Задание: Психофизиология эмоций




“Эмоция” в переводе с греческого означает “выпрастывание”, “выплескивание”. Речь идет о способе выражения настроения, который зависит как от личностных особенностей субъекта, так и от его воспитания, его социального статуса, от межличностных отношений его с другими (окружающими) людьми. Эмоции представляют собой реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, связанных с удовольствием (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные) различных потребностей организма и имеют ярко выраженное субъективную окраску.

Эмоции сопровождают различные проявления жизнедеятельности человека и является одним из главных механизмов внутренней регуляции его психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей.

В эмоциональных состояниях выделяют два класса: собственно эмоции и эмоциональные чувства. Собственно эмоции делятся на врожденные, базисные (радость, гнев, ненависть, страх, удивление и др.) И приобретенные в индивидуальном опыте. Эмоционально окрашенные чувства (голод, жажда, интерес, любовь, ненависть и т.д.) жестко связаны с биологической, социальной или культурной потребностью и комплексом эмоций, пережитых в процессе ее формирования и удовлетворения.

Наиболее существенными характеристиками эмоций является их знак и интенсивность. Например, к положительным можно отнести такие, как удовольствие, радость, восторг, восхищение и т.д. К негативным - недовольство, возмущение, гнев, ненависть, страх, тоску, раздражение и т.д. Положительные и отрицательные эмоции всегда характеризуются определенной интенсивностью - силой их обнаружения.

Выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключающий, коммуникативную.

Отражающая функция выражается в обобщенной оценке событий. Эмоция, представляя собой почти мгновенную интегральную оценку значимых для человека событий, часто дает возможность определить полезность или вредность факторов, влияющих на человека еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия.

Побудительная функция связана с наличием эмоционального переживания, содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое предвзятое отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Функцию побуждения выполняют как проводные, так и ситуативные эмоции. Так, ведущее эмоциональное переживание, направленное на предмет (цель поведения), что удовлетворяет определенную потребность, инициирует же адаптивное поведение. А ситуативные эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают действовать в прежнем направлении, менять тактику поведения, средства достижения цели и т.д.

Подкрепляющая функция эмоций проявляется в процессах обучения и запоминания. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, запоминаются быстрее и являются более продолжительными.

Переключающая функция эмоций проявляется в том, что эмоции часто побуждают человека к изменению своего поведения. Эмоциональные переживания могут как определять выбор линии поведения человека, так и вызвать изменение этого поведения.

Коммуникативная функция эмоций выражается в возможности человека передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к определенным событиям, объектов и т.д. через мимику, жесты, позу, интонацию.

Появление в эволюции нервного аппарата эмоций обеспечило высшим животным и человеку более активное целенаправленное мотивационное поведение по удовлетворению потребностей. В последние десятилетия все более придается значение информационной стороне вопроса,в отличие от прежнего подхода, уделявшего максимальное внимание вегетативным процессам в проявлении эмоций. Так, если Павлов рассматривал эмоции как "темные чувства подкорки", как субъективный эламент сложных безусловных рефлексов (т.е. инстинктов) и процессов перестройки динамических стереотипов, Фрейд как компонент бессознательных эротических либо деструктивных тенденций личности, Юнг как свойство, присущее архетипическим проявлениям, в частности, “Тени”, то, по Хоуджу, эмоции возникают в результате неудачи интеграции на высшем уровне.

Что же касается нейрофизиологичеких механизмов эмоций, то о них стало возможно говорить лишь в последние полвека после работ А.Б.Когана, Гесса, Олдса и Милнера, обнаруживших в мозге “центры удовольствия” и “центры неудовольствия”, локализованные в основном в гипоталамусе и в архипалеокортексе.

Теория Джеймса-Ланге одна из первых теорий, пытавшихся связать эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопровождающие эмоциональные переживания. Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Как утверждал Джеймс:" мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим". Теория неоднократно подвергались критике. В первую очередь отмечалось, что ошибочно само исходное положение, в соответствии с которым каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Экспериментально было показано, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать разные эмоциональные переживания. Другими словами, физиологические сдвиги имеют слишком неспецифический характер и потому сами по себе не могут определять качественное своеобразие и специфику эмоциональных переживаний. Кроме того, вегетативные изменения в организме человека обладают определенной инертностью, т.е. могут протекать медленнее и не успевать следовать за той гаммой чувств, которые человек способен иногда переживать почти одномоментно (например, страх и гнев или страх и радость).

Таламическая теория Кеннона-Барда. Эта теория в качестве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образований глубоких структур мозга - таламус (зрительный бугор). Согласно этой теории, при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся: часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости и др.). Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Таким образом, эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.

По представлениям биологической теории Анохина, эмоция возникает в результате рассогласования между акцептором результата действия и обратной афферентацией.

Симонов же предлагает информационную теорию эмоций, полагая, что “физиологическую основу эмоций представляет деятельность специального нервного аппарата, компенсирующего в процессе адаптивного поведения дефицит информации, необходимой для организации действия по удовлетворению потребности, и что эмоция есть отражение мозгом какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе индивидуального и генетического опыта”.

И тогда понятно, в силу возможности вероятностного прогнозирования, почему эмоции возникают не только в процессе осуществления действий (что следовало бы из биологической теории Анохина), но и до начала каких-либо действий. По мнению Симонова, информационная теория эмоций представляет обобщение более широкого масштаба, чем биологическая теория, которая входит в качестве частного случая в информационную теорию.

Существует, как считает Симонов, количественная зависимость степени эмоционального напряжения (Э) от велечины потребности (П) и рассогласования

между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности

(Ин), и информацией, имеющейся у субъекта (И), выражающаяся в виде формулы: Э = -П (Ин - Ис).

Естественно, эмоции зависят и от ряда других факторов, таких как индивидуальные типологические особенности субъекта, особенности его мотивационной сферы, характер доминирующей потребности и т.д. Однако необходимыми и достаточными для возникновения эмоций являются только два фактора: потребность и вероятность ее удовлетворения.

С позиций информационной теории, отрицательные эмоции возникают при

преобладании информации, необходимой для удовлетворения потребности, над

информацией, имеющейся у субъекта, а положительные при обратном соотношении

между этими величинами. Отрицательные эмоции могут иметь более высокое напряжение, чем положительные, и они играют биологически более важную роль, ибо обеспечивают избежание опасности и активируют мотивационный поиск, хотя в этих процессах участвуют и положительные эмоции, прогнозируя удовлетворение потребности. Таким образом, эмоционально окрашенное мотивационное поведение можно рассматривать как стремление избежать отрицательной эмоции в погоне за положительной.

Если представители биологической теории эмоций нередко смешивают эмоцию с

биологическим (или эмоциональным) тоном ощущения, говоря об эмоциях голода, жажды, полового влечения, самосохранения и т.п., то сторонники информационной теории четко дифференцируют эти явления. По Симонову, эмоция не сводима ни к потребности, ни к эмоциональному тону ощущения, ни к действиям по удовлетворению потребности зависит не столько от самой потребности, сколько от оценки мозгом перспективы ее удовлетворения.

При этом в отличие от эмоционального (или биологического) тона ощущения (голод, жажда, половое влечение, контактное удовольствие, боль и т.д.), несущего в себе определенное знание о предмете, эмоция (гнев, радость, страх, тоска и т.д.), возникая как результат прогностической оценки ситуации, знания в себе о предмете не содержит.

Что касается эмоциональных проявлений человека, то они часто вообще не выводятся из элементарных биологических потребностей, связанных с чувством голода, жажды, полового влечения и т.д., а формируются на базе высших социальных и духовных потребностей в познании, искусстве и т.п., которые, в отличие от биологических, практически ненасыщаемы. И более того удовлетворение потребности зачастую не только не снимает ее, а даже усиливает, в чем проявляется неэнергетическая, а информационная природа высших потребностей человека (Симонов).

По Вальдману, следует различать эмоциональные состояния и эмоциональные реакции. Эмоциональные состояния возникают у животных при прямом раздражении мозговых структур, но могут быть выявлены только с помощью дополнительных тестов.

Аналогично у человека эмоциональные состояния могут возникать при различных

не учитываемых (нередко стрессорных) влияниях событий, повышающих возбудимость этих же мозговых структур, а выявляться при дополнительных “раздражающих” ситуативных воздействиях.

Повышение интенсивности раздражения у животных тех же участков мозга ведет к проявлению эмоциональных реакций. В то же время, раздражая другие (часто соседние) пункты, можно получить целостные поведенческие акты без предшествующего им эмоционального состояния.

По Вальдману, возможны следующие комбинации:

1. мотивация + эмоция + действие, т.е. целостный поведенческий акт;

2.  мотивация + эмоция, т.е. эмоциональное состояние;

3. эмоция + действие без мотивации, т.е. эмоциональная реакция (типа "ложной ярости"), исчезающая сразу с прекращением стимуляции;

4. мотивация + действие, т.е. целенаправленное безэмоциональное.

поведение;

5. собственно действие, т.е. отдельные двигательные стереотипы.

Таким образом, можно говорить о функциональной и морфологической самостоятельности аппаратов мотиваций, эмоций и действий.И хотя действия по удовлетворению потребностей, формирующиеся в мотивационное поведение, не совпадают с эмоциями, однако, при включении нервного аппарата эмоций мотивационный поиск делается более адекватным.

Электроэнцефалографические исследования привели к представлениям о

доминировании определенных частот в ЭЭГ-активности при разных эмоциональных состояниях. Так, по Брауну, доминирование альфа-активности характерно для состояния расслабления, покоя, удовольствия; доминирование бета-активности проявляется при состояниях напряжения, бдительности, гнева, страха, удивления и т.д.; тета-активность доминирует в состоянии неопределенности, построения планов, “сна наяву”.

Возникновение фундаментальных потребностей организма связано со сдвигами в его внутреннем химизме, в результате чего возбуждение, возникающее в соответствующих специфических рецепторах (кровеносных сосудов, пищеварительного тракта, мочеполовой системы, среднего и промежуточного мозга и т.д.),

Они передается через стволовые отделы мозга (средний мозг, гипоталамус, таламус), с одной стороны, в кору, с другой — к периферическим структурам организма, где рефлекторно возникают вторичные изменения (кровенаполнения, напряжения мышц, чувствительности рефлексогенных зон и т.д.), приводящие к осознанию потребности и при избирательной активации высших отделов ствола мозга, архипалеокортекса и неокортекса к формированию целенаправленного мотивационного поведения, часто также осознаваемого (Судаков).

Поиски эмоциогенных зон мозга, проводившиеся в опытах на высших животных, привели физиологов, главным образом, к структурам диенцефалона и лимбической системы.

Такими структурами оказались гипоталамус (Коган, Гесс, Гельгорн, Олдс, Милнер), таламус (Кеннон, Бард), гиппокамп (Бериташвили, Пейпец, Брэйди), ретикулярная формация (Линдсли) и др.

Опыты Олдса и Милнера с самораздражением крысой области латерального гипоталамуса (с частотой до 7 тысяч раз в час) и с избеганием раздражения при вживлении электродов в другие зоны гипоталамуса, в перивентрикулярные отделы среднего и промежуточного мозга, в центральное серое вещество показали наличие в мозге, в общем виде, центров положительных и отрицательных эмоций. Интересна точка зрения МакЛина, по мнению которого в гипоталамусе локализованы стереотипные формы поведения, как правило, сопровождаемые эмоциями (реакция защиты, нападения, поиска и т.д.), в выше расположенных отделах мозга формируются мотивации: в миндалине мотивации самосохранения (защита, голод и т.п.).

По представлениям Пейпеца, существенная роль принадлежит поясной извилине, входящей в единую эмоциональную систему: гипоталамус передневентральное ядро таламуса поясная извилина гиппокамп мамиллярные тела.

Эта система названа кругом Пейпеца. Она представляет собой часть лимбической системы МакЛина, источник возбуждения которой находится в гипоталамусе. Поясная же извилина, по Пейпецу, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний. Кроме того, на эмоциональное поведение существенно влияют лобная и височная кора, а также миндалины, не входящие в круг Пейпеца.

Как было показано в экспериментах на животных, можно говорить об относительной самостоятельности механизмов потребностей, мотиваций и эмоций. Так, слабое раздражение электрическим током активирует мозговой субстрат потребности.

Оба отдела вегетативной системы обеспечивают определенный эмоциональный баланс, который между ними закреплен генетически и регулируется миндалевидным комплексом.

Однако, по Гельгорну, генерация эмоций приводит зачастую к одновременному возбуждению и симпатических, и парасимпатических структур.

 

При этом синергизм в “эмоциональной игре” этих систем имеет место чаще, чем реципрокные отношения. По Гельгорну, небольшой сдвиг вегетативного баланса в парасимпатическом направлении наблюдается при состоянии покоя, комфорта, расслабления; симпатический же сдвиг характерен для бодрости, оптимизма.

Однако, дальнейшее нарастание симпатического тонуса, как правило, сопровождается напряженностью, тревогой, агрессией, а значительная активация парасимпатического отдела обнаруживается при сильном страхе, меланхолии, депрессии.

На этом основании Симонов делает вывод о том, что оба отдела вегетативной нервной системы участвуют в реализации и положительных, и отрицательных эмоций и что между этими двумя отделами нет настоящих реципрокных отношений, и может наблюдаться их одновременная активация и одновременное подавление. При этом каждое эмоциональное состояние имеет характерное для него соотношение адренергических и холинергических эффектов, и в ряду эмоций дважды наблюдается относительное преобладание холинового отдела при положительных и отрицательных эмоциях на пассивном поведенческом фоне и адреналового при положительных и отрицательных эмоциях на активном поведенческом фоне.

Изучение эмоциональных возможностей у типологически различных людей привело к выявлению у них доминирующих эмоций. И хотя людям всех темпераментов доступен весь

набор возможных эмоций, тем не менее для сангвиника доминирующей эмоцией является радость, для холерика - гнев, для меланхолика - страх, а флегматик, будучи малоэмоциональным, доминирующей эмоции не имеет(Симонов).

В отношении функциональных корреляций эмоциональной сферы человека с

межполушарной асимметрией мозга известно, что, если левое полушарие у правшей связано с речью, абстрактно-понятийным мышлением, математическими способностями, то правое с чувственными образами, пространственными представлениями, музыкальными способностями, т.е., иными словами, если левое полушарие “разумно”, то правое “эмоционально”.

Возможно, это обусловлено и тем, что правое полушарие имеет обширные кортико-диенцефальные связи, а левое больше связано с активирующими

стволовыми образованиями. Есть также сведения о преимущественной роли левого

полушария в генезе положительных, а правого отрицательных эмоций, часто “безотчетных”.

При этом отмечается “завязанность” функциональной межполушарной асимметрии и положительно-отрицательных эмоциональных отношений на доминирование альфа-ритма.

Так, при выключении правого полушария настроение пациента улучшается только

при доминировании альфа-ритма в ЭЭГ левого полушария, равно как и ухудшение настроения при инактивации левого полушария достигается также при доминировании альфа-ритма, но уже в ЭЭГ правого полушария (Деглин).

Ряд клинических наблюдений свидетельствует о различных тенденциях в нарушениях эмоциональной сферы у больных с право- или левополушарными поражениями (Брагина, Доброхотова). Так, если при поражении левого полушария у больных существенно повышается тревожность, то при правополушарных дисфункциях больные становятся беспечными и легкомысленными, что может определяться относительно жесткой связью правого полушария с потребностно-мотивационной сферой и с порождением целей, а левого с реализацией средств для достижения целей (Симонов). И тогда у человека с поражением левого полушария на базе наличной потребности определяется цель, но при отсутствии средств для ее достижения прогнозируется низкая вероятность удовлетворения и возникает фрустрация и тревога; в случае же поражения правого полушария построение целей затрудняется, диапазон потребностей суживается, а средства для достижения цели при этом оказываются в избытке, что и порождает положительно эмоциональные ощущения вплоть до эйфории.

При этом левополушарный прогноз осознается и вербализуется, а правополушарный остается неосознанным, на уровне интуиции (Симонов).

Демонстрация слайдов различного эмоционального содержания раздельно в правое или левое поле зрения вызывает более быстрое реагирование правого полушария на печальные события, а левого на радостные. То же самое имеет место при распознавании мимики грустной и радостной. Вообще же правое полушарие реагирует быстрее, чем левое, на эмоциональные события, независимо от знака эмоции.

По представлениям Дэвидсон и Геллер, знак эмоции зависит от соотношения активности левой (ЛФК) и правой (ПФК) фронтальной коры:

при ЛФК > ПФК имеют место положительные эмоции;

при ПФК > ЛФК возникают отрицательные эмоции.

Симонов это объясняет с позиций информационной теории: преобладание имеющейся информации над прогностически необходимой порождает положительную эмоцию, обратные же отношения отрицательную, а поскольку правая лобная кора связана со старой прагматической информацией, необходимой для удовлетворения мотивационно-потребностной сферы (Ин), а левая с вновь поступающей информацией (Ис), то и становятся понятными неравенства Геллер, т.е.

при Ис > Ин (что соответствует ЛФК > ПФК) возникает положительная эмоция;

при Ин > Ис (что соответствует ПФК > ЛФК)отрицательная эмоция.

Симонов, считая, что главными структурами, позволяющими производить

прогнозирование событий с учетом доминирования в потребностно-мотивационной сфере, являются фронтальный неокортекс, гиппокамп, миндалевидный комплекс и гипоталамус. Достаточно четырех структур для организации поведения по выделению доминирующей потребности с учетом вероятности ее удовлетворения. Симонов полагает, что индивидуальные особенности функционирования этих структур могут лежать в основе типов нервной деятельности, а в случае патологии определяют характер невротических состояний. Так, преобладание системы “гипоталамус — фронтальный неокортекс” характеризует тип сильный экстравертированный, ориентированный на выбор доминирующей потребности и учитывающий осознанно наиболее вероятные события;

преобладание же системы “миндалина — гиппокамп” характерно для слабого

интровертированного типа с симптомами нерешительности и склонностью к переоценке несущественных событий. Преобладание системы “гипоталамус — миндалина” такжехарактерно для интровертов, а “фронтальный неокортекс — гиппокамп” для экстравертов.

Вероятнее всего, у холерика доминирует система “фронтальный неокортекс —

гипоталамус”, что обеспечивает в поведении холерика выбор доминирующей потребности при высокой вероятности ее подкрепления.

У меланхолика, напротив, система “гиппокамп — миндалина” ориентирована на фиксацию субдоминантой потребности при маловероятном ее удовлетворении, отсюда перманентная фрустрация у меланхолика. Что касается средних типов сангвиника и флегматика, то здесь нет ясности.

С одной стороны, результаты ряда экспериментов говорят в пользу преобладания у сангвиников, как и у меланхоликов, системы “гиппокамп — миндалина”, а у флегматиков, как у холериков “фронтальный неокортекс — гипоталамус” (Симонов).

С другой стороны, логические рассуждения приводят к мысли о преобладании у флегматика системы “фронтальный неокортекс — миндалина” с реагированием только на высоковероятные события без особого выбора какой-либо потребности из более или менее равнозначных, а у сангвиника “гиппокамп — гипоталамус”, создающей возможность генерализованных реакций на маловероятные события при выборе доминирующей потребности (Данилова).

При неврозах возникают различные диссоциации в деятельности системы из-за дисфункции отдельных ее компонентов.

Поскольку у человека эмоциональная сфера социализируется, то и возбуждение

нервного аппарата эмоций выступает как система своеобразного внутреннего поощрения и наказания (радость, торжество, стыд и т.д.), значение которого в жизни человека настолько велико, что в ряде случаев через возникающую эмоциональную доминанту определяет его поведение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: