Речевая карта
1. Фамилия, имя: Тебин Роман;
2. Возраст: 4 г;
3. Дата поступления ребёнка в группу: 24.06.17
4. Домашний адрес: г. Малоярославец, ул. Пролетарская 5, кв 20.
6. Фамилия, имя, отчество мамы, место работы: Тебина Елена Сергеевна;
7. Жалобы родителей: плохо разговаривает, речь невнятна.
Анамнез
1. Как протекала беременность, роды: родовая травма, гипоксия плода.
2. Речевая среда: N
3. Слух: N;
4. Зрение: N;
5. Интеллект: отстает в развитии;
6.Внимание, память, работоспособность: N, работоспособен;
7. Речевое развитие: с задержкой;
Состояние речевой моторики
1. Губы: тонкие;
2. Зубы, прикус: редкие, прогнатия;
3.Состояние нёба и уздечки: твердое небо: N; мягкое небо: длинное; уздечка: короткая, подвижность: зажато
4. Темп, голос, артикуляция, речевой выдох: реч.выдох слабый; речевая моторика недостаточна.
Состояние общей моторики
1. Координированность движений: моторно-неловок;
2. Какой рукой работает: левой;
Общее развитие ребенка
Разговорно-описательная беседа | 3 года | 4 года |
Как тебя зовут? | «Ома» | |
Сколько тебе лет? | «Четые» | |
Как зовут маму? | «Ена» |
Счёт прямой: 1-5
Основные цвета: синий, жёлтый, красный, зелёный;
Ориентация в пространстве (вверх-вниз, вперед-назад): N;
Обследование понимания речи
1. Понимание и выполнение инструкций: N;
2. Понимание числа (ед. и мн. число сущ.- по картинкам): нет;
3. Понимание обобщающих слов (выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»: хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, признаков предметов;
4. Понимание предлогов (с 4 лет): не понимает;
Обследование связной речи
1. Составление предложения по картинке
«Предлагалась картинка, на которой были изображены дети, играющие в различные предметы» | «Шар, много флаг, колечко, мяч, кубики, мася (мальчик), дев (девочка), иток (цветок)» |
2. Пересказ
- | |
Обследование грамматического строя речи
1. Образование мн. ч. существительных в именительном падеже:
мост | - | банан | - | кот | - | |||
кукла | - | домик | - | глаз | - |
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом | - | мяч | - | Катя | - | |||
мама | - | чашка | - | Вова | - |
3.Употребление предлогов (4 лет): не употребляет.
Состояние словаря: бедность словарного запаса, агграматизмы.
1. Предметный словарь: слабый
а).Обобщающие понятия (с 4 лет): «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Животные (звери)»: -
б). Показ и называние частей тела | 3 года | 4 года | |
нос | + | ||
рот | + | ||
подбородок | + | ||
ухо | + | ||
нога | + | ||
шея | + |
2. Словарь признаков: слабый
а) подбор прилагательных к существительным: | 3 года | 4 года |
мяч какой? | касный | |
яблоко какое? | куглое | |
машинка какая? | потивная |
б) подбор антонимов
большой | - | жарко | - | ||
горячий | - | твердый | - |
3. Глагольный словарь
а) кто как голос подаёт?
кошка | «мяу» | собака | «гав» | гусь | «га-га» | |||
корова | «му» | свинья | «хрю-хрю» | мышь | «пи-пи» |
Звукопроизношение
3 года | |
4 года | |
Есть звуки: [в],[г],[д],[м],[н],[г],[х],[ф], нет звуков: [к],[ш-ж],[л-л’],[р-р’]. |
Фонематическая сторона речи:
1.Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
3 года 4 года
стол-стул | + | |
папа-баба | + | |
мишка-мышка | + |
2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков): показывает, звук воспроизвести не может.
3. Воспроизведение слоговых рядов (с 4 лет): фонематический слух нарушен.
па-ба ту-ду ка-га во-фо: (па-па; ту-ту; ка-ка; фо-фо).
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова: отказ от выполнения.
дом | - | банка | - | ||
паук | - | панама | - | ||
мостик | - | фонтан | - | ||
котенок | - | капуста | - |
Логопедическое заключение: Алалия. Показан массаж лица, артикуляционная гимнастика, гимнастика для губ, постановка звуков.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: Гладкая.О.И. Дата: 24.06.17
Этапы работы:
- Речевую работу с детьми-алаликами следует начинать с развития и обогащения воспринимаемой речи. при ознакомлении с предметом необходимо добиться от ребенка не только показа, но и называния, хотя бы в лепетной речи.
- Всю работу по развитию воспринимаемой речи необходимо проводить только наглядно, путем показа подлинных предметов или игрушек для установления прочной связи между восприятием слова и самим предметом. Все занятия проводить в форме игры, особенно в начале работы, для поддержания интереса к изучаемому материалу и в доступной для их возраста форме – сказки.
- Показывая ребенку незнакомый предмет, важно ясно и четко назвать его. После ознакомления с новым предметом проводить проверку понимания и усвоения нового: ребенку предлагается показать предмет или картинку, изображающую этот предмет.
- Приемлемо допускать временное упрощение речевых конструкций детей с моторной алалией. После преодоления речевого негативизма у ребенка постепенно возникает речевая активность, что является толчком к дальнейшему развитию речи.
- После пассивного накапливания словаря ребенком-алаликом следует переходить к развитию произносимой речи (в виде доступных для произношения звукоподражаний голосам животных). Например, «Корова мычит: му-му-му. Повтори, как мычит корова?»
- Рекомендуется вводить в речь ребенка вновь усвоенные звукоподражания в сочетании с имеющимся словарем. Создавать ситуации, при которых он вынужден будет обращаться за игрушкой к логопеду или своему сверстнику, или сказочному герою. Например: «Миша, дай му-му».
- Важно развивать практику общения на доступном для ребенка уровне: операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), фразами, необъединенными смысловым контекстом (понимание вопросов, ответы на них), фразовым материалом, объединенным смысловым контекстом на фоне эмоциональной и семантически значимой для ребенка ситуации (попросить игрушку, выбрать ее).
- Расширять словарь и совершенствовать произносимую речь ребенка следует на материале, включающем овладение всеми звуками речи, начиная с таких наиболее легких по своей артикуляции, как [т], [д], [п], [б], [в], [ф]. По усвоению устойчивого произношения звука ребенком вводить его в слова, легкие фразы и тексты.
Понимание моторной алалии как результата недоразвития речедвигательного анализатора выдвигает одним из главных принципов работы привлечение других анализаторов, главным образом слухового, зрительного и тактильного. Так, одно и то же действие или явление страдающий алалией ребенок должен пронаблюдать, прослушать его название, назвать, изобразить жестом. В результате сочетания работы анализаторов в сознании ребенка возникают дополнительные связи, усиливаются компенсаторные процессы, материал лучше закрепляется.
Воспитание слухового внимания и дифференцированного слуха помогает ребенку слушать чужую речь, улавливать отдельные звуки речи, контролировать свою речь, логопед приучает внимательно дослушивать фразу до конца, понимать оттенки лексико-грамматических форм, вопросы, в которых скрыты разнообразные предметные отношения: чем едят? Что едят? Из чего едят? У детей вырабатывается сознательная наблюдательность над употреблением лексико-грамматических форм, интонаций, закрепляется понимание флективных отношений, связи слов в разнообразных сочетаниях, последовательности словесных и грамматических структур.
Огромную роль в развитии фонематического слуха играет работа при участии зрения и выключенном зрении. Она строится на узнавании цвета и формы и закреплении их названий по памяти на разнообразных видах занятий.
Развитие тактильно-кинестетических восприятий проводится на узнавании путем ощупывания признаков предметов и их свойств.
Развитие пространственных восприятий проводится на предметах, окружающих ребенка. Задания логопеда начинаются с простых предложений-конструкций: «Брось мяч вверх, брось мяч вниз, встань впереди меня, встань сзади меня, подними левую руку вверх, подними правую руку вверх». Затем даются пространственные понятия с включением предложенных конструкций: «Посади куклу на стул, поставь тарелочку на стол».
В подборе речевого материала и материала по воспитанию всех анализаторов – слуховых, зрительных, тактильно-кинестетических необходимо соблюдать строго индивидуальный подход.
Наличие аграмматизма в устной речи, а впоследствии при обучении грамоте и в письменной речи – характерная черта алалика. Занятия по устранению аграмматизма необходимо начинать с самого начала овладения алаликом произносимой речью, показывая правильное произношение и употребление языковых норм. Следует соблюдать общий порядок работы над любой грамматической категорией: сначала ребенок наблюдает, как конструирует определенную модель логопед, затем включается в подражательную речевую деятельность, употребляя и изолированную грамматическую форму, и грамматическую форму в развернутой речи. Аграмматизм в собственной речи сглаживается при упреждающем преодолении импрессивного аграмматизма.
Мощным источником речевого развития ребенка служит его общение с нормально говорящими людьми, хотя оно и не считается единственным фактором, определяющим уровень развития речи и познавательной активности. Всякая речевая реакция ребенка поощряется логопедом и первое время не исправляется, несмотря на ее недостаточность и неполноценность, а иногда даже неадекватность. Наиболее эффективным оказывается формирование речи в процессе коммуникации на основе максимального развития активности общения и познавательных возможностей детей. Логопедическую работу с детьми следует проводить в группе, используя детскую подражательность, создавая эмоциональный фон, эффект соревнования. Это способствует формированию навыка коллективной работы, что важно для предстоящего обучения и социальной адаптации.