Проблемы регулирования туроператорской и турагентской деятельности на основании ФЗ «Об основах туристской деятельности».




Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» в ст.1 закрепляет в качестве основного понятия «туристическую деятельность», определяя ее как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий. При этом под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, а под турагентской — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта. Реализация туристского продукта — это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. Таким образом, квалификация деятельности в качестве туристской может происходить только через призму туристского продукта.[11]

Кроме того, что туристская деятельность — это в том числе и иная деятельность по организации путешествий, она также рассматривается как совокупность организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, то вполне логичен следующий вывод. Иной деятельностью по организации путешествий является деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, оказывающего по договору с лицом, которое вправе осуществлять туристскую деятельность, туристу (туристам) отдельные услуги, входящие в туристский продукт, а также оказывающего отдельные или комплексные услуги, дополнительные к туристскому продукту, когда эти дополнительные услуги являются субъективной целью путешествия.

Таким образом, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» определяет перечень в комплексе, формирующих путешествие, так и иных, входящих в него услуг. С другой стороны, положения норм названного закона определяют туристского продукта довольно размыто
и возникает вопрос относятся ли данные услуги к туристскими и если да, то по какому признаку?

 

 

Вероятнее всего, при квалификации туристской услуги не следует руководствоваться лишь тем, что туристическая деятельность предполагает лишь деятельность по организации путешествий, поскольку в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности» не представлено исчерпывающего перечня деятельности по организации путешествий.

 

В настоящее время изучаемые отношения регулирует Гражданский Кодекс РФ, называя договор в сфере туристских услуг, договоров возмездного оказания услуг. В части 2 ст. 779 ГК РФ указывает что правила установленные для договора возмездного оказания услуг применяются к договорам оказания услуг медицинских, аудиторских, информационных, услуг по туристическому обслуживанию и иных, такого перечня в общем списке услуг явно не достаточно для нормативного закрепления столь распространенных отношений в туристской сфере.[12]

 

Для решения вышеупомянутых проблем представляется необходимым внесение дополнений в ФЗ «Об основах туристской деятельности», учитывающие некоторые особенности, например особенности расторжения договора по внешним причинам, например угроза жизнедеятельности и здоровья человека, устанавливающих право туриста, в случае наличия сведений, полученный из указанным законом источников, о возможном возникновении в месте пребывания туриста ситуации или условий, представляющих угрозу здоровью или жизни, отказаться от исполнения договора об оказании туристских услуг без оплаты исполнителю понесенным их расходов, а также право исполнителя отказаться исполнения обязательств при указанных обстоятельствах при условии возмещения туристу фактически понесенных им расходов.

 

Существенная доля проблем и конфликтных ситуаций в туризме связана недоинформированием потребителей, а также оказание некачественного и неполного перечня отдельных услуг, но еще более пристальное внимание необходимо уделить договорным отношениям, складывающимся между различными субъектами туристского рынка.

 

Первое правовое противоречие связано с введением в редакции 207 года Закона «Об основах туристской деятельности» такой формы как договор о реализации туристического продукта. Данная проблема может быть обусловлена отсутствием в тексе ГК РФ такой формы как договор о реализации туристского продукта и более того многие положения Гражданского Кодекса делают невозможным использование такого договора в практике работы турфирм и туристов.

[13]

Проводя анализ действующего законодательства сфере туризма, возникают определенные пробелы, которые связаны с несовершенной нормативно правовой базы изучаемый правоотношений. Среди основных можно выделить наиболее часто встречающиеся:

 

1.Осутствие специальных норм в гражданском законодательстве. В ГК нет раздела, посвящённому туристским договорам, в соответствии с установленной ГК формой. При этом указано, что любые правоотношения меду субъектами туристского рынка регламентируются отдельными видами соглашений, которые, как ни странно, часто противоречат федеральному закону в целом и содержанию договора о реализации турпродукта, в частности.

 

2.Следующая острая проблема заключена в том, что туроператор чаще всего закупает услуги у различных поставщиков, заключая с каждым при этом отдельный договор, в соответствии установленной ГК РФ формой. Комплектуя турпакет, туроператор заключает агентский договор для последующей реализации туристу, что и делает турагент по договору о реализации турпродукта, следовательно, возникает правовое противоречие, при котором участники рынка несут ответственность по поставленным договорам, не отвечая при этом обязательствам главного договора о реализации турпродукта.

 

3.Формально туроператор вправе уступить свое право туристу по получение потребление отдельных услуг, что уже моно назвать «реализацией турпродукта». В такой ситуации становится не понятно — как применять Закон «О защите прав потребителей», так как фактически уступку права на услуги или реализацию турпродукта как таково нельзя оценить параметрами «качественно» или «некачественно». В связи с этим возникает прямая ответственность за качество предоставляемых услуг у поставщиков услуг, а не туроператоров, что тоже вызывает определенную сложность при спорных исковых отношениях.

 

4. На практике туроператор допускает ситуацию, при которой между туристом и поставщиком услуг возникает два посредника — туроператор и турагент, так как турист может обратиться за приобретением турпродукта или отдельных услуг к самому туроператору, минуя турагента. Турист, играя роль турорганизатора, может приобрести непосредственно у поставщиков туристические услуги, организовать из них турпакет и отправиться в путешествие. ГК РФ содержит лишь некоторые нормы, регулирующие такие отношения, а ФЗ «Об основах туристской деятельности» не имеет аналогичных норм.

 

5.Туроператор не вступает с туристами в граданско-правовые отношения с туристом, хотя свое имя может оставить в договоре оказания туристских услуг, заключаемый чаще всего меду туристом и турагентом. Согласно действующему законодательству РФ туроператор не должен нести ответственность за поставщиков услуг или нести ее в рамках определенных обязательствах прописанных в договоре, а не в пределах агентского договора или договора о реализации турпродукта. Федеральный закон устанавливает ответственность туроператора перед туристами в полном объеме. [14]

 

Таким образом, необходимо совершенствовать законодательство о туристской деятельности в Российской Федерации, определить четкое определение понятийного аппарата и его понимания в различных нормативно правовых документах. Необходимо грамотно сформулировать определение договора и обеспечить единую практику его применения на всей территории РФ, а также закрепить субъектный состав договорных отношений, то есть перечень сторон причастных к общественным отношениям в сфере туризма.

 

 

Заключение.

Таким образом, можно подвести итоги, что на данный момент происходит значительные процессы по совершенствованию регулирования законодательства в отношении туристской индустрии.

 

На сегодняшний день, Комитетом Государственной Думы по культуре и туризму готовится проект нового Федерального закона «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации». Наряду с принятием данного закона ждут своего разрешения на федеральном и региональном уровне не менее важные вопросы государственной политики: включение туризма как самостоятельной отрасли в долгосрочные социально-экономические программы; унификация понятий в сфере туризма, в рамках государств России и СНГ, России и ЕС и т.д.

 

Проведенное исследование проблем правового регулирования туристической деятельности как вида предпринимательской деятельности позволяет сделать следующие главные выводы и предложения:

 

· По договору оказания услуг по туристскому обслуживанию исполнитель обязуется оказать заказчику комплексную туристическую услугу, организованную исполнителем заранее либо по индивидуальному заданию Заказчика, а Заказчик обязуется указанную услугу оплатить.

 

· Исполнителем по договору туристического обслуживания, является турагент, который заключил договор оказания услуг по туристскому обслуживанию или от имени которого заключен такой договор, независимо от того, предоставляются услуги по туристскому обслуживанию (или часть их) туроператором либо третьим лицом - субъектом туристической индустрии.

 

· Заказчиком является потребитель (турист), а также иное лицо, заказывающее услуги по туристскому обслуживанию с целью последующей передачи прав на их использование потребителю (туристу).

 

· Договором может быть предусмотрена возможность возложения исполнения туроператором части или всех своих обязательств по договору оказания услуг по туристскому обслуживанию на третьих лиц - субъектов туристической индустрии. Возложение туроператором исполнения обязательств на третьих лиц не освобождает туроператора от ответственности перед туристом за оказание всех услуг, входящих в комплексную туристическую услугу.

 

В силу своей возросшей социальной и экономической значимости туристическую деятельность следует, включить в Общероссийский классификатор как отдельную отрасль экономической деятельности.

 

Развитие туризма в России невозможно без совершенствования законодательства в этой сфере. Конкретные предложения по изменению и дополнению нормативных правовых актов, регулирующих туристическую деятельность, требуют глубокой проработки.

 

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями (ред. от 03.05.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1996 г. - N 43.

 

2. Бгатов А.П. Безопасность в туризме: Учебное пособие. - М.: Форум, 2012. - 176 с.

 

3. ГОСТ Р 50644-2009 "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов"- М.: ФГУП "Стандартинформ", 2009. – 12 с.

 

4. ГОСТ Р 51185-2008 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. - М.: ФГУП "Стандартинформ", 2007. – 11 с.

 

5. Дехтярь Г.М. Стандартизация и сертификация в туризме: учеб. пособие. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ФиС: ИНФРА-М, 2009. - 368 с.

 

6. Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма: учеб.-метод. пособие. - М.: ФиС: ИНФРА-М, 2009. - 304 с

 

7. Закон РФ N 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (действующая редакция от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1992 г. - N 56.

 

8. Индустрия туризма. Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма / Сост. Г.М. Дехтярь. - М.: ФиС: ИНФРА-М, 2011. - 416 с.

 

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. принята 17 ноября 2008 г.

 

10. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. Пособие. - М.: Дело, 2011.- 944 с.

 

11. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Туристский бизнес: Словарь-справочник. — М.: Форум, 2012. - 384 с.,

 

12. О прогнозировании и программа

х социально-экономического развития Российской Федерации. с изменениями от 9 июля 1999 г.

 

13. Писаревский Е.Л. Актуальные вопросы государственного регулирования туризма в Российской Федерации» // Материалы IV международной научно-практической конференции «Туризм и рекреация». Фундаментальные и прикладные исследования. МГУ имени М.В.Ломоносова 28 апреля 2009.

 

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.1998 г. N 83 "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов".

 

15. Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 г. N 452.

 

16. Резник Г.А., Маскаева А.И., Пономаренко Ю.С. Сервисная деятельность: Учебник. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 202 с.

 

17. Сервис и туризм: словарь-справочник / Под ред. Ю.П. Свириденко, О.Я. Гойхман. - М.: Альфа-М, 2010. - 432 с.,

 

18. Советов В.М., Артюшенко В.М. Основы функционирования систем сервиса: учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 624 с.

 

19. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 304 с.

 

20. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: base.garant.ru/136248/2/

 

21. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: base.garant.ru/55171986/

 

22. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: fcp.economy.gov.ru/uploaded/361/conception_15Oct10_13-27-56.

 

23. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://reestr.russiatourism.ru/

 

24. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://reestr.russiatourism.ru/content/8/section/81/

25. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.aup.ru/books/m204/4_3.htm

26. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/practice/manag_decision_tourism.shtml.

27. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.ozpp.ru/zknd/turi/turi_3781.html

28. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140728/

 


[1] Федеральный закон от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями (ред. от 03.05.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1996 г. - N 43.

[2] Бгатов А.П. Безопасность в туризме: Учебное пособие. - М.: Форум, 2012. - 176 с.

 

[4] ГОСТ Р 51185-2008 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. - М.: ФГУП "Стандартинформ", 2007. – 11 с.

[5] ГОСТ Р 50644-2009 "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов"- М.: ФГУП "Стандартинформ", 2009. – 12 с.

[6] Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма: учеб.-метод. пособие. - М.: ФиС: ИНФРА-М, 2009. - 304 с

[7] Закон РФ N 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (действующая редакция от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1992 г. - N 56.

[8] Индустрия туризма. Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма / Сост. Г.М. Дехтярь. - М.: ФиС: ИНФРА-М, 2011. - 416 с.

[9] [Электронный ресурс]/ Режим доступа: fcp.economy.gov.ru/uploaded/361/conception_15Oct10_13-27-56.

 

[10] Индустрия туризма. Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма / Сост. Г.М. Дехтярь. - М.: ФиС: ИНФРА-М, 2011. - 416 с.

[11] [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://reestr.russiatourism.ru/content/8/section/81/

[12] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. принята 17 ноября 2008 г.

[13] [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.ozpp.ru/zknd/turi/turi_3781.html

[14] [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.aup.ru/books/m204/4_3.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: