Раздел I Социокультурная геология современного мира




Йоран Тернборн. Мир. Руководство для начинающих.

- пять основных древних цивилизаций (синская, индийская, цивилизации Западной Азии, европейская, цивилизация Черной Африки)

- семь мировых систем семья-пол-гендер (конфуцианская, южноазиантская, исламская, христианская, африканская, гибридные юго-восточная азиатская и американско-креольская)

- шесть волн глобализации (трансконтинентальное распределение религий, европейский колониализм, нулевая мировая война, империализм и экономическое разделение, глобализированная политика, самоутвержденная глобализация) –

- четыре пути к модерну и их наследие

Автор выделяет 5 основных древних цивилизаций, обладающих устойчивыми значениями:

Цивилизации ГП Религия и философия Политическая система Культура, образование и семья Личность и общество Общее
Синская Китай как центр зарождения, Корея, Япония, Вьетнам Нетрансцендентная моральная и социальная философия без Бога или богов, нет священных текстов и откровений, действуют законы родства и почитания предков Особая политическая, околобожественная роль императора Патриархальность; апелляция к древнему, меритократический образовательный кредентализм; образовательная традиция сохраняется до сих пор, сохранение крепкой семейственности; Каллиграфическая письменность; принцип социальной гармонии в искусстве и архитектуре Преобладание социоцентрических и контекстно-ориентированных личностей => интерес к цельности и к гармонии целого, ориентация на долгосрочную перспективу; Европейцы описывают мир в аналитических категориях, жители В.Азии – через сети отношений (Р.Нисбетт); Синской традиции характерна замкнутость и самоизоляция; крупномасштабная коллективная организация труда, гражданская дисциплина, высокая значимость образования и обучения, сильный светский консерватизм
Индийская Территория современной Индии, Пакистана, Бангладеша и на восток до Ю.Вьетнама; Тибет Со странами синской цивилизации их объединяет общие механизмы каузальной атрибуции и холическое мировоззрение т.е. встроенность в широкий контекст; однако, она больше погружена в религию; политеизм; представление о переселении душ; однако, оборот набирают атеистические настроения; взаимопроникновение ислама и индуизма (ислам взял кастовую систему, хотя обычно мусульманами в Индии становятся неприкасаемыет.к. в исламском обществе есть социальные лифты). Правители объединенной Индии чаще всего не были индуистами (Ашока, моголы, британцы), а местными властями и авторитетами были брахманы и раджи Особая роль санскрита; уникальная литература, священные тексты и архитектура Иерархическое кастовое общество, которое постепенно размывается (например, растет участие неприкасаемых в индийской политике).  
Западноазиатская «Дар-эс-Салам»; изначальный центр – Аравийский полуостров, далее – распостранилась по всему Ближнему Востоку; Преобладают пустыни, оазисы и города – экологическая основа цивилизации; сочетание кочевой и городской жизни дало толчок к развитию торговли; Высокая религиозность; особая книга - Коран     Арабский язык как lingua franca региона; Персия как особая цивилизация внутри арабского мира; Системы классическое исламское образование и осообое исламское право; Несколько культурно-религиозных центров с наличием универсальных центров в Мекке; особая исламская архитектура и арабский стиль в искусстве  
Европейская Зародилась 3-4 тысяч лет, далее – распространилась на Север Европы, а с Нового времени – на другие континенты. Двойной фундамент: 1) языческий политеизм античности и 2) христианский монотеизм, который лег на античное наследие; этот фундамент оказывал влияние на все компоненты жизни европейской цивилизации; Церковь – культурообразующее ядро постантичной европейской цивилизации; христианство – религия спасения и универсального призвания (наравне с исламом и буддизмом); соединение светского классицизма и христианской традиции часто носило конфликтный характер, но обеспечил плодотворное наследие Особая политическая культура с традицией монархией и демократией (в т.ч. конституционная монархия); культура выборов      
Африканская «колыбель человечества» Семейство культур; устная цивилизация без канонических текстов, исторического ядра, единой религии и языка; космология банту и общность религиозно-философских идей; переплетение ислама, христианства и африканского язычества   Пока охраняется высокая рождаемость, которая имеет свое культурное обоснование. Объединение культур Черной Африки в единую цивилизацию остается спорным тезисом; наиболее развитые центры Черной Африки расположены на границе лесов и саваны (Мали, Зимбабве и др.); нигеро-конгскская общность (объединяет большинство народов Африки). Изобилие земли и слабая развитость с/х

 

Семь мировых систем семья-пол-гендер – определяют происхождение, родство, сексуальные практики и гендерные отношения.

Система/Х-ки Цивилизация и регион Институт брака Хозяйственные и имущественные отношения Отношения к родственниками внутри семьи Сексуальное поведение
Конфуцианская Синская Брак понимается как контракт, который м.б. расторгнут только по желанию мужа; многоженство легитимно; патрилинейная семья (т.е. несколько поколений живут под одной крышей) – везде кроме Японии Отношения отца и сына – наиболее важные в семье; из них вытекают все остальные семейные и социальные нормы; ключевая норма – уважение к родителям Сексуальные отношения являются легитимным мужским удовольствием
Южноазиатская Индийская + мусульманский элемент Брак является священным союзом; при заключении брака девушка уходит в другую семью; низкий возраст брака; браки возможны только внутри касты, также, браки не могут быть расторгнуты за исключением особых случаев; Исторический идеал индийской семьи в прошлом и сейчас – расширенная патрилинейная семья, которая включает женатых сыновей и владеет совместной собственностью. Низкая роль женщины, развито женоненавистничество, которая перекрывается только кастой Демонстративное сексуальное поведение не приветствуется
Исламская Ближний Восток Брак регулируется священным законом; мужское превосходство, выраженное в опекунстве, неограниченной полигинией, односторонним разводом по заявлению мужа; не легитимность незамужества; полигамия возможна только при условии, что муж может соблюсти права жены патрилинейная принадлежность детей; прописаны и определены права собственности женщины и права дочерей на наследство (задолго до XIX века, когда подобное появилось в Европе); у женщины; большие патриархальные хозяйства – наследие кочевого образа жизни; семьи сильно сплочены, распространены близкородственные браки между кузинами, детские браки одобряемы исламом Сексуальность оценивается как угроза социальному порядку
Христианская Широко распространена за пределами Европы в т.ч. в незападных обществах; региональные различия между Севером и Югом, Западом и Востоком Брак – священный союз, цель которого – спасение; Роль отца в семье высока (патронимы); действует принцип свободы выбора партнера по браку включая легитимность отказа от вступления в брак; Западная и восточная системы домохозяйства; на востоке распространен более ранний брак и более длительное проживание супругов у родителей мужа + региональные различия Север-Юг Билатеральность т.е. семья матери в жизни семьи важна не менее чем семья отца; социальные связи женщины с семьей не прекращаются после заключения брака; отсутствие специфического морального обязательства перед предками и слабый родительский контроль за браком; Критическая моральная оценка сексуальности; строгая моногамия   XIX век – начало перелома европейской системы семейной жизни
Африканская Цивилизация Черной Африки Религиозный плюрализм и этническое многообразие порождает множество подсистем Собственность передается из поколения в поколение Уважение к возрасту, старшим и предкам как по мужской, так и по женской линии; главный в семье – мужчина (особенно его роль возрастает в регионах влияния ислама) Наименее ограниченна сексуальность; полигамия, слабые брачные узы
Гибридная Восточно-Азиатская Юго На стыке конфуцианской синской и южноазиатской индийской + элементы исламской системы Буддистское безразличие в отношении семьи, слабая нормативная жестокость семейных правил (важное отличие от синской и индийской моделей семьи); свобода выбора партнера и разводов   Менее сильное мужское господство и большая независимость женщины (по сравнению с другими азиатскими семейными системами). Модель брака близка к сожительству, пестрость моногамии
Гибридная Американско-креольская От Мексики до Парагвая; вследствие миграционных процессов последних веков модель получила распространение в США, но не вышла за пределы гетто     Сосуществование строго патриархальных культурных и семейных систем с высокой ролью матери в семьях метисов и мулатов; сильные родственные связи между женщинами разных поколений Высокая сексуальная активность и плодовитость вне брака и распространенность сожительства; отсутствие табу на межэтнические сексуальные отношения и высокая метисация из-за малого количества европейских женщин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: