Символический интеракционизм: теоретические истоки и эпистемологический потенциал. Ч.Кули, Дж. Мид.




Эпистемология (от греч. episteme - "знание" и logos - "учение") часто интерпретируется как знание оснований эмпирически наблюдаемого. Поэтому эпистемологию интересуют не все познавательные проблемы; в отличие от гносеологии, нацеленной на изучение познавательного процесса в целом, эпистемология устремлена к выявлению оснований знаний о реальности и условий истинности. Можно сказать, что она есть строгая гносеология, препарирующая познавательный процесс с точки зрения получения реального истинного знания. На эпистемологию возлагаются обязанности открывать с помощью логического анализа фундаментальные принципы научного познания.

Символический интеракционизм - направление, обратившееся к целостному человеческому «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. Суть в том, что поведение человека рассматривается в социально-ориентированной позиции как внешнее проявление внутреннего мира в практической жизни. Жизнь- это повседневное взаимодействие. Они считают, что личность и общество(«другие»)- это продукт коммуникации, ролевого взаимодействия (интеракция) между людьми. Общество- это сумма межличностных взаимодействий «Я» и «Ты», «Я» и «другие».

Личность воспринимает себя как таковую не прямо и непосредственно, а косвенно через точки зрения других индивидов, как правило схожей социальной группы. Эта группа формирует из себя индивидов. Основы символического интеракционизма концентрировались в Чикагской школе социологии. Представители этого напрвления в социологии- Это Ч. Кули, В. Джеймс, Дж.Г.Мид, М. Кун,Г. Блумер, Дж. Хоманс А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс.

Теория зеркального «Я» - согласно ей человек общается с различными первичными и вторичными группами и его представления о себе отражают представления о том, что думают про него другие.

Функционалисты и конфликтологи уделяют основное внимание «макроструктурам» общества, а представителей символического интеракционизма, как правило, больше интересуют «микроаспекты» социальной жизни. Символические интеракционисты изучали социальное взаимодействие индивидов и задавались вопросом, как им удается согласовывать свои действия.

Символический интеракционизм в своих теоретических построениях делает главный акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

По мнению самих американских социологов, символический интеракционизм стремится к описанию человеческих взаимодействий и общества с позиций приспособления и отказа от приспособления друг к другу игроков в игре. Поскольку игры имеют правила, символические интеракционисты предпочитают фокусировать внимание на том, как игроки в зависимости от хода взаимодействия создают, поддерживают и осознают правила игры.

Создателем теории символического интеракционизма является американский ученый Джордж Герберт Мид (1863—1931). Сам Мид считал свою социальную психологию бихевиористской на том основании, что она начинается с наблюдения реального протекания социальных процессов. Но когда дело касалось исследования внутренних фаз реального поведения или деятельности, его теория не была бихевиористской. Наоборот, утверждал американский ученый, она непосредственно связана с исследованием этих процессов «внутри» поведения как целого. Стремясь определить, как сознание рождается в поведении, эта теория идет, так сказать, от внешнего к внутреннему, а не от внутреннего к внешнему.

Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий) и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. При этом особое значение придается языковой символике. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

Мид рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. В процессе ролевого исполнения происходит интериоризация связанных с ролью значений. Необходимое во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает, согласно Миду, превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого Я. Сознательная регуляция поведения описывается как непрерывное соотнесение представления о своей роли с представлением о самом себе, со своим Я. Я как то, что может быть объектом для самого себя, является, в сущности, социальным образованием и возникает в ходе реализации социального опыта.

Представители символического интеракционизма подчеркивают, что люди — социальные существа. Однако в отличие от муравьев, пчел, термитов и других насекомых, ведущих общественный образ жизни, мы практически не обладаем врожденными моделями поведения, которые связывали бы нас друг с другом. Если у нас по существу отсутствуют заложенные природой механизмы социального поведения, то как может возникнуть общество? Представители символического интеракционизма находят ответ в способности людей общаться посредством символов.

Следуя традиции Дж.Г.Мида, представители символического интеракционизма утверждают, что мы совершаем действия, сообразуясь с значением, которое в них вкладываем. Значение не есть нечто, изначально присущее вещам, это свойство, которое проистекает из взаимодействия людей в их повседневной жизни (Блумер). Другими словами, социальная реальность создается людьми, когда они действуют в этом мире и интерпретируют происходящие в нем события.

Дж. Мид говорит о том, что людям изначально не даны разум и сознание. Их возникновение, а также формирование социального мира индивида является результатом процессов социальных взаимодействий, в которых решающую роль играет «социальное окружение».Таким образом, все содержание социальных процессов сводится к взаимодействию индивидов в группе и обществе.К символам Мид относит жест и язык. В любой культуре с ними всегда связаны какие-либо значения. Этими значениями являются так называемые практические последствия, то есть те реакции, которые вызывают данные символы. Жест, будучи начальным незавершенным элементом социального акта, вызывающий преимущественно инстинктивную реакцию, обычно не имеет закрепленного значения. Язык более зрелая форма коммуникации, позволяющая передавать несоизмеримо большую, как в плане объема, так и в плане содержания информацию, которая может оказывать одинаковое воздействие на разных индивидов. Символы дают возможность человеку отделить себя от мира физических вещей, позволяя оперирование предметами без непосредственного контакта с ними. Мыслительные операции, представляя собой действие с идеальными объектами, предшествуют любой практике. Существование языка позволяет нам абстрагироваться, выбирать. Таким образом, процесс интерпретации является движущей силой социальной эволюции.

В процессе символического взаимодействия, представляющем собой передачу социально значимой информации, происходит познание индивида множества значений и ценностей, которыми обладают подобные ему.Это приводит к так называемому переманиванию ролей, то есть копированию действий социального партнера. По мнению Мида, человеческие действия изначально носят социальный характер, а их объяснения возможны лишь в терминах организованного поведения общественных групп. Этот тезис лежит в основании концепции межиндивидуального взаимодействия, утверждая, что общение людей и установки на объекты (на других и на себя) и поддерживаются определенной совокупностью социальных фактов. То как индивид воспринимают окружающую социальную действительность обусловлено его опытом общения с другими, особенно способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующими силами. Поведение индивида в группе является и результатом принятия данным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой «обобщенного другого»

Процесс принятия ролей других людей особенно отчетливо проявляется в ходе формирования человеческого «я», происхождение и структура которого отражает единство и структуру социального процесса. По Миду, наша «самость» включает в себя 2 компонента или фазы:

1. Мое (меня) –то есть видение себя глазами других людей, общество, возникающее на основе способности символа вызывать во мне ту же реакцию, что и в других людях.

2. «Я»- то есть восприятие себя самим собой, источник творчества, оригинальности и непосредственности.

Между 2мя этими частями происходит непрерывное «внутреннее общение», порождающее все новые и новые интерпретации и создающее канал, через который проходят все модели взаимодействия и все «внешнее общение». Общение с другими протекает в определенных формах, а многообразное поведение осуществляется в рамках определенного набора шаблонов, «ролей», которые индивид играет в обществе. Следовательно, утверждая, что поведение человека обусловлено структурой его лично, его социальной ролью и восприятием установки обобщенного другого, мы утверждаем, что поведение человека обусловлено социально.

Чарльз Кули. Кули Чарльз Хортон (17.08.1864, Мичиган, - 08.05.1929, Мичиган)- американский социолог и социальный психолог. Основоположник теории малых групп концепции «Зеркального Я». Интересовался проблемами социализации. Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго - иллюзия. Действия индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.

Экспериментально можно показать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Как неоднократно было показано, "Я - каким – меня – видят - другие" и "Я – каким – я – сам – себя - вижу" весьма сходны по своему содержанию. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я. В 1912 году Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления Индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я - концепцию.

В сущности, в этом и проявляется предельно обостренное чувство Я. Человек, который находится перед лицом любой аудитории или которому приходится взаимодействовать с другими людьми, может обнаруживать различные признаки волнения, нервного напряжения, растерянности и т.п. Но эти эмоции в большей степени связаны с тем, "что они обо мне подумают", чем с реальной задачей взаимодействия. Такая концентрация на том, как тебя оценивают, может иметь весьма серьезные последствия в деятельности учителей, актеров, журналистов и т.п.

«Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Такая группам характеризующаяся непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я - концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

В рамках символического интеракционизма выделялось несколько течений, акцентирующих внимание на различных аспектах теории Мида. Чикагская школа (школа университета Чикаго) сосредотачивается на анализе самих процессов взаимодействия и интерпретации, пытаясь найти пути, которыми раскрываются и изменяются значения. Школа университета Айовы разрабатывала инструментарий и прикладные аспекты символического интеракционизма, такие как измерительные процедуры, шкалы оценок и тп. Ее лидер Манфред Кун настаивал на том, что человеческое «я» - стабильно.

Ролевая теория рассматривает связь «внутреннего общения» с представлением себя в структуре ролей. Выделяются 3 вида ролей: 1) Подражание - как результат примеривания на себя чужих соц позиций и ожиданий (экспектаций). 2) Исполнение - как следствие взаимодействия соц «я» и ролевых ожиданий. 3) Выбор - как результат рассмотрения себя с позиции значимого другого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: