Классификация наук по Аристотелю.




Философия.

В «Увещеваниях» к правителю Кипра Темисону Аристотель прославляет философию: «… Всякое содержательное отрицание философии уже в некотором роде философство. Философия трудна, она имеет дело со

всеобщим и неизменным и не нисходит до частностей. Однако она не

__________________________________________________________________________

1 Чанышев А.И. Аристотель – с.10

бесполезна, ибо, открывая идеалы, дает образцы общественной и частной жизни».1 Называл философию мудростью и теологической теоретической философией, т.е.теологией. Под теологией подразумевается не религиозное учение о сверхъестественном, а философия размышления о боге. Моральный образец – бог или совершеннейший философ «мыслящее себя мышление». Теология – наука о недвижимых, нематериальных и вечных сущностях.

Первая сущность – «сущность вечная, неподвижная и отдельная от

чувственных вещей».2

Философия по Аристотелю – такое знание, которое «скорее всего мог бы

обладать бог, и точно также божественной была бы всякая наука о божественном».3 Философия – знания ради понимания, а не выгоды и пользы. Философия не нужна для обыденной практической жизни «все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной».4 Философы – люди, способные удивляться тому, на что другие не обращают внимания, задумываются на тем, что другим кажется ясным в силу привычки «и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать».5

В философии различал:

- теоретическую часть – учение о бытии, его частях, причинах и началах

- практическую – о человеческой деятельности

- поэтическую – о творчестве.

Философия в понятии Аристотеля не была наукой. Но все же признавал, что «Философия… есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. … ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а … отделяя… какую – то часть его, исследует то, что присуще этой части».6 Наука и философия поднимаются над обыденным представлением о мире и побуждают к открытию причин, начал и элементов. Он впервые произвел разделение на специальные науки и самостоятельную философию. Он отделял философию от искусства и мифологии, но сближал с физикой и математикой. Он объединял математику, физику и философию в группу теоретических знаний.

Предмет науки – общее, постигаемое умом. Но общее существует только в чувственном воспринимаемом единичном и познается через него: условие познания общего – индуктивное обобщение, а оно не возможно без чувственного восприятия. «…всякое знание, основанное на рассуждениях… имеет своим предметом, - говориться в «Метафизике», - более или менее точно определенные причины и начала», «наука связана с доказательством».7

«всякая наука исследует то, что существует всегда или большей частью, между тем случайное не принадлежит ни тому, ни другому».8 В учении о

____________________________________________________________________________

1 Чанышев А.И. Аристотель – с.16

2 Чанышев А.И. Аристотель – с.66

3 Чанышев А.И. Аристотель – с.28

4 Чанышев А.И. Аристотель – с.29

5 Чанышев А.И. Аристотель – с.30

6 Чанышев А.И. Аристотель – с38

7 Чанышев А.И. Аристотель – с.20

8 Чанышев А.И. Аристотель – с.23

познании отмечал знание достоверное (аподейктика) от вероятного, относящегося к области «мнения» (диалектика). Однако через язык оба эти

вида связаны между собой.

Опыт, по Аристотелю, не есть последняя инстанция в проверке «мнения», и высшие посылки науки усматриваются в качестве «истины» не чувствами, а умом.

Последняя цель науки – определение предмета, а его условие – соединение дедукции с индукцией, т.к. нет такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий и следовательно различные понятия не

могут быть обобщены в общем роде, и следуя из этого, Аристотель указал категории, т.е. высшие роды, которым сводятся остальные роды истинного сущего.

Выделял виды знания:

- об умозрительном. Умозрительно – то, что существует объективно независимо от субъективного.

- о деятельности

- о творчестве

Отличие деятельности от творчества в их древнегреческих корнях: деятельность – «практикос» - «пратейн» - «делать» в значении «поступать»

творчество – «пойэтикос» - «пойейн» - «делать» в значении «производить».

Критерий истины нельзя познать практикой, только теоретический вид

знания подлинно научен. Теоретический вид знаний – знания субъекта не о своей деятельности, а объективно сущем, поэтому здесь нельзя спутать познаваемое и познающее, и это есть знание умосозерцательное и познающее вечные и неизменные причины, то, что существует с необходимостью и не возникает и не уничтожается. Такое знание по Аристотелю может быть

исчерпывающим и законченным, и поэтому, мышление скорее похоже на покой и остановку, нежели на движение, а его результат – «постижение, непоколебимое никаким доводом».1

И в связи с этим предлагает новую классификацию наук, которая резко отличается от существующей уже классификации Платона. (см.Приложение 1, с.15). Логика не входит в квалификацию, т.к. является вступлением ко всем наукам, их методологией

Формальная логика тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, т.к. в логических формах Аристотель видел вместе с тем формы бытия.

В учении о познании отмечал знание достоверное (аподейктика) от вероятного, относящегося к области «мнения» (диалектика). Однако через язык оба эти вида связаны между собой.

В философии Аристотель не формулировал явно основных вопросов философии, он выражал их через ряд вопросов:

- существуют ли сущности кроме тех, которые даны нам в нашем чувственном восприятии

- достаточно ли одной материи для того, чтобы все существующее могло существовать

____________________________________________________________________________

1 Чанышев А.И. Аристотель – с.27

Определяет предмет философии: заняться началами доказательства – сущее

как таковое и предельные начала и причины всего существующего. И исходя из этого развивает учение о противоположностях и анализирует различие и его виды.

Определяет противоположность как наибольшее или «законченное различие»: «так как различающиеся между собой вещи могут различаться в большей и в меньшей степени, то имеется и некоторое небольшое различие, и его я называю противоположностью».1

Формулирует основной закон (принцип) бытия и мышления, который

определяет его логику, учение о бытии, анталогию – «начало для всех других аксиом»: «невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не

было присуще одному и тому же в одном и том же отношении».2

Формулировкой данного принципа Аристотель критикует Гераклита, учение которого признает «что все существует и не существует», признает все истинным и утверждает, что «морская вода и чистейшая и грязнейшая», а «прекраснейшая из обезьян безобразна».3

Аристотелевское сущее бытие настолько различно внутри себя, что включает в себя и свою противоположность – не – сущее, небытие, в качестве подчиненного сущему.

Не – сущее отдельно не существует, оно как бы тень сущего и не является первичной по отношению к сущему.

Сущее – это и сутьвещи, и некоторое определенное нечто, и истина, и качество, и количество, и место, и время, и возможное, и действительное.

Сущее упорядоченно сущностью. Учение о сущности – центр «первой философии». Сущность (oysia) – главная и основная причина сущего, первое в сущем – предмет поиска в философии как теоретической науке о первых причинах и высших началах. Аристотель считает сущностью субстрат. Субстрат – всегда логичный субъект в суждении; носитель всех свойств, качеств и т.д. Материя – один из видов субстрата.

Аристотель признавал 4 причины:

- материю, или пассивную возможность становления

- форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность

- начало движения

- цель

Он рассматривал всю природу в виде последовательного перехода от «материи» к «форме» и обратно. Источник всякого движения – бог – «неподвижный перводвигатель».

Материя по Аристотелю – один из видов субстрата, пассивный, сырой, который сам по себе ничего из себя произвести не может: «то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но

____________________________________________________________________________

1 Чанышев А.И. Аристотель – с.36

2 Чанышев А.И. Аристотель – с.36

3 Чанышев А.И. Аристотель – с.37

изменяется в своих проявлениях».1 Материя – безразличный носитель противоположностей и следовательно, «Материя, есть сущность, … при всех противоположных друг другу изменениях имеется их субстрат».2 «…материя должна быть и у чего – то не воспринимаемого чувствами», «… если материя не сущность, то от нас ускользает, что бы ещё могло быть ею: ведь когда мы отнимаем все остальное, ничего другого, очевидно не остается…».3 Материя – одна из искомых форм первоначал сущего.

Качество сущности – вид и род (общее), но подлинные сущности –

единичные индивиды.

Начала и причины должны быть вне вещей «начало которых они есть».4

«Для указания сути вещи более подходит род, чем видовые отличия».5

Сущность

единичное общее (род)

В этом разделении проявляются колебания между двумя критериями сущности, и они привели к тому, что преодолевая платонизм Аристотель не смог заполнить брешь между отдельным и общим. Это была брешь между индивидом и видом, ближайшим к индивиду: отдельно существует лишь индивид («первая сущность»), но он не может быть определен через род и видовое отличие; другого определения нет, а сущность должна иметь определения.

Математика.

«некоторые отрасли имеют дело с объектами неподвижными, но такими, которые не существуют отдельно, а даются в материи».6

Основной вопрос математики – вопрос о природе числа.

Физика.

Физика изучает подвижное, в отличии от математики, и не обособленное от материи. Физические сущности не могут существовать без материи, например курносость – без носа. С другой стороны физические сущности существуют самостоятельно. Аристотель ставил физику на второе место после философии и называл – «второй философией».

Предмет физики – природа.

Аристотель отмечал, что о природе говориться в шести значениях:

- возникновение рождающихся вещей

- основное в составе вещей, из чего вещь рождается

- источник первого движения каждой из природных вещей

- основной материал, из которого или состоит или возникает какая – либо из вещей, т.е. материя

- форма

- сущность

___________________________________________________________________________

1 Чанышев А.И. Аристотель – с.41

2 Чанышев А.И. Аристотель – с.44

3 Чанышев А.И. Аристотель – с.45

4 Чанышев А.И. Аристотель – с.59

5 Чанышев А.И. Аристотель – с.59

6 Чанышев А.И. Аристотель – с.90

«природой в первом и основном смысле является сущность – а именно сущность вещей, имеющих начало движения в самих себе, как таковых…», «природа двояка: с одной стороны, как материя, с другой – форма»1 , но позже Аристотель склоняется к идеализму: «скорее форма является природой, чем материя».2

Биология.

Аристотель был основателем биологии как науки. Организовал в своей школе изучение живой природы. В вопросах происхождения жизни

Придерживался теории самопроизвольного зарождения: рыба, черви ит.д. могут возникать из морского ила и гниющего вещества. Остальные же животные из семени животного одного с ним вида.

Аристотель был отцом зоологии. В центре внимания вид, а не особь и не род, т.к. исходя из его философии реально существует только вид, отдельные особи менее реальны, отличия особей – привходящие отличия, имеющие начало в материи и случае, а род и вовсе не существует отдельно.

Ему принадлежит первая в истории науке классификация и систематизация животных.

Классификация животных 3

 

 

с кровью без крови зоофиты

(позвоночные) (безпозвоночные)

 

живородящие яйцеродящие яйцеродящие головоногие ракообразные медузы

четвероногие четвероногие двуногие антинии

с волосами (безногие) с перьями малюски насекомые морск.

(млекопитающие) со щитками на летающие звезды

коже (рептилии) (птицы)

 

живородящие яйцеродящие

безногие (живородящие)

живут в воде безногие

дышат легкими с чешуей или

(киты) гладкой кожей

живут в воде

дышат жабрами

(рыбы)

 

С его именем связывают открытие конкретных биологических факторов и законов, например, жевательный аппарат морского ежа носит название Аристотелева фонаря. Он различил орган и его функции. Ввел принцип аналогии – учения о частях организма, разнородных по форме, но соответствующих по назначению.

Психология.

___________________________________________________________________________

1 Чанышев А.И. Аристотель – с.93

2 Чанышев А.И. Аристотель – с.93

3 Чанышев А.И. Аристотель – с.95

Психология для Аристотеля часть физики и часть теологии: «…рассмотрение души также в некоторых случаях составляет предмет физики, именно той души, которая не бывает без материи».1 Но не вся душа связана с материей – если бы было не так, то «тогда кроме науки о природе, не остается никакой философии».2

Аристотелю принадлежит первый трактат в истории науки психологии «О душе», где он дает три определения души:

- «душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности с жизнью. Сущность есть энтелехия; стало быть

душа есть энтелехия такого тела»

- душа первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможномти жизнью»

- «душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».3

Виды души:4

- растительная душа, чье дело – воспроизведение (минимальная причастность к божественному) и питание

- животная – появляется способность воспринимать формы ощущаемого без его материи

- человеческая – имеют функции растительной и животной душ и разум.

Самая сложная: обладая всеми функциями растительной и животной душ, обладает специфически человеческими функциями – умом, мышлением, рассуждением.

«Состояния души имеют свою основу в материи…» и «способность ощущения не возможны без тела».5

Душа6

 

неразумная разумная

 
 

 


растительная страстная рассудочная умосозерцательная

(стремящаяся) (теоретическая)

 

нет добродетели этическая практическая мудрость

добродетель добродетель

 

Гносиология и логика.

Вопрос о познаваемости мира для Аристотеля не дискуссионный: «все люди

от природы стремятся к знанию».7

__________________________________________________________________________

1 Чанышев А.И. Аристотель – с.122

2 Чанышев А.И. Аристотель – с.123

3 Чанышев А.И. Аристотель – с.123

4 Чанышев А.И. Аристотель – с.125

5 Чанышев А.И. Аристотель – с.123

6 Чанышев А.И. Аристотель – с.127

7 Чанышев А.И. Аристотель – с.130

Опровергает скептицизм, субъективный идеализм. Выражает сенсуалистическую тенденцию, описывая в «Метафизике» восхождение познающего субъекта к познанию общего. Отводит большую роль чувственному восприятию и опыту в познании и даже пытается постигнуть их механизмы.

Логика связана с метафизикой. Аристотель – отец логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Правда само слово «логика» появилось лишь в эллинистическо – римские времена, Аристотель называл свою науку «аналитикой». В ней он формулирует основные законы мышления, указывает что есть истина и что есть ложь, дает определение

суждения и устанавливает виды суждений, определяет силлогизм и его три фигуры и 16 их модусов, умозаключение, исследует три вида доказательства, описывает типичные ошибки при доказательствах, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы). Исследует индукцию и аналогию.

Космология.

В космологии отверг учение пифагорийцев и разработал геоцентрическую систему, продержавшуюся до гелиоцентрической системы Коперника.

Этика и политика.

8.1. «Никомахова этика», «Евдокимова этика», «Большая этика» - эти трактаты считались работами Аристотеля, но в наше время подлинно аристотелевским трактатом считают только «Никомахову этику».

Относительно «Евдокимовой этики» мнения исследователей расходятся:

1-е мнение: это работа Евдема Родосского, ученика Аристотеля

2-е мнение: Евдем только редактировал работы Аристотеля; а автором «Большой этики» является неизвестный ученик Аристотеля и она представляет собой конспект двух выше названных «Этик».

Этика и политика – науки о деятельности, предполагающей свободный выбор, осуществляемый человеком. Этику как науку создает Аристотель.

В древности «этика» (ta ethika – «учение о нравственности») означала

жизненную мудрость, «практические» знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения.1 По Аристотелю человек обладает свободной воли, т.к. в одинаковой мере он властен в выборе добра и зла, добродетели порока. В связи с эти он подвергает критике учения Сократа за недооценку воли и влияния особенностей характера на поведение личности.

Этика занимает среднее положение между политикой и психологией. Этика Аристотеля тесно связана с политикой, учением о сущности и задачами государства, т.к. для него человек – существо общественно- политическое (bzoon politikon). Аристотель относит этику и политику к практическим наукам и считает, что люди, занимающиеся практической деятельностью «исследуют не вечное, а вещь в её отношении к чему – то и в настоящее время».2

__________________________________________________________________________

1 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.10

2 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.9

Предмет науки: в сфере «деятельности», связанной со свободой воли, человек «выбирает» себя, «творит» самого себя в качестве нравственного и разумного существа, т.у. личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом.

Интеллектуально – этический идеал: человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах, он должен стремиться к нему, в частности к bios theoretikos («созерцательная жизнь»), как идеалу.1

Разбирает понятия «произвольное» и «непроизвольное». Утверждает, что

нравственность – приобретенное качество души, что от природы нам дается

лишь возможность приобрести добродетель.

Виды добродетели:2

а) разумная:

дианоэтические (интеллектуальные):

- мудрость

- разумность

- благоразумность

б) страстная:

этические (волевые); добродетельного характера

«всякий в известном отношении виновник собственного характера».3

В этике высшей добродетельной деятельностью признал созерцательную

деятельность разума.

Воспитателями души считает государство и законодательство.

Высказывает отрицательное отношение к благу: «наслаждение не есть благо; а богатство только полезно и служит средством для других целей».4 Критикует Платона, для которого благо в общем: «благо не есть нечто общее, подходящее под одну идею, благо различно, категориально различно».5 Но согласен с Платоном в том, что высшее благо в духовном удовлетворении; назначение человека заключается в самосовершенствовании личности как духовного существа, наивысшей формой жизнедеятельности которого является познание.

Благо – сообразная с добродетелью деятельность, а блаженство – то, что само по себе делает жизнь желанной и ни в чем не нуждающейся, самоудовлетворенной, счастливой.6

8.2. Политика должна играть нравственно – воспитательную роль: «законодатели должны привлекать к добродетели и побуждать граждан к прекрасному и для общественного воспитания необходимы законы, а для хорошего – необходимы хорошие законы».

В «Политике» дает определение государства, политического устройства, состава государства, понятие гражданина: «граждане – это те, кому доступны

4 функции: воинская, административная, судейская и жреческая»;

__________________________________________________________________________

1 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.34

2 Чанышев А.И. Аристотель – с.155

3 Чанышев А.И. Аристотель – с.155

4 Чанышев А.И. Аристотель – с.160

5 Чанышев А.И. Аристотель – с.161

6 Чанышев А.И. Аристотель – с.161

происхождение государства, понятие семьи, классификационные виды политического устройства, понятие монархии и аристократии, республики, тирании, олигархии, демократическое назначение государства. Критикует идеальное государство Платона и выдвигает свой социальный идеал: «счастливо только наилучшее государство», а наилучшим будет то, где наилучшее политическое устройство, «граждане должны быть свободны от забот о делах первной необходимости», а «законодатель прежде всего должен обращать внимание на то, чтобы лучшие люди… правительства… и частные в состоянии были вести жизнь досужую, и чтобы ничто не нарушало их досуга».1

Рассматривает вопросы рабства: «варвар и раб по природе своей одно и то же».2 У раба не может быть счастья, т.к. относиться к низшей категории и даже к разряду одушевленных предметов. Господин – тот «кто может мыслить и предусматривать» и кто нуждается в орудиях для реализации своих замыслов.3 «Одному полезно быть рабом, другому – господином».4 В учении об обществе доказал, будто отношения рабовладения укоренены в самой природе.

Наивысшие формы государственной власти – власть служит всему обществу.

 

Государство5

 

тело душа

 

не люди люди

(рабы, варвары) (свободные, греки)

тело

женщины мужчины

 

тело

трудящиеся нетрудящиеся

(земледельцы, (дети, взрослые

ремесленники, граждане,

торговцы) старики)

Виды государства6

       
   
 


правильные неправильные

 

царская власть тирания

аристократия олигархия

полития демократия

_____________________________________________________________________

1 Чанышев А.И. Аристотель – с.184

2 Чанышев А.И. Аристотель – с.187

3 Чанышев А.И. Аристотель – с.188

4 Чанышев А.И. Аристотель – с.188

5 Чанышев А.И. Аристотель – с.191

6 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.41

царская власть – правление одного, имеющего в виду общее благо

тирания – правление одного, руководящегося собственной выгодой

аристократия – правление немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан

олигархия – правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде

полития – правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза и пекущиеся об общем благе

демократия – правление большинства, неимущих, в интересах исключительно этого большинства

«Государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа.».1 «Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части. Каждое государство слагается из отдельных семей, семья в свою очередь состоит из трех пар двух элементов: рабы и свободные; мужья и жены; отцы и дети».2 «Государство принадлежит к тому, что существует по природе и человек по природе своей есть существо политическое»3: «душа властвует над телом как господин, а разум над нашим стремлением как государственный муж».4

Аристетель подвергает критике теоретическую позицию Платона – его стремление ввести в государстве полное единство, не считаясь с реально существующей множественностью, а также труды Фалея Халкедонского и Гипподама.

9. Экономика.

Экономические взгляды даются в контексте с этическими и политическими. Аристотель впервые исследовал некоторые явления общественной жизни: разделение труда, товарное хозяйство, деньги, два вида стоимости, распределение и т.д.

Обмен: «нужда связывает людей в одно» и делает необходимым обмен,

«который имеет место в том случае, когда кто – либо нуждается в том, что

другой имеет».5 Без такого обмена государство не может существовать. Обмен приводит к появлению денег, «денежная форма товара есть лишь дальнейшее развитие простой формы стоимости…».6 Деньги – символ и знак стоимости. Аристотель замечает также и тот факт, что деньги стали капиталом и он отрицательно к этому относиться, т.к. является сторонником натурального хозяйства. Он принимает формулу Т- Д –Т`, но не Д – Т – Д`.

«Монета же явилась как бы представителем нужды по всеобщему соглашению. …она не по природе такова, а по человеческому соглашению, и в нашей власти изменить монету и сделать её неупотребительную».7

_________________________________________________________________________

1 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.378

2 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.379

3 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.378

4 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.383

5 Чанышев А.И. Аристотель – с.192

6 Чанышев А.И. Аристотель – с.192

7 Чанышев А.И. Аристотель – с.194

10. Эстетика.

Искусство – то, что создано человеком, а не природой.

«Через искусство возникает то, формы чего находятся в душе», «искусство частью завершают то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает

ей»1 к такому определению искусства Аристотель относит ремесла. Обычные ремесла дополняют природу, переводят потенциально существующие в душе формы того, чего нет от природы, в реальность. Формы искусственных вещей – это средства осуществления целей и удовлетворения потребностей, которые возникают в реальной практической жизни людей.

Искусство в современном понятии для Аристотеля – мимесис (подражательные искусства). К подражательному искусству он относит: живопись, скульптуру, поэзию и часть музыки.

 

III. Заключительная часть.

Понять учение Аристотеля трудно. Это объясняется не только плохой сохранностью текстов, но и тем, что он колеблется между материальным и идеальным, между «линией Демокрита» и «линией Платона». В целом учение Аристотеля можно охарактеризовать как объективное идеалистическое со значительными элементами стихийного материализма. Материалистические тенденции его учения сыграли важную роль в развитии прогрессивных идей философии феодального общества, идеалистические элементы признаны церковью «мертвой схоластикой».

Аристотель – сын своего века и народа; он «прирожденный» интеллектуалист; для него разум составляет субстанциальную основу познавательной и всякой иной деятельности человека и его отличительный признак. Аристотель считал, что разум составляет истинную сущность человека, отличительный признак его жизни и индивидуальности. Он делает вывод, что знание тем ценнее, чем более оно теоретично и не связанно с получением непосредственной выгоды.

После Аристотеля древнегреческая культура начинает расти вширь: наступает третий период в истории античной философии – эпоха

распространения греческой культуры на Восток и на Запад – на Рим (III – I

в.в до н.э.). Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие философии возрастает с конца I в. До н.э., после опубликования его сочинений.

В начале VI в. н.э. христианство упразднит античную философию. Этому способствовал и тот факт, что сама античная философия переживала упадок, склоняясь к мистике и мифологии. Изгнанные философы уносят труды Аристотеля на Восток, где они получают вторую жизнь (после переводов на индийский и арабский языки): его учения становятся основной мировоззрения арабских мыслителей. В период позднего средневековья арабазированные сочинения Аристотель переводят на латынь и в XIII в. Аристотелизм стал основой христианской теологии в рационализированном варианте. Основным его последователем в это время был Фома Аквинский (1225 – 1274). Но Фома сделал труды Аристотеля схоластичными, что __________________________________________________________________

1 Чанышев А.И. Аристотель – с.200

послужило препятствием в развитии философии и науки XV – XVII в.

Постепенно влияние Аристотеля падало.

Новое время опиралось на новые знания (Коперник, Галилей) и

аристотелизм стал историей.

В наше время к учению Аристотеля надо подходить с исторической точки зрения, отдавая ему дань как мыслителю и основателю многих наук, но видеть его непоследовательность. И следует оценить его как великого ученого, ведь одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля является её многогранность. Своими трудами он обогатил почти все существовавшие в его время науки и оставил потомкам достаточное научное наследие.

 

Приложение 1.

 

Классификация наук по Платону.1

 

Душа

 

разум чувства воля

 

диалектика физика этика политика

(логика)

 

учение об идеях

Математика и

математические науки:

астрология,

геометрия,

арифметика,

стереометрия,

музыка (акустика)

 

 

Классификация наук по Аристотелю.

Размышление, рассуждение (дианойа)

 
 

 


теоретическое практическое творческие

 

первая физика математика этика политика экономика

философия

 

метафизика космология астрономия

биология оптика

психология механика

 

_________________________________________________________________________

1 Чанышев А.И. Аристотель – с.33

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. т.;/ пер. с древнегреч.; обш.ред. А.И.Давтура. – М.: Мысль, 1984 – 830 с

2. Лосев А.Ф., Тахо – Годи А.А. Аристотель: жизнь и смысл. – М.: Дет.лит., 1982 г. – 286 с (Люди, время, идеи)

3. Философский словарь/ под ред. И.Т.Фролова – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986 – 590 с

4. Чанышев А.И. Аристотель – 2 – е изд. Доп. – М.: Мысль, 1987 – 221 с - (Мыслители прошлого)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: