Обратимся еще раз к графикам спроса и предложения, уделив на сей раз повышенное внимание участкам кривых спроса и предложения, предшествующим точке равновесия (рис. 4.7). Легко заметить, что равновесная цена ниже той максимальной цены, по которой могли бы покупать товар некоторые потребители, и выше той минимальной, по которой товар могли бы реализовывать наиболее передовые производители.
Рис. 4.7. Излишки потребителя и производителя
Количество продукции QA потребители готовы были бы купить по цене PAD > P0, а производители продать по цене PAS < P0. В действительности все сделки были осуществлены по равновесной цене, т. е. покупатели QA-го товара заплатили меньше, а производители получили больше, чем ожидали. Таким образом, при установлении равновесной цены выигрывает часть потребителей и производителей.
Другими словами, рис. 4.7 графически показывает то очевидное обстоятельство, что на рынке существуют покупатели, которые готовы платить цену больше равновесной (от P0 до Pmax), и производители, способные продавать по цене меньше равновесной (от P0 до Pmin). В итоге формирования равновесной цены и те, и другие получают выгоду. Площадь заштрихованного треугольника показывает совокупную чистую выгоду, полученную всеми потребителями и производителями данного товара, совершившими сделки.
Вместе с тем наряду с выигравшими от равновесной цены есть и проигравшие. Равновесная цена, выполняя свои функции, сделала данный товар недоступным какому-то числу более бедных потребителей (кривая спроса вправо от точки О) и нерентабельным его производство для производителей с издержками производства, превышающими рыночную цену (отрезок кривой предложения вправо от точки О).
Эластичность рыночного спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность.
Эластичность спроса по цене – зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены. Различают 3 вида ценовой эластичности:
1) Эластичный спрос – при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает
2) Единичная эластичность спроса – изменение цены выраженное в процентах равно проценту изменения объема продаж.
3) Неэластичный спрос – если вслед за изменениями цены не происходит существенного изменения продаж
Точечная эластичность (point elasticity) может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью X (рис. 3—21).
Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.
Дуговая эластичность (arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.
(3.4)
Если кривая спроса задается линейной функцией Q = а — ЬР, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен AQ/AP = -Ь. Точечная эластичность линейной функции может выражаться тогда как
где b — наклон кривой спроса.