Роль учителя-дефектолога во включении дошкольников с РАС в инклюзивный образовательный процесс




Актуальность исследования. Среди вызовов, стоящих перед обществом, чрезвычайно острым является обеспечение равного доступа к образованию всех детей, особенно тех, кто нуждается в специальных условиях воспитания, коррекционного обучения и развития личности в формате социальной интеграции ее в реальную жизнь.

В последнее время Россия, как член международного сообщества, переходит к новой мировоззренческой парадигме. Формируется новая культурная и образовательная норма – уважение к людям физически и психически больных, которая закреплена международным законодательством на уровне Организации Объединенных Наций.

Воплощение этой новой парадигмы в системе образования России и является постепенным переходом от концепции интегрированного образования к концепции инклюзивного образования на всех уровнях, начиная с дошкольного и общеобразовательной. И если в процессе интеграции человек приспосабливается к образовательному заведению, то при инклюзии, наоборот, образовательное учреждение создает все необходимые условия для удовлетворения индивидуальных потребностей человека, его свободного доступа к качественному обучению и воспитанию.

Результаты анализа зарубежных литературных источников, а также ряда документов и законодательных актов, в частности принятых в России, свидетельствуют о том, что проблема инклюзии в учебе и дальнейшей интеграции человека в общество интернациональной и до сих пор весьма актуальной [1].

В этом контексте внимания заслуживает рассмотрение положений Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятой 20 июня 1994 (г.. Саламанка, Испания), где, в частности, отмечается насущная необходимость создания специальных условий для первоочередного включения детей, имеющих нарушения психофизического развития, в образовательные учреждения с инклюзивным ориентацией.

Создание дошкольных образовательных учреждений с инклюзивной ориентацией является самым эффективным способом борьбы с дискриминационными взглядами, первоочередным определяющим звеном в создании благоприятной атмосферы в обществе, а в дальнейшем времени – в построении инклюзивного общества и обеспечении образования для всех.

Инклюзивное образовательное учреждение является самым эффективным средством обучения и воспитания детей, который гарантирует солидарность между детьми с особыми образовательными потребностями и их нормальными сверстниками. Совместное обучение должно удовлетворить не только образовательные, но и социальные нужды любого ребенка на основе создания специальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих гуманизацию отношений между детьми и благополучия пребывания в группе [2].

Инклюзивное форма образования реализуется, исходя из принципов специальной дидактики, и осуществляется специалистом-дефектологом (коррекционным педагогом или психологом), который кроме осуществления коррекционной, прогностической, информационной, консультативной функции выполняет в модели работы с ребенком сопроводительную функцию (тьютора, адаптера, проводника), а в модели работы с воспитателем класса – супервизора. Инновационные обязанности тьютора и супервизора требуют основательного научного исследования. Согласно Государственной программы «Инклюзивное образование» эта работа проводится в нашем государстве при поддержке Всеукраинского фонда «шаг за шагом».

Цель программы включения дошкольников с РАС в инклюзивный образовательный процесс – разработка эффективной инклюзивной модели, которая бы обеспечила успешное обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения при должной поддержке других специалистов и родителей самих детей [4].

Психологическая коррекция аутичных детей в условиях организации инклюзивного образования – это система мер, направленных на предотвращение проявлений аутистического спектра средствами учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Психологическая коррекция осуществляется в таких сферах:

- во время занятий;

- в процессе воспитательных мероприятий;

- во время приема пищи;

- в процессе подготовки и проведения праздников;

- во время прогулок детей.

Целью психологической коррекции является ослабление динамики дизонтогенетических проявлений аутизма и усиление коммуникативных, когнитивных и регулятивных механизмов личностного развития аутичного ребенка.

Дефектолог для осуществления психологической коррекции в первую очередь определяет, по которой учебной программой будет получать образование аутичный ребенок. Известно, что спектр аутистических недостатков – это спектр различных по своей сложности структур дефектов. Психическое развитие аутичного ребенка имеет дизонтогенетический характер. Учитель-дефектолог при диагностико-прогностическом изучении состояния ребенка должен учитывать особенности этого развития таким образом, чтобы при включении в коллектив группы на переднем плане находились не аутистические расстройства ребенка, которые формируют взгляд на него как на ребенка с психологическими различиями по сравнению с нормальным ребенком, а признаки, свойства, характеризующие его как личность, которая развивается по тем же законам, что и нормально развитый ребенок (Л.С, Выготский) [5].

Для детей с аутистической симптоматикой важным при обучении в дошкольном учреждении является понимание их психических особенностей воспитателями, персоналом ДОУ, другими детьми, их родителями, а также того, что особенный ребенок имеет такие же права, что и нормально развитый, что он сможет овладеть программой, хотя с применением специальных, более доступных для него средств; что не надо лишать его радости общения, игры, даже если всем его окружающим людям очевидно, что он избегает этих видов деятельности. Толерантность и уважение к такому ребенку со временем принесет свои результаты, поскольку он осознает, что от группы детей и взрослых, с которыми он ежедневно встречается в группе, не предвидится напряжения: к нему обращаются, поощряют к общению, улыбаются, предлагают поиграть принесенными из дома игрушками, знают, что нельзя у аутичного ребенка брать его вещи, что-то менять на его столе, нельзя создавать ситуации, которые провоцировали б неадекватность действий и поведения такого ребенка, делая его посмешищем и заставляя страдать.

Тьютору (инклюзивному дефектологу), воспитателю и психологу «...нужно определить индивидуальную структуру дефекта каждого ребенка, изучить его опыт, интересы, стремление, способности и поведение» [4, с. 5]. Указанное дает возможность:

- осуществить правильный прогноз развития аутичного ребенка;

- определить содержание индивидуально-интегрального подхода инклюзивного образования детей в спектре аутистических нарушений;

- определить содержание коррекционной работы, которую будут реализовывать специалист по инклюзивному образованию (тьютор), психолог, воспитатель;

- выделить общие проблемы, возникающие при обучении аутичного ребенка;

- осуществить отбор общих коррекционно-развивающих приемов и средств, которые будут использованы в учебно-воспитательном процессе.

Грамотная, слаженная работа специалистов, включающих ребенка с расстройством аутистического спектра в инклюзивную группу детского сада может заложить надежный фундамент для включения такого ребенка в инклюзивный класс школы. Среди этих работников особая роль принадлежит учителю-дефектологу, поскольку именно его задачей является разработка общего плана индивидуального обучения (и развития) ребенка, согласование этого плана со всеми работающими с ребенком специалистами и поддержка этих специалистов при выполнении плана. Понимание особенностей каждого конкретного ребенка с данным нарушением развития, создание образовательной среды, соответствующей его особым образовательным потребностям, понимание ценности и значимости инклюзивного образования являются необходимыми условиями для включения ребенка с РАС в инклюнзивный процесс

Итак, как вывод, можно утверждать, что инклюзивная форма образования детей с нарушениями в психофизическом развитии является пока инновационным проектом и моделью обучения и воспитания в национальном образовательном пространстве. В то же время разработка, внедрение и реализация этого проекта очень важны для общей и социально-психологической реабилитации детей, страдающих аутизмом. Сам инклюзивный процесс становится основой для психологической коррекции нарушений личностного развития аутичного ребенка, понимание его проблем со стороны окружающих ее людей. Их помощь будет стимулировать формирование доверия к другим людям, которые встретятся в ее дальнейшей жизни. Однако инклюзия является реальной там, где общество готово к ее внедрению – как на государственном уровне, так и на уровне педагогов и родителей.

Список литературы

1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей // Дефектология. – 2005. – № 2.

2. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление. – М., 1993. – С. 154-165.

3. Башина В. М., Тиганов А. С. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве // Журнал неврологии и психиатрии. – 2005. – № 8. – М.,С.4 -13

4. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей – М.: Акад. проект, Королев: Парадигма, 2005. – 320 с.- ("Gaudeamus")

5. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.

6. Шмидт В. Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие. – М., 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: