Практикум (семинарский)
Семинар №1. «Основные концепции информационного общества. Социальные последствия информатизации. Становление общества, основанного на знаниях».
Цель семинара:
изучить основные подходы к изучению информационного общества.
Задачи:
- изучить основные положения теорий информационного общества
- выявить социальные последствия информатизации;
- изучить основные признаки общества, основанного на знаниях.
План занятия:
№ п/п | Наименование раздела, темы учебной дисциплины | Вид занятия | № недели | Формы контроля | Объем аудитор. занятий | Объем самост. работы |
Основные концепции информационного общества. Социальные последствия информатизации. Становление общества, основанного на знаниях. | Лекция | Письменный отчет |
Список практических заданий
1. Прочитать соответствующие материалы учебного пособия.
2. Изучить классификацию основных подходов к изучению информационного общества.
3. Составить логические схемы основных идей и понятий теорий информационного общества.
4. Перечислите основные черты информационного общества согласно авторам приведенных выше текстов.
5. Прочитать дополнительные материалы для чтения, после текста лекции.
6. Ответить на вопросы для самоконтроля в конце темы письменно.
7. Отчеты с материалами выполненного задания выложить в системе дистанционного обучения «Пегас» или предоставить преподавателю одним из способов: по электронной почте, на диске.
Вопросы для обсуждения на форуме
1. Составьте логические схемы основных идей и понятий теорий информационного общества.
2. Перечислите основные черты информационного общества согласно авторам приведенных выше текстов.
3. Как авторы понимают роль, которую играет информация в современном мире?
4. Как Вы понимаете утверждение, что информация в современном мире является социально-экономическим ресурсом, товаром, средством производства и культурной ценностью?
5. Какие аспекты общественной жизни отражены в теориях массового общества?
6. В чем состоят отличия в трактовке сущности информационного общества Беллом и Кастельсом?
7. Почему Уэбстер скептически относится к возможности информационного общества в конце ХХ века? К чему сводится суть дискуссии об информационном обществе? Какого мнения придерживаетесь Вы?
8. Какие аргументы приводит Кастельс в поддержку идеи о том, что современные масс-медиа представляют собой «плавильный котел», в котором смешаны различные культурные смыслы, образы жизни, ценности, нормы и т.д.?
9. Как изменялись представления теоретиков об информационном обществе в течение последних 20-30 лет?
10. Как авторы оценивают тенденции развития современного общества и массовой коммуникации?
Список дополнительной литературы:
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.
2. Бакулев Г. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. – М., 2005.
3. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. с. 330-342
4. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2004.
5. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. – М., 2004.
6. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. – М., 1995.
7. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.
8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000
9. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М., 1999.
10. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999.
11. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект-Пресс, 2004.
Семинар №2. «Роль компьютерных технологий в формировании современного общества. Информационные технологии в глобальных сетях».
Цель семинара:
изучить роль компьютерных технологий в формировании современного общества
Задачи:
- изучить основные функции компьютерных технологий в современном обществ;
- рассмотреть виды компьютерных технологий и их назначение.
План занятия:
№ п/п | Наименование раздела, темы учебной дисциплины | Вид занятия | № недели | Формы контроля | Объем аудитор. занятий | Объем самост. работы |
Роль компьютерных технологий в формировании современного общества. Информационные технологии в глобальных сетях | Лекция | Отчет |
Список практических заданий
1. Прочитать соответствующие материалы учебного пособия.
2. Составить логические схемы основных терминов
3. Ответить на вопросы для самоконтроля в конце темы.
4. Проанализировать содержание сайтов организаций и учреждений системы социальной защиты Белгородской области.
Организация/учреждение | Адрес сайта | Применяемые ИКТ | Свойства | ||||
интерактивность | мультимедийность | моделинг | коммуникативность | производительность | |||
5. Заполнить таблицу и отчет с материалами выполненного задания выложить в системе дистанционного обучения «Пегас» или предоставить преподавателю одним из способов: по электронной почте, на диске.
Вопросы для обсуждения на форуме
1. Составьте логические схемы основных понятий по теме.
2. Назовите основные виды ИКТ.
3. Каковы функции ИКТ в современном обществе?
Список дополнительной литературы:
1. Информационные технологии управления: учебное пособие/
под ред. Г.А. Титоренко - М.: Юнити, 2001.