Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова: отказ от выполнения.




Речевая карта

1. Фамилия, имя: Тебин Роман;

2. Возраст: 4 г;

3. Дата поступления ребёнка в группу: 24.06.17

4. Домашний адрес: г. Малоярославец, ул. Пролетарская 5, кв 20.

6. Фамилия, имя, отчество мамы, место работы: Тебина Елена Сергеевна;

7. Жалобы родителей: плохо разговаривает, речь невнятна.

Анамнез

1. Как протекала беременность, роды: родовая травма, гипоксия плода.

2. Речевая среда: N

3. Слух: N;

4. Зрение: N;

5. Интеллект: отстает в развитии;

6.Внимание, память, работоспособность: N, работоспособен;

7. Речевое развитие: с задержкой;

Состояние речевой моторики

1. Губы: тонкие;

2. Зубы, прикус: редкие, прогнатия;

3.Состояние нёба и уздечки: твердое небо: N; мягкое небо: длинное; уздечка: короткая, подвижность: зажато

4. Темп, голос, артикуляция, речевой выдох: реч.выдох слабый; речевая моторика недостаточна.

Состояние общей моторики

1. Координированность движений: моторно-неловок;

2. Какой рукой работает: левой;

Общее развитие ребенка

Разговорно-описательная беседа 3 года 4 года
Как тебя зовут?   «Ома»
Сколько тебе лет?   «Четые»
Как зовут маму?   «Ена»

 

Счёт прямой: 1-5

Основные цвета: синий, жёлтый, красный, зелёный;

Ориентация в пространстве (вверх-вниз, вперед-назад): N;

Обследование понимания речи

1. Понимание и выполнение инструкций: N;

2. Понимание числа (ед. и мн. число сущ.- по картинкам): нет;

3. Понимание обобщающих слов (выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»: хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, признаков предметов;

4. Понимание предлогов (с 4 лет): не понимает;

Обследование связной речи

1. Составление предложения по картинке

«Предлагалась картинка, на которой были изображены дети, играющие в различные предметы» «Шар, много флаг, колечко, мяч, кубики, мася (мальчик), дев (девочка), иток (цветок)»
   

 

2. Пересказ

  -
   

 

Обследование грамматического строя речи

1. Образование мн. ч. существительных в именительном падеже:

мост -   банан -   кот -  
кукла -   домик -   глаз -  

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом -   мяч -   Катя -  
мама -   чашка -   Вова -  

 

3.Употребление предлогов (4 лет): не употребляет.

 

Состояние словаря: бедность словарного запаса, агграматизмы.

1. Предметный словарь: слабый

а).Обобщающие понятия (с 4 лет): «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Животные (звери)»: -

 

б). Показ и называние частей тела 3 года 4 года
  нос   +
рот   +
подбородок   +
  ухо   +
нога   +
шея   +

2. Словарь признаков: слабый

а) подбор прилагательных к существительным: 3 года 4 года
мяч какой?   касный
яблоко какое?   куглое
машинка какая?   потивная

б) подбор антонимов

большой -   жарко -  
горячий -   твердый -  

3. Глагольный словарь

а) кто как голос подаёт?

кошка «мяу»   собака «гав»   гусь «га-га»  
корова «му»   свинья «хрю-хрю»   мышь «пи-пи»  

Звукопроизношение

3 года  
4 года  
Есть звуки: [в],[г],[д],[м],[н],[г],[х],[ф], нет звуков: [к],[ш-ж],[л-л’],[р-р’].

 

Фонематическая сторона речи:

1.Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

3 года 4 года

стол-стул   +
папа-баба   +
мишка-мышка   +

2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков): показывает, звук воспроизвести не может.

3. Воспроизведение слоговых рядов (с 4 лет): фонематический слух нарушен.

па-ба ту-ду ка-га во-фо: (па-па; ту-ту; ка-ка; фо-фо).

 

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова: отказ от выполнения.

 

дом -   банка -  
паук -   панама -  
мостик -   фонтан -  
котенок -   капуста -  

 

Логопедическое заключение: Алалия. Показан массаж лица, артикуляционная гимнастика, гимнастика для губ, постановка звуков.

 

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: Гладкая.О.И. Дата: 24.06.17

 

Этапы работы:

  1. Речевую работу с детьми-алаликами следует начинать с развития и обогащения воспринимаемой речи. при ознакомлении с предметом необходимо добиться от ребенка не только показа, но и называния, хотя бы в лепетной речи.
  2. Всю работу по развитию воспринимаемой речи необходимо проводить только наглядно, путем показа подлинных предметов или игрушек для установления прочной связи между восприятием слова и самим предметом. Все занятия проводить в форме игры, особенно в начале работы, для поддержания интереса к изучаемому материалу и в доступной для их возраста форме – сказки.
  3. Показывая ребенку незнакомый предмет, важно ясно и четко назвать его. После ознакомления с новым предметом проводить проверку понимания и усвоения нового: ребенку предлагается показать предмет или картинку, изображающую этот предмет.
  4. Приемлемо допускать временное упрощение речевых конструкций детей с моторной алалией. После преодоления речевого негативизма у ребенка постепенно возникает речевая активность, что является толчком к дальнейшему развитию речи.
  5. После пассивного накапливания словаря ребенком-алаликом следует переходить к развитию произносимой речи (в виде доступных для произношения звукоподражаний голосам животных). Например, «Корова мычит: му-му-му. Повтори, как мычит корова?»
  6. Рекомендуется вводить в речь ребенка вновь усвоенные звукоподражания в сочетании с имеющимся словарем. Создавать ситуации, при которых он вынужден будет обращаться за игрушкой к логопеду или своему сверстнику, или сказочному герою. Например: «Миша, дай му-му».
  7. Важно развивать практику общения на доступном для ребенка уровне: операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), фразами, необъединенными смысловым контекстом (понимание вопросов, ответы на них), фразовым материалом, объединенным смысловым контекстом на фоне эмоциональной и семантически значимой для ребенка ситуации (попросить игрушку, выбрать ее).
  8. Расширять словарь и совершенствовать произносимую речь ребенка следует на материале, включающем овладение всеми звуками речи, начиная с таких наиболее легких по своей артикуляции, как [т], [д], [п], [б], [в], [ф]. По усвоению устойчивого произношения звука ребенком вводить его в слова, легкие фразы и тексты.

Понимание моторной алалии как результата недоразвития речедвигательного анализатора выдвигает одним из главных принципов работы привлечение других анализаторов, главным образом слухового, зрительного и тактильного. Так, одно и то же действие или явление страдающий алалией ребенок должен пронаблюдать, прослушать его название, назвать, изобразить жестом. В результате сочетания работы анализаторов в сознании ребенка возникают дополнительные связи, усиливаются компенсаторные процессы, материал лучше закрепляется.

Воспитание слухового внимания и дифференцированного слуха помогает ребенку слушать чужую речь, улавливать отдельные звуки речи, контролировать свою речь, логопед приучает внимательно дослушивать фразу до конца, понимать оттенки лексико-грамматических форм, вопросы, в которых скрыты разнообразные предметные отношения: чем едят? Что едят? Из чего едят? У детей вырабатывается сознательная наблюдательность над употреблением лексико-грамматических форм, интонаций, закрепляется понимание флективных отношений, связи слов в разнообразных сочетаниях, последовательности словесных и грамматических структур.

Огромную роль в развитии фонематического слуха играет работа при участии зрения и выключенном зрении. Она строится на узнавании цвета и формы и закреплении их названий по памяти на разнообразных видах занятий.

Развитие тактильно-кинестетических восприятий проводится на узнавании путем ощупывания признаков предметов и их свойств.

Развитие пространственных восприятий проводится на предметах, окружающих ребенка. Задания логопеда начинаются с простых предложений-конструкций: «Брось мяч вверх, брось мяч вниз, встань впереди меня, встань сзади меня, подними левую руку вверх, подними правую руку вверх». Затем даются пространственные понятия с включением предложенных конструкций: «Посади куклу на стул, поставь тарелочку на стол».

В подборе речевого материала и материала по воспитанию всех анализаторов – слуховых, зрительных, тактильно-кинестетических необходимо соблюдать строго индивидуальный подход.

Наличие аграмматизма в устной речи, а впоследствии при обучении грамоте и в письменной речи – характерная черта алалика. Занятия по устранению аграмматизма необходимо начинать с самого начала овладения алаликом произносимой речью, показывая правильное произношение и употребление языковых норм. Следует соблюдать общий порядок работы над любой грамматической категорией: сначала ребенок наблюдает, как конструирует определенную модель логопед, затем включается в подражательную речевую деятельность, употребляя и изолированную грамматическую форму, и грамматическую форму в развернутой речи. Аграмматизм в собственной речи сглаживается при упреждающем преодолении импрессивного аграмматизма.

Мощным источником речевого развития ребенка служит его общение с нормально говорящими людьми, хотя оно и не считается единственным фактором, определяющим уровень развития речи и познавательной активности. Всякая речевая реакция ребенка поощряется логопедом и первое время не исправляется, несмотря на ее недостаточность и неполноценность, а иногда даже неадекватность. Наиболее эффективным оказывается формирование речи в процессе коммуникации на основе максимального развития активности общения и познавательных возможностей детей. Логопедическую работу с детьми следует проводить в группе, используя детскую подражательность, создавая эмоциональный фон, эффект соревнования. Это способствует формированию навыка коллективной работы, что важно для предстоящего обучения и социальной адаптации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: