Методика работы с разными типами осложняющих конструкций




 

Упражнение 22. Прочитайте предложения, найдите однородные члены, определите, какими частями речи и какими членами предложения они являются. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Посреди улицы шла женщина, плохо одетая с добрым лицом матери с большими грустными глазами (М. Горький). 2. Радостно молодо было на земле и на небе и в сердце человека (Л. Толстой). 3. Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов ни локомотивов ни широких рек (А. Чехов). 4. Глинка создал национальную русскую оперу национальную инструментальную музыку национальный русский романс (В. Стасов). Они едут степью разговаривают да поглядывают по сторонам (Л. Толстой).

 

Упражнение 23. Переделайте утвердительные предложения в отрицательные, используя не, нет, ни…ни. Помните, что в таком употреблении союз ни…ни обычно имеет усилительное значение.

1. На следующей неделе предполагаются занятия и по грамматике, и по литературе, и по истории. 2. Нам удалось познакомиться с каталогами библиотек и просмотреть свежие журналы. 3. Все нужные вам книги есть в библиотеке академии наук, Российской национальной библиотеке и в университетских учебных библиотеках. 4. Мой друг говорит по-русски, по-французски, по-испански.

 

Упражнение 24. Прочитайте предложения и проанализируйте особенности отношений между однородными членами.

1. Сам он умен, талантлив, очень образован, но не без странностей (А. Чехов). 2. Вот Рябикин – чертовски талантливая натура, зато лентяй ужасный (В. Гаршин). 3. Конь о четырех ногах, да спотыкается (пословица). 4. Они немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут (И. Крылов). 5. Попал не в бровь, а в глаз (поговорка). 6. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились (М. Лермонтов). 7. она пела приятным, хотя не очень сильным голосом.

 

Упражнение 25. Прочитайте ответы на один общий вопрос. Как меняется содержание с использованием разных разделительных союзов. Составьте два подобных примера.

– Когда приезжают Ваши гости?

1. Точно не знаю, в субботу или в воскресенье.

2. Не то в субботу, не то в воскресенье.

3. Обычно они приезжают то в субботу, то в воскресенье.

4. Они приедут в субботу либо в воскресенье.

5. Пока не знаю, то ли в субботу, то ли в воскресенье.

 

Упражнение 26. Перестройте сложные предложения в простые с обособленными определениямипричастными оборотами. Обратите внимание на форму причастия.

1. В синтаксисе научной прозы особенно важную роль играют союзы, которые служат для выражения логических связей между частями предложения. 2. Российские гимнасты на чемпионате Европы, который завершился в Берлине, выступили не очень удачно. 3. Команда российских шахматистов, которую возглавлял молодой гроссмейстер, заняла первое место на турнире. 4. Университетский драматический театр показал свой новый спектакль, который был поставлен с помощью артистов-профессионалов. 5. В основе мотива художественного произведения лежит проходящий через весь текст устойчивый образ, который закреплен художником в ключевом слове. 6. Известный путешественник прославился своими открытиями, которые заинтересовали многих.

 

Упражнение 27. Прочитайте сочетания слов и трансформируйте глаголы в причастия. Используя полученные конструкции, составьте предложения с причастными оборотами.

Образец: пример иллюстрирует – пример, иллюстрирующий.

Мы подобрали примеры, иллюстрирующие богатство языка героя нового романа.

Автор анализирует, стороны воюют, проблема исследуется, материал приводится, закономерности устанавливаются, явление описывается, студент отвечает, заявление рассматривается.

 

Упражнение 28. Преобразуйте односоставные конструкции вдеепричастные обороты и составьте с ними осложненные предложения.

Образец: Необходимо организовать работу – Организуя работу студентов, мы помогаем им достичь хороших результатов.

Изучать проблему, обратиться к источнику, возражать оппоненту, встречать поддержку, подчеркнуть главную мысль, лишить возможности, выражать чувства, наблюдать за изменениями, устранять недостатки, обратиться в оргкомитет.

Упражнение 29. Восстановите предложения, образуя нужную форму деепричастий от глаголов, данных в скобках.

1. (Подъехать) к господскому дому, Владимир увидел белое платье, мелькнувшее между деревьями сада. 2. В это время Антон ударил по лошади и, (повиноваться) честолюбию, общему и деревенским кучерам, и извозчикам, пустился во весь дух через мост и мимо села. 3. (Выехать) из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлей… 4. Через десять минут выехал он на барский двор… Собаки было залаяли, но (узнать) кучера Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. ((По А.С. Пушкину).

 

Упражнение 30. Прочитайте предложения с выделенными распространенными обстоятельствами, обратите внимание на интонацию и причины обособления.

1. С приближением неприятеля к Москве, взгляд москвичей на свое положение не только не сделался серьезнее, но, напротив. Стал еще легкомысленнее (Л. Толстой). 2. Катя, по школьной привычке, подняла руку, хотела что-то сказать… (Л. Кассиль). 3. Вследствие целого ряда причин, работа не была выполнена вовремя. 4. Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню, улица сельца Марьинского снова оживилась (Д. Григорович). 5. Вопреки предсказанию моего спутника, погода изменилась (М. Лермонтов). 6. В случае необходимости, полную информацию о результатах выборов можно получить в центральной избирательной комиссии. 7. Несмотря на ранний час, улицы были полны народа (В. Катаев). 8. При всем моем желании, я ничем не могу вам помочь. 9. Мы старались, согласно местным обычаям, здороваться даже с незнакомыми людьми

Упражнение 31. Составьте с помощью данных ниже именных оборотов предложения по близкой вам теме (научный стиль речи).

… вопреки предположениям…

… за исключением ранее опубликованных материалов…

… помимо уже приведенных доказательств…

… наряду с общеизвестными фактами…

… за исключением первых двух глав монографии…

… кроме основного содержания книги…

 

Упражнение 32. расставьте недостающие знаки препинания, обосновывая их необходимость. Прочитайте каждое предложение с правильной интонацией.

1. Синтаксис научной прозы призван строго логически последовательно и аргументировано излагать ход мыслей излагать ход мысли избегая при этом избыточной информации. 2. В современной русской научной литературе широко представлены сказуемые именного типа определения выраженные причастными оборотами и обособленные обстоятельства особенно деепричастные обороты придающие изложению краткость и динамизм. 3. Аннотация являясь жанром научного стиля наряду с общими закономерностями присущими данному стилю имеет и свои специфические особенности. 4. реферат как жанр научной литературы помимо общих закономерностей научного стиля имеет частные особенности краткое изложение основного содержания источников передача новой информации а также сжатый анализ этой информации. 5. Текст реферата может включать следующие сведения тему, исследуемую проблему методы исследования конкретные результаты выводы содержащиеся в реферируемых источниках и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: