Предпринимательская структура – альянс акторов с одновекторной направленностью личности.




Старший преподаватель, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия

К ВОПРОСУ ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА»

АННОТАЦИЯ

В статье представлены подходы к характеристике понятия «предпринимательская структура».

Ключевые слова: предпринимательская структура, предпринимательство, стратегическая теория фирмы, личностные компоненты предпринимательских структур.

Dmitrieva Svetlana,

Senior lecturer, Saint-Petersburg university of management, technologies and economics, Saint-Petersburg, Russia

THE NOTION OF A CERTAIN "STRUCTURE OF ENTERPRISE"

ABSTRACT

The characteristic of the concept of "enterprise structure".

Keywords: business structure, entrepreneurship, strategic theory of the firm, personality components of entrepreneurial structures.

Современное осмысление понятия «предпринимательская структура» отражается в целом ряде исследований отечественных и зарубежных авторов. Все попытки определения существуют в рамках различных направлений внутри стратегической теории организации. Поэтому, прежде чем дефинировать понятие «предпринимательская структура» (ПС), необходимо рассмотреть основные тенденции развития стратегической теории фирмы.

В.Л. Тамбовцев указывает, что с момента публикации статьи Р. Рамелта «К стратегической теории фирмы» (Rumelt, 1984), по настоящий момент, СТФ прошла определенный путь эволюционного развития [3].

Он же предлагает классификацию концепций стратегической теории организации, выделяя следующие подходы:

1. Трансакционный;

2. Ресурсный;

3. Подход, основанный на знаниях (ПОЗ);

4. Концепция динамических способностей (ДС);

5. Предпринимательская теория фирмы;

6. Процессный подход, основанный на поведенческой теории фирмы.

Целью написания данной статьи является дефиниция понятия «предпринимательская структура» в рамках нашей работы над исследованием, которое посвящено изучению управления влиянием личностных компонентов на инновационную направленность и эффективность предпринимательских структур в процессе формирования их конкурентных преимуществ.

Внутри транзакционного (контрактного)подхода невозможно говорить о предпринимательской структуре, в связи с тем, что фирма понимается в нем, как совокупность контрактов с функцией нивелирования транзакционных издержек. По общей логике, у контрактов не может быть «предпринимательства» или «структуры».

В рамках ресурсного подхода так же невозможно дефинировать данное понятие, в связи со взглядом на фирму, как на «пучок ресурсов», обеспечивающий конкурентные преимущества. «Хаотичный пучок ресурсов» не имеет структуры.

Подход основанный на знаниях (ПОЗ) предлагает нам взглянуть на фирму, как на комбинацию явных (кодируемых) и надыиндивидуальных (некодируемых) знаний, где знание является скелетом для формирования групповой идентичности. В рамках данного подхода вводится понятие «рутина» организации, как своеобразный «контейнер памяти» знаний.

Общеизвестным ограничением данного подхода является отсутствие у фирмы системного эмерджентного свойства – «быть отдельным субъектом», что делает саму идею существования «рутин» противоречивой и некорректной.

В связи с этим, нам представляется более логичным в рамках данного подхода смотреть на ПС через «комбинацию», а не «систему», что позволяет снять подобное противоречие.

Основываясь на вышесказанном, предпринимательскую структуру внутри данного подхода можно рассмотреть, как комбинацию явных и некодируемых (надыиндивидуальных) знаний, контейнируемых внутри всей системы стейкхолдеров, задействованных при формировании рутин и конкурентных преимуществ.

Концепция динамических способностей (ДС) организации можно назвать апогеем развития ПОЗ. Главной идеей похода является то, что организация обладает особого вида способностями, которые делают ее чувствительной к внешним воздействиям, что существенно влияет на адаптацию к условиям окружающей среды, обеспечивая конкурентные преимущества.

Внутри данной парадигмы концентрируется множество определений понятия «предпринимательская структура». Все они базируются на базовом механизме динамического взаимодействия со средой.

Л.Е. Ткачева строит свое определение на важном параметре данного взаимодействия, - «поиске оптимальной формы соответствия рыночным требованиям в конкретный момент развития рынка» [2].

Р.В. Кочубей делает акцент на «удовлетворении комплекса потребностей собственников и сотрудников путем взаимодействия с внешней средой, основанного на взаимосвязи процесса развития с созданием новой комбинации факторов производства, новых продуктов, рынков, технологий"[1].

Предпринимательская теория фирмы является одним из наиболее логически и теоретически обоснованных подходов внутри СТФ. Фирма, регулярно функционирующая в агрессивной конкурентно-направленной среде, является инструментом извлечения прибыли и немыслима без предпринимательской функции.

Внутри данного подхода предпринимательскую структуру можно определить как реализованную форму бизнес-идей конкретных стейкхоллдеров, существующую в рамках процесса извлечения прибыли.

Таким образом, проанализировав все подходы в контексте диффинирования термина «предпринимательская структура», мы можем сделать вывод о четкой привязанности к пониманию термина «фирма» внутри конкретной парадигмы СТФ.

Ни один из «статичных» подходов, по нашему мнению, не может являться универсальной базой, на которой можно построить четкое определение интересующего нас понятия.

В контексте обобщения выше представленного материала нам бы хотелось дать свое определение термину «предпринимательская структура».

Предпринимательская структура – альянс акторов с одновекторной направленностью личности.

Наиболее разумным для подобной дифиниции нам представляется процессный подход СТФ, в рамках которого можно говорить о действиях и взаимодействиях самих личностей.

Таким образом, личностный компонент является базовым при дефиниции понятия «предпринимательская структура».

 

 

Список литературы:

1. Кочубей Р.В. – Содержание понятия «Предпринимательская структура»// Маркетинг іменеджмент інновацій, - 2012. - №1. - С. 64-68

2. Тамбовцев В.Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и развитие // Российский журнал менеджмента. 2010. №1. С.5-10

3. Ткачева Л.Е. Основы процессов управления предпринимательскими структурами / Л.Е. Ткачева. – М.: ИНФРА, 2010. – 230 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: