Обучение как способ организации педагогического процесса




Раздел «Дидактика или Теория обучения»

Юношество должно получать обра­зование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т. е. чтобы разумное существо — человек приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения... но развивать в себе способ­ность проникать в корень вещей и вы­рабатывать истинное понимание их и употребление их.

Я. А. Коменский

 

Лекция 1. Сущность, движущие силы и логика процесса обучения

Вопросы:

  1. Общее понятие о дидактике
  2. Обучение как способ организации педагогического процесса
  3. Функции обучения
  4. Методологические основы обучения
  5. Движущие силы процесса обучения
  6. Логика процесса обучения, его структура

 

Общее понятие о дидактике

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формиру­ются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономер­ности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики — дидактика. Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didakti-kos» — поучающий и «didasko» — изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 — 1635) для обо­значения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидакти­ки, или искусство обучения Ратихия»).

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Ко­менский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые.

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) в своем труде «Великая дидактика» назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». Он придал термину «дидактика» широкое значение. Я. А. Ко­менский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания.

Немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) разработал теоретические основы дидактики, придав ей статус целостной теории воспитывающего обучения. Он считал дидактику частью педагоги­ки, а ее предмет — воспитывающее обучение — трактовал как важнейший фактор воспитания.

Значительный вклад в решение важнейших проблем научной дидактики внес выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Глубоко изучив процессы психического развития и воспита­ния детей, он многое сделал для раскрытия сущности обучения.

В настоящее время дидактика концентрирует внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоя­тельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспита­ния не существуют. Отсюда следует, что дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики — зако­номерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.

Различают общую и частную дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных це­лей и задач.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, со­держание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.

Обучение как способ организации педагогического процесса

Обучение как способ получения систематического образования, как специально организуемый процесс отражения в сознании человека реальной действительности характеризуют черты:

1. свойственные педагогическому процессу в целом – двусторонность (взаимодействие педагога и воспитанника, преподавание и учение; учитель не только излагает знания, он развивает, воспитывает, осуществляет целостную педагогическую деятельность), направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон, задачная структура (движение в процессе обучения от решения одной учебной задачи к другой, от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному);

2.специфические черты:

  • обучение есть процесс познания, управляемый педагогом; направляющая роль принадлежит учителю: педагог - это организатор и руководитель процесса обучения (Ф.А.В. Дистервег: учитель – «солнце для вселенной»);
  • ученик - центральное звено процесса обучения: результаты обучения определяются отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью; ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса;
  • развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, поэтому основа обучения - не преподавание, а учение.
  • обучение – это усвоение обучающимися знаний, умений, приобретение навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей;
  • познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности;
  • познавательная деятельность осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений обучаемых (общение, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, производительный и общественно полезный труд);
  • познавательная деятельность связана с выполнением различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.);
  • обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе, так как слово есть средство выражения и познания сущности изучаемого явления, коммуникации и организации практической познавательной деятельности человека;
  • обучение связано с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.

 

Функции обучения

Функции процесса обучения:

1. Образовательная функция связана с расширением объема знаний (В.В. Краевский), смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Условия реализации функции:

  • организация процесса обучения, при которой должна быть обеспечена полнота, стройность, логическая последовательность, соподчиненность знания.

Результат реализации образовательной функции:

  • действенность знаний - сознательное оперирование знаниями,
  • способность мобилизовать прежние знания для получения новых знаний,
  • сформированность специальных (по предмету) и общеучебных умений (умение как умелое действие, направляемое четко осознаваемой целью) и навыков (навык автоматизированное действие, в основе которого система упрочившихся связей);
  • сформированность навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.

2. Воспитывающая функция – обучение имеет воспитывающий характер, связано с формированием отношений (В.В. Краевский), вытекает из содержания, форм и методов обучения, осуществляется посредством специальной организации общения учителя с учащимися; обучение способствует воспитанию определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности.

Условия реализации функции:

при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов необходимо исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества.

Результат реализации воспитывающей функции:

  • формирование научного мировоззрения, научного понимания законов природы, общества и мышления;
  • формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, себе, выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях;
  • воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера, социально приемлемых форм поведения;
  • формирование мотивов учебной деятельности, определяющих ее успешность.

3. Развивающая функция - ориентация на развитие личности как целостной психической системы. Развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы обучения, развитие речи и мышления (традиционный подход), развитие сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.

Условия реализации функции:

  • специальная направленность взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности.

Назначение - расширение сферы развивающего влияния обучения с целью полноценного интеллектуального, социального и нравственного развития личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: