для повышения физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста при круговом методе организации урока физической культуры




Применение упражнений на гимнастических снарядах

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по специальности 49.02.01 Физическая культура

 

Междисциплинарный курс

Методика обучения предмету «Физическая культура»

 

Работа рекомендована к защите Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» «» 2019г. /___________/     Допустить к защите   Нормоконтролёр ……………… «Боровичский педагогический колледж» «» 2019г. /___________/     Заместитель директора (учебная работа) /__________/ С.Г. Поликарпова Приказ от «» _ 2019г. Выполнил Виноградов Александр Андреевич студентка 3 курса, очная форма обучения, группа Ф1631 Работа завершена «» 2019г. /___________/     Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» Работа проверена «» 2019г. /___________/   Курсовая работа защищена «» 2019г.     Оценка Секретарь аттестационной комиссии    

 

 

2019 г.

 

   
Содержание

 

Введение  
1 Теоретические и методические основы применения упражнений на гимнастических снарядах для повышения физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста при круговом методе организации урока физической культуры    
1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста ….
1.2 Характеристика и оценка физической подготовленности ….
1.3 Особенности кругового метода организации урока физической культуры   ….
1.4 Использование гимнастических снарядов на уроке физической культуры ….
2 Применение упражнений на гимнастических снарядах для повышения физической подготовленности учащихся 9 класса при круговом методе организации урока физической культуры     ….
Заключение ….
Список литературы ….
Приложение А ….
Приложение Б ….
Приложение В ….

 

 

 
Введение

 

Проблема здоровья населения страны, и школьников в том числе, стоит очень остро. За период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз, в 2 раза возрастает количество детей с хроническими заболеваниями. Прогноз снижения показателей здоровья: 96% выпускников будут выходить из образовательных учреждений больными. Уже сейчас 60-70% к выпускному классу имеют нарушение зрения, 60% - неправильную осанку, 30% - хронические заболевания. Многолетняя тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения влечет за собой снижение уровня работоспособности во всех других возрастных группах и скажется на здоровье следующих поколений, поскольку трудно ожидать здоровых детей от больных родителей. Поэтому актуальным остаётся вопрос укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности учащихся.

Одной из задач урока физической культуры является обеспечения оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Как считает Лях В.И. физическими качествами принято называть врождённые (генетические унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Средствами развития физических качеств являются Физические упражнения. Физические упражнения обладают возмож­ностью избирательного воздействия на двигатель­ную, а через неё и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Каждое из упражнений многофункционально и поэ­тому может быть использовано для разностороннего воздействия на организм школьников. Такое свой­ство физических упражнений открывает широкие возможности для совершенствования способов их применения в оздоровительных, образовательных, воспитательных, прикладных целях, для изучения и развития способностей, необходимых в учебной и других сферах де­ятельности.

Выполнение уп­ражнений на гимнастических снарядах оказывает всесторон­нее воздействие на организм человека, является важным средством для общей физической подготовки и осо­бенно развития ловкости, способствует воспитанию навыков, необходимых для практической или спор­тивной деятельности. Правильно построенные уроки физической культуры на которых применяются упражнения на гимнастических снарядах, всегда эмоциональны и интересны учащимся.

Разнообразные упражнения на гимнастических снарядах позволяют избирательно воздействовать на различные группы мышц и организм в целом. Доста­точная сложность упражнений на снарядах даёт воз­можность совершенствовать умение владеть своим телом и движениями, развивает функции вестибуляр­ного аппарата, обеспечивающего устойчивое равно­весие тела. Такие упражнения способствуют развитию тонкой координации движений, большой физической силы, ловкости, умения ориентироваться в сложных положениях, а также воспитанию решительности, смелости и других моральных и волевых качеств.

На уроках физической культуры применение кру­гового метода построения занятий даёт возможность самостоятельно приобретать знания, развивать физи­ческие качества, совершенствовать отдельные умения и навыки, позволяет добиваться высокой работоспо­собности организма, обучать основам самостраховки при выполнении упражнений. Круговой метод позволяет обеспечивать дифференцированное обучение и воспитание с учётом анатомо-физиологического развития, двигательной подготовленности и личностных особенностей занимающихся, эффек­тивно использовать время урока.

Анализ изученных источников показал, что такие ученые, как Павел Кар­пович Петров, Николай Владимирович Зимкин, Жорж Константинович Холо­дов, Василий Семенович Кузнецов и другие серьезно исследовали вопрос физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста. Они считают, что в среднем школьном возрасте повышение физической подготовленности должно осуществляться за счет укрепления основных мышечных групп и развития физических качеств. Ученые предлагают различные средства развития физических качеств при круговом методе организации урока физической культуры. Они указывают на то, что при использовании кругового метода дозировку упражнений следует определять с учетом особенностей развития учащихся, этапа подготовки и индивидуальных возможностей занимающихся. Однако вопрос применения упражнений на гимнастических снарядах для повышения физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста при круговом методе организации урока физической культуры в учебно-методической литературе разработан недостаточно.

Поэтому проблемой научного исследования данной курсовой работы яв­ляется подбор наиболее эффективных упражнений на гимнастических снарядах для повышения физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста при круговом методе организации урока физической культуры.

Объект исследования: повышение физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста

Предмет исследования: упражнения на гимнастических снарядах для повышения физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста при круговом методе организации урока физической культуры.

В ходе исследования выдвинута следующая гипотеза: если на основе тео­ретического исследования и результатов диагностики подобрать и включить в содержание уроков физической культуры упражнения на гимнастических снарядах при круговом методе организации урока физической культуры, то это будет способствовать повышению физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.

Цель: теоретически обосновать и практически проверить результатив­ность применения упражнений на гимнастических снарядах для повышения физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста при круговом методе организации урока физической культуры.

Задачи курсовой работы:

‒ изучить теоретические и методические основы кругового метода организации урока физической культуры;

‒ изучить требования к уровню физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста;

‒ изучить особенности упражнений на гимнастических снарядах;

‒ изучить особенности возрастного развития учащихся среднего школьного возраста;

‒ разработать содержание практического исследования и реализовать его на уроках физической культуры;

‒ проверить результативность практического исследования;

‒ сформулировать выводы.

В данной курсовой работе были использованы следующие методы иссле­дования:

‒ теоретические:

а) анализ теоретических и методических аспектов применения упражнений на гимнастических снарядах для повышения физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста при круговом методе организации урока физической культуры;

б) синтез для формулировки выводов на теоретическом уровне;

‒ эмпирические:

а) тестирование для определения уровня развития физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста;

б) моделирование для определения последовательности упражне­ний для учащихся среднего школьного возраста при круговом методе организации урока физической культуры;

в) оценка уровня физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.

Этапы работы

‒ изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследо­вания;

‒ составление плана практического исследования;

‒ реализация содержания практического исследования;

‒ формулирование и обобщение выводов.

Структура курсовой работы включает: введение; две главы; заключение; список литературы; приложения.

В первой главе раскрыты теоретические и методические основы применения упражнений на гимнастических снарядах для повышения физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста при круговом методе организации урока физической культуры.

Вторая глава курсовой работы посвящена практическому исследованию применение упражнений на гимнастических снарядах для повышения физической подготовленности учащихся 9 класса при круговом методе организации урока физической культуры.

Изучено 37 источников специальной учебно-методической литературы по теме исследования.

Новизна исследования состоит в том, что в ней сделана попытка теорети­чески обобщить использование и практически проверить результативность применения упражнений на гимнастических снарядах для повышения физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста при круговом методе организации урока физической культуры.

Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования студентами на педагогической практике разработанных комплексов упражне­ний с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.

 

 

1 Теоретические и методические основы применения упражнений на гимнастических снарядах для повышения физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста при круговом методе организации урока физической культуры

 

1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста

 

……………..найти информацию на 5-6 страниц…………….

 

 

1.2 Характеристика и оценка физической подготовленности

 

Развитие физических качеств осуществляется через физическую подготовку, результатом которой является физическая подготовленность.

Физическая подготовка – это физическое воспитание, направленное на подготовку к определенному виду деятельности.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки к определённому виду деятельности, которая характеризуется уровнем развития физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости).

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Быстрота – способность человека совершать двигательную работу в минимально короткий промежуток времени.

Ловкость — способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Гибкость— это способность выполнять движения с большой амплитудой.

При развитии физических качеств необходимо знать и уметь регулировать физическую нагрузку в оптимальных границах значения ЧСС. По данным физиологов, наиболее эффективны тренировки с оздоровительной направленностью при нагрузках, которые повышают ЧСС от 100 до 170—180 уд/мин, в зависимости от возраста и состояния здоровья человека.

В физическом воспитании всегда измерялся и оценивался уровень физической подготовленности школьников. Для этого проводится тестирование, которое является неотъемлемой и обязательной частью любой программы по физическому воспитанию, одним из критериев оценки результативности процесса физического воспитания. Оценка уровня физической подготовленности школьников проводилась путём определения основных физических качеств и сравнения их с государственными стандартами.

Оценка уровня развития двигательных качеств обучающихся и оценка их физической подготовленности проводится 2 раза в учебном году (в начале сентября и в конце апреля - начале мая) с помощью тестов:

- подтягивание на высокой перекладине /м/; сгибание и разгибание рук /д/;

- прыжок в длину с места;

- челночный бег /3х10м/;

- бег 30 м;

- наклоны вперед из положения сидя (гибкость);

- 6-минутный бег.

Результаты тестирования учитель физической культуры записывает в соответствующие графы классного журнала на специально отведенной странице, определяя средний уровень физической подготовленности. Сопоставление результатов, достигнутых в начале и в конце учебного года, позволит судить об эффективности процесса обучения, роста технической и физической подготовленности обучающихся.

Предлагаемые тесты просты, объективны, надёжны, не требуют для проведения специального оборудования, не сложны по технике и доступны для каждого ребенка. Применение одних и тех же тестов в течение всех лет пребывания обучающихся в школе позволяет проследить за динамикой их физической подготовленности с 5 по 9 класс, сравнивать, анализировать показатели каждого ученика и, таким образом, вести систематический контроль за уровнем физической подготовленности.

По таблице в зависимости от возраста ученика и показанного им результата по каждому тесту выставляются отметки и определяются уровни физической подготовленности: «5» - высокий; «4» - выше среднего; «3» - средний; «2» - ниже среднего.

Оценка физической подготовленности ученика определяется как средняя из 6 тестов, определённых по таблице с учетом возраста обучающихся.

Складывая все общие отметки и разделив на количество учеников класса, мы получим оценку физической подготовленности класса; складывая все общие оценки классов и разделив на классы-комплекты, получим оценку физической подготовленности школы.

Контрольные испытания по тестам в конце учебного года /в апреле/ дают возможность учителю определить улучшение, величину сдвига /в процентах/ физической подготовленности каждого ученика, сравнивая исходный показатель /начало учебного года/.

Таким образом, комплексная оценка физического здоровья и физической подготовленности позволяет выявить слабые звенья в развитии детей для дальнейшего целенаправленного воздействия на них, для определения целей учебной деятельности и составления индивидуальной программы оздоровительных занятий и определения их эффективности.

 

1.3 Особенности кругового метода организации урока физической культуры

 

Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каж­дого упражнения определяется место, которое называется «стан­цией». Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последую­щая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражне­ний, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в трениро­вочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз. Отдых между каждым повторе­нием комплекса должен составлять не менее 2-3 мин. в это время выполняются упражнения на расслабление.

Обеспечивает комплексное воздей­ствие на различные мышечные группы. Данный метод используется для воспитания и совершенство­вания практически всех физических качеств.

Круговой метод дает возмож­ность самостоятельно получать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. Для школьного урока физической культуры эта форма приобретает особое значение, так как позволяет организовать учебную дея­тельность одновременно всего коллектива класса с относитель­ной самостоятельностью и использованием большого количества оборудования и инвентаря.

Применение кругового метода в основной части урока свя­зано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большом объеме и при оптимальных условиях нагрузки.

Сущность кругового метода организации заключается в том, что коллектив класса разделяется на несколько групп по 4 - 6 уча­щихся. Группы распределяются учителем по местам занятий (стан­циям), в зале или на площадке, где расставлены снаряды, инвен­тарь или специально оборудованы для таких занятий. На «станци­ях» очередность выполнения упражнений планируется так, чтобы по направленности воздействия они сменяли друг друга. К приме­ру, если на одной «станции» преимущественное воздействие ока­зывается на мышечную систему нижних конечностей (ног), то на последующих — на другие мышечные группы: туловища, верхних конечностей и др. (рис. 12).

Выполнение упражнений начинается одновременно на всех «станциях» и по команде учителя. Справившись с заранее обус­ловленным заданием (по содержанию, объему и интенсивности), группы в установленном порядке (обычно по направлению часо­вой стрелки) переходят на очередное место занятий. Они отдыха­ют там и знакомятся с содержанием нового задания, опробуют его и по команде учителя начинают выполнение нового задания, и так до тех пор, пока не пройдут через все «станции».

Круговой метод организации требует предварительной подго­товки учащихся. После того как учащиеся прочно усвоили используемые в комплексах круговой формы физические упражнения, их знакомят с организацией работы (деятельности) на станциях (их расположение, последовательность выполнения физических упражнений, порядок перехода к очередным «станциям», формы учета результатов деятельности и представление их учителю). На следующем уроке учащиеся вместе с учителем определяют макси­мальный тест (МТ) выполнения упражнений на каждой «стан­ции». Физическая нагрузка регулируется по схеме МТ/2 или МТ/4 в зависимости от уровня развития учебных возможностей учащих­ся, в частности их важного компонента, физической подготов­ленности.

В цикле уроков (3 - 6) объем нагрузки устанавливается по схе­ме МТ/4 + 1 или МТ/2 + 1 с последующим его увеличением на каждом уроке на одно или несколько повторений. Уже на седьмом или восьмом уроке определяется новый МТ с повторением пре­дыдущего цикла. Переход к новому циклу может быть и раньше, если комплекс, подобранный для учащихся, исчерпал себя или, наоборот, будет продолжен. Использование круговой формы орга­низации возможно почти по всем разделам школьной программы: гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, борьбе, спортивным играм.

Круговая тренировка, организованная по методу интервально­го упражнения, с четко определенными интервалами отдыха, так называемыми действенными паузами как между упражнениями, так и между кругами. В последней разновидности также выделены три варианта. В первом и втором из них упражняются на «станци­ях» по 15 с (отдых 30 с).

Физические упражнения должны быть хорошо знакомы уча­щимся, не требовать подстраховки, избирательно воздействовать на определенные системы организма, соответствовать возрасту и подготовленности занимающихся.

При составлении комплексов упражнений учитель должен стре­миться к тому, чтобы каждое последующее было «разгрузочным» по отношению к предыдущему и чтобы в работу поочередно вклю­чались основные мышечные группы.

 

1.4 Использование гимнастических снарядов на уроке физической культуры

 

……………..найти информацию на 4-5 страниц…………….

 

 

2 Применение упражнений на гимнастических снарядах для повышения физической подготовленности учащихся 9 класса при круговом методе организации урока физической культуры

 

…………………..пишем во втором полугодии!…………………..

 

Цель практической части исследования – теоретически обосновать и практически проверить результативность применения упражнений на гимнастических снарядах для повышения физической подготовленности учащихся 9 класса при круговом методе организации урока физической культуры

……………………….

 

 

Заключение

 

…………………..пишем во втором полугодии!…………………..

 

 

 
Список литературы

 


1 Абрамов Г.С. Возрастная психология. М.: Академия. 2012. 463 с.

2 Андреева В.Е. Развитие силовых качеств в гимнастике: [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения 16.04.2017).

3 Баршай В.М. Гимнастика. М.: Кнорус, 2013. 312 с.

4 Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и ме­тодики спортивной тренировки // Теория и практика физ. куль­туры. 2013. №8. С. 21-27.

5 Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2011. 230 с.

6 Викторов И.В. Управление тренировочными нагрузками в ударных микроциклах. М.: Физкультура и спорт, 2011. 53 с.

7 Гавердовский Ю.К. Не только по программе (о специализированной подготовке в гимнастики) // Гимнастика: Сб. статей. Вып. 2 / Сост. В.М Смо­левский. М.: НГЛ, 2012. С. 46-54.

8 Гимнастика / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. М.: Акаде-мия, 2011. 448 с.

9 Гимнастическая терминология: Справ. по курсу «Гимнастика» / Сост. С.А. Александров. Гродно: ГрГУ, 2010. 43 с.

10 Железняк Ю.Д. Модель системы физического воспитания и спорта с учетом их специфики. М.: Диона, 2014. 163 с.

11 Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершен-ствование. М.: Академия, 2011. 448 с.

12 Кривощекова О.Н. Развитие силовых способностей юных гимнасток, различающихся индивидуально-психологическими особенностями: [Электрон-ный ресурс]. URL: https://nauka-pedagogika.com/ (дата обращения 15.12. 2017).

13 Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая под-готовка детей школьного возраста. М.: ЦН ЭНАС, 2012. 200 с.

14 Лисицкая Т.Н., Сиднева Л.Н. Кинезиология силовых упражнений // Спорт в школе. 2014. № 13. С. 21-24.

15 Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. 2016. №2. С. 2-5.

16 Лях В.И. Тесты в физическом воспитании. М.: АСТ, 2011 39 с.

17 Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2012. 232 с.

18 Менхин А.В., Савенкова Е.К. Особенности проявления скоростно-силовых способностей юными гимнастками: [Электронный ресурс]. URL: https://bmsi.ru/doc/(дата обращения 10.11.2017).

19 Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 2011. 224 с.

20 Методика гимнастики / Авт.-сост. М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич. М.: Академия, 2012. 448 с.

21 Новаковский С.В., Дворкин Л.С. Теория и методология силовой подго­товки детей и подростков. Ростов-н/Д., 2012. 326 с.

22 Озолин Н.Г. Общая и специальная физическая подготовка. М.: Астель, 2012. 347 с.

23 Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. М: ФиС, 2012. 280 с.

24 Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. М.: Владос, 2010. 448 с.

25 Попов Г.И., Самсонова А.В. Биомеханика двигательной деятельности. М.: Академия, 2012. 320 с.

26 Самохвалов С.В. Программа спортивной гимнастики: [Электронный ресурс]. UR: https://1sport-kyznetsk.ucoz.ru/ (дата обращения 10.02.2017).

27 Сластенин В.А. Психология и педагогика. М.: Академия, 2011. 549 с.

28 Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, техно-логии. М.: Академия, 2010. 572 с.

29 Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология. М.: Акаде-мия, 2010. 230 с.

30 Спортивная гимнастика. Программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВС. М: Терра-Спорт, 2015. 183 с.

31 Спортивная гимнастика: Примерная программа спортивной подготов­ки для детско-юношеских спортивных школ. М.: ФиС, 2015. 420 с.

32 Теория и методика гимнастики / Под ред. М.Л. Журавина, Е.Г. Сай-киной. М.: Академия, 2012. 496 с.

33 Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курашина. М.: Террра-Спорт, 2014. 464 с.

34 Терехина Р.Н., Крючек Е.С. Люйк Л.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика. М.: Академия, 2012. 273 с.

35 Укран М.Н. Спортивная гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 2014. 232 с.

36 Филин В.П. Испытание физических качеств у юных спортсменов. М.:Физкультура и спорт, 2016. 264 с.

37 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспи-тания и спорта. М.: Академия, 2013. 480 с.

 

 

Приложение А

(обязательное)

 

Протокол диагностики уровня силовых способностей у учащихся 9 класса

 

Таблица 1 – Протокол диагностики уровня развития силовой выносливости способностей у учащихся 9 класса

 

Ф.И. учащегося Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики)
н.т. уровень к.т. уровень
         
         
         
         
         
         
         
         
  Сгибание разгибание рук в упоре лёжа (девочки)
н.т. уровень к.т. уровень
         
         
         
         
         
         
         
         
         
           

 

Условные обозначения:

– н.т.– начальное тестирование;

– к.т – контрольное тестирование.

 

 

Приложение Б

(обязательное)

 

Комплексы упражнений для кругового метода

……………….

 

 

Приложение В

(обязательно)

 

Конспект урока по физической культуре № 5 (Гимнастика),

проведенного в 9 классе,……...2019 г.

…………………..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: