Знакомство с организацией работы в архивах




 

Посетите по ссылке Музей-архив Дмитрия Менделеева (видеоэкскурсия)

 

https://yandex.ua/video/preview/?filmId=12446787123530354435&from=tabbar&parent-reqid=1634902247059234-5402325221803113926-man1-8063-man-l7-balancer-8080-BAL-5496&text=работа+архива+музея

 

 

А так же посмотрите интервью: Музей — как это устроено: архив, библиотека, медиаархив

 

https://yandex.ua/video/preview/?filmId=5142725246453309728&from=tabbar&parent-reqid=1634902247059234-5402325221803113926-man1-8063-man-l7-balancer-8080-BAL-5496&text=работа+архива+музея

 

 

Музеи, библиотеки, архивы
в системе исторической памяти

В.П. KОЗЛОВ, член-корр. РАН

Статья опубликована в дискуссионном порядке в журнале
"Отечественные архивы" № 6 (2004 г.)

В мае этого года в Варшаве состоялась 10-я международная конференция архивистов стран Центральной и Восточной Европы - Сковронековские чтения, названные так в память о трагически погибшем руководителе Генеральной дирекции архивов Польши Е.Сковронеке, многое сделавшем для поддержания профессиональных контактов архивистов в постсоветское время. Тема чтений - общность и различия единой системы накопления, хранения и использования исторической памяти - музеев, библиотек, архивов.

Мнение руководителя Росархива члена-корреспондента РАН В.П. Козлова по этой проблеме было изложено в докладе, который предлагается вниманию читателей.

И по определению, и фактически музеи, библиотеки и архивы являются основными хранителями исторической памяти, оставаясь таковыми на протяжении всей датируемой истории человечества. Эти три информационные подсистемы единой системы накопления, хранения и использования исторической памяти при всей общности своего функционального предназначения тем не менее имеют свои специфические черты, прямо находящие отражение в характере и организации их деятельности. В чем специфика этих информационных подсистем и как она отражалась и отражается на их прошлом и нынешнем состояниях? Ответы на эти вопросы представляют теоретико-познавательный интерес хотя бы для понимания степени взаимодополняемости этих подсистем и их репрезентативности в отражении прошлого и в неменьшей мере практическое значение для выработки политики и поиска инструментов их современного и будущего совершенствования. Именно заботой и обеспокоенностью поиска правильных, отвечающих вызовам нашего времени ответов на эти и другие вопросы, вероятно, и можно объяснить блестящий замысел наших польских коллег, избравших темой очередных Сковронековских чтений поставленную в их названии проблему.

Чтобы хотя бы приблизиться к ее пониманию, на мой взгляд, следует прежде всего рассмотреть объекты музейного, библиотечного и архивного хранения. В первом случае - это предмет, во втором - книга, в третьем - документ. Разумеется, я не исключаю возможности и даже необходимости взаимопроникновения каждого из этих объектов в разные сферы их хранения, целесообразность которого доказана тысячами примеров формирования единых архивно-музейных, архивно-библиотечных, музейно-библиотечных комплексов. Будем все же считать подобные комплексы скорее исключением, нежели правилом, а потому попробуем обозначить отличия и сходство этих объектов трех подсистем исторической памяти.

Музейный предмет - будь то произведение искусства, быта - может быть типичен или уникален, неповторим. Значительная их часть обладает также свойством реликвийности по своему происхождению или принадлежности. Типичность предмета среди прочего означает их массовость, множественность, всеобщее распространение и проникновение в жизнь. Именно в массовости, обыденности предмета скрывается главная опасность для его сохранения - примеров этого более чем достаточно даже в отношении чрезвычайно сложных предметов - механизмов нового и новейшего времени, когда человечество уже осознало необходимость их сохранения для потомства. С другой стороны, музейный предмет может представлять собой уникальное явление, начиная с момента своего создания, например когда речь идет о произведениях искусства. Следующая особенность музейного предмета - его высочайшая способность познавательного, зрительного и образного, эмоционального воздействия на потребителя. Музейная экспозиция, в которой представлены мотыга, соха, плуг, трактор, наглядно, просто и убедительно раскрывает человеческий прогресс в одной из сфер земледелия.

Книга как объект библиотечного хранения во многом похожа на музейный предмет. Она обладает свойством массовости или уникальности, а некоторые ее представители, как и музейные предметы, - свойством реликвийности. В силу природы своего происхождения этот объект за очень небольшим исключением изначально является по определению вещью публичной, рассчитанной на массовое производство, распространение и пользование. В этом заключается ее выдающаяся роль в передаче и сохранении исторической памяти. Она в концентрированном виде отражает факты, события, явления и процессы, происходящие, происходившие или могущие произойти в жизни человечества. Ее познавательный, просветительский потенциалы просто невозможно не только выразить строгими формулами, но даже и описать. Книга способна аккумулировать в своей форме бытования исторической памяти не только собственные неповторимые черты, но и музейные предметы и документы.

Документ обладает практически всеми названными выше признаками, характерными для музейного предмета и книги. И вместе с тем он имеет существенные отличия от книги и музейного предмета как отражение исторической памяти. Во-первых, создание подавляющей части документов, прежде всего официального происхождения, является обязательным элементом организации человеческой, общественной, государственной жизнедеятельности. По этой причине документ с большей, чем музейный предмет или книга, частотой, оперативностью, обыденностью отражает действительность, а значит, будет всегда более привлекателен для исследователя. Во-вторых, документ менее публичен, чем музейный предмет или книга. Несмотря на то что некоторые виды документов изначально создаются как принципиально публичные, например законы или международные договоры, существует ряд сфер человеческой жизнедеятельности, документирование которых является оправданно принципиально непубличным. К их числу относятся службы порядка, безопасности, обороны и др. В-третьих, документ обладает свойством аутентичности, юридической доказательности зафиксированного в нем факта, события, явления, процесса и по этой причине подлежит обязательному сохранению - вечному или в течение определенных сроков хранения.

Таким образом, беглый анализ музейного предмета, книги, документа говорит о том, что именно последний наиболее полно и приближенно к жизни отражает ее, а значит, является основным носителем исторической памяти.

Сходства и различия объектов хранения музеев, библиотек и архивов можно было бы продолжать. Мы остановились если не на всех главных, то, во всяком случае, на основных. Этого достаточно для того, чтобы с их учетом рассмотреть хранилища этих трех типов носителей исторической памяти хотя бы по трем совпадающим для этих организаций функциям: комплектование, организация хранения, использование.

Комплектование музеев, даже если оно систематическое и строго ориентированное функционально-тематически, носит стихийный характер, поскольку основано не на норме, а на предложении или является результатом целенаправленного поиска. Комплектование библиотек, особенно тех, которым законом предоставлено право получения и сохранения обязательного экземпляра документа, является более упорядоченным процессом в сравнении с комплектованием музеев. Однако в своей значительной части комплектование библиотек основано на принципе выборочноcти - функционально-тематической (технические, медицинские, исторические и другие библиотеки), рекомендательной (универсальные публичные библиотеки), возрастной (детские, юношеские библиотеки), административно-территориальной и иных составляющих. На этом фоне комплектование архивов - процесс абсолютно систематический, упорядоченный и обязательный, в основе которого лежит выработанная еще в ХVIII в. и никем не оспариваемая сегодня идея экспертизы ценности документов - их своеобразной "прополки" перед передачей в архив. Эта идея в принципе оправдала себя, хотя нельзя не признать, что ее практическая реализация связана с человеческим фактором, а значит, не лишена элементов субъективизма.

Таким образом, анализ принципов комплектования музеев, библиотек и архивов показывает, что в системе сохранения исторической памяти архивы обеспечивают бульшие возможности ее концентрации.

Музейный предмет, книга, документ поступили в музей, библиотеку, архив. В силу обозначенных выше особенностей комплектования каждой из этих организаций - хранителей исторической памяти объекты их хранения начинают иную жизнь. Она связана прежде всего с их упорядочением, т. е. включением конкретного музейного предмета, книги, документа в уже существующие совокупности музейных предметов, книг, документов.

Стихийность комплектования музейных предметов приводит к хаотичной организации их хранения, а значит, не создает гарантий системного знания о прошлом как внутри конкретного музея, так и в их имеющейся в каждой стране совокупности. Иначе говоря, хранение музейного предмета в музее обеспечивает иллюстративное сохранение исторической памяти. Это фрагменты, очень важные и очень информационные по своей сути, но всего лишь случайно обнаруживающие свои когда-то реально существовавшие взаимосвязи. Однако принципиально важно подчеркнуть, что такие "остатки" в музеях не меняют свою стратиграфию, прежде всего не подвергаются "прополке", а значит, остаются на вечном хранении как элемент исторической памяти.

Более организованное комплектование библиотек обеспечивает и более системную организацию сохранения исторической памяти. Однако существующий здесь принцип "обновления" знания (исключая библиотеки, хранящие вечно обязательный экземпляр) предполагает регулярную "прополку" книг, т. е. их утилизацию. Такая "прополка", абсолютно оправданная для публичных библиотек, неизбежно разрушает системность исторической памяти. Каждый раз актуализируя ее, такая "прополка" фактически разрушает историческую память либо отсылает к ее познанию в библиотеки, имеющие право на хранение обязательного экземпляра.

В отличие от музейного предмета и книги документ поступает в архив, как правило, во взаимосвязи, в системе других документов, исторически или логически связанных друг с другом, т. е. в составе фонда. Фонд является естественным и органическим образованием, последовательно хронологически отражая факты, события, явления, процессы действительности, случавшиеся в пределах определенной географической единицы. Более того, конкретный фонд в конкретном архиве обнаруживает свои взаимосвязи с другими фондами и в неменьшей степени - с фондами других архивов. Документ в составе фонда приобретает своеобразное состояние покоя, характеризуемое среди прочего вечной стратиграфией его хранения (архивным шифром) и невозможностью его "прополки". Благодаря указанным свойствам документ и фонд, в котором он находится, связанные друг с другом фонды создают не случайную, не хаотичную, а строго упорядоченную мозаичную картину действительности.

Таким образом, беглый анализ организации хранения исторической памяти в музеях, библиотеках и архивах показывает, что в архивах она более упорядочена, более системна, наиболее полна в своем приближении к действительности, а значит, будет всегда оставаться наиболее востребованной.

Функция использования в музеях, библиотеках и архивах также имеет свои отличия. Музеи и библиотеки - организации прежде всего культурно-просветительские и научно-познавательные, что определяет некоторые особенности их форм использования музейных предметов и книг, например наличие постоянных экспозиций, создание рекомендательных тематических библиографий. Являясь также организациями культурно-просветительскими и научно-познавательными, архивы в силу свойства аутентичности, юридической доказательности сконцентрированных в них документов в значительной степени в сфере использования обязаны удовлетворять социальные запросы общества, отвечая на специфические его потребности в исторической памяти. Таким образом, функция использования в архивах представлена более разнообразными формами в сравнении с музеями и библиотеками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: