Идея о замкнутости национальной культуры




На идее замкнутости национальной культуры, с одной стороны, развиваются теории национальной исключительности, с другой - возникает боязнь и отторжение всего, что имеет национальную окраску. На этой же позиции базируется официально господствующая в России на протяжении многих десятилетий концепция интернационализма, основанная на преодолении национально-характерных особенностей культуры, а в дальнейшем - на искусственном их стирании и разрушении (вспомним хотя бы, что в учебниках марксистско-ленинской философии еще в 80-х годах постулировалось создание в нашей стране новой интернациональной общности - советского народа).

В действительности этно-культурной изоляции не было и не могло быть в России. Материалы по традиционной культуре народов, населяющих Россию и, в том числе, русского народа свидетельствуют о длительных и продуктивных контактах между ними. Общность исторической судьбы способствовала развитию комплиментарных межэтнических связей.

Проблема характера и форм взаимодействия различных национальных культурных традиций имеет непосредственное отношение к системе образования. Сложности, возникающие при создании школ, ориентированных на определенную национальную культуру или язык, во многом связаны с установкой только на самобытность, на автономию, что ведет к ограниченности и самоизоляции. В результате, вместо глубокого освоения всей системы традиций, составляющих культурное наследие народа, происходит формальное ознакомление и воспроизведение лишь внешних отличительных атрибутов или отдельных элементов национальной культуры (будь то стилизованный костюм, отдельная песня или танец). Такая позиция является следствием поверхностного знания собственной народной культуры и полного невладения сведениями о культурных традициях других народов.

Концепция национально ориентированного образования должна быть нацелена на последовательное комплексное овладение основами языка и культуры как своеобразных и в то же время универсальных онтологических систем.

Особое значение имеет область фольклора, вбирающая в себя выраженные в знаковой (художественно-символической) форме проявления этнического сознания, имеющие общественно-значимый характер и направленные на регуляцию отношений человека (человеческого сообщества) с окружающим миром. В основе фольклора лежит мифо-поэтический способ художественно-образного восприятия и обобщения действительности. Внедрение фольклорного материала как стержневой составляющей образовательного процесса, начиная с дошкольной ступени и заканчивая старшими классами, позволит естественным путем решить задачи углубленного постижения не только языка, но и основ мировосприятия, мироощущения, свойственных данному народу. Владение всем многообразием фольклорных жанров (песенных, музыкально-хореографических, драматических, инструментальных и др.) способствует раскрытию личных качеств и способностей и, в то же время, создает среду совместной творческой деятельности. Процесс воспроизведения традиций народной культуры служит основой возникновения и развития внутренних этно-социальных и межпоколенных связей, что оказывается необходимым условием продуктивной деятельности школы.

Особо подчеркнем, что именно фольклорный материал оказывается той естественной формой самовыражения народа, на основе которой возможно подлинное взаимопонимание различных этнических групп. Только полноценное владение "языком" собственной культуры позволяет понять "язык" культуры различных народов. Уважение к собственным традициям способствует восприимчивости, открытости по отношению к другим этническим традициям. Кроме того, в глубинах культуры своего народа мы обнаруживаем пласты, обладающие свойствами архетипического. Сегодня мы не перестаем удивляться параллелям русского языка и санскрита, обнаруживаем родство русских и, например, кельтских сказок. Это позволяет предположить, что именно фольклор на протяжении тысячелетий выступал в качестве универсального средства межэтнического общения, основой которого являются общечеловеческие ценности.

Таким образом, осознанное и многомерное овладение национальными традициями своего народа создает предпосылки не только к самоутверждению и самосохранению, но и к взаимопониманию между разными этническими группами. Поиск форм контакта с другими национальными школами и возможностей работы по восстановлению традиций народной культуры в многонациональной школе - задача достаточно сложная, требующая тщательной подготовки, но ее совершенно необходимо ставить и решать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: