КОНСПЕКТ НОД УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ




«Большими шагами в школу»

(подготовительная к школе группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

Цели: стимулировать познавательную активность, развивать регулятивные функции, тактильные ощущения, а так же умение ориентироваться в различных схемах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать интерес к русскому языку;

- закреплять знание пословиц и поговорок;

- обучать умению образовывать родственные слова;

- понимать образные выражения;

- работать по схемам;

- правильно согласовывать все части речи, строить предложения;

Коррекционно-развивающие:

- развивать умения: видеть скрытый смыл, разгадывать загадки, обобщать, выделять лишний предмет, объяснять свой выбор, выделять заданный звук в слове и соотносить его с буквой;

- развивать слуховое внимание, восприятие, память, тактильные ощущения;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза;

Коррекционно-воспитательные:

- формировать умение работать в команде, дружественные отношения между детьми, навыки взаимопомощи и самоконтроля за речью;

-воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование:

Круглый стол для знатоков, стулья. Два набора цифр, магнитная доска, волчок, карточки с номерами вопросов, чудесный мешочек; маленькие предметы (корова, мышь, слон, кукла, стол, яблоко, рыба, гриб); схема к родственным словам, скрипичный ключ; большой поднос с мягкими игрушками (зебра, зайчик, утка, черепаха, собачка, медвежонок, свинья); столик с книгами, большая машина, набор для рисования, черный ящик, шифровка, призы.

Организационный момент:

Звучит музыка, дети входят в зал, встают напротив зрителей.

Логопед. Здравствуйте дорогие ребята. Вот и подошёл к концу учебный год. Последний месяц в учебном году у нас….!

Дети. МАЙ!

Логопед. Правильно ребята! В мае, так как это последний месяц в учебном году мы подводим итоги всего учебного года. Вы повзрослели, стали умнее. Скоро пойдете в школу. Сегодня я приглашаю вас на игру «Клуб знатоков русского языка».

Ребята, как вы думаете, почему сегодня мы будем играть в знатоков русского языка?

Дети. Потому что мы говорим на русском языке.

Логопед. Да. На занятиях вы старательно учились говорить именно по-русски. И сегодня вам надо показать те знания, которые вы получили на занятиях. Вы должны быть внимательными и выдержанными в соревновании с героями телепередачи «Спокойной ночи, малыши». Они будут задавать вопросы, а вы отвечать. Постарайтесь победить и получить главный приз. Ели вы дадите правильный ответ, получите очко, ели не правильный, очко получат ваши противники. Победит тот, кто получит больше очков. Согласны играть?

Дети. Да.

Логопед. В таком случае я представляю наших знатоков.

Послушайте правила игры:

- если вопрос задан всей команде, значит, игроки должны посовещаться, а отвечать будет только один из игроков;

- если вопрос задан каждому игроку, отвечают все по очереди, не перебивая друг друга (команда получает очко, если большинство игроков ответят на вопрос правильно);

- в случае затруднения команда может помочь игроку только после сигнала;

- ели игроки будут шуметь за столом знатоков, получат красную карточку, при наличии двух таких карточек команда лишается одного очка.

Итак, игра начинается.

Вопрос номер один задает Хрюша: «Здравствуйте, ребята. Мне бы хотелось узнать какие пословицы и поговорки существуют в русском языке? Назовите каждый по одной.

Дети (предполагаемые ответы детей):

Родина – мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Поспешишь – людей насмешишь.

Москва всем городам мать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Логопед. Итак, вот какие пословицы знают ребята. Спасибо, Хрюша, до новых встреч, а игроки получают свое первое очко.

Вопрос номер два задает Филя.

Логопед выставляет картинки на магнитную доску, дети их называют.

По набору гласных звуков угадайте слово. И помогут вам картинки. Будьте внимательны! И, А, А; А, А; А,А,А; И,А,

Дети. Гитара, арфа, барабан, скрипка.

Филя. А как можно назвать эти предметы, одним словом?

Дети. Эти предметы называются музыкальными инструментами.

Филя. Какой музыкальный инструмент не подходит другим? Почему?

Дети. Не подходит барабан, потому что это ударный инструмент, а остальные – струнные.

Филя. Молодцы это правильные ответы.

Логопед. Вы заслужили второе очко.

Вопрос номер три Мишутка.

Мишутка. Я - маленький медвежонок. Моего папу зовут медведь, маму – медведица. Мы родственники. А можете ли вы назвать родственные слова к предметам из этого мешочка? (корова, мышь, слон, кукла, стол, яблоко, рыба, гриб)

На мольберт вывешиваются опорные сигналы-схемы для образования родственных слов. Дети по схемам составляют родственные слова. Пример (корова – коровка, коровы, коровник, коровий).

Мишутка. Молодцы, вы правильно ответили. Я рад за вас!

Логопед. Знатоки получают третье очко. А сейчас я объявляю музыкальную паузу. (Ставит на стол скрипичный ключ)

Каждый ребенок выбирает себе мягкую игрушку и начинает с ней танцевать до тех пор, пока звучит музыка. Как только музыка закончится, вы должны остановиться и помочь мягким друзьям занятья их любимым делом.

Подойдите к той букве А, К, С, которая обозначает звук, встречающийся в названии вашей игрушки, и вы догадаетесь, что любят делать ваши друзья.

В зале стоит столик с книгами и буква К, большая машинка и буква А, набор для рисования и буква С.

Теперь пора проверить ваши ответы.

Логопед. Все верно, проходите на свои места. Игра продолжается, у нас еще два вопроса. Вопрос номер четыре задает Каркуша.

Каркуша. Здравствуйте, дети. Внимание, в черном ящике спрятан предмет. Отгадайте какой, прослушав загадку.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нам

Всем понятным языкам. (Книга)

Дети. В ящике спрятана книга.

Логопед. Открываем черный ящик: правильно - книга.

Каркуша. Скажите, друзья как вы понимаете выражение водить за нос?

Дети. Водить за нос – значит, говорить неправду, обманывать.

Каркуша. Молодцы, правильно.

Логопед. И команда знатоков получает еще одно очко. Счет становится 4:0 в пользу знатоков. Спасибо, Каркуша за вопрос.

Последний вопрос в нашей игре задает Степашка.

Степашка. Ребята, перед вами шифровка. Выделив первые звуки в названии картинок, и составив из них новое слово, вы легко узнаете, что здесь зашифровано.

Дети. Школа.

Степашка. Правильно вы справились с моим заданием.

Логопед. Команда знатоков побеждает со счетом 5:0.

Ребята, школа – это слово или предложение?

Дети. Слово.

Логопед. Правильно, слова бывают разными. Это видно из стихотворения

А. Шибаева «Слова, слова, слова…».

Дети выстраиваются в шеренгу и читают стихотворение.

Всему название дано –

М зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету,

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – не знакомо.

Слова, слова, слова…

Язык и стар и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море, море слов,

Купаться ежечасно!

Итог мероприятия.

Логопед. Ребята вы хорошо постарались, показав маленькую частичку того многообразия слов, которое существует в русском языке. Степашка не просто так загадал вам слово школа, сегодня вы подтвердили, что действительно готовы идти в школу. Отгадайте, какой маленький предмер находится у меня в шкатулке? Он необходим в школе: с его помощью ученики все записывают в своем дневнике и тетрадях.

Дети. Ручка.

Логопед. Да. Вы ответили на все вопросы, победили в игре с героями телепередачи и по праву заслужили призы. Пожалуйста, выбирайте себе эти необычные ручки. Благодаря своим знаниям вы смогли заработать предмет, без которого в школе не обойтись. Я надеюсь, этой ручкой вы будите писать без ошибок. Желаю вам дальнейших успехов в познании русского языка. Продолжаете учиться говорить и писать правильно. Благодарю всех за игру и за внимание (Дети под музыку выходят из зала).

Литература:

1. Бородич А.И. Методика развития речи детей. – М. Просвящение, 1981г.

2. Игры в логопедической работе сдетьми. / под ред.В.И. Селиверстова.- М., Просвящение, 1989г.

3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.- «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.

4. Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1-2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: