Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута




Индивидуальный образовательный маршрут.

Сегодня по отношению к детям (в том числе с ОВЗ, инвалидностью) широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

· определённые организационные формы обучения;

· определённая система обучения;

· содержание индивидуально-групповых занятий;

· индивидуальный образовательный маршрут;

· специальная подготовка педагогических кадров.

Индивидуальный подход помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальном образовательном маршруте. Структура индивидуального маршрута для конкретного ребёнка включает в себя:

· комплексную диагностику;

· индивидуальный образовательный маршрут;

· характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты:

· учитель – логопед,

· воспитатели,

· музыкальный руководитель.

Постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени.

Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

· Ступенчатая диагностика.

· Индивидуальный подбор педагогических технологий.

· Систематический контроль и корректировка.

· Наблюдение.

· Пошаговая фиксация.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка, спроектированный с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)

 

 

Содержательная часть индивидуального образовательного маршрута включает:

- Введение, где объясняется причина составления индивидуального образовательного маршрута ребенка, общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ.

- Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования образовательного процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

- Сетка занятости ребенка;

- Реализация индивидуального маршрута, где указывается тема, содержание, результат занятия.

- Рекомендации по работе с родителями.

Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда

ПАМЯТКА

По составлению индивидуального образовательного маршрута

Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута

Этап сопровождения ребёнка Содержание работы
I этап - Подготовительный. Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение данных о развитии ребенка; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.
II этап – Комплексной диагностики. Выявление особенностей физического, личностной и познавательной сферы ребенка, выявление особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса.
III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов составляется индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
IV этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с логопедом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.
V этап – Промежуточная диагностика. Выявление динамики в развитии. При необходимости - внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут.
VI этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.
VII этап – Итоговая диагностика. Мониторинг эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута.

 

(Форма индивидуального образовательного маршрута)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: