Таким образом, история нашего края неотделима от истории музыкальной семьи Козолуповых – Федотовых – Ростроповичей.




 

Глава 3. С.М. Козолупов и семья Ростроповичей.

 

Мстислав Леопольдович Ростропович – наш современник, музыкант (Прил.4). Он родился 27 марта 1927 года в семье талантливого музыканта, который не умел строить карьеру и считал, что все должно прийти само собой, по человеческому, нравственному, профессиональному достоинству. Мать была одаренной пианисткой, разделявшей взгляды мужа. И сын многое унаследовал от родителей.

В 1905 году, когда Леопольду (Прил.4) исполнилось тринадцать лет, отец отвез его в Петербург, на экзамены в консерваторию. Игру Леопольда послушал А. Вержбилович – тогдашний глава петербургской виолончельной школы – и тотчас же согласился принять его в свой класс: этот воронежский мальчик играл поэтично, эмоционально, обладая теми качествами, которые Вержбиловичу были особенно близки. К Вержбиловичу Леопольд поступил, когда тот уже болел, появлялся в классе нерегулярно, что позволяло ученику беспрепятственно отдаваться многим увлечениям.

На курс старше у Вержбиловича занимался Семен Козолупов (Прил. 4). Он тоже приехал из провинции, из Оренбурга; когда ему уже минуло двадцать лет, был отпущен в консерваторию. Общительный и отзывчивый Ростропович подружился с Козолуповым, помогал ему в занятиях. Так возникли у Ростроповича связи с Оренбургом, отразившись и на судьбе его сына.

В одном из концертных турне судьба забросила Леопольда в Оренбург, где аккомпанировать ему в концерте взялась Софья Федотова – дочь уроженки Оренбурга Ольги Федотовой, возглавлявшей единственную в городе местную музыкальную школу. (Прил. 4). Все пять дочерей Федотовой пошли по стопам матери, посвятив себя музыке, а две из них – Надежда и Софья – закончили Московскую консерваторию. На Надежде, старшей дочери О. Федотовой, женился Семен Козолупов, а на младшей – Софье, выпускнице консерватории, – Леопольд Ростропович.

К этому времени С. Козолупов уже переселился в Москву, занял место профессора Московской консерватории, где успешно обучались три его дочери. Козолупова назначили заведовать кафедрой виолончели, и, таким образом, он стал главой всей советской виолончельной школы.

В начале осени 1941 года, когда нацистские войска быстро продвигались к столице, московские учреждения и население начали эвакуировать. В конце лета Славу Ростроповича зачислили в Московское музыкальное училище имени Ипполитова - Иванова. Он должен был продолжить виолончельные занятия с отцом, но теперь эти планы пришлось изменить.

«Когда разразилась война, меня эвакуировали в Пензу с учениками ЦМШ (там я учился по общеобразовательным предметам). Потом мои родители прислали письмо, где написали, что их тоже эвакуируют, и они заберут меня и сестру по пути в Оренбург, где нашей семье предстояло найти временный приют, – тогда город назывался Чкалов в честь знаменитого летчика» - вспоминал Ростропович. 14-летнего Славу отдали в железнодорожную школу Чкалова и в местное музыкальное училище, где стал преподавать отец.

Весной 1942 года Леопольд Ростропович стал жаловаться на приступы стенокардии, боли в сердце. 31 июля 1942 года Леопольд Ростропович умер. Незадолго до смерти он распорядился: виолончель и рояль не продавать ни в коем случае, а Славу отправить учиться у Семена Козолупова.

В. Шебалин, назначенный ректором Московской консерватории, настоял на возвращении Ростроповичей в Москву. Летом 1943 года С. Козолупов прислал Ростроповичам вызов как своей семье, с тем, что Слава будет обучаться в его классе, а Вероника – в классе его дочери Марины Козолуповой. Согласно воле отца Слава Ростропович поступил в Московскую консерваторию в класс С. Козолупова, понимавшего, какой исключительно талантливый ученик ему достался. С. Козолупов в то время считался основателем собственной виолончельной школы. Основы системы С. Козолупова Слава Ростропович усвоил очень быстро.

В статье о своем талантливом ученике, опубликованной в 1946 году, когда Ростроповичу было девятнадцать лет, С. Козолупов выделял исполнение им Пятой сюиты Баха: «Это одна из самых сложных сюит композитора, весьма трудная для исполнения… Я почувствовал, что Мстислав сумеет постигнуть стиль, форму и внутреннее содержание этого замечательного произведения Баха. Я не ошибся в своих предположениях. Не прошло и полутора месяцев, как Ростропович прекрасно сыграл Пятую сюиту» [1].

Мстислав Ростропович стал самым знаменитым учеником Козолупова.

«Однажды я увидел, как мои товарищи собирают деньги на цветы, и спросил, кому они собираются дарить букет. – Из воспоминаний М. Ростроповича. - Завтра день рождения у Козолупова, – ответили они. - Я совсем забыл об этом и расстроился из-за того, что не смог поучаствовать. Когда я вернулся домой, то решил сочинить для учителя музыкальную пьесу». «Юмореска» стала популярной концертной пьесой, которую Ростропович часто исполнял на бис. Она была опубликована в конце 60-х годов, и многие его ученики включили ее в свой репертуар.

Конкурс, устроенный на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге, стал первым для Мстислава Леопольдовича Ростроповича - он занял первое место, и газета «Млада фронта» назвала его «сенсацией соревнования».

После возвращения из Праги скрипач Л. Коган, кларнетист И. Рогинский, пианист А. Каплан и М. Ростропович дали концерт в Большом зале Ленинградской филармонии. 14 октября 1947 года двадцатилетний виолончелист, сильно волнуясь, вышел на сцену Большого зала. Играл Ростропович хорошо, и спустя два дня в газете «Вечерний Ленинград» появилась заметка: «Самое яркое впечатление оставляет виолончелист Мстислав Ростропович, еще до Пражского фестиваля удостоенный звания лауреата на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Он умеет до предела использовать выразительные возможности виолончели – этого самого «певучего» струнного инструмента. Ученик известного педагога профессора С.М. Козолупова, Ростропович воспринял в школе своего учителя полную свободу владения инструментом и умение подчинить все технические средства художественному замыслу…»[1]

Таким образом, из класса С.М. Козолупова вышли исполнители мирового масштаба, выдающиеся педагоги, солисты оркестров, виолончелисты известных камерных ансамблей, авторитетные методисты. Одним из них был М.Л.Ростропович, который олицетворял лучшие и высочайшие достижения советской музыкально - исполнительской школы, выведя её на действительно мировой уровень.

 

 

Заключение

В отличие от некоторых других выдающихся педагогов, Козолупов С.М. не опубликовал собственной «Школы» игры на виолончели (ограничившись комментариями к первому изданию на русском языке в 1936 году «Школы» К.Ю. Давыдова). Тем не менее, как отмечают специалисты, он обладал стройной и рациональной системой взглядов на проблемы виолончельной технологии и разработал уникальную методику ее освоения. Феномен Козолупова-педагога определяется редким сплавом его личностных качеств, связанных с происхождением музыканта, с его непростым детством и юностью, накоплением жизненного опыта и усвоением новых знаний и впечатлений в период обучения в Санкт- Петербургской консерватории. Определяющими чертами школы С.М. Козолупова профессионалы называли осознанный технологизм и стилевую универсальность.

Хорошо отлаженная система профессиональной подготовки виолончелистов, созданная С.М. Козолуповым, была направлена на всестороннее и гармоничное развитиеприродных данных и музыкальной индивидуальности каждого из студентов. Таким образом, это способствовало воспитанию в классе С.М. Козолупова целой плеяды творческих личностей, внесших огромный вклад в развитие отечественного и мирового исполнительского искусства XX века. Вывод: творческие достижения его учеников - С.Н. Кнушевицкого, М.Л. Ростроповича и других - выявили собой расцвет отечественной исполнительской и педагогической школы, во многом определившей пути развития мирового виолончельного искусства XX века.

Как бы ни было жаль, но в современном мире все реже удается слышать концерты классической музыки. Их уже не транслируют, не смотря на существование большого количества каналов культуры и искусства. Популярность ее со временем падает. Возможно, человечество по этой причине постепенно утрачивает свои духовные ценности, общество становится более черствым, теряет способность сопереживать ближнему.

Значимость музыки в нашей жизни неоспорима. Еще древнегреческий Эскулап лечил своих больных игрой на трубе. А Пифагор лечил своих пациентов от душевных болезней, исполняя музыку собственного сочинения. Современные исследования доказали чудодейственную силу классической музыки - она:

- действует как анестезия, уменьшая болевые ощущения;

- улучшает память и восприятие учебного материала;

- повышает работоспособность и результативность спортсменов;

- помогает сохранить хороший слух до преклонных лет;

- оказывает антисептический эффект - музыка, определенной тональности

убивает болезнетворные микробы;

- нормализует давление, улучшает кровообращение и другое.

В дальнейшем я планирую изучить этот аспект более подробно.

 

Список используемых источников:

 

1. Афанасьева Ольга. Мстислав Ростропович. Любовь с виолончелью в руках. Из серии: Мужчины, покорившие мир. © ООО ТД..Алгоритм —. 2015 г.

2. ГайдамовичТ.А. С. М. Козолупов. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 247-248.

3. Оренбург — «всем азиатским странам и землям… ключ и врата». — Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2010. — 704 с.

4. Хавторин Б. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII - XX века). - Оренбург: ФГУП ИПК «Южный Урал», 2004. - 632 с.

 

Интернет – источники:

 

5. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=iAxzKSjpE0r0vhBXNF%2Bnjb9Ahnt7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vcEtoU09VR01ia1BLSlBsanJtRmMxT0dCanhPeWRvdDFiRXdPaTFwYW5iRT0iLCJ0aXRsZSI6IjA5NV9rb3pvbHVwb3YuemlwIiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNlLCJ1aWQiOiIwIiwidHMiOjE1NzMzMzI5NzcyNTEsInl1IjoiNzcxMTIwMjkyMTUyNTUzNzc4MiJ9 – книга Г.С. Козолуповой «М.С. Козолупов. Жизнь и творчество», 1986г.

 

Словарь

 

ГМПИ им. Гнесиных - Российская академия музыки и музыкальный колледж им. Гнесиных — Музыкальное училище имени Гнесиных (ныне Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных) было основано в начале 1895 года пианистками, выпускницами Московской консерватории Евгенией (1871 - 1940), Еленой (1872 - 1967) и Марией (1876 - 1918).

Капельмейстер – (нем.) — руководитель хоровой капеллы и/или оркестра.

Военный капельмейстер — дирижёр полкового, эскадронного и тому подобного оркестра.

Корнет (итал. cornetto — «рожок») или корне́т - а- писто́н (фр. cornet à pistons — «рожок с пистонами») — медный духовой музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Ведёт своё происхождение от почтового рожка. Был сконструирован во Франции около 1830 года.

Концертировать -выступать в концертах, давать концерты.

МО ИРМО - Российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века - до 1917 года, стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».

Персимфа́нс (сокращение от Первый симфонический ансамбль, также Первый симфонический ансамбль Моссовета) — оркестр, существовавший в Москве с 1922 по 1932 год.

Плеяда - группа выдающихся деятелей на каком-либо поприще в одну эпоху.

 

 

Именной указатель

 

Айвазян Артемий (Арутюн) Сергеевич (1902 —1975) — джазовый композитор, дирижёр, виолончелист. Создатель и руководитель Государственного эстрадного оркестра Армении. Народный артист Армянской ССР (1964).

Асламазян Сергей Захарович (1897—1978) – виолончелист, народный артист Армянской ССР, профессор Московской консерватории по классу виолончели и классу квартета в течении 40 лет.

Бах Иоганн Себастьян (1685—1750) — немецкий композитор, органист, капельмейстер, музыкальный педагог.

Берлинский Валентин Александрович (1925 —2008) — советский и российский виолончелист. Народный артист РСФСР (1974). Лауреат Государственной премии СССР (1986).

Бекман - Щербина Елена Александровна (настоящая фамилия Каменцева; 1881 -1951) — русская и советская пианистка.

Боккерини Луиджи Родольфо (1743 —1805) — итальянский виолончелист и композитор XVIII века.

Борисовский Вадим Васильевич (1900—1972) — советский альтист, исполнитель на виоли д’амур, педагог, профессор Московской консерватории. Основоположник советской школы игры на альте.

Вержбилович Александр Валерианович (1849-1911) — российский виолончелист и педагог.

Гамбург Григорий (Герман) Семёнович (1900–1967) - советский композитор, дирижёр и альтист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).

Гинзбург Лев – крупный советский музыковед, историк и методист. Профессор Московской консерватории в течение 45 лет.

Гварнери Андреа (1626—1698) — итальянский скрипичный мастер, основатель династии мастеров Гварнери.

Гнесины сёстры — российские музыканты:

- Евгения Фабиановна, в замужестве Савина - Гнесина (1870–1940);

- Елена Фабиановна (1874–1967);

- Мария Фабиановна (1876–1918);

- Елизавета Фабиановна, в замужестве Гнесина - Витачек (1879–1953);

- Ольга Фабиановна, в замужестве Александрова - Гнесина (1881–1963).

Три старшие сестры основали в 1895 году в Москве частное музыкальное училище, ставшее в дальнейшем Российской академией музыки имени Гнесиных. Их братьями были:

- Михаил Гнесин, композитор,

- Григорий Гнесин, певец, драматический актер, писатель, поэт и переводчик, библиофил и просветитель, самый младший брат в семье.

Гнесин Фабиан Осипович - отец (1837— 1891) работал строителем-прорабом, по неподтверждённым данным, также был общественным раввином.

Гнесина Белла (Изабелла) Исаевна (ур. Флётзингер) - мать (1838— 1911) — певица-любительница.

Глазунов Александр Константинович (1865 —1936) — русский композитор, дирижёр, профессор Санкт-Петербургской консерватории (1899), в 1905—1928 — её директор. Народный артист Республики (1922).

Гольденвейзер Александр Борисович (1875—1961) — русский и советский пианист, композитор, педагог, публицист, музыкальный критик, общественный деятель. Доктор искусствоведения (1940). Народный артист СССР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).

Давыдов (Давидов) Карл Юльевич (1838 — 1889) — русский композитор и виолончелист, педагог, директор Санкт-Петербургской консерватории в 1876—1887 годах.

Дзегеленко Александр Михайлович (1891- 1969) - советский композитор.

Затаевич Александр Викторович (1869—1936) — русский и советский музыкант-этнограф, композитор, народный артист КазССР (1923).

Зейферт Иван Иванович (собственно Иоганн Зейферт, 1833— после 1914 года) — российский виолончелист и музыкальный педагог чешского происхождения.

Игумнов Константин Николаевич (1873—1948) — русский и советский пианист и педагог. Профессор Московской консерватории (1899). Народный артист СССР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович (настоящая фамилия — Ива́нов; 1859— 1935) — русский и советский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист Республики (1922). Большая часть карьеры Ипполитова - Иванова связана с Московской консерваторией.

Кнушевицкий Святослав Николаевич - Заслуженный деятель искусств РСФСР. Профессор.

Козолупова Ири­на Се­мё­нов­на [1910– 1993], пиа­ни­ст­ка и пе­да­гог. С 1925 вы­сту­па­ла с от­цом и сё­ст­ра­ми, С. Н. Кну­ше­виц­ким, Л. В. Рос­тро­по­ви­чем. В 1944–85 пре­по­да­ва­ла в Моск. конс. (с 1960 до­цент).

Козолупова Ма­ри­на Се­мё­нов­на (1918–1978), скри­пач­ка, пе­да­гог, засл. арт. РСФСР (1966). С 1942 пре­по­да­ва­ла в Моск. конс. (с 1967 проф.).

Козолупова Га­ли­на Се­мё­нов­на [1912-1990], вио­лон­че­ли­ст­ка, пе­да­гог, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1966). Учи­лась у от­ца, окон­чи­ла в его клас­се Моск. конс. (1930) и Шко­лу выс­ше­го ху­дож. ма­стер­ст­ва (1935). Бы­ла со­ли­ст­кой Все­со­юз­но­го ра­дио. С 1932 пре­по­да­ва­ла в Центр. муз. шко­ле при Моск. конс., в 1935–74 – в Моск. конс. (с 1952 проф.).

Козолупова Надежда Николаевна (урождённая Федотова) (1886–1957], пиа­ни­ст­ка и пе­да­гог. До 1923 кон­цер­ти­ро­ва­ла вме­сте с му­жем. В 1922–24 и 1932–56 пре­по­да­ва­ла в Моск. конс. (с 1935 до­цент).

Козолупов Семен Матвеевич - российский виолончелист, педагог, народный артист РСФСР (1946). Один из основателей русской виолончельной школы. Доктор искусствоведения (1941). С 1923 г. – профессор.

Конюс Георгий Эдуардович (1862-1933гг.) – профессор по классу теории и композиции, дирижер, музыковед, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927г.)

Лузанов Фёдор Петрович (1919- 1989) ― советский виолончелист и педагог, Народный артист РСФСР (25.01.1980), Профессор (1984).

Могилевский Александр Яковлевич (1885 - 1955) – русский скрипач и педагог.

Равель Жозе́ф Мори́с (1875 —1937) — французский композитор и дирижёр.

Реентович Борис Маркович (1920 – 1984) виолончелист, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1976).

Розанов Сергей Васильевич (1870—1937) — русский кларнетист, профессор Московской консерватории, Заслуженный артист Республики (1919), заслуженный деятель искусств РСФСР (1934).

Ростропович Леопольд Витольдович (1892 — 1942) — советский виолончелист, педагог и дирижёр, профессор Саратовской и Азербайджанской консерваторий. Заслуженный артист РСФСР (1935).

Ростропович Мстислав Леопольдович - Народный артист СССР. Профессор.

Сапожников Р.Е. – виолончелист – исполнитель.

Сибор Борис Осипович (настоящая фамилия — Лифшиц; 1880—1961) — российский и советский скрипач, музыкальный педагог, заслуженный артист Республики (1925).

Танеев Сергей Иванович (1856—1915) — русский композитор, пианист, педагог, теоретик музыки, музыкально-общественный деятель.

Фельцман Оска́р Борисович (1921—2013) — советский и российский композитор. Народный артист РСФСР (1989).

Хавторин Борис Порфирьевич - доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ. Ректор ОГИИ им. Ростроповичей.

Хи́ндемит Пауль (1895—1963) — немецкий композитор, альтист, скрипач, дирижёр, педагог и музыкальный теоретик.

Цейтлин Лев Моисеевич (1881—1952) ― советский скрипач и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Доктор искусствоведения (1941).

Цинцадзе Сулхан Фёдорович (1925—1991) — грузинский советский композитор, виолончелист, педагог. Народный артист СССР (1988).

Цыганов Дмитрий Михайлович (1903—1992) — советский российский скрипач, педагог. Народный артист СССР (1979). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

Чайковский Пётр Ильич (1840—1893) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Шаховская Наталия Николаевна - (1935 2017) ― советская, российская виолончелистка, педагог. Народная артистка СССР (1991). Профессор.

Шуберт Франц Петер (1797 —1828) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.

 

 

Приложение №1

 

В. А. Перовский

1. 2.

1.Струнный квартет Петербургского отделения ИРМО (80-е годы 19 века) Л.Ауэр, И.Пиккель, И.Вйкман, А.Вержбилович. 2. Семья Козолуповых. Сам маэстро, его жена с партитурой на коленях, дочери в трио и следующее поколение с маленькими виолончелью и барабаном. Дружеский шарж из газеты «Советское искусство», 1938.

 

Приложение №2

 

1897 год. - Семён Матвеевич Козолупов. - 1912 год.

 

С. М. Козолупов. Козолупова Н.Н., 1909г.

Станица Краснохолмская.

Семён Матвеевич Козолупов сидит справа.

Приложение №3

Из архива Саратовской Алексеевской консерватории:

 

Класс виолончели профессора С.М.Козолупова, 1914г.

Класс совместной игры профессора С.М.Козолупова, 1914г.

Педагогический персонал Саратовской Алексеевской консерватории. 1914 г.

Приложение №4

Мстислав Ростропович Леопольд Ростропович

Л. Ростропович и С. Федотова – Росторпович с учащимися своего класса. Оренбург, 1922 г.

Дом-музей в Оренбурге, где семья Ростроповичей пережила М.Л. Ростропович

самые тяжелые годы эвакуации во время войны с 1941 по 1943 гг.

 

Приложение № 5

Анкета

вопросы, заданные учащимся МОАУ «СОШ №»4»:

1. Любите ли вы музыку?

2. Каких известных музыкантов прошлого, чьи имена связаны с Оренбургским краем, вы знаете?

3. Знаете ли вы, кто такой С. Козолупов? Чем он знаменит?

4. Как он связан с семьей Ростроповичей?

5. Хотите ли вы больше узнать об истории музыкальной культуры оренбургского края?

 

Анкетирование проводила ученица 9 класса Алексеева Дарья.

 

Анализ анкеты:

1. Любят -75%

Не любят - 25%

2. Знают -80%

Не знают - 20%

3. 3. Знают -5%

Не знают - 95%

4. 4. Знают -5%

Не знают -95 %

5. Хотят -50%

Не хотят 50-%

 

Вывод: Любят музыку - 75% опрошенных учащихся. Знают известных музыкантов прошлого, чьи имена связаны с Оренбургским краем - 80%. Знают, кто такой С. Козолупов и чем он знаменит - 5%.. Знают, как он связан с семьей Ростроповичей - 5%. Хотят больше узнать об истории музыкальной культуры оренбургского края - 50% учащихся.

Таким образом, учащиеся любят музыку, знают оренбургских музыкантов прошлого, но о С. Козолупове не знают, как он связан с семьей Ростроповичей не знают. Это говорит об актуальности нашего исследования.

 

.

Приложение № 6

Анкета

вопросы, заданные научному сотруднику музея истории г. Оренбурга

Верховых Людмиле Арнольдовне:

1. Что вы можете рассказать о семье Козолуповых в Оренбурге?

2. Как семья С. Козолупова была связана с семьей Ростроповичей?

3. Будет ли функционировать Дом – музей Ростроповичей?

4. Есть ли в нем документы и фотографии семьи Козолуповых?

5. Остались ли потомки С.Козолупова в Оренбургском крае?

 

Интервьюирование проводила ученица 9 классаАлексеева Дарья

 

Ответы:

1.Родом из поселка Краснохолм, оренбургской губернии.

2.Козолупов отправился учиться в Санкт-Петербург и учился вместе с Леопольдом Ростроповичем. Затем они, как приятели, приехали в Оренбург из Санкт-Петербурга и женились на двух сестрах Федотовых.

3. Он передан в ведение музея ИЗО, об этом точно могут рассказать там.

4.Я точно не могу сказать, музей давно не работает.

5. По казачьей станице Краснохолм написана книга, автором которой является Дмитрий Владимирович Мещеряков, и в ней, вполне, можно найти информацию о Козолуповых.

 

С Верховых Людмилой Арнольдовной

4 марта 2020г. в музее истории г. Оренбурга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: