Микроэкономическое исследование рынка выбранного товара




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2

ТЕМА: «ПОСТРОЕНИЕ РЫНОЧНОГО СПРОСА И ЕГО АНАЛИЗ»

Задача самостоятельной работы - ознакомить студентов, изучающих курс «Микроэкономика», со следующими понятиями:

§ индивидуальный спрос;

§ рыночный спрос;

§ факторы, оказывающие влияние на рыночный спрос.

Цель работы:

§ Провести исследование и анализ рынков;

§ Охарактеризовать подходы и методы, используемые при изучении рыночной ситуации;

§ Описать методические подходы, используемые при изучении потребителей;

§ Охарактеризовать факторы, определяющие поведение потребителей на рынке;

§ Изучить индивидуальные потребительские предпочтения по выбранному продукту (услуге);

§ На основе проведенного исследования построить кривую рыночного спроса на выбранный продукт (услугу);

СТРУКТУРА РАБОТЫ:

Этап I

Сбор материала и построение кривой рыночного спроса на выбранное благо

План работы:

1. Студенты, принимающие участие в работе разбиваются на равные группы.

2. Задача каждой группы проанализировать индивидуальный и рыночный спрос на товар, представленный в таблице 1 (по согласованию с преподавателем, группа имеет право выбрать товар, не входящий в состав таблицы).

3. Выбрав товар, каждая группа должна приступить к сбору аналитической информации, необходимой для построения кривой рыночного спроса. Прежде всего, участникам необходимо определить возможный диапазон цен на выбранный товар. Можно воспользоваться информационными источниками (Интернет, периодические издания) либо самостоятельно изучить рынок. Все полученные данные должны быть занесены в таблицу.

Пример 1.

В качестве анализируемого объекта было выбрано нематериальное благо (парикмахерские услуги, а именно - стрижка). Для того, чтобы данные по ценам были более полными, можно рассмотреть цены в каждом из трех представленных вариантов (отдельно по салонам, отдельно по студиям и т.д.)

  Цена
Парикмахерская  
Салон-парикмахерская  
Имидж студия  

4. После того, как данные по ценам будут собраны, группа может приступить к анализу потребительского спроса на данный вид блага. Для этого можно воспользоваться методом анкетирования, т.е. опросом потенциальных потребителей данного товара (мамы, папы, сестры, соседи, друзья и т.д.). Вся собранная информация сортируется и также заносится в таблицу.

Пример 2.

Парикмахерская Салон-парикмахерская Имидж студия
цена Объем спроса цена Объем спроса цена Объем спроса
           

Опрошенные потребители также должны быть зафиксированы в работе. Необходимо отметить, чем они руководствовались при выборе того или иного варианта приобретения блага.

5. После того как основные данные будут собраны, группа переходит к построению кривой рыночного спроса на данный вид блага. Для построения необходимо пользоваться не только собранными материалами, но и учебной литературой.

Этап II

Анализ неценовых факторов, оказывающих влияние на характер рыночного спроса

План работы:

1. Для выполнения второго этапа работы необходимо выявить и проанализировать основные неценовые факторы, которые могут изменить характер спроса на выбранное благо.

2. Выявленные факторы необходимо описать, а затем указать каким образом они могут изменить характер спроса (если возможно, дать графическую интерпретацию этого изменения).

Пример 3. Перечень неценовых факторов, оказывающих влияние на спрос на парикмахерские услуги (стрижка)

a) цены на товары-комплементы. Товаром взаимодополняющим стрижку, может являться укладка. Если парикмахерская предложит снижение цен на укладку, вполне вероятно, что количество желающих сделать стрижку возрастет. Чтобы подтвердить данное предположение необходимо опросить потребителей, ранее уже принимавших участие в опросе, на основе полученных данных сделать окончательный вывод.

b) доход потребителей. Можно предположить, что доход потребителей сократился, что вполне соответствует истине. Сокращение в среднем может составить от 10 до 15%. исходя из этого, необходимо снова опросить потребителей и т.д.

Количество факторов может быть выбрано произвольно. Нас интересует не количество, а качество.

Этап III

Микроэкономическое исследование рынка выбранного товара

Данный раздел задания предполагает самостоятельное проведение микроэкономического исследования рынка выбранного товара. Необходимо максимально подробно дать рыночную характеристику товара, наименование которого выбрано вами в качестве индивидуального задания по следующему плану:

1. тип товара (нормальный или худший, предмет роскоши или первой необходимости), доля затрат на его приобретение в бюджете покупателя (на примере собственного домашнего хозяйства или среднестатистического);

2. характеристика (качественный анализ) эластичности спроса данного товара (используйте теоретический материал лекции «Ценовая эластичность спроса»);

3. примеры товаров-субститутов и комплементарных товаров (не мене 3 по каждому виду);

4. примеры 3 неценовых факторов (конкретных), которые способны увеличить спрос на данный товар;

5. примеры 3 неценовых факторов (конкретных), которые способны уменьшить спрос на данный товар;

6. примеры 3 неценовых факторов (конкретных), которые способны увеличить предложение данного товара;

7. примеры 3 неценовых факторов (конкретных), способных уменьшить предложение данного товара;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ В анализе обязательно должны присутствовать выводы по каждому из этапов.

§ Ответьте, пожалуйста, на вопрос: оказывают ли какое-то влияние (и если да, то какое) условия mutatis mutandis на выбор опрошенных вами потребителей. Представьте блиц-интервью с одним из них.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К АНАЛИЗУ:

Номер варианта Наименование товара (услуги) Номер варианта Наименование товара (услуги)
  Телевизор   Музыкальный центр
  Микроволновая печь   Утюг
  Кофе растворимый   Макаронные изделия
  Чай листовой   Кетчуп
  Холодильник   Сеанс в сауне
  Морозильник   Кондиционер
  Леденцы от кашля   Сахар
  Таблетки от головной боли   Мука
  Плита газовая   Стиральная машина
  Плита электрическая   Электромясорубка
  Масло сливочное   Услуги по ремонту обуви
  Маргарин   Витамины
  Электрочайник   Электрокофеварка
  Фен   Электрокофемолка
  Маслины маринованные   Мыло туалетное
  Томатная паста   Пена для бритья
  Жаропрочная посуда   Будильник
  Компьютер   Учебник по экономике
  Мюсли   Лазерный принтер
  Йогурт   Сканер
  Калькулятор   Парикмахерские услуги
  Набор сантехники   Сигареты
  Чипсы   Цифровой фотоаппарат
  Шоколадный батончик   Бытовой обогреватель
  Смеситель для ванной   Туры в Болгарию
  Смеситель для кухни   Путевка в санаторий
  Цветы живые срезанные   Электровентилятор
  Цветы в горшочках   Стиральная машина
  Мобильный телефон   Обои
  Телефон кнопочный   Линолеум
  Тостер   Минеральная вода
  Вытяжка для кухни   Ручка шариковая
  Стиральный порошок   Легковой автомобиль
  Крем для лица   Пылесос

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: