Межфакультетский учебный курс




«Психологические технологии и организация студенческой жизни»

 

В результате обучения слушатель должен:

Знать: основные термины и понятия, используемые в психологическом сопровождении работы с группами студентов; принципы работы с группами студентов; основы социально-психологических механизмов функционирования студенческих групп, возрастные особенности.

Уметь: проводить командообразующие и групподинамические мероприятия, понимать основные особенности развития личности, разбираться особенностях протекания конфликтов и установления межличностных отношений в студенческом коллективе.

Владеть: основами социально-психологического тренинга, ролевых и групподинамических упражнений, способствующих развитию командного духа и эффективности команды, средствами устранения конфликтов и налаживанию продуктивной коммуникации в студенческом коллективе.

 

Тема 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП

Возрастные особенности студентов. Особенности состояния мотивационно-потребностной сферы студентов. Студент как субъект педагогического процесса. Студенчество – как кризис перехода ко взрослой жизни: проблема социальной ответственности, личностного и профессионального самоопределения, построение жизненных планов, саморефлексия. Особенности переживания и совладания c трудными жизненными ситуациями в подростковом и юношеском возрасте. Психологические факторы риска в подростковом и юношеском возрасте. Психологические ресурсы личности как условие для успешной адаптации к студенческой жизни.

 

Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ

Профессиональные деформации – прокрастинация, трудоголизм, эмоциональное выгорание. Методы развития универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Способы увеличения самостоятельного в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Организация поведения в ситуации неопределенности.

Тема 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫИ ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Понятие группы. Группа и студенческий коллектив. Групповая динамика. Развитие группы (на примере студенческих групп). Влияние группы на личность. Конформизм, влияние большинства и меньшинства, межличностные отношения в студенческом коллективе.

 

Тема 4. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ И КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ

Групповая сплоченность. Методы достижения групповой сплоченности. Принципы комплектования групп и команд. Гомогенность-геторогенность. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость. Групповые роли (на примере студенческих групп). Командная сыгровка и командный дух. Тренинг командообразования в студенческом коллективе.

 

Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ

Понятие конфликта, виды и функции межличностных конфликтов. Факторы возникновения конфликтов в студенческих группах. Разрешение конфликта и управление конфликтом. Понятие конфликтной компетентности, средства развития конфликтной компетентности студентов. Основы психологической работы с межличностными конфликтами: социально-психологический тренинг конфликтной компетентности, тренинг развития эмоционального интеллекта и эмоциональной регуляции, психологические игры.

 

Тема 6. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩИХСЯ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ.

Определение суицидального и самоповреждающего поведения, их виды и формы. Динамика суицидального поведения. Основные факторы: предиспозиционные особенности и триггерные воздействия. Возможные личностные профили, связанные с суицидальным поведением. Факторы, способствующие закреплению суицидального и демонстративного поведения. Поведение, связанное с риском:феноменология поведения, связанного с риском. Психопатологические расстройства, связанны с риском асоциального поведения. Основные факторы и психологические особенности, ассоциированные с поведением, связанным с риском: индивидуальные, семейные, групповые. Механизмы закрепления поведения, связанного с риском.

Тема 7. МЕТОДЫДИАГНОСТИКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫВ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ

Методы изучения межличностных отношений в группе. Методы анализа конфликтов. Основы социально-психологического тренинга в студенческом коллективе. Методы выявление суицидального поведения, в том числе посредством оценки цифрового контента в социальных сетях.

Тематический план для очной формы обучения Аудиторные занятия, в том числе
Лекции Практические /семинарские занятия Лабораторные занятия или КСР
  Психологические и возрастные особенности студенческих групп      
  Психологические механизмы повышения студенческой самоэффективности      
  Практическая психология групп и групповых процессов      
  Групповая сплоченность и командообразование      
  Социальная психология конфликтов      
  Отклоняющиеся (опасные) формы поведения      
  Методы диагностики и практической работы в студенческих группах.      
  ИТОГО:      

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. ― 5-е изд., испр. и доп. ― М.: Аспект Пресс, 2003. ― 364 с

2. Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для бакалавров. - М: Издательство Юрайт, 2014. – 381 с.

3. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2002.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2016.

5. Донцов А.И., Дубовская Е..М., Жуков Ю.М. Группа – коллектив – команда. Модели группового развития // Социальная психология в современном мире. М: Аспект Пресс, 2002

6. Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования. М.: Аспект Пресс, 2008

7. Кейнер С. Руководство фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения пер. с англ. – М.: Издательство Дмитрия Лазарева, 2016. – 344 с.

8. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001

9. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг: избранные труды. М.: Смысл, 2007. С. 109-131.

10. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

11. Скутина Т.В. Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков. Дис. … канд. психол. наук. М., 2008.

12. Фишер Р., Юри У., Паттон Б. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

13. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия: Раритет, 1997. – 702 с.

14. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1997. – 280 с.

15. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 1983.

16. Бакирева Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

17. Богданова Р.У. Многовариантный институт кураторства в вузе: учеб. - метод. пособие №32. – СПб.: Изд-во «Автономная некоммерческая организация «Центр информатизации образования «КИО», 2007. – 104 с.

18. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 224 с.

19. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991. – 159 с.

20. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2006. – 174 с.

21. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Минск: Высшая школа, 1996. – 367 с.

22. Винниченко Н.Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учеб.-метод. пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 64 с.

23. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. – Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – С. 5–242.

24. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.

25. Егоршин А.П. Управление персоналом: учеб. для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. – 720 с.

26. Концепция государственной молодежной политики. – М., 2001. – 31 с.

27. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 32 с.

28. Косов Б.Б. Обобщенность содержания высшего профессионального образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии. – 1995. – № 6. – С. 9–20.

29. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. – М.: УЦ «Перспектива», 1977.

30. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.

31. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

32. Малышев К.Б. Психология управления. – М.: ПЕР СЭ, 2000.

33. Мартынова М.Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства //Университетское управление: практика и анализ. – 2004. – № 5–6.

34. Машков В.Н. Психология управления. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2000. – 208 с.

35. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005. – 196 с.

36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. Педобщество России. – М., 2001. – 444 с.

37. Паршина Т.Б. Кураторство в вузе. – Пенза: Изд-во Пенз гос. технол. академии, 2007. – 170 с.

38. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с.

39. Пузиков В.Г. Технология ведения тренингов. – СПб.: Речь, 2006. – 222 с.

40. Студенческое самоуправление – сайт Российского Союза Молодежи. – URL: www.studorg.ru.

41. Студенческое самоуправление. Сборник нормативно-правовых информационных и методических материалов по итогам Всероссийского форума по вопросам студенческого самоуправления. – Москва, 2006. – 63 с.

42. Студенческое самоуправление: основные подходы к организации: учеб.-методич. пособие. – СПб.: Издательство Автономная некоммерческая организация «Центр информатизации образования «КИО», 2007. – № 24. – 112 с.

43. Студенческое самоуправление: современный опыт: учеб.-методич. пособие. – СПб.: Изд-во Автономная некоммерческая организация «Центр информатизации образования «КИО», 2007. – № 25. – 106 с.

44. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Просвещение, 1980.

45. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: избранные психологические труды. – М.: МПСИ, 2002. – 431 с.

46. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для вузов. – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: