Контрольная работа по учебной дисциплине «Введение в педагогику»
Для студентов очной и заочной форм обучения
Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
(профиль «Филологическое образование»)
По теме «Педагогика как наука»
Вариант 3
Задание 1.
Составьте педагогический глоссарий базовых понятий по теме «Педагогика как наука», указав автора определения, источника с выходными данными, оформленными в соответствии с требованиями Стандарта организации. Для толкования одного понятия необходимо привести пример 2-3 дефиниций, используя различную учебную и справочную литературу. Составив глоссарий, сделайте родовидовой анализ термина. Количество слов в глоссарии не должно быть менее 20.
Образец оформления
Глоссарий по теме «Педагогика как наука»
Понятие | Определение | Автор | Источник |
1. Педагогика | - одна из сфер человеческой деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. РП – сфера человеческой деятельности; ВО – по передаче опыта, где РП - родовое понятие, ВО - видовые отличия. | И.И. Иванов | Педагогика.. Учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с. – С. 14. |
2. Педагогика | - наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. РП – наука; ВО – об обучении и воспитании человека. | П.П. Петров | Педагогика.. Учебное пособие. – М.: «Русь», 2017. – 304 с. – С. 123. |
И т.д. | - | ……… | ………и т.д. |
Задание 2.
Проанализируйте высказывание, определите отношение к нему (согласие или несогласие с мнением автора), обоснуйте свою позицию, приведите аргументы.
«Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя», - Леонардо да Винчи.
Задание 3.
В двух из представленных ниже пословиц определите педагогический смысл, значение (пословицы – на выбор).
Где учение, там и умение.
Была бы охота, а выучиться можно.
На ученье попотеем, зато в бою уцелеем.
Наука не пиво, в рот не вольешь.
Пример выполнения задания: «Для учения нет старости». В пословице говорится о возможности и необходимости образования на протяжении всей жизни. Возможность образования в любом возрасте в нашем государстве обусловлена Федеральным законом «Об образовании в РФ», так как независимо от возраста человек имеет право на получение образования. Необходимость образования на протяжении всей жизни связана с стремительным развитием всех наук в современном мире, и чтобы «идти в ногу со временем», быть социально активным и соответствовать требованиям современного общества, необходимо иметь достаточный уровень образованности. Так как научные знания постоянно и стремительно обновляются, необходимо постоянное их освоение.
Задание 4.
Прочитайте представленный в Приложении 1 конспект занятия, проанализируйте его:
- с позиции структурных компонентов педагогического процесса, результаты анализа представьте в таблице 1;
- с позиции этапов построения педагогического процесса, результаты анализа представьте в таблице 2.
Таблица 1
Характеристика структурных компонентов
Компоненты педагогического процесса | Содержание компонента |
Целевой | |
Содержательный | |
Организационно- Деятельностный (анализ средств, методов, условий, ресурсов, форм организации) | |
Эмоционально-мотивационный/ Коммуникативный (модель взаимодействия, способы активизации) | |
Контрольно- оценочный/ Контрольно-диагностический/ Результативный (способы диагностики результата, соответствие результата поставленной цели) |
Таблица 2
Этапы построения педагогического процесса
Этапы построения педагогического процесса | Содержание этапа, его характеристика |
Подготовительный | |
Основной | |
Заключительный |
Приложение 1
Комбинированный урок по русскому языку
Цели урока:
· Организовать деятельность по обучению классификации имен прилагательных, умения видеть связь между именами прилагательными и именами существительными, определять род, число и падеж имен прилагательных.
· Содействовать закреплению знаний учащихся об имени прилагательном.
· Создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех.
Краткое описание хода урока.
Главное на уроке – систематизация знаний о категориях имени прилагательного, для чего в ходе урока на доске составляется схема-опора.
Все этапы урока составляют единое целое и направлены на достижение поставленных целей.
С помощью разгадывания ребусов ребята самостоятельно выводят тему урока, ставят цели.
На уроке использованы разнообразные формы и методы работы:
· Работа в группах по классификации имен прилагательных;
· Проблемная задача, в ходе решения которой учащиеся делают вывод о том, каким словом – главным или зависимым – в словосочетаниях являются имена прилагательные;
· Самостоятельная работа с карточками для закрепления изученного материала.
Физминутка перекликается с минуткой чистописания, в которой прослеживается весенняя тематика, и проходят эти этапы с музыкальным сопровождением (используются музыкальные фрагменты произведений П. И. Чайковского).
Для выявления уровня усвоения материала в конце урока детям предлагается ответить на вопросы теста с последующей самопроверкой и обсуждением.
На этапе рефлексии ребята делятся впечатлениями об уроке, высказывая своем мнение и определяя качество своей работы («Я доволен…», «Я работал….с настроением, потому что….»).
Ход урока