тем не менее можно утверждать, что их язык более правдив, чем язык слов, поскольку неречевые проявления хуже поддаются волевому контролю, чем содержание высказываний.

Однако точность познания человека как объекта восприятия может быть обеспечена только в том случае, когда выявляется и оценивается психологический комплекс внешних проявлений объекта восприятия.

Например, важнейшим компонентом коммуникативной компетентности юриста является умение предельно точно ставить вопросы, а каждую произнесенную фразу ответчика буквально «обтачивать» и доводить до некоего просветления. Юриста в данном случае можно сравнить с журналистом, интервьюером. Обратимся к правилам, которые необходимо соблюдать в процессе интервьюирования:

ясность и краткость: задавая вопрос, надо учитывать образовательный уровень, возраст, привычный лексикон собеседника;

не допускать односложных ответов, т.е. надо избегать так называемых «закрытых вопросов», таких, на которые можно ответить только «да» и «нет»;

конкретность: конкретно поставленные вопросы свидетельствуют о знании материала, о компетентности юриста;

не бояться паузы. Пауза — элемент общения. Она позволяет собеседникам собраться с мыслями, осмыслить значение услышанного;

корректность и уважение к собеседнику. Это этическая предпосылка всякого общения;

«хотите получить интересный ответ — поломайте голову над интересным вопросом». Здесь уместно вспомнить о существовании таких вопросов, которые называются «проективными». Это вопросы-ситуации, на которые собеседник как бы проецирует себя: «Если можно было бы начать сначала, что бы вы выбрали?»; «Представьте себе, что..., а как бы вы поступили?»; «А что бы вы сказали, если бы...» и т.д.

Для юриста не только важно правильно задавать вопросы гражданам, но и уметь слушать. Для этого психологи рекомендуют так называемую технику активного слушания, которая опирается на «трехтактную схему выслушивания»: поддержка — уяснение — комментирование (табл. 4.1). В каждом такте в зависимости от цели уместны определенные реакции.

Таблица 4.1. Трехтактная схема выслушивания

Название такта Основная цель Уместные реакции
Поддержка Дать возможность говорящему выразить свою позицию Молчание Угу — поддакивание Эхо — повторение последних слов собеседника Зеркало — повторение последней фразы с изменением порядка слов Эмоциональное сопровождение: «ух», «ах», «здорово», «ну-и-ну», «скорбная мина» и т.д.
Уяснение Убедиться, что вы адекватно поняли собеседника Уточняющие вопросы: «Что ты имел в виду, когда говорил...» Парафраз — передача содержания высказывания партнера другими словами
Комментирование Высказывание своей точки зрения Оценки Советы Комментарии

Побуждение к действию усиливается, если юрист не просто повествует, сообщает, но выражает свое отношение к тому, что говорит, т.е. вкладывает в содержание своей речи душу, испытывает искреннюю заинтересованность в предмете разговора, проникнут глубоким чувством важности своего дела. Более того, понимать чувства собеседника желательно всегда, но всегда полезно произносить это вслух. Если инициатор общения поймет собеседника глубже, чем он того хотел, и прямо выскажет это, результат может оказаться противоположным: он закроется. Иногда понять и промолчать ценнее, чем лезть к собеседнику в душу со своим «пониманием».

Диагностика

1. Опросник «Коммуникабельны ли вы?»

Инструкция', на каждый из 16 вопросов вы можете ответить «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой показать дорогу, узнать время, ответить на какой-то еще вопрос?

7. Верите ли, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо — промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, в кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких «чужих мнений» на этот счет вы не принимаете. Так ли это?

14. Услышав где-либо в «кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступить в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Обработка результатов: за каждое «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. Суммируйте общее число баллов.

· 30—32 балла — вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

· 25—29 баллов — вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны своей судьбой, но не ограничивайтесь таким недовольством: в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает так, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

· 19—24 балла — в известной степени вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой. В спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы, помните об этом.

· 14—18 баллов — у вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

· 9—13 баллов — вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достает — так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не отступить.

· 4—8 балла — общительность бьет у вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень или хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами!

· 3 балла и менее — ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вы вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Вам необходимо воспитать в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье: такой «стиль» жизни не проходит бесследно...

2. Опросник «Понимаете ли вы других людей!»

· 1. Вы считаете, что мимика и жесты — это:

o а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

o б) дополнение к речи;

o в) предательское проявление нашего подсознания.

· 2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин:

o а) да;

o б) нет;

o в) не знаю.

· 3. Как вы здороваетесь с очень близкими друзьями:

o а) радостно кричите: «Привет!»;

o б) сердечным рукопожатием;

o в) слегка обнимаете друг друга;

o г) приветствуете их сдержанным движением руки;

o д) целуете друг друга в щеку.

· 4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же (дайте три ответа):

o а) качают головой;

o б) кивают головой;

o в) морщат нос;

o г) морщат лоб;

o д) подмигивают;

o е) улыбаются.

· 5. Какая часть тела выразительнее всего:

o а) ступни;

o б) ноги;

o в) руки;

o г) кисти рук;

o д) плечи.

· 6. Какая часть вашего собственного лица наиболее, выразительна, по вашему мнению (дайте два ответа):

o а) лоб;

o б) брови;

o в) глаза;

o г) нос;

o д) губы;

o е) углы рта.

· 7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь:

o а) на то, как на вас сидит одежда;

o б) на прическу;

o в) на походку;

o г) на осанку;

o д) ни на это.

· 8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:

o а) ему есть, что скрывать;

o б) у него некрасивые зубы;

o в) он чего-то стыдится.

· 9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника:

o а) на глаза;

o б) на рот;

o в) на руки;

o г) на позу.

· 10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, вы считаете, что это признак:

o а) нечестности;

o б) неуверенности в себе;

o в) собранности.

· 11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника:

o а) да;

o б) нет;

o в) не знаю.

· 12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

o а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

o б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

o в) он достаточно мужествен, чтобы рискнуть получить «от ворот поворот».

· 13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите:

o а) словам;

o б) «сигналам»;

o в) он вообще вызовет у вас подозрение.

· 14. Поп-звезды направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется:

o а) просто фиглярство;

o б) они «заводят» публику;

o в) это выражение их собственного настроения.

· 15. Вы смотрите в одиночестве страшный детективный фильм. Что с вами происходит:

o а) смотрите совершенно спокойно;

o б) реагируете на происходящее каждой клеточкой своего существования;

o в) закрываете глаза при особо страшных сценах.

· 16. Можно ли контролировать свою мимику:

o а) да;

o б) нет;

o в) только отдельные ее элементы.

· 17. Во время флирта вы изъясняетесь преимущественно:

o а) глазами;

o б) руками;

o в) словами.

· 18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:

o а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;

o б) передаются из поколения в поколение;

o в) заложены от природы.

· 19. Вы считаете, что борода — признак:

o а) мужественности;

o б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;

o в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

· 20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим:

o а) да;

o б) нет;

o в) только у пожилых людей.

Обработка результатов: подсчитайте количество набранных баллов, используя эту таблицу.

  а - 2 6-4 в — 3 г — 2 д — 4  
  а — 1 б - 3 в — 0      
  а — 4 6-4 в — 3 г — 1 д — 0 е — 1
  а — 0 б - 0 в — 1      
  а — 1 6-2 в — 3 г — 4 д — 2  
  а - 2 б - 1 в — 3 г — 2 д — 1 е - 2
  а — 1 б - 3 в — 3 г — 2 д — 0  
  а - 3 б - 1 в — 1      
  а - 3 6-2 в — 2 г — 1    
  а - 3 6-2 в — 1      
  а — 0 б - 3 в — 1      

Окончание табл.

  а — 1 6-4 в — 2      
  а — 0 6-4 в — 3      
  а — 4 6-2 в — 0      
  а — 4 б - 0 в — 1      
  а - 0 6-2 в — 1      
  а - 3 6-4 в — 1      
  а - 2 6-4 в — 0      
  а - 3 6-2 в — 1      
  а — 4 б - 0 в — 2      
  • 77—56 баллов — у вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, наблюдательностью и чутьем. Но вы слишком полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уж готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши выводы слишком поспешны, и в этом кроется для вас опасность. Делайте на это поправку, у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А это важно и на работе, и в личной жизни.
  • 55—34 баллов — вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще не совсем умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить взаимоотношения с окружающими. Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения.
  • 33—11 баллов — язык мимики и жестов вам непонятен. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на жестах окружающих, тренируйте наблюдательность.

3. Опросник «Умеете ли вы правильно слушать собеседника

Инструкция: ответьте на предлагаемые 10 вопросов, используя следующую шкалу: «почти всегда» — 2 балла; «в большинстве случаев» — 4 балла; «иногда» — 6 баллов; «редко» — 8 баллов; «никогда» — 10 баллов.

1. Стараетесь ли вы срочно прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересуют?

2. Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?

3. Может ли неправильное высказывание собеседника вызвать у вас раздражение или грубость?

4. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми и незнакомыми людьми?

5. Перебиваете ли вы собеседника в разговоре?

6. Делаете ли вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем-то другом?

7. Меняете ли вы тон, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?

8. Изменяете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова?

10. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?

Обработка результатов: подсчитайте количество набранных баллов. Если вы набрали 55 баллов, то можно считать, что вы слушатель «среднего» уровня. Если у вас 62 балла, то вы слушатель «выше среднего» уровня. Если у вас больше 62 баллов, поздравьте себя: вы отлично умеете слушать людей.

Методические рекомендации: умение слушать является критерием коммуникабельности. Исследования показывают, что умеют выслушать собеседника спокойно и целенаправленно не более 10% людей. Принято считать, что при установлении контакта главная роль отводится говорящему. Но анализ общения показывает, что слушатель — далеко не последнее звено в этой цепи.

В процессе слушания реализуются две важнейшие коммуникативные функции: восприятие информации и осуществление обратной связи, т.е. передача говорящему сообщения о том, как слушающий воспринимает его поведение и речь.

Овладение мимикой

Порядок выполнения: взяв в руки зеркало, попрактикуйтесь в выражении лицом следующих эмоций в указанной последовательности:

  • • радость;
  • • печаль;
  • • удивление;
  • • отвращение;
  • • страх;
  • • гнев.

Привлеките к своему занятию кого-нибудь еще, попросите его определить демонстрируемые вами эмоции. Чтобы несколько усложнить задачу своего помощника, меняйте порядок выражения тех или иных чувств. Упражнение позволит выяснить, насколько хорошо вам удастся выразить желаемое на своем лице. Одновременно вы узнаете, насколько точно вашему партнеру удается определить по лицу состояние другого человека. Когда ваш партнер полностью вникнет в суть упражнения, можете поменяться ролями, а возможно, и привлечь к вашему занятию других людей.

В зависимости от точности определения чужих эмоций начисляются баллы.

Выбор необходимых средств общения

Порядок проведения: обучаемым демонстрируется короткий (3—5 мин) видеофрагмент ситуации беседы сотрудника милиции с гражданином.

Задание: объясните жесты, которыми пользовался специалист, нужны ли эти жесты в данной ситуации, какова дистанция, на которой проходило общение, целесообразна ли она?

Методические рекомендации: подготовьте несколько видеофрагментов с ситуациями беседы. Вместо видеофрагментов можно использовать комплект фотографий и слайдов.

Выбор техники интонирования

Порядок выполнения: обучаемым даются различные фразы и ставится задача произнести их с различными оттенками в зависимости от ситуации (например, твердо, уверенно, спокойно, доброжелательно, вопросительно, осуждающе, ласково, доверительно, грубо, резко и т.п.).

Методические рекомендации: руководителю занятий к каждой фразе диалога заранее следует определить для себя интонацию произношения.

Активация невербальных средств общения

Порядок выполнения: в разговор вступают два человека. Свободно общаясь друг с другом, они должны обязательно использовать самые разнообразные жесты, причем как можно более активно. Группа следит за тем, чтобы жестов было больше, но чтобы они были естественными в разговоре.

Высказывание и принятие обратной связи

Порядок выполнения: каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои предположения о том, каким его представляет (воспринимает) группа, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.

Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправляет участника, который высказывает свои представления, только в случае очень значительного расхождения с действительным восприятием группой этого человека.

Развитие навыков обратной связи

Инструкция: руководитель занятия назначает одного из членов группы отправителем. После этого обращается к группе со следующими словами:

«X — отправитель. Вы получатели. X находится далеко и может только передавать информацию. Вы также удалены друг от друга. X располагает только "передатчиком", вы — только "приемником". Это значит, что вы не можете разговаривать ни с X, ни между собой.

Задача отправителя состоит в том, чтобы сделать такое сообщение, исходя из которого остальные участники смогли бы воспроизвести на своем листе бумаги рисунок. Отправитель не ограничен во времени и может использовать любой способ передачи информации при одном условии: его сообщение должно быть только вербальным».

Отправитель по своему усмотрению заканчивает передачу, когда все участники завершили свой рисунок.

Как только X сообщает о конце задания, руководитель просит участников (получателей):

· а) указать внизу листа, сколько фигур, по их мнению, они воспроизвели правильно, т.е. правильно расположили по отношению к оси листа и к предыдущей фигуре;

  • б) сколько минут, по их мнению, длилась игра (руководитель своевременно засекает время начала упражнения);
  • в) сделать запись о своих впечатлениях, чувствах.

Спустя несколько минут руководитель предупреждает получателей о начале второго этапа игры. На этот раз получатели имеют право воспользоваться обратной связью: прерывать отправителя, задавать ему вопросы и просить пояснений относительно рисунка.

В конце передачи руководитель просит X и получателей записать свои впечатления и предположения, как и по окончании первого этапа упражнения.

Методические рекомендации: на втором этапе достигается большая точность, чем на первом. Во втором варианте, несмотря на больший беспорядок, работа оказывается более результативной благодаря обмену сообщениями между отправителем и получателями.

Активное самораскрытие

Порядок выполнения: каждый член группы в течение 3—5 мин высказывается о своих слабых сторонах, акцентируя внимание на ошибках, недостатках в сфере межличностного общения.

После выступления всех участников руководитель раздает листы бумаги для проведения «инвентаризации» этих слабых сторон, а затем собирает то, что написали члены группы, для работы на последующих занятиях.

Развитие навыков высказывания

Порядок выполнения', каждому участнику предлагается продемонстрировать различные стили ответа в конкретной ситуации. Например, «ваш друг» забыл вернуть вам деньги, взятые в долг на 1 месяц, хотя прошло уже целых три. Потребуйте от него возвратить долг, обращаясь к кому-либо из группы, в различных стилях: агрессивном, неуверенном, уверенно-достойном.

Все члены группы должны пройти через это упражнение, причем обязателен ролевой обмен.

Примерные ситуации для упражнения:

  • • друг занимает вас разговором, а вам нужно уйти;
  • • ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас;
  • • люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором;
  • • друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас.

Понимание себя и окружающих людей

Порядок выполнения: вся группа разбивается на пары и выполняет несколько заданий.

  • 1. Встаньте (сядьте) спина к спине и постарайтесь вести оживленный диалог о чем-то важном для вас в течение 2—3 мин. Оборачиваться, разумеется, нельзя. Затем обменяйтесь впечатлениями.
  • 2. Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять. Вновь начинается диалог. В течение 2—3 мин говорите о своих проблемах, затем поменяйтесь позами и продолжайте диалог.
  • 3. Установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в течение 2—3 мин.

Затем происходит вербальный обмен впечатлениями, своими ощущениями.

Методические рекомендации: в этом упражнении пары могут быть постоянными, а можно после каждого задания менять их, произвольно или по желанию участников.

Передача смыслового подтекста голосом

Порядок выполнения: обучаемые произносят слово «Здравствуйте» с десятью оттенками: страха, удовольствия, дисциплинирования, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия. Все состояния написаны на отдельных карточках. Слушающие не знают, какой оттенок передает человек, который «здоровается», и должны определить его.

12. Развитие навыков невербального общения

Порядок выполнения: каждый обучаемый по очереди изображает предметы, указанные в списке: компьютер, телефон, петля, окно, дверь, скрипка, стакан, ручка, ключи, записная книжка и пр. Все остальные должны угадать, что имеется в виду.

Например, «Я оставил...» (жестами, мимикой изображается, как причесывает волосы). Ответ — расческа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: