Формирование словаря, связная речь




Что изучается?

1. Умение самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.

2. Умение сочинять концовки к сказкам.

3. Умение последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие

литературные произведения

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья».

2. Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан».

3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку

Содержание диагностического задания

1. Вопросы по содержанию картинки:

-Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

- Как можно назвать их вместе, одним словом?

- Назови членов семьи, изображенных на картинке.

- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.

2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки.

3. Ребенок слушает и пересказывает сказку

Критерии оценки

3 балла — ребенок составляет рассказ о

семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи

взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.

2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя

сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью.

1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды

Грамматический строй речи

Что изучается?

1. Умение согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных.

2. Умение заменять слово другим со сходным значением

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Материал: предметные картинки

лимон, яблоко, елка и другие.

2. Игра «Как сказать по-другому?»

 

Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы:

Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:

1. Метель (вьюга, буран, пурга).

2. Смешной (забавный, потешный, комичный).

3. Грустный (невеселый, печальный).

4. Торопиться (спешить)

Критерии оценки

3 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным

по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.

2 балла - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов.

1 балл -ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам

 

Звуковая культура речи

Что изучается?

Умение определять место звука в слове

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1.Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова).

2. Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком»

Содержание диагностического задания

1. Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.

- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)

Задание:

Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].

Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова

Критерии оценки

3 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в слове.

2 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок

 

Высокий уровень - 8-9 баллов;

Средний уровень - 5-7 баллов;

Низкий уровень – 3-4 балла



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: