Организация самостоятельной работы учащихся по составлению сравнительной таблицы на основе текста учебника без указания учителем линий сравнения.




Эвристическая беседа

Почему Владимир отказался от принятия иудаизма, католичества и ислама? В чем главное отличие язычества от этих религий? В чем состоят главные отличия православия и католичества?

Исходя из рассказа, назовите причину выбора православия.

Объяснение

Владимир первым понял, что удержать все земли восточных славян, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была и общая для всех вера.

Первая причина – необходимость объединить страну.

Еще в 980 г., едва заняв киевский престол, он попытался использовать язычество для укрепления своей власти. На высоком холме князь приказал поставить шесть деревянных идолов, над которыми возвышался грозный Перун с серебряной головой и золотыми усами. Тем самым жителям Руси давали понять, что Перун является главным среди божеств, так же как киевский князь среди славян.

Но это нововведение не достигло поставленной цели. Многие племена были недовольны принижением своих божеств и возвышением Перуна, которому поклонялись киевские дружинники.

Вторая причина – укрепление государственной власти, чего не могла сделать языческая религия.

К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси. Ведь многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как «варваров». Христианские государи не разрешали своим дочерям вступать в брак с князьями-язычниками. Русские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах.

Третья причина – преодоление международной изоляции и повышение международного авторитета Руси.

3) Для реализации цели об определении значения принятия христианства используется прием эвристической беседы, которая поможет проанализировать и обобщить изученный материал и подвести школьников к новым выводам относительно прогрессивности крещения Руси. Целесообразно проводить беседу после ознакомления школьников с фрагментом учебника Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефановича П.С., Токарева А.Я. «История России. 6 класс» на стр. 53-54, где указаны результаты принятия христианства. Так, реализуется еще и метапредметные результаты – умение работать с учебной литературой, формулировать обобщающие выводы и давать оценку событиям.

Эвристическая беседа 1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным? 2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства. 3.Что построено при князе Владимире? 4. В чем же значение крещения Руси? (примерные вопросы)

 

 

Кейс №2 Методические приемы прослеживания преемственных связей в обучении истории (на примере урока по теме «Раздробленность русских земель»). Формулировка задания: определите цели к уроку «Раздробленность русских земель» (6 класс). Проследите преемственные связи с курсом всеобщей истории и укажите методические приемы формирования понятия «политическая раздробленность». Ответ аргументируйте.

Планируемые результаты:

Предметные Определять причины распада Древнерусского государства; Выделять особенности политической раздробленности в Киевской Руси;Объяснять значение понятия «политическая раздробленность»;Выделять последствия политической раздробленности.

При формировании понятия «политическая раздробленность» целесообразно использовать преемственные связи с курсом Всеобщей истории, в частности средневековой истории Западной Европы.

Преемственные связи с курсом Всеобщей истории прослеживаются на этапах создания целостной картины исторического явления и выделение существенных признаков понятия. На этих этапах учитель совместно с учениками вспоминает основные события в XI-XIIвв. в Германии, Франции и Англии. С помощью вводной беседы учитель актуализирует знания учащихся о феодальной раздробленности в Западной Европе.

Учитель совместно с учениками выделяют особенности этого исторического периода для Западной Европы. После вводится понятие «политическая раздробленность», которая закрепляет сущность данного явления. Дается определение понятия: политическая раздробленность – это закономерный процесс распада единого государства на ряд более мелких полунезависимых государств при сохранении языкового, религиозного и культурного единства.

В конце урока, когда изучен новый материал, учитель задает вопрос ученикам: «Докажите, что на Руси существовала политическая раздробленность?».

Таким образом, происходит формирование понятия путем индуктивного метода (от частного к общему), состоящего из 4 этапов:

1. Формируется представление

2. Выделяются существенные признаки явления

3. Сообщение понятия.

4. Упражнения по использованию понятия

5. Выработка умения оперировать новые понятия.

Использование индуктивного метода в младших классах обусловлено образностью мышления, его стремлением к обобщениям. При этом возможность обобщения в этом возрасте ограничена образностью мышления.

 

Кейс №3 Методические приемы работы учителя с исторической картой в обучении истории (на примере урока по теме «Внешняя политика Ивана Грозного»).

Формулировка задания: определите цели к уроку «Внешняя политика Ивана Грозного» (7 класс). Отберите методические приемы работы с исторической картой для реализации целей урока. Сравните отбор и способы подачи материала в двух различных учебниках истории. Ответ аргументируйте.

Планируемые результаты:

Предметные Выделять основные направления внешней политики Ивана Грозного; Охарактеризовать юго-восточное направление внешней политики;Определять причины Ливонской войны и проследить ход Ливонской войны;Выделять итоги внешней политики Ивана Грозного.

Метапредметные: Анализировать исторический материал; Уметь работать с исторической картой; Формулировать обобщающие выводы.

 

Реализация метапредметного результата – уметь работать с исторической картой – будем осуществлять с помощью карты «Ливонская война (1558-1583)». Работа с этой картой предполагает использование следующих методических приемов: прием «живой карты» и использование контурной карты.

Прием «живой карты» используется с целью создания образа, включая эмоциональную сферу детей. Учитель показывает направления русских и шведских войск в Ливонской войне, прикрепляя стрелки по ходу рассказа.

Прием «живой карты» осуществляется совместно с методическим приемом устного слова таким, как повествование, в частности сжатое сообщение, необходимая в этой ситуации, чтобы словесно обозначить основные театры военных действий.

Показав одно направления войск, учитель может попросить одного ученика выйти к доске и под руководством учителя прикрепить оставшиеся стрелки.

Потом необходимо использовать прием эвристической беседы для того, чтобы проанализировать и обобщить полученные знания. Основным вопросом при этом выступает следующий: «Как менялся ход Ливонской войны?».

В качестве закрепления пространственного представления о ходе Ливонской войны учителем дается задание обозначить основные места сражений Ливонской войны, направления русских и шведских войск в контурной карте. Этот прием позволяет не только усвоить новый материал через зрительное восприятие и моторику, но и способствует получению дополнительной информации.

 

Сравните отбор и способы подачи материала в двух различных учебниках истории.

В учебнике Арсентьева Данилова Курукина «История России. 7 класс» наблюдается большего количества материала, касающиеся вопросов расширения многонационального государства. В частности, в отличие от второго учебника, здесь выделены пункты «присоединение Астраханского ханства», «Значение Присоединения Поволжья к России», «Россия и Кавказ», «Значение присоединения Сибири».

Способы подачи материала отличаются по следующим пунктам:

1. Вопросы, направленные на активизацию мыслительной деятельности. В учебнике Андреева, Федорова, Амосовой. История России. 7 класс в ходе всего изложения материала предлагаются ряд вопросов, позволяющих обобщить изученный материал и развивать умения рассуждать. В другом учебнике – вопросы есть только в конце.

2. Выделение дат и понятий. В учебниках в изложении материала выделяются в тексте наиболее важные даты, понятия и имена исторических деятелей. Отличие состоит в том, что в учебнике Андреева все выделяется жирным шрифтом, в учебнике Арсентьева – жирным выделяются даты и понятия, которые находится в глоссарии в конце параграфа, остальные же понятия и имена исторических деятелей показано курсивом.

3. Описание событий. В учебнике Арсентьева события описываются более подробно, используется прием рассказа. Учебнике же Андреева больше подача материала идет в форме сжатого сообщения, нацеленного на то, чтобы познакомить учащихся с основными фактами, не углубляясь.

 

Кейс №4 Формирование понятий в обучении истории (на примере урока по теме «Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе»).

Формулировка задания: определите цели к уроку «Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе» (7 класс). Предложите методический путь и приемы формирования понятия «абсолютизм». Проследите преемственные связи с курсом отечественной истории по формированию понятия «абсолютизм». Ответ аргументируйте.

Планируемые результаты:

Предметные Выделять характерные черты абсолютизма; Проследить взаимоотношения короля с церковью, короля и личности;Объяснять значение понятия «абсолютизм»;Определять причины усиления королевской власти.

Метапредметные: ууд Интерпретировать текстовую информацию в таблицы. понятия:абсолютизм

 

При формировании понятия «абсолютизм» целесообразно использовать преемственные связи с курсом Истории России.

Преемственные связи с курсом Истории России прослеживаются на этапах создания целостной картины исторического явления и выделение существенных признаков русского самодержавия. На этих этапах учитель совместно с учениками вспоминает основные черты российского абсолютизма. Это происходит с помощью вводной беседы для актуализации ранее полученных знаний по курсу Истории России.

Учитель совместно с учениками выделяют особенности этого исторического явления в Англии и Франции. С помощью наводящих вопросов и текста учебника создается сравнительная таблица «Абсолютизм в Европе и России», в которой выделяют 3 критерия сравнения: условия формирования, социальная база и роль государства.

После вводится понятие «абсолютизм». Дается определение понятия: абсолютизм – это форма государственного правления, при которой монарх обладает неограниченной верховной властью.

В конце урока, когда изучен новый материал, учитель задает вопрос ученикам: «Докажите, что в Европе XVI-XVIIвв. происходило формирование абсолютизма?».

Таким образом, происходит формирование понятия путем индуктивного метода (от частного к общему), состоящего из 4 этапов:

1. Формируется представление

2. Выделяются существенные признаки явления

3. Сообщение понятия.

4. Упражнения по использованию понятия

5. Выработка умения оперировать новые понятия.

Использование индуктивного метода в младших классах обусловлено образностью мышления, его стремлением к обобщениям. При этом возможность обобщения в этом возрасте ограничена образностью мышления.

 

Кейс №5 Организация работы с хронологической таблицей в обучении истории (на примере урока по теме «Смута в Российском государстве»).

Прилагаемые материалы:

Формулировка задания: определите цели к уроку «Смута в Российском государстве» (10 класс). Отберите средства для реализации целей урока и предложите прием работы с хронологической таблицей на данном уроке. Ответ аргументируйте

Планируемые результаты:

Предметные: Выделять различные точки зрения о причинах Смутного времени; Определять причины падения самозванцев на Руси;Объяснять значение понятия «смута»;Охарактеризовать народное ополчение;Дать оценку последствий Смуты.

Метапредметные: Уметь работать с хронологической таблицей

Средства реализации: использование средств ИКТ, чтение фрагмента учебника, анализ исторического документа, составление хронологической таблицы.

Выбор этих средств реализации целей обусловлен следующими причинами:

1. Средства ИКТ позволяют затронуть эмоциональную сферу детей, что позволит лучше сформировать представление об эпохе Смутного времени. Для этого используется музыкальный фрагмент из оперы Мусоргского «Борис Годунов», который помогает отразить атмосферу Смутного времени.

2. Чтение фрагмента учебника позволяет учащимся выделить основные события Смутного времени.

3. Анализ исторических документов способствует развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать. Представленные на уроке мнения ведущих историков страны, позволит не только выделить причины Смутного времени, но и определить свою позицию по данному вопросу. Анализируя дневник неизвестного поляка о событиях в Москве 1606 года, прибывшего в Москву вместе с семьей Мнишков, ученики могут определить причины падения Лжедмитрия I.

4. Составление хронологической таблицы.

Хронологическая таблица составляется на основе анализа фрагмента учебника. Учащиеся должны выделить даты и основные события Смутного времени. После этого ученикам дается 5 минут, чтобы изучить и обсудить документы в группах, соотнести их с событиями смутного времени. Таким образом, учащиеся получают более полное представления о событиях того времени. Такой прием работы с таблицей позволяет не только совершенствовать навыки школьников составлять хронологические таблицы, выделяя главные события, но и анализировать представленный в ней материал, используя дополнительные источники знаний.

 

Кейс №6Организация работы с текстом учебника в обучении истории (на примере урока по теме «Французская революция. От монархии к республике»).

Формулировка задания: определите цели к уроку «Французская революция. От монархии к республике» (7 класс). Отберите основные понятия к теме. Предложите методический прием работы с текстом учебника. Ответ аргументируйте.

Планируемые результаты:

Предметные Охарактеризовать расстановку политических сил;Проследить социально-экономические и политические изменения во Франции в связи с революционными событиями;Определять значение Декларации прав человека и Конституции Франции;Объяснять значение понятий «жирондисты», «якобинцы», «республика», «Конвент», «монтаньяры», «диктатура», «террор».

Метапредметные: Уметь выделять главное в тексте учебника; Уметь составлять развернутый план;

Личностные: Формировать ценностное отношение к свободе.

Основные понятия: жирондисты, якобинцы, республика, Конвент, монтаньяры, диктатура.

Работа с текстом учебника Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. «Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс».

Ученикам предлагается прочитать фрагмент учебника на с. 257-259 и составить развернутый план по теме «Установление якобинской диктатуры». Составление развернутого плана позволяет ученикам умение выделять главное в тексте, выделять смысловые части, структурировать материал учебника и развивать самостоятельность. В 7 классе очень важно тренировать это умение, которое вводилось в предыдущем классе. Кроме того, составление развернутого плана позволит выделить основные изменения в социально-экономической и политической сферах Французского государства и подведет к пониманию понятия «диктатура».

 

Кейс №7 Организация работы с исторической картой в обучении истории (на примере урока по теме «Отечественная война 1812г.»).

Формулировка задания: определите цели к уроку «Отечественная война 1812г.» (9 класс). Предложите план изучения темы. Отберите методические приемы для реализации целей урока. Покажите методический прием работы с исторической картой. Ответ аргументируйте.

Планируемые результаты

Предметные Выделять причины войны;Охарактеризовать соотношение сил Франции и России и их планы; Определять характер войны;Изучить основные этапы войны;Оценить итоги Бородинского сражения;Выявлять итоги войны и определять ее значение для России.

Метапредметные: Анализировать исторический материал;Интерпретировать текстовую информацию в таблицы;Уметь использовать карту как источник знаний.

План урока:

1. Причины и характер Отечественной войны;

2. Планы и соотношение сил Франции и России;

3. Ход военных действий. Бородино.

4. Итоги и значение Отечественной войны для России.

 

Методические приемы:

1. Эвристическая беседа, позволяющая на основе анализа и обобщения изученного материала, приходить к новым выводам. Этот методический прием направлен на реализацию предметного результата – выделить причины войны, выявлять итоги войны и определять ее значение для России; метапредметных результатов - устанавливать причинно-следственные связи в ходе исторических процессов, формулировать обобщающие выводы.

Примерные вопросы

Почему в тот исторический момент Отечественная война 1812 года была делом времени?

- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?

- Какое направление внешней политики было проблемным и почему?

- Что такое континентальная блокада?

- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?

2. Работа с аналитической таблицей.

Учащимся предлагается дополнить на основе выделенных причин таблицу «Причины войны», состоящей из 2 столбцов «Для России» и «Для Франции», в которых указать причины войны с двух воюющих сторон.

После заполнения таблицы, учитель подводит детей к выводу, что война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.

3. Сжатое сообщение. Целесообразно использовать именно этот методический прием, чтобы дать информацию о планах и соотношении сил. Его целесообразность объясняется краткостью и точностью информации, необходимой для дальнейшего понимания материала. (предметные результаты - охарактеризовать соотношение сил Франции и России и их планы).

4. Рассказ. Учитель рассказывает о ходе Бородинской битвы. Использование рассказа как методического приема обусловлено его возможностями в виде создания точных исторических представлений и задействование эмоционально-оценочной сферы учащихся. Он помогает подвести детей к оценке итогов Бородинского сражения, осуществляемой с помощью эвристической беседы.

5 Работа с исторической картой.

Историческая карта используется для изучения хода военных действий. Учитель ставит своей целью развить умение использовать карту как источник знаний.

Школьникам предлагается ознакомиться с картой в течении пары минут.

Учитель задает следующие вопросы:

Как располагались русские войска в начале войны?

Где происходили самые крупные сражения?

В каких направлениях происходило наступление французских войск?

Куда отступала русская армия?

Как отступала армия Наполеона?

Каждый ответ учеников сопровождается показом направлений военных действий и мест сражений на карте.(предметные - изучить основные этапы войны; метапредметные – уметь использовать карту как источник знаний).

Такой методический прием позволяет развивать не только картографические умения, но также направлен на самостоятельное извлечение информации учащимися.

 

Кейс №8 Использование логической схемы в процессе формирования исторических понятий на уроках истории (на примере урока по теме «Становление индустриального общества на Западе. Промышленный переворот»).

Формулировка задания: определите цели к теме «Становление индустриального общества на Западе. Промышленный переворот» (10 класс). Предложите методический путь и приемы формирования понятия «промышленный переворот». Покажите роль логической схемы при изучении темы. Ответ аргументируйте.

Планируемые результаты

Предметные Выделять предпосылки начала промышленного переворота;Объяснить значение понятия «промышленный переворот»;Изучить основные изобретения;Выделить основные черты индустриального общества;Определить социальные последствия промышленного переворота.

Методический путь формирования понятия: дедуктивный (от общего к частному).

Этапы:

1. Вводится понятие. Промышленный переворот – это переход от ручного производства к машинному, сопровождаемый изменениями во всех сферах жизни общества.

2. Рассматриваются отдельные сферы темы и через исторические материалы формируются образы, раскрывающие признаки понятия и просмотр как в тех или иных сферах эти признаки проявляются. По ходу сообщения о промышленном перевороте в Англии учителя ученики рисуют логическую схему.

       
   
 
Мануфактурное производство
 

 


Учащимся задаются вопросы:

В чем отличие мануфактуры от фабрики?

Назовите основные признаки фабричного производства?

На основе построенной схемы, ученикам предлагается выделить основные признаки понятия «промышленный переворот».

3. Упражнения по использованию понятия. В качестве закрепления материала, учащимся предлагается выделить основные черты промышленного переворота.

4. Выработка умения оперировать навыки понятием.

Таким образом, используются следующие методические приемы: сжатое сообщение, беседа по логической схеме.

Применение логических схем на уроках истории помогает решать ряд задач: активизирует внимание учащихся, повышает интерес к предмету, экономит время на уроке, развивает логические суждения. Все это приводит к тому, что ученики самостоятельно и без труда совершают мыслительные операции. Наконец, одним из следствий работы со схемами является то, что у учащихся появляется привычка, определенные навыки любой изучаемый материал представлять в подобном систематизированном виде, что упрощает задачу понимания, запоминания и применения. В формировании понятия логическая схема удобна для выделения основных признаков понятия, она выступает наглядным средством.

 

Кейс №9 Организация работы с текстом учебника в обучении истории (на примере урока по теме «Крестьянская реформа 1861 года»).

Формулировка задания: сформулируйте цели урока «Крестьянская реформа 1861 года» (9 класс). Отберите методические приемы для реализации целей урока. Предложите методический прием работы с текстом учебника. Ответ аргументируйте.

Планируемые результаты

Предметные

· Выделять причины отмены крепостного права в России;

· Изучить подготовку реформы;

· Выделять основные положения реформы;

· Определять значение отмены крепостного права.

 

Методические приемы:

1. Для определения причин отмены крепостного права целесообразно использовать объяснение, позволяющее раскрыть внутренние связи, закономерности, смысл и сущность исторического события. В данном случае объяснение принимает характер рассуждения, ценность которого заключается в том, что учитель показывает школьникам образец того, как надо рассуждать.

2. Работа с историческим документом «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». На основе анализа документа учащиеся отвечают на ряд вопросов:

Какие права получали крестьяне по новому закону?

В чьей собственности находилась земля после Крестьянской реформы 1861 года?

При каких условиях крестьяне становились сельскими собственниками?

(предметные результаты – выделять основное положение реформы; метапредметные результаты – уметь работать с историческим документом, выделять главное, анализировать исторический материал)

3. Сжатое сообщение необходимое для получения дополнительной информации об основных положениях реформы.

4. Эвристическая беседа, позволяющая на основе анализа и обобщения изученного материала, приходить к новым выводам. Этот методический прием направлен на реализацию предметного результата – определять значение отмены крепостного права; метапредметных результатов - формулировать обобщающие выводы.

5. Работа с текстом учебника. (Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др. История России. 9 класс). Прием – работа по составлению схемы.

Ученикам дается задание прочитать пункт учебника «Подготовка крестьянской реформы». После этого учитель совместно с учениками рисует логическую схему, в которой видна поэтапность крестьянской реформы и деятельность государственных органов, занимающихся этой проблемой.

Выбор приема с составлением логической схемы обусловлен тем, что такая работа позволяет учащимся развивать умения систематизировать, анализировать и представлять результаты своего умственного труда в графическом виде.

 

Кейс №10 Организация работы с изобразительной наглядностью в ходе изучения вопросов культуры на уроках истории (на примере урока по теме «Русская культура второй половины XIX в.»).

Формулировка задания: определите цели урока «Русская культура второй половины XIX в.» (9 класс). Отберите методические приемы для реализации целей урока. Предложите методический прием работы с изобразительной наглядностью. Ответ аргументируйте.

Планируемые результаты

Предметные

· Выделять основные черты развития российской науки и образования;

· Определять основные направления русской литературы;

· Выделять особенности творчества русских писателей;

· Изучить развитие русской живописи;

· Узнать о творчестве выдающихся деятелей культуры и искусства;

· Оценивать состояние культуры России во второй половине XIXв.

 

Методические приемы:

1. Объяснительно-иллюстративное изложение. Этот прием используется для передачи информации учащимся о развитии русской живописи. Он сопровождается показом самых известных картин русских живописцев. Его использование обусловлено стремлением создать целостную картину, сообщить много материала, развивает воображение.

2. Вводная беседа и сжатое сообщение. Они используются для реализации предметного результата - определять основные направления русской литературы, узнать о творчестве выдающихся деятелей культуры и искусства.

Вводная беседа нацелена на актуализацию знаний, побуждает учеников к познавательной деятельности. Учитель спрашивает об особенностях развития русской литературы в первой половине XIXв., просит назвать писателей и поэтов того времени и охарактеризовать их творчество.

3. Эвристическая беседа, позволяющая на основе анализа и обобщения изученного материала, приходить к новым выводам. Этот методический прием направлен на реализацию предметного результата – выделять особенности творчества русских писателей; метапредметных результатов - анализировать исторический материал. Беседа происходит на основе доклада ученика о русской литературе первой половины XIXв.

Примерные вопросы

Перечислите социальные проблемы, ставшие основой сюжетов для произведений литературы второй половины XIXв.?

Какие качества отличают героев произведений второй половины XIXв. от героев литературы первой половины XIXв.? С чем это связано?

Назовите имена выдающихся русских писателей второй половины XIXв.

2. Работа с текстом учебника.

Учащимся предлагается ознакомится с пунктом «Наука» в учебнике (с. 39-40) и составить таблицу «Научные открытия во второй половине XIXв.», состоящей из 3 столбцов: дата, ученый, открытие. Такой прием работы с учебником позволяет активизировать мыслительную деятельность класса, развивает умения анализировать исторический материал, а также узнать о научных достижениях русских ученых.

3. Беседа по картине.

Учитель: Знаменитый русский художник Николай Петрович Богданов-Бельский написал уникальную и невероятно жизненную историю в 1895 году. Произведение называется «Устный счёт», а в полной версии «Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского».

Вопросы:

Где происходят изображенные художником событие?

Опишите, что делают ребята?

К какому сословию принадлежат, изображенные дети? Приведите доказательства.

О чем говорит изображение одних учеников в лаптях, а других – в сапогах?

Учитель подводит детей к выводу о том, что во второй половине XIXв. в образовании происходят существенные изменения, касающиеся в частности и начального образования. Во-первых, создавалась целая система начального образования. Во-вторых, образование становилось более доступным для широких слоев населения.

 

Кейс №11 Формирование исторических понятий в обучении истории (на примере урока по теме «Государство и российское общество в к. ХIХ – начале ХХ в.»).

Формулировка задания: определите цели урока по теме «Государство и российское общество в к. ХIХ – начале ХХ в.» (9 класс). Проследите преемственные связи с курсом всеобщей истории и покажите методические пути формирования понятия «модернизация». Ответ аргументируйте.

 

Планируемые результаты

Предметные

· Выделять особенности российской модернизации;

· Объяснять значение понятия «модернизация»;

· Определять особенности и проблемы социально-экономического развития России;

· Определять особенности и проблемы политического развития России;

· Определять особенности и проблемы территориального развития России.

 

Методический путь формирования понятия: дедуктивный (от общего к частному).

Этапы:

1. Вводится понятие. Модернизация – это переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному.

2. Рассматриваются отдельные сферы темы и через исторические материалы формируются образы, раскрывающие признаки понятия и просмотр как в тех или иных сферах эти признаки проявляются. По ходу сообщения учителя ученики рисуют логическую схему.

 

                               
 
Экономика
 
 
 
   
Формирование гражданского равноправия
 
Политика
   
 
 
 
   
Развитие образования. Снижение влияния религии на культуру и общественную жизнь
 
Культура
   
 
 
 
   
Распад сословий. Формирование классов. Рост городского населения
   
Общество
     
 
 

 


Учащимся задаются вопросы:

Чем отличается социально-экономическое развитие страны в аграрном обществе от индустриального?

Какие новые черты появились в культурной сфере? А в политической?

На основе построенной схемы, ученикам предлагается выделить основные признаки понятия «модернизация».

3. Упражнения по использованию понятия. Какие черты модернизации присущи странам Западной Европы? Что особенного в российской модернизации?

4. Выработка умения оперировать навыки понятием.

Таким образом, используются следующие методические приемы: сжатое сообщение, беседа по логической схеме.

Прием беседы по логической схеме активизирует внимание учащихся, повышает интерес к предмету, экономит время на уроке, развивает логические суждения. В формировании понятия логическая схема удобна для выделения основных признаков понятия, она выступает наглядным средством.

 

Кейс №12 Формирование исторических представлений о пространстве в обучении истории (на примере урока по теме «Первая мировая война»).

Формулировка задания: определите цели урока по теме «Первая мировая война» в курсе «Всеобщая история» (11 класс). Покажите методические пути формирования исторических представлений о пространстве. Ответ аргументируйте.

Планируемые результаты

Предметные

· Определять причины Первой мировой войны;

· Выделять цели воюющих сторон;

· Выделять основные события Первой мировой войны;

· Определять итоги Первой мировой войны.

 

Методические пути:

1. Сравнительный анализ двух исторических карт с совместной деятельностью учителя и учеников.

Сравнение исторических карт «Европа до Первой мировой войны» и «Европа после Первой мировой войны».

Данный прием используется для того, чтобы выявить сущность исторического явления. В данном случае сравнение помогает определить территориальные итоги войны.

Учитель показывает территории ведущих государств в Европе до войны. После он предлагает ученикам внимательно посмотреть на вторую карту послевоенного устройства мира и ответить на вопросы:

Какое государство потеряло большее количество территорий?

К каким государствам были присоединены данные территории?

Какие новые государства появились на карте Европы?

Определите значение таких территориальных изменений для последующего развития Европы.

Итак, использование приема сравнение карт направлено на формирование исторического представления о пространстве, на развитие умения сравнивать и анализировать, а также использовать карту как источник знаний.

2. Организация самостоятельной работы учащихся с указанием учителя основных пунктов анализа исторической карты.

Используется карта «Первая мировая война. Кампания 1914 г. Западно-европейский театр военных действий», на основании которой учащиеся определяют характер кампании 1914 г, выделяют основные места сражений в Западной Европе, определяют местоположения войск разных стран.

Этапы методического пути:

Анализ исторической карты;

Проведение эвристической беседы, опираясь на карту;

Подведение учащихся к пониманию характера кампании 1914 г.

Такой методический путь способствует развитию умения анализировать историческую карту, умения оценивать события, показывает степень умения учащихся работать с картой.

 

Кейс №13 Формирование хронологических умений в обучении истории (на примере урока по теме «Революция в России в 1917 г.»).

Формулировка задания: определите цели по теме «Революция в России в 1917 г.» для 10 класса (тему конкретного урока выберете самостоятельно). Покажите методические пути формирования хронологических умений (на примере одного умения). Ответ аргумент



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: