Индивидуальный образовательный маршрут.
Сегодня по отношению к детям (в том числе с ОВЗ, инвалидностью) широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
В эти условия входят:
· определённые организационные формы обучения;
· определённая система обучения;
· содержание индивидуально-групповых занятий;
· индивидуальный образовательный маршрут;
· специальная подготовка педагогических кадров.
Индивидуальный подход помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальном образовательном маршруте. Структура индивидуального маршрута для конкретного ребёнка включает в себя:
· комплексную диагностику;
· индивидуальный образовательный маршрут;
· характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты:
· учитель – логопед,
· воспитатели,
· музыкальный руководитель.
Постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени.
Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:
· Ступенчатая диагностика.
· Индивидуальный подбор педагогических технологий.
· Систематический контроль и корректировка.
· Наблюдение.
· Пошаговая фиксация.
Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка, спроектированный с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)
Содержательная часть индивидуального образовательного маршрута включает:
- Введение, где объясняется причина составления индивидуального образовательного маршрута ребенка, общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ.
- Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования образовательного процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
- Сетка занятости ребенка;
- Реализация индивидуального маршрута, где указывается тема, содержание, результат занятия.
- Рекомендации по работе с родителями.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда
ПАМЯТКА
По составлению индивидуального образовательного маршрута
Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута
Этап сопровождения ребёнка | Содержание работы |
I этап - Подготовительный. | Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение данных о развитии ребенка; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей. |
II этап – Комплексной диагностики. | Выявление особенностей физического, личностной и познавательной сферы ребенка, выявление особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса. |
III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута | По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов составляется индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. |
IV этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. | Индивидуальные и групповые занятия с логопедом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. |
V этап – Промежуточная диагностика. | Выявление динамики в развитии. При необходимости - внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут. |
VI этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута | Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков. |
VII этап – Итоговая диагностика. | Мониторинг эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута. |
(Форма индивидуального образовательного маршрута)