Развитие колористического видения младших школьников в процессе выполнения натюрморта на уроках ИЗО




 

Научный руководитель:

Профессор,

доктор педагогических наук

Козлов В.И.

Выполнила:

Студентка 4 курса 402 группы

Мирова Е.М.

 

 

Проверка на объем заимствований:

 

 

Москва 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1.

Введение

1.1. Особенности натюрморта как жанра изобразительного искусства……….
1.2. Колорит в натюрморте……………………………………………………….
1.3. Восприятия цвета и его роль в изобразительной деятельности младших школьников………………………………………………………………………..

Выводы к первой главе………………………………………………………….
Глава 2.
2.1. Проведение уроков по теме натюрморта в начальной школе
2.2. Значение изображения натюрморта в развитии колористического видения в 1-4 классах……………………………………………………….

Выводы ко второй главе……………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………….

 

 

Введение

Актуальность данной работы обусловлена тем, что

Цель работы – показать

Объектом исследования выступают

Предмет исследования данной курсовой работы –

Задачи:

Методы

Первая глава работы

Вторая глава работы

 

 

1.1. Особенности натюрморта как жанра изобразительного искусства

Натюрморт (фр. nature morte с итальян. natura morta — «мёртвая природа») — жанр изобразительного искусства, в котором отображаются различные вещи, окружающие человека — бытовые предметы, цветы, плоды и т.п., размещенные в реальной бытовой среде и организованные в целостную композиционную систему.

Перед художником, изображающим натюрморт, стоит рад задач, — отобразить колорит, объемную и материальную сущность предметов, их взаимодействие и взаимовлияние, а также выразить личностное отношение к изображаемым объектам.

При освоении живописной грамоты натюрморт особенно полезен учащемуся. В процессе рисования натюрморта художник осваивает законы цветовой гармонии, получает технические навыки моделировке формы в цвете [1, с. 71].

Становление натюрморта как отдельного жанра искусства произошло на рубеже XVI — XVII вв. в Голландии и Фландрии. С тех пор художники используют натюрморт для того, чтобы передать связь искусства с бытовой жизнью людей. В то время, такие художники как П. Класа, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа, Снейдерса и др. прославили себя в жанре натюрморта и способствовали утверждению жанра натюрморта в изобразительном искусстве. До этого он являлся лишь частью или элементом картины.

Голландские живописцы были составителями основных художественных положений натюрморта, среди которых можно назвать реализм, тщательное наблюдение за жизнью, способность увидеть эстетическую значимость в предметах, привычных глазу.

Видение импрессионистов жанра натюрморта отличалось. Главным в натюрморте они выделяли игру света, цвета, насыщенность колорита. Отражение реальных свойств предметов, их материальность для них были не столь существенными сторонами.

В начале ХХ в. в жанре натюрморта пишут художники разных стилистических направлений. Они проводят эксперименты с цветом, отображением формы и пространства, занимаются поиском различной фактуры. Манера выполнения натюрмортов применялась как реалистическая, так и декоративная, а также манера кубизма.

В русском искусстве в жанре натюрморта работали многие художники, такие как П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, Ю. Пименов и другие. На своих полотнах они отображали не только эстетическое содержание постановки, но и внутренний мир человека, его мысли и чувства. При этом каждый художник отличался тем, что для реализации этого не простого замысла использовал свои уникальные изобразительные методы.

В творчестве современных художников натюрморт также занимает значительное место. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере, выполняют как простые, так и сложные постановки.

При составлении натюрморта необходим навык изображения формы различных предметов, передачи светотени, перспективы, цветовых законов.

Главным условием составления натюрморта можно назвать такой подбор предметов, при котором содержание постановки и его тематика выражены особенно гармонично и точно.

Выделяют следующие виды натюрмортов:

— сюжетно-тематический;

— учебный;

— учебно-творческий;

— творческий.

Натюрморты различают:

— по колориту (теплый, холодный);

— по цвету (сближенные, контрастные);

— по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);

— по месту расположения (натюрморт в интерьере, на пленэре);

— по времени исполнения (краткосрочный (этюд) и долговременный — многочасовые постановки);

— по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Натюрморт в пейзаже (на пленэре) выделяют два типа натюрморта: первый — составленный на основе выбранной темы, второй — естественный, «случайный». Он может являться компонентом композиции жанровой картины или пейзажа, или быть самостоятельным. Случается, что пейзаж или жанровая сцена дополняют натюрморт.

Когда натюрморт изображается в интерьере, его объекты заключаются в сюжетное соподчинение с окружающей средой, пространством.

Сюжетно-тематический натюрморт предполагает наличие темы или сюжета, в которые объединены предметы.

В учебном натюрморте необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм [11, с. 57]. Учебный натюрморт называют также академическим. Он отличается от творческого точной постановкой цели. Она заключается в том, чтобы обучить основам изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщить к самостоятельной творческой работе.

В декоративном натюрморте основная задача — выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности. «Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника» [10, с. 30]. Декоративный натюрморт помогает развивать чувство цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности.

 

1.2. Колорит в натюрморте

Реалистическая изобразительная грамота заключается в умении правдиво изображать с натуры формы и краски предметов, объектов или явлений окружающей действительности. Правдиво изображать натуру - это уметь конструктивно и перспективно строить предметы, передавать их пропорции, объем, материальность, пространственное расположение, приводить рисунок или этюд к цветовой целостности и единству, выявлять характерные особенности изображаемых предметов и объектов, их эстетические свойства и красоту. Все эти качества грамотного реалистического изображения на начальной стадии обучения можно приобрести при выполнении учебных натюрмортов.

Именно натюрморт является особенно ценным объектом изображения для познания основ изобразительной грамоты. Рисунок и живопись натюрморта - это и строгая живописная школа, и творческий эксперимент, где начинающий художник постигает законы цветовой гармонии. Натюрморт называют камерной музыкой живописи. В нем можно проследить мастерство наложения мазков, оценить гармонию колорита и пластику форм. В нем легче и быстрее можно усвоить основные закономерности живописной грамоты - это перспективное и конструктивное построение, светотеневая и цветовая лепка формы, передача материальности и пространственного удаления предметов изображения, тоновая и цветовая целостность, единство и гармония, которые являются общими для выполнения пейзажа, интерьера, головы и фигуры человека. Не случайно, вице-президент Ака­демии художеств СССР В. С. Кеменов отмечает важную роль на­тюрморта в учебном процессе: «Натюрморт — та почва, на ко­торой крепко должна стоять художественная школа» [2 с.63-65].

Основные понятия о закономерностях цветовой гармонии, построение колорита, все эти знания, учащиеся получают непосредственно в процессе работы над решением натюрморта. Ценность натюрморта заключается в том, что он представляет предметный мир, благодаря которому учащиеся выявляют духовную материальность изобразительной культуры, свое, художественное восприятие мира. Это субъективное и индивидуальное проявляется в каждом образе натюрморта [5].

Акценты в процессе обучения в основном смещены на фрагментарно-исполнительский характер изображения предметного мира. В частности, в живописи при работе над натюрмортом не рассматривается сам феномен цвета, основные свойства, возможности, влияние и воздействие цвета на раскрытие общего колористического состояния натуры, целостность и эмоциональная выразительность цветового решения. Недостаточное внимание уделяется и выработке умений применять полученные знания в решении практических задач.

Это лишает ребенка представлений о сложной специфике изображения натюрморта, живого эмоционально-эстетического чувства на художественную природу цвета, раскрывающего образную сущность постановки и возможности ее цветовой интерпретации [5].

Натюрморт является лучшим средством познания закономерностей формы, освещенности и цвета.

Задания по живописи на примере натюрморта на начальном этапе обучения основываются на системе последовательно усложняющихся практических упражнений, позволяют увидеть и раскрыть необходимые цветовые и композиционные закономерности с помощью различных живописных изобразительных средств. Задачи и цели учебного и творческого натюрморта различаются, однако их содержание совпадает.

Цвет и свет в живописи отвечают за эмоциональную сторону натюрморта. Понятие цвета неразрывно связано с определением света. Цвет — это часть светового излучения, воспринятого нашим глазом непосредственно от источника или при его отражении от поверхности. Цвет поверхности зависит от того каким светом она освещена, и от того, какая часть световой энергии от этой поверхности отразится. Условия и характер освещения (дневное, пасмурное, лунное, рассеянное, точечное) придают работе то или иное эмоциональное настроение.

Колорит натюрморта может быть написан в различных цветовых гаммах, имеется в виду общий преобладающий цвет или сходные оттенки в работе. Он может быть холодным, так и теплым, контрастным или спокойным. Каждый из живописцев создает свой колорит в работе, любое произведение основано на субъективных переживаниях им того или иного события, увиденного. Единство и выразительность колористического строя картины определяется и единством примененных изобразительных средств. В поиске цветового решения в работе, вопервых, необходимо определить по какому принципу построен натюрморт (по принципу контрастов или нюансов); во-вторых, определиться с колоритом, каких отношений больше теплых или холодных, какое освещение в натюрморте (дневное, вечернее, искусственное, точечное или рассеянное); и, в-третьих, определить из каких основных цветов складывается колорит данного натюрморта, точнее, суметь найти ведущие цвета в натюрморте. Это могут быть два, три цвета, но не более. Чем меньше вы ограничите основную палитру цвета, тем проще вам не запутаться в работе над натюрмортом. Все остальные цвета в натюрморте относятся к производным от основных цветов и будут лишь дополнять и делать более богаче палитру. Нахождение и ограничение ведущих цветов делает работу целостной, не дробной и не пестрой. Часто такая ошибка, как пестрота, допускается именно на первом этапе работы, мешая воспринимать натюрморт целостно.

Необходимо знать ряд закономерностей локальных цветов при поиске гармоничных сочетаний. Влияние света на цвет и на оборот, цвет и форма, цвет и материал, цвет и его назначение. Цветовые закономерности при сочетаниях нескольких цветов. Цветовой и светлотный контраст, единовременный и последовательный контраст цвета, процесс адаптация и аккомодации, психологические особенности восприятия различных цветосочетаний. Например, теплые цвета рядом с холодными кажутся более теплыми. Малонасыщенный или ахроматический цвет рядом с насыщенным хроматическим цветом приобретает оттенок дополнительного цвета к хроматическому (серый на фоне красного приобретает зеленый оттенок). Холодные цвета в сопоставлении с более холодными выглядят более теплыми, а с менее холодными становятся еще холодней. Эти закономерности достаточно широко рассматриваются в трудах по цветоведению и хорошо должны быть изучены будущими художниками [6 с.182].

 

1.3. Восприятия цвета и его роль в изобразительной деятельности младших школьников


Одним из ярких, определяющих признаков художественной деятельности, учащихся является красота и цветовая выразительность рисунка. Цвет-это важное средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Значит, цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного и технологического уровня развития [5].

С помощью цвета можно придать постановке определенное эмоционально-образное, ассоциативное и символическое значение. С помощью цвета, учащиеся постигают основы цветоведения, учатся видеть разницу в цветовых отношениях между предметами, строить логические умозаключения, основанные на теоретических знаниях в области цветового восприятия, а иногда и строят свои цветовые гармонии. Сам процесс изображения, является живописной игрой цвета, в результате которой ребенок реализует свои потребности в самовыражении как самостоятельной и творческой личности. Так цвет воздействует на ученика.

Необходимо помнить, что благодаря цвету, его воздействию, мы не только развиваем, но и воспитываем ребенка [4].

Большое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию младших школьников, которое осуществляется в процессе ознакомления с ролью цвета в произведениях искусства, освоения художественных материалов и изобразительных техник, формирования умения составлять цвета и их оттенки, подбирать гармоничные цветовые сочетания и использовать их для выражения своего отношения к изображаемому. У младших школьников развивается способность чувствовать красоту в окружающей жизни и произведениях искусства, давать оценку наблюдаемым явлениям, понимать связи цвета и настроения, цвета и звука, цвета и движения, умение эмоционально выражать свое отношение к цвету.

Освоение детьми содержания произведений изобразительного искусства, цвета как одного из главных средств выразительности, способствует формированию эстетического сознания, развитию эмоционально-чувственной сферы, дает возможность самосовершенствования и самореализации [17].
Художественное образование и эстетическое воспитание подрастающего поколения - одна из главных задач, стоящих перед современной школой. Освоение цвета как средства выразительности в изобразительном искусстве играет большую роль в развитии ребенка. Эмоциональные реакции на цвет, их повторяемость и положительная направленность становятся основой развития чувства цвета. Разнообразие используемых на уроках изобразительного искусства методов (мысленного путешествия, выбора словесных аналогов, составления цветовых комбинаций, анализа и интерпретации произведений искусства) и приемов («вхождение в картину», «оживление картины», «оживление предметов») способствует осознанию, переживанию цвета и умению выражать свое отношение к цвету графически, словесно, пластически. Ребенок, обладающий чувством цвета, эмоционально реагирует на цвет, выделяет и создает благоприятные цветовые сочетания и сознательно использует их в эстетической деятельности.

Одним из важных направлений воспитания подрастающего поколения является эстетическое воспитание и эстетическое развитие, что невозможно без включения в учебно-воспитательный процесс дисциплин художественно-эстетического цикла. Освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности, в том числе и цвета, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации.

Наиболее успешно чувство цвета у младших школьников будет развиваться на занятиях по изобразительному искусству. Характерная для младших школьников чувствительность к цвету, эмоциональная отзывчивость на цвет, способность наделять цвет чертами живого существа наряду с осознанием роли цвета в окружающей среде, умением выражать свое отношение к цвету и использовать его в разных видах деятельности, в том числе и изобразительной, могут способствовать развитию у ребенка чувства цвета.

Традиционно под чувством цвета понимается умение различать цвета, их красивые и непривлекательные сочетания, подбирать и составлять оттенки цвета. Ю. М. Кирцер высказывает мнение, что «под чувством цвета в отличие от простого ощущения понимается сложное, обогащающее восприятие цвета, когда возникают представления, образы, ассоциации, связанные с цветом» [9, с. 165]. В развитии чувства цвета большое значение имеет «способность эмоционально оценивать эстетическое в действительности и в искусстве» [13, с. 183]. По мнению А. С. Молчановой, первая ступень - «органический эмоциональный тон ощущений, правильная органическая эмоциональная реакция на раздражитель», на которой человек может оценить, приятное или неприятное сочетание представляют собой данные цвета. В дальнейшем необходимо обогащать чувственный опыт ребенка, прививать «чувственные мерки прекрасного и безобразного», закреплять их в эстетической деятельности, направленной на гармонизацию отношений человека и среды [13, с. 183-185].

При ознакомлении с эмоциональными характеристиками цвета младшие школьники пытаются представить себе характер цвета и его настроение и звучание. Преимущественные характеристики красного цвета - яркий, агрессивный, торжественный. Оранжевый цвет веселый, сочный и теплый, желтый - солнечный, радостный, яркий. Зеленый цвет в представлении детей успокаивающий, радостный и живой, голубой - небесный, нежный, легкий. Почувствовать цвет как живое существо, попытаться передать в рисунках невесомость голубого, тяжесть синего и таинственность фиолетового цвета помогают пластические упражнения, просмотр произведений живописи (картины Н. К. Рериха «Гималаи», В. В. Кандинского «Голубое небо»). Синий цвет учащиеся характеризуют как холодный, глубокий, бесконечный, а фиолетовый чаще грустный, темный, непонятный.

Знакомясь с цветами радуги, ребенок учится составлять оттенки и гармоничные цветовые сочетания, передавать свое отношение к явлениям окружающего мира и свое настроение при помощи цвета, учится понимать и анализировать взаимосвязи цвета и звука, цвета и движения [7].

Определение цвета у младших школьников носит глобальный, нерасчленённый характер, эти учащиеся из своей жизненной практики отлично знают, что каждый предмет имеет свой, всегда определённый цвет, у них практически выработаны связи наименования цвета и предмета, к которому обычно относится это наименование. Таким образом, здесь мы имеем прочно установившиеся ассоциативные связи между наименованием цвета и определённым предметом [7].

По результатам цветоразличительных способностей можно отметить, что возрастные особенности проявляются в умении словесно обозначить цвет и в основном формируются к младшему школьному возрасту.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др.

К младшему школьному возрасту ребенок уже легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. Далее, по мере взросления, идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов - т.е. узнает о множестве разнообразных оттенков.

Младшие школьники вполне в состоянии определить сложный цвет предмета, и для них это большой шаг в освоении разнообразия окружающего мира. Воспроизвести цвет, обусловленный освещением и влиянием других цветовых поверхностей, - задача, которая решается под руководством художника-педагога [16].

 

 

Список литературы:

1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. — Москва: Просвещение, 1993.

2. Беда Г.В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз. искусство и труд». – М.: Просвещение, 1986. – 192 с., ил.

3. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит / Г.В.Беда. — Геленджик: Краснодарское книж. изд-во, 1967. 182 с.

4. Виноградова Н.В. Методы развития художественно-образного цветовосприятия детей в процессе изображения натюрморта // Искусство и образование. – 2009. – №1. – С.129-131.

5. Виноградова Н.В. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи: на примере выполнения натюрморта: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Курский государственный университет, Курск, 2009.

6. Головачева Н.П. Скрипникова Е.В. Некоторые методические аспекты изображения натюрморта в живописи // Омский научный вестник – 2014 – № 3 – с. 180-183.

7. Игнатьев С.Е. «Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007.- 208 с.

8. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей Текст. / Е. И. Игнатьев. М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.

9. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. М., Высшая школа, 2005. 272 с.

10. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — Москва: Просвещение, 1977.

11. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. — Москва: Просвещение, 1983.

12. Методы и приемы развития чувства цвета у младших школьников //Вестник Томского государственного педагогического университета–2016 – № 8 – с.69-72.

13. Молчанова А. С. На вкус, на цвет... М., Искусство, 1966. 200 с.

14. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – 3-е изд., доп. И перераб. – М.: Агар, 1998.

15. Унковский А.А. Цвет вживописи. — М.: Просвещение, 1983.- 64 е.: ил.

16. Формирование колористических навыков у младших школьников на занятиях изобразительного искусства с использованием живописных приемов импрессионистов: дипломная работа https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00100599_0.html

17. Ческидова И.Б. Педагогика XIX-XX вв. о роли цвета в развитии ребенка // Символ науки – 2015 – №10 – с.198-201.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: