Долг общественный и долг моральный




Что такое долг

Долг, утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом.

Серьёзное заявление. Что же оно означает?

Во-первых, оно означает, что, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определённые объективные обязанности.

Во-вторых, на нас ложится ответственность — столь же объективная необходимость эти обязанности выполнять. Так, например, ты ученик. Есть у тебя обязанности? Несомненно, сам знаешь. Другой пример: ты пошёл в кино, стал кинозрителем. Есть обязанности? Конечно, надо купить билет, занять в кинозале своё, а не чужое место, не разговаривать во время сеанса, не мешать другим смотреть фильм, не мусорить и т. д.

Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определённые объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания (т. е., хотим мы или не хотим, мы непременно должны их выполнять). Иначе мы не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвёл товарища — можешь остаться вообще без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т. д.

Долг и совесть

Долг общественный и долг моральный

Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учёбе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также к самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.

Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись легко, без принуждения, добровольно? Это тоже один из вечных вопросов. Есть такой ответ: нужно, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу.

Что же такое моральный долг? Начнём с фактов.

МНЕНИЯ

Жил на Горном Алтае, у Телецкого озера, Николай Павлович Смирнов — знаменитый охотник. Всю жизнь там прожил. Уезжал только раз, причём в Москву. И вот зачем. На берегу высокогорного озера вырастил Николай Павлович огромный яблоневыйсад. Что, в общем, невозможно: дом его стоял на голом скалистом берегу. Много лет почти каждый день грёб он на противоположный берег и привозил оттуда в лодке хорошую землю, которую выкладывалтеррасами по скалистому берегу. И всю жизнь каждую яблоньку бережно обихаживал, спасая от сурового климата. Вот так, никем не побуждаемый, бескорыстно и мужественно человек украшал Землю.

В Москве каким-то образом узнали об этом чуде, позвали Смирнова в столицу и вручили медаль Выставки достижений народного хозяйства.

А теперь поставим вопрос: почему так самоотверженно жил человек, ради чего?

Общественный долг? Тут нечто большее. Это большее и есть моральный долг, когда человек превращает требования морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению — добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга.

Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга всё идёт легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает глубокие внутренние противоречия, ведёт борьбу с самим собой. В нём сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий страх. Порой ему хотелось бы бросить всё, уйти, укрыться. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твёрдо идёт к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придаёт человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.

Совесть

Ты, наверное, уже заметил, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы не выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля?

Существует, и даже двойной: внешний — контроль общества (общественное мнение) и внутренний — самоконтроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим. И опять начнём с фактов.

ФАКТЫ

Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой войны близ него находился один из самых страшных фашистских лагерей смерти. Здесь фашисты уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».

Януш Корчак (1879—1942) — великий польский педагог и детский врач. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной он стал директором домасирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда германские войска ворвались в Польшу, фашистский топор был занесён и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи. На директора приказ не распространялся, онимел необходимые документы, мог в любое время скрыться и продолжать борьбу. Но поступил иначе. Когда фашисты, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошёл учитель. На руках, крепко прижав к себе, он нёс больную девочку.

Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошёл на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не сможет изменить в их судьбе?

Вопросы сложные, очень личные. Открыть истину нам смог бы только сам Януш Корчак. Мы же способны лишь предполагать.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: