Обоснование выбора реалистичного сценария развития




Основные приоритеты инерционного, реалистичного и форсированного сценариев долгосрочного развития Лужского района разработаны с учетом анализа международного опыта развития депрессивных территорий развитых стран. Данный опыт позволяет выделить этапы и, соответственно, приоритетность использования тех или иных инструментов в целях стратегического развития территорий небольших по размерам городов, находящихся в депрессивном состоянии в отношении низкого качества доступной транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, а также оттока населения.

Действительно, вызовы, стоящие перед отдаленными районами Ленинградской области, которым также является и Лужский район, в целом, схожи с вызовами, которые стояли перед рядом городов развитых стран, столкнувшимися с проблемами резкого спада промышленного производства. Среди вызовов стоит отметить:

1) снижение экономической и социальной устойчивости муниципальных образований отдаленных районов Ленинградской области (прежде всего восточных); увеличение различий в уровне социально-экономического развития муниципальных образований области

2) несбалансированное развитие системы расселения региона и снижение инвестиционной привлекательности, а также качества жизни в отдельных муниципальных образованиях Ленинградской области, в том числе дисбалансы в развитии городов и сельских территорий;

3) низкая устойчивость доходной базы бюджетов муниципальных образований Ленинградской области, рост затрат на обслуживание и содержание инфраструктур и объектов жизнеобеспечения граждан.

На основании проведенного анализа в предыдущих разделах настоящего документа, а также с учетом исследования международного опыта, определено, что перспективное развитие Лужского района основано на секторах промышленности с высокой добавленной стоимостью и третичном секторе, в том числе предусматривает следующие направления:

Первое, инвестиции в улучшение качества городской среды (в том числе городскую инфраструктуру), реставрацию, восстановление памятников культуры и архитектуры, развитие спортивной инфраструктуры, что позволит сделать среду Лужского района благоприятной для населения, повысит качество жизни населения.

Второе, развитие туристического потенциала, в том числе культурного, исторического туризма, что будет способствовать формированию на территории Лужского района высококачественного сектора услуг в области туризма, создание новых рабочих мест и повышение привлекательности территории. При этом, что особенно важно для Лужского района, данное направление сможет способствовать росту доходности муниципалитета и созданию рабочих мест уже в среднесрочной перспективе без требований к существенному улучшению качества энергетической инфраструктуры, существенно сдерживающей реализацию инвестиционных проектов в обрабатывающих отраслях.

Третье, развитие отраслей агропромышленного комплекса, что, с одной стороны, соответствует текущим сравнительным преимуществам региона, а с другой стороны, отвечает стратегическим целям развития Ленинградской области, в том числе отраслевым приоритетам кластерной политики, направленной на формирование вертикальных и горизонтальных цепочек добавленной стоимости в секторе АПК региона.

Наконец, четвертое, комплекс мер по развитию тяжелой (в том числе коммунальной, энергетической и транспортной) инфраструктуры, а также совершенствование институтов, регулирующих условия ведения бизнеса и способствующих развитию предпринимательской деятельности в районе, для привлечения в долгосрочной перспективе крупных инвестиционных проектов, способных внести существенный вклад в добавленную стоимость и обеспечить создание большого числа производительных рабочих мест. Реализация таких инвестиционных проектов могла бы стать одним из ключевых факторов для последующего формирования в районе вертикально связанных малых и средних предприятий смежной отрасли.

К 2030 г. Лужский муниципальный район должен выйти на среднеобластные значения основных социально-экономических показателей. Данный процесс потребует максимальной организованности и последовательности действий администрации муниципалитета в части реализации социально-экономической политики, а также концентрации и рационального перераспределения доступных ресурсов. Одним из ключевых источников роста при этом становится человеческий капитал: развитие необходимых квалификаций и навыков, формирование культуры предпринимательства, повышение качества жизни населения обуславливают сбалансированное развитие муниципального района и создают задел для долгосрочного роста экономики.

При сравнении основных показателей реализации сценариев наиболее предпочтительным выглядит реалистичный сценарий развития Лужского муниципального района. Реалистичный сценарий предполагает сочетание умеренных темпов роста экономики муниципального района и инвестиций в долгосрочное устойчивое развитие приоритетных секторов экономики. При этом особое внимание будет уделяться развитию инвестиционного потенциала территории, так как именно он обеспечит рост бюджетных доходов, а значит, и развитие социальной сферы.

Выбор в качестве целевого реалистичного сценария развития обусловлен, в первую очередь, широким набором возможностей в случае его реализации. Ставка на сбалансированное развитие приоритетных секторов – агропромышленного комплекса, туристической отрасли и инфраструктуры, вложение в человеческий капитал и формирование институтов поддержки и сопровождения инвесторов соответствуют стратегическим приоритетам Лужского муниципального района и базовому сценарию, предусмотренному Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2030 г.

Реалистичный сценарий предполагает дополнительную мобилизацию инвестиционных ресурсов, ориентацию на развитие транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры, создание современного туристско-рекреационного комплекса и повышение качества жизни населения Лужского муниципального района. Все это потребует постепенного достижения нового качества социально-экономического роста муниципального района, консолидации нового «портфеля ресурсов».

В сфере традиционной специализации на ранних этапах реализации настоящей Стратегии должен быть сделан следующий шаг развития: рост обрабатывающей промышленности, развитие транспортно-логистического потенциала территории, формирование новых и развитие действующих предприятий в агропромышленном комплексе, освоение новых видов продукции сельско-хозяйственного производства и т.д. К 2030 г. должны быть освоены новые виды специализации, ориентированные на региональный рынок, в том числе, туристско-рекреационная отрасль. Развитие транспортной, инженерной, а также инвестиционной инфраструктуры станут поддерживающими элементами экономического развития муниципального района. Повышение инвестиционной привлекательности Лужского района благоприятно скажется на уровне и качестве жизни населения, приведет к созданию новых рабочих мест и развитию местного потребительского рынка товаров и услуг.

Таким образом, реалистичный сценарий развития характеризуется сбалансированным и гармоничным ростом приоритетных секторов экономики Лужского района, снижением рисков инфраструктурной недостаточности, увеличением занятости и доходов населения ввиду усиления инвестиционной составляющей экономического роста, а также постепенным сокращением дотационности бюджета муниципального района.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: