Нормирование труда различных категорий работников.




Виды норм труда и нормативов. Нормирование труда различных категорий работников.

Литература, рекомендуемая для подготовки:

 

  1. Подовалова Р.Я. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.-112 с.
  2. Организация, нормирование и регламентация труда персонала/под ред. Кибанова А.Я. – Москва: Проспект, 2012.-64 с.
  3. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях. - М.: Норма, 2007.- 464 с.
  4. Организация и нормирование труда/Под ред. В.В.Адамчука.- М.: Финстатинформ, 1999.-301с.

Виды норм труда и нормативов

Норма труда - это мера труда, отражающая общественно необходимые затраты рабочего времени на выполнение той или иной работы в определенных производственных условиях.

Нормирование – это установление меры затрат труда на выполнение работ (изготовление продукции) отдельными работниками в определенных организационно-технических условиях.

 

Виды норм труда:

Норма времени - это время, установленное на выполнение той или иной работы (одна операция, одно изделие, 1км пробега и т.п.)

Норма выработки - это объем работы (в штуках, метрах, тоннах или других натуральных единицах), который должен быть выполнен в единицу времени.

Норма времени обслуживания - время, устанавливаемое для обслуживания единицы объекта (оборудования, одного клиента, посетителя, больного и т.д.). Например, в поликлинике время на обслуживание одного больного 15 минут. Или в банке время на обслуживание одного клиента 10 минут.

Норма обслуживания - количество единиц объекта, которое закрепляется за одним работником для обслуживания

Норма численности - это численность работников необходимая для выполнения конкретного объема работ (численность продавцов в зале, численность бухгалтеров в фирме и т.д.)

 

Виды нормативов:

Нормативы - это регламентированные величины, используемые для расчета норм труда.

Нормативы режимов работы оборудования - это регламентированные величины параметров работы оборудования, обеспечивающие наиболее целесообразное его использование.

Нормативы времени - регламентированные затраты времени на выполнение отдельных работ. Среди нормативных материалов по труду они занимают ведущее место. На их основе определяются все виды затрат рабочего времени.

Нормативы времени обслуживания - регламентированные величины затрат времени на обслуживание единицы оборудования, одного рабочего места. Эти нормативы используются для установления норм обслуживания.

Нормативы численности - регламентированное число работников, необходимое для выполнения единицы или объема работы. По данным нормативам рассчитывается численность исполнителей на тех работах, где это невозможно сделать методом прямого нормирования.

 

Нормирование труда различных категорий работников.

Выделяют следующие категории работников: рабочие (основные и вспомогательные) и управленческий персонал (руководители, специалисты и служащие или технические исполнители).

Нормы труда могут быть определены для всех категорий работников, но в зависимости от того для какой именно категории работников рассчитываются нормы, зависит, какая норма будет применена.

В нормировании труда управленческого персонала наибольшее распространение имеют нормы времени, нормы численности (нормы числа подчиненных), нормы обслуживания, нормы времени обслуживания.

Чем больше удельный вес повторяющихся работ в деятельности исполнителя, чем меньше творческая составляющая, тем большее количество норм может быть посчитано.

Так для технических исполнителей могут быть определены практически все виды норм труда, при этом они достаточно широко применяются.

Для специалистов могут применяться нормы времени, численности, обслуживания, но уже не повсеместно, а на определенные виды работ, степень нормирования менее жесткая.

Для каждого руководителя регламентируют три основных параметра, характеризующих содержание, объем и условия его деятельности:

1. Норма числа подчиненных (норма управляемости)

2. Норма числа заместителей;

3.Затраты рабочего времени на закрепленные за ним виды деятельности (функции, работы).

 

Нормы времени могут разрабатываться на основе типовых нормативов. Существуют типовые нормативы на работы по делопроизводству, на техническое оформление документов по учету личного состава, на работы по бухгалтерскому учету, на разработку конструкторской и технологической документации; на работы, выполняемые экономистами по труду; выполняемые кассирами предприятий, учреждений и организаций.

Нормы численности - применяются для определения требуемой численности работников. Наибольшее применение получили нормативы численности служащих по функциям управления. Так, например, существуют нормативы численности по функции “Бухгалтерский учет и отчетность”. Нормативы рассчитываются при помощи определенных формул.

Нормы обслуживания - регламентируют число объектов (машин, наименований изделий или же обслуживаемых клиентов, работников, подразделений и т.д.), закрепленных за одним специалистом или техническим исполнителем. Примерами норм обслуживания могут служить нормы обслуживания для бухгалтеров, кассиров, табельщиков.

Нормы числа подчиненных - число лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю. Например, норма числа подчиненных для мастеров (25 человек).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: