Учёт возрастных особенностей в педагогической деятельности




 

Итак, дети – это люди в возрасте от 0 до 18 лет. Чтобы разобраться, как меняется ребенок за этот долгий период, детство делят на этапы. Мы будем опираться на отечественную классификацию Выгодского.

Возрастные периоды детства:

- младенчество (до 1 года);

- раннее детство (от 1 года до 3 лет);

- дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет

- младший школьный (от 6-7 лет до 10-11 лет);

- подростковый (от 10-11 до 14-15 лет);

- юношеский (от 14-15 до 17-18 лет).

Каждый из этих этапов имеет свои радостные стороны и свои сложности. Кроме того, эти этапы сменят друг друга не плавно, а скачкообразно. Относительно спокойные периоды сменяются бурными, трудными для родителей (они называются «возрастными кризисами»).

Период младенчества (от 0 до 1 года). Жизненно необходимым для ребенка является - непосредственное эмоциональное общение с матерью. Общение является социальной ситуацией развития ребенка. Психологи говорят, что в этом возрасте для ребенка: МАТЬ = МИР. Без этого общения ребенок не только не сможет развиваться, он не сможет выжить. Ребенку первых 2-3 месяцев необходимо кормление, уход и забота со стороны взрослого. Затем этого становится недостаточно. Ему становятся нужны внимание, доброжелательность, совместное взаимодействие. Он хочет быть вместе с другим человеком. Возникают предпосылки к игре. Заканчивается этот период первым кризисом развития. Кризис одного года Связан с прямохождением. Родители замечают, что наряду с радостными моментами от общения с ребенком возникают и отрицательные – обидчивость, капризность малыша и др. Раннее детство (от 1 до 3 лет) Происходит интенсивное развитие речи. 2 У ребенка появляется любознательность, желание активно познавать окружающий мир. У ребенка развивается предметно-манипулятивная деятельность (манипуляции с предметами). Социальной ситуацией развития ребенка является ситуативно-деловое общение в сотрудничестве со взрослым человеком. Взрослый учит, что и как делать, показывает назначения и свойства предметов, но уже это делает не за ребенка, а вместе с ним. Ребенок впитывает информацию как губка. А взрослый является источником информации об окружающем мире. У ребенка появляется образ своего физического «Я», отдельного от других. Особенно тесно образ «Я» у него связан с именем, присущим ему одному.

Кризис 3-х лет. По-другому кризис «Я - сам». Это один из самых сложных возрастных кризисов. Связан он именно с формированием образа «Я» у ребенка, с отделением себя от матери. В возрасте примерно 2,5-3,5 лет ребенок может сильно измениться: появляются капризы, упрямство, истерики, непослушание, негативизм. На любое предложение родителей первая реакция: нет. Любимые слова в лексиконе ребенка: нет, не хочу, не буду, я сам. Этот кризис сравнивают с инфекцией гриппа: приходит неожиданно (утром встали и не узнали своего ребенка) и протекает тяжело. Значение кризиса: ребенок должен понять границы дозволенного (что можно, что нельзя). Если ребенок не осознал границы дозволенного – в будущем это очень проблемный ребенок.

Дошкольный период (от 3 до 6-7 лет). Общение ребенка расширяется – появляются сверстники. Появляется потребность в общении с ними. Ведущей деятельностью ребенка становится сюжетно-ролевая игра. Игра для ребенка – самое больше удовольствие и вместе с тем не только развлечение и отдых, но и очень полезное дело. Ребенок через игру познает мир, человеческие отношения. В игре ребенок учится регулировать свое поведение, учится общаться с другими людьми, в игре осуществляется умственное развитие (развивается речь, мышление, фантазия, воображение). Ребенок-дошкольник как бы живет в двух измерениях: с одной стороны – игра, с другой – действительность. Причем игра воспринимается им как нечто реальное. Поэтому, ребенок должен полноценно реализовать свой основной вид деятельности – игру, т.е. он должен наиграться. Иначе в школе будет трудно (будут одновременно присутствовать и игра, и учеба). Игровая деятельность должна плавно замещаться учебной. В жизни ребенка-дошкольника должны обязательно присутствовать: игры с жесткими правилами (настольные игры – лото, домино;· подвижные игры – прятки, футбол). Через них развивается волевая сфера, что очень важно для школы; конкурентные игры – ребенок учится выигрывать и проигрывать.· 3 Ребенок уже достаточно самостоятелен и независим, он многое знает и умеет, но роль взрослых велика. Продолжает развиваться речь ребенка, и от родителей во многом зависит, каким словарным запасом он будет обладать. Его надо научить читать. С ним надо много рисовать, лепить, мастерить, клеить из бумаги. Ребенку дошкольного возраста нужно внимание. Он постоянно говорит с вами, задает вам вопросы (возраст «почемучек»). Ребенка этого возраста нужно терпеливо учить личной гигиене и опрятности (аккуратно есть, убирать за собой). Если не научить сейчас, позже это сделать будет практически невозможно. В этом возрасте возникает стремление «делать вместе с мамой (папой)» - стирать, готовить, убираться, чинить и т.д. Важно: не отбить у него охоту на будущее что-либо делать. Родители имеют очень высокий авторитет у ребенка. Они как бы являются центром его жизни. Ребенок-дошкольник стремится во всем подражать взрослым. Он повторяет все слова, которые когда-либо слышал, все жесты, которые когда-либо видел. Подражание взрослым происходит в игре. Вот почему воспитатели в детских садах очень много знают о жизни ребенка в семье. Кризис 7-ми лет. Связан с переходом ребенка на новую социальную роль – роль школьника. В организме происходят определенные физиологические изменения. В эмоциональной сфере это проявляется в том, что ребенок может быть капризным, раздражительным, непослушным, плаксивым. Появляются сложности в общении с родителями. Основные проявления кризиса 7 лет состоят в потере ребенком его непосредственности, у него появляется новая для него внутренняя жизнь. Ребенок уже начинает что-то скрывать, стремиться далеко не все свои переживания и размышления делать достоянием других людей. Переход ребенка к учебной деятельности требует от него всех его физических и умственных сил. Трудности при переходе от игры к учебной деятельности возникают у тех детей, которые всем ходом своего предыдущего развития не подготовлены к школьному обучению.

Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет). Ведущей является учебная деятельность, которая предъявляет ребенку высокие требования и коренным образом отличается от предыдущей - игровой деятельности. Основные проблемы возраста:

1. Адаптация к школе. В первые месяцы учебы характерно снижение самооценки и достаточно высокий уровень тревожности. После одного-трех месяцев положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются.

2. Неустойчивая самооценка. Ребенок не может адекватно оценивать себя. Самооценка формируется под влиянием мнения окружающих: говорят, что он хороший – повышается, ругают – понижается. Ребенок верит всему, что ему говорят, особенно учитель. Именно в 1 классе закладывается комплекс неполноценности, неуверенности в себе.

3. Подражание авторитетам. Нормы поведения считываются с окружения. Поэтому важно, чтобы был положительный авторитет. Причем, на первый план выходят не родители, а посторонний человек (чаще всего учитель) – возраст «пошатнувшегося авторитета».

4. Проблема соответствия ожиданиям. Все чего-то ждут от ребенка. Если он не соответствует ожиданиям родителей, появляется определенное разочарование в ребенке, следовательно изменяется отношение к нему. Соответствовать чьим-то ожиданиям – это очень тяжкий груз. Ребенок школьного возраста познает мир уже не так беспечно, как дошкольник. Он начинает размышлять, анализировать, сомневаться, пробует делать выводы. Начинают подвергаться сомнению слова родителей. Но при этом, это еще маленький ребенок. Он очень нуждается в заботе и понимании взрослых. Ему так важно, чтобы рядом был взрослый, к которому можно и прижаться, и подурачиться, и с которым можно спокойно и серьезно поговорить. Для младшего школьника высока потребность в двигательной активности и кислороде: пребывание на свежем воздухе в день 2,5 часа, двигательная активность – 3 км.

Подростковой возраст (от 10-11 до 14-15 лет). Подростковый возраст составляет 5 лет жизни ребенка и является наиболее трудным этапом развития человека. Ведущей деятельностью в этом возрасте является межличностное общение со сверстниками. Самое важное для подростка – как он выглядит в глазах сверстников. Он редко может находиться один, старается быть в группе (появляются группировки в классе и не только). Потребность в уважении – со стороны младших, сверстников, старших. 5 Для подростка значимы любые оценки – прежде всего сверстников, потом уже взрослых (взрослый должен завоевать авторитет в глазах подростка). Подросток не понимает сам себя, что с ним происходит, не находится в согласии с самим собой. Организм подростка сравнивают с организмом беременной женщины. Особенности возраста: Подросток категоричен, импульсивен, все рассматривает только со своейü точки зрения (повышена критика к взрослым); Происходит переоценка ценностей, норм поведения. Стремитсяü попробовать все, особенно, что было запрещено: сбежать с уроков, попробовать табак, вино и т.д.; Максимализм (только черное или белое, третьего не дано). Если неü нравятся какие-то качества в человеке, то отвергает полностью человека, также и принимает полностью, не видя изъянов. Чувство взрослости. Характерен внутренний конфликт: внутреннегоü взросления часто еще нет, и подросток демонстрирует внешние факторы (вызывающий стиль одежды, внешний вид, вызывающее поведение). Чаще всего внешняя поведенческая сторона у подростков – это шелуха. Переменчивость (настроения, самооценки, взглядов). Эмоциональностьü становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11–13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Противоречивость. Чрезмерная самоуверенность и категоричностьü сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом, потребность в нежности с жестокостью. Интересы. С одной стороны взрыв интересов, часто подросток не можетü определиться, что ему интереснее. Интересы не стойкие. С другой стороны – отсутствие интересов (снижается интерес к учебе, следовательно, резко снижается успеваемость). Различия между девочками и мальчиками: для девочек больше характерна повышенная обидчивость, слезы, истерики. Мальчик же лучше нахамит, нагрубит, подерется. Подросток не подлежит перевоспитанию. Как же с ним взаимодействовать? 1. Его нужно понять, к нему нужно приспособиться. 2. Объяснять ему, что с ним происходит. 3. Указывать на положительные моменты, которые в нем есть. 6 Подростки ценят знающих взрослых (родителей, учителей), умеющих интересно объяснять учебный материал и другие явления окружающего, в т.ч. социального мира. Подросток, как никто другой, нуждается в заботе и любви, в тепле и уюте домашнего очага, в стабильности и защите. Он не склонен выражать вслух свои добрые и нежные чувства, но в душе он жаждет принятия и понимания.

Ранний юношеский возраст (от 14-15 до 17-18 лет). Ведущей деятельностью этого возраста становится учебно- профессиональная. Меняется отношение к учебе: становится более-менее понятно, зачем это надо (появляется увлеченность, целеустремленность). Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. Процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Меняются отношения со взрослыми (родителями, учителями) – появляется взаимопонимание. Меняются формы общения – начинает сам формировать свой круг общения, появляется избирательность в общении. В юном возрасте большое значение имеют отношения с противоположным полом. В этот период жизни, когда потребность в любви так сильна, взрослому ребенку очень важно знать, что его кто-то любит, кому-то он нужен такой, какой он есть. В противном случае ребенок в поисках любви может кинуться в водоворот случайных, поверхностных отношений.

Такова краткая характеристика типических особенностей возрастных периодов детства. Но необходимо помнить, что, несмотря на типические характеристики, у каждого ребенка есть свои, сугубо индивидуальные особенности. Личность каждого ребенка уникальна, неповторима и единственна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: