Основные исторические этапы развития философской мысли




 

Таблица 1

Исторический период Тип философского мировоззрения Философский интерес Основные проблемы (предмет философии) Основные особенности (понятия, принципы)
Античность (VI в. до н.э. – V в. н.э.)     Космоцентризм     Космос Осмыление Космоса,Вселенной,главного закона определяющего всё сущее в природе обусловливающего жизнь человека и общества. Учение о природе вещества и его свойстве которое является частью учения о мироздании в целом, причем свойства вещества с необходимостью следуют из свойств Вселенной.
Средние века (V – XV вв.)   Теоцентризм     Бог Волей и самим существованием Бога объясняются бытие и развитие всех элементов, составляющих мир, созданный Богом Теоцентризм (греч. Θεός — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, и подражание и уподобление ему считается высшей целью человеческой жизни. Теоцентризм связан с теизмом и его принципами. Теоцентризму противопоставляются космоцентризм и антропоцентризм.
Возрождение (XV – XVI вв.)   Антропойентризм   Человек и общество проблемы человека, его сущности, его возможностей и устремлений, ценностей, предназначения в этом мире. основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности
Новое время (XVII – XIX вв.)     Европоцентризм   Человек и общество превосходство европейских народов над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходства образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Евроцентризм рассматривается как вид этноцентризма Европоцентризм – культуро философская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа, является центром мировой культуры и цивилизации. Первыми в Европе противопоставили себя Востоку древние греки. Понятие Востока они относили к Персии и других земель, которые находились на востоке греческого мира. Но уже в Древней Греции это понятие было не просто географическим, был ему более широкий смысл. Разграничение Запада и Востока стало формой обозначения противоположности эллина и варвара, «цивилизованности» и «дикости».
Новейшее время (XX в.)   Биофилософия     Человек Биофилософию можно представить как биологически ориентированную междисциплинарную отрасль знания, рассматривающую мировоззренческие, гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы бытия универсума через призму исследования феномена жизни. Биофилософия - это целостное единство трех составных частей: философии биологии, философии жизни и соответствующей им аксиологии (оценочное отношение к философии биологии и философии жизни) на смену философии жизни уже в наши дни приходит биофилософия, и опять в контексте нового ответа на упрек относительно принципиальной ограниченности разума (в том числе и научного) в постижении глубинной сущности жизни, упрек, ставший лейтмотивом всех публикаций философов жизни, как, впрочем, и представителей других иррационалистических течений в XX столетии. Любопытно в этой связи отметить, что, осмысливая свою научную и философскую деятельность в широкой историко-интеллектуальной перспективе, И. Пригожин часто апеллирует к таким мыслителям, как Бергсон и Уайтхед.

 

Храмыцких Ю. А.

 

Таблица 2

Исторический период Направление философии Представители Основные понятия, идеи
Античность Натурфилософия Фалес Милетский (около 625-547 до н. э. Учение Фалеса о существовании некоего первоначала всех веществ было воспринято большинством более поздних философов; различие взглядов выражалось лишь в вопросе о том, что является первоначалом. Отличительная особенность греческой натурфилософии – её в значительной степени светский (нерелигиозный) характер. В греческой натурфилософии можно выделить два течения, выделившиеся по способу ответа на вопрос о делимости материи: континуализм и атомизм
    Интеллектуализм     Аристотель (384-322 до н.э)   Предмет науки – общее, постигаемое умом. Но общее существует только в чувственно воспринимаем единичном и познается через него: условие познания общего – индуктивное обобщение, а оно невозможно без чувственного восприятия.   ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ (лат. intellectualis — умственный) — философское учение, выдвигающее на первый план познание посредством интеллекта и метафизически отрывающее его от чувственного познания и практики. Интеллектуализм родствен рационализму.
Эллинистическое Пиррон (360—270 до н. э.). Скептицизм — направление в философии, возникшее под влиянием античной философиии на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»). Всякая вещь, с точки зрения скептиков, «есть это не в большей степени, чем то». Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятиемм и мышлениемм. Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла.
Средние века Патристика Аврелий Августин   Климент Александрийский философия не противоречит религии и является подготовкой к ней, ступенькой на пути к более совершенному способу познания – вере. Бог назначил людям философствовать, говорит Климент, чтобы подготовить их к высшему – религиозному – этапу духовной жизни.
Схоластика Эриген,Ансельм Кентерберийский   Схоластика развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализирует христианское мировоззрение
Возрождение Гуманистическое (XIV – XV в.) Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли утверждение высшей ценности человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей.в центр внимания стоит человек, его достоинство, величие и могущество, иронизация над догматами Церкви; Идеалом гуманизма была всесторонне развитая личность, творческая личность. Специфика ренессансной философии заключается в том, что она пыталась осмыслить такие традиционные формы средневековой философии как отношение Бога и мира, Бога и человека в рамках пантеизмаиантропоцентризма. Ослабление диктатуры церкви привело к появлению новой светской культуры, которая получила название гуманизма, а ее носители – гуманистов. Термин «гуманизм» (от латинского humanos) означал светскую образованность в отличие от образованности церковно-теологической. Особенность культуры гуманизма определяется ее названием и состоит в подчеркивании интересов и прав человеческой личности.
Натурфилософское XVI – нач. XVII вв.,Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей Попытка развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
Реформационное XVI – XVII вв. – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский стремиление коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
Политическое XV – XVI вв., Николо Макиавелли изучение проблемы управления государством, поведение правителей
Социалистическо-утопическое XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла Поиск идеально-фантастической формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти
Новое время Эмпиризм Френсис Бекон, Джон Локк и Томас Гоббс. Эмпиризм (empiria - опыт) – направление в гносеологии, согласно которому чувственный опыт есть основа познания, его главный источник и критерий достоверности. Эмпиризм включает в себя сенсуализм, но не совпадает с ней. Эмпиризм в качестве единственного источника познания признает опыт, в который входят знания и навыки, образующиеся на основе чувственных данных в результате деятельности сознания в целом и практики. Душа человека чистая доска, на которой природа пишет свои письмена. На этом основании представители эмпиризма называют индукцию универсальным научным методом. При этом, осознаются проблемы, связанные с вероятностной природой индуктивного знания, пишутся способы повышения его достоверности.
Рационализм Рене Декарт, Бенедикт Спиноза. Готфрид Вильгельм Лейбниц. Рационализм (rationalis - разумный) – направление в гносеологии, в которой ведущая роль в познании принадлежит доопытным рациональным структурам сознания.Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, достоверное знание выводимо только из разума, который является гласной познавательной способностью человека. В разуме изначально заложены всеобщие и необходимые истины, из которых по определенным логическим правилам выводятся из содержания знания. Мышление действует на подобии духовного автомата, который производит истину по заранее установленным правилам. На этом основании универсальным философским методом рационалисты считают дедукцию. Если сенсуалисты столкнулись с проблемой достоверности индуктивного знания, то рационалисты не могли удовлетворительно ответить на вопрос, откуда возникают познавательные ошибки, если истины изначально содержатся в сознании и выводятся из него дедуктивным методом
Субъективный идеализм Джордж Беркли,Фихте, Юм,Кант   направление в философиии, представители которого отрицает существование независимой от волии и сознанияя субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только субъект восприятия, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании. Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли. Другими представителями классической формы субъективного идеализма являются Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант. Среди философских течений XX века к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма (махизм, операционализм логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни(Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из неё экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др  
Просвещение Вольтер Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка. Основная особенность учений всех философов-просветителей – вера в безграничные возможности разума, здравый смысл, равенство и свободу людей. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий:
  • познание природы человека;
  • разумное воспитание и образование;
  • рациональное переустройство общества
Объективный идеализм Платон, Ф.Аквинский, Г.Гегель. Объективный идеализм признает существование материи, но считает, что она порождена неким духовным началом (Богом, Абсолютной Идеей, Мировым Разумом и др.). Позиция объективного идеализма характерна для ряда религий. Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений (a priori) При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений  
Материализм Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар,Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов. материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.
Иррационализм Я.Бёме, Ф. Ницше, Кьеркегор, Шопенгауэр В социологическом и культурологическом отношении иррационалистические воззрения часто настроены против социальных и культурных инноваций, которые воспринимаются как распространяющаяся власть науки и техники и, тем самым, утверждают просветительско-рационалистические эмоциональные ценности в культуре. Сторонники иррационализма считают это признаком упадка подлинно творческого культурного духовного начала (как, например, О. Шпенглер в работе «Закат Европы»). В Германии, к примеру, иррационализм в области политических теорий и программ обрёл свои наиболее реакционные формы в так называемом младоконсерватизме и национал-социализме. Эти теории отрицают ту точку зрения, что социальная общность является саморегулирующимся посредством общественных законов коллективом. Декларируется, что общество основывается на мистически-шовинистической или расовой культуре.
Философия жизни Ф. Ницше. А. Бергсон. В. Дильтей. Г. Зиммель Философия жизни изначально была нацелена на критическое переосмысление всей прошлой философии, исходя из примата жизни над истиной. При этом утверждалось, что как нет ни одной безусловно ценной истины, так нет и ни одной безусловно истинной ценности. Истина — лишь
Новейшее время Психоанализ Представители классического психоанализа: Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг. Ппсихоанализ используют также: Карен Хорни, Эрик Берн, Николай Козлов (Теория социального психоанализа эмоций)   Психоанализ — подход в психологии, когда основные моменты (и проблемы) взрослого поведения выводятся (объясняются) из событий и переживаний его детства. В психоанализе личность трактуется как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности. Доминантой жизни личности в психоанализе является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.  
Позитивизм Огюст Конт, Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль, Генри Томас Бокль (1821-1862) и, пожалуй, Иеремия Бентам (1748-1832). Во второй половине XIX в. в духовной культуре человечества, в философии сформировались позитивизму позитивистская традиция. Основная идея позитивизма состоит в том, что источник всех человеческих знаний – позитивные, т.е. наблюдаемые, факты, показания наших чувств, которые познающий субъект классифицирует, распределяет, организует, привнося в данный ему чувствами матерная с помощью психологических или логических операций идею закономерности, порядка. Позитивисты решительно отклоняют все объективные природные или социальные закономерности, первосущности, субстанции и т.п. как абстрактные, метафизические, "онтологические" суждения, не способные быть предметом человеческих знаний, поскольку они не даны нам в чувствах, не являются позитивными фактами.
Экзистенциализм · Карл Ясперс (1883 — 1969); · Мартин Хайдеггер (1889 — 1976); · Жан-Поль Сартр (1905 — 1980); · Альбер Камю (1913 — 1960)   Экзистенциализм сформировался в Европе в первой половине 20 века. Его представителями являются Жан Поль Сартр, Альберт Камю, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Николай Бердяев и др. основной проблематикой экзистенциализма является антропологическая и аксиологическая. Исходным в экзистенциализме признается индивидуальное бытие, которое выступает источником любых знаний и ценностей. Основной темой этого направления является тема человека, находящегося в кризисной, конфликтной ситуации. Эфемерность и иллюзорность индивидуального бытия, отсутствие гарантированности и обеспеченности жизни – таков лейтмотив философии существовании. Индивидуальное существование провозглашается первичным по отношению не только к общественному бытию, но к самой личности. Человек рождается в определенном месте и времени, которых не выбирал, живет в мире, чьих законов не устанавливал, и только в процессе существования обретает свою сущность. Ясное осознание негарантированности и необеспеченности бытия, осознание конечность жизни позволяет человеку обрести свободу и вместе с ней силы противостоять абсурдной реальности.
Герменевтика Э. Бетти, Х.Г. Гадамер, М. Ландман Герменевтика сформировалась в качества общегуманитарного метода, а в 20 веке обрела статус философской теории. Философская герменевтика сконцентрирована на онтологической и гносеологической проблеме. Основные понятия герменевтики – текст, понимание, диалог и др. Любая культурная и человеческая реальность рассматривается как текст, который должен быть прочитан и понят. Понимание есть постижение смысла культурных явлений и событий. Для достижения понимания вводится ситуация диалога между автором текста и ее читателем. Для того чтобы понимание состоялось, оно должно опираться на дорефлексивные, дорациональные структуры, которые обозначаются терминами «предпонимания», «предзнания», «традиция» и т.д. Понимание имеет универсальный характер, в онтологических версиях герменевтики оно определяется как способ существования человека в мире, в гносеологических – как эпистемологическая процедура постижения смысла. Герменевтический метод применяется не только в философии, но и в социологии, психологии, других науках о культуре и человеке.
Постмодернизм К. Маркс, Ф. Ницше и З. Фрейд. Фердинанд де Соссюр (1857–1913) Людвиг Витгенштейн (1889–1951). Мартин Хайдеггер (1889–1976)   Теоретического понятия «постмодернизм» начинает употребляться лишь в 80-е годы, благодаря прежде всего работам Ж. Ф. Лиотара. Именно в это время постмодернизм приобрел свою концептуальную оформленность и самостоятельность. Если же иметь в виду его содержательную сторону, то наибольшее и самое непосредственное влияние на возникновение «ситуации постмодерна» оказало философское направление, связанное с анализом языка, которое совершенно сознательно причисляет себя к постмодернизму. Исторически становление этого стиля мышления связано с исследованиями следующих мыслителей. культура является не чем иным, как системой текстов, которые имеют уже самодовлеющее значение, которые живут своей жизнью и выступают в качестве демиургов реальности. Более того, тексты приобретают самостоятельный смысл, отличный от того, который имел в виду автор. Но при этом и сам автор теряется где-то в далеком прошлом. Так что текст становится в сущности не только автономным, но и анонимным, бесхозным. Необходимо также отметить, что деконструкция как способ исследования текста связана с поиском одного текста внутри другого и встраивания одного текста в другой. При этом исследователю невозможно находиться вне текста, и всякая интерпретация и критика считается несостоятельной, если она допускает «выход» исследователя из текста.  

 

Храмыцких Ю.А.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: