М. Демидов. За роялем. Портрет Рудольфа Ивановича Мервольфа. 1920-21. Х., м.




 

 

 

 

 

1 из 9

М. Демидов. Девушка у зеркала. Портрет Лидии Николаевны Агалаковой. 1924. Холст, масло  

У Михаила Демидова - типичная для русских художников биография "страдальца": сначала первые успехи, восторги столичных мэтров и паломничество к шедеврам Италии, потом удары судьбы - разлука с невестой в 1916-м, пожар в московской мастерской, вынужденный отъезд в провинцию в 1917-м, невостребованность, растрата себя на исполнение соцзаказов - и смерть от чахотки в чеховском возрасте (на 44-м году). В 1950-е демидовское наследие объявили формализмом и постановили: "подлежит списанию", - однако вятские музейщики не уничтожили его, а задвинули подальше - до лучших времен. В 60-е благодаря восторгам московских реставраторов картины Демидова были реабилитированы - для эпизодического экспонирования. И только в конце 1996 года собранные "всерьёз и надолго" в одном зале демидовские полотна позволили составить целостное представление о художнике и попытаться определить его место в ряду других.

Оказалось, что это отличный портретист на уровне русских классиков 1910-20-х годов - с прекрасной школой, со своей пронзительной лирической темой, с точным ощущением времени. В его ученических работах ощутимо влияние декоративизма Врубеля ("Жена Понтифара", 1910-е), композиционности Дега ("Балет", без даты) и особенно - предметной обобщённости Сезанна ("Батум. Вечер", 1910-е). Стиль Михаила Афанасьевича сложился в русле "московского сезаннизма". Можно сказать, что Демидов - один из русских сезаннистов типа Кончаловского и Осмёркина. Вместе с тем в некоторых полотнах использована перспектива в духе Штеренберга или Петрова-Водкина. Вообще палитра Демидова вобрала в себя лучшие черты Серебряного века живописи, пытавшегося продлить чистое искусство, свободное от идеологии.

 

М. Демидов. Портрет женщины с муфтой. 1922. Х., м.  
   

С переломами эпохи и сознания перекликается демидовская манера членить фигуру и пространство цветовыми плоскостями, а кое-где - искажать обратной перспективой, резать композицию краем холста. В картине "За роялем" (1920-21) композитор-пианист Рудольф Мервольф то ли ожесточённо сопротивляется зримым контурам стихии - "музыки революции", то ли сам обрушивает её на мир.

Иван Аполлонович Чарушин Архитектор


М. Демидов. Портрет архитектора Чарушина. 1920 год.
Из собрания Вятского художественного музея им. В.и А.Васнецовых.

М. Демидов. Портрет архитектора Чарушина

Михаил Афанасьевич Демидов (1885-1929) - художник, педагог. Родился в городе Вятке в мещанской семье. Брал уроки у художника Николая Хохрякова, затем учился в Казанской художественной школе (1901-1907) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.М. Васнецова и К.А. Коровина. Жил в Москве, с 1917 года - в Вятке. Михаил Демидов был одним из организаторов и руководителей Вятских художественно-промышленных мастерских, открытых в 1919 году (мастерские помещались в том же здании на улице Казанской, где сегодня находится художественное училище). Художественно-промышленные мастерские в г.Вятке были организованы на основе нескольких учебно-показательных мастерских губернского земства. Эти последние существовали в Вятке с 1896 года и готовили мастеров по отдельным кустарным производствам. В 1922 году художественно-промышленные мастерские были преобразованы в художественно-промышленный техникум. В составе техникума были художественно-декоративное, скульптурное, живописное отделения, а одно время - даже граверное. К сожалению, учебное заведение после нескольких преобразований было закрыто - в 1941 году, а современное художественное училище в городе Кирове было образовано в 1975 году.
Михаил Демидов создал немало портретов представителей вятской интеллигенции и своих учеников. В его творчестве, в т.ч. в портретах, заметно влияние кубизма. В 1920 году Михаил Демидов написал портрет вятского архитектора Ивана Чарушина. В 1940 году, уезжая в Ленинград, Чарушин передал портрет в собрание Кировского художественного музея.

Дом Демидовых в Вятке находился на улице Володарского (последний адрес - №111), дом снесен в 2006 году, на его месте построено новое здание кукольного театра.

Чарушин Иван Аполлонович (1862-1945) - архитектор. Родился в городе Орлове в семье чиновника. В 1883 году окончил Александровское реальное училище в г.Вятке, в 1888 году - Императорскую Академию художеств в Петербурге. Служил в должности архитектора на Сахалине (1890-1893), затем переехал в Вятку. С 1894 года - в должности губернского архитектора, с 1902 - губ.инженера. Имел чин статского советника. Автор множества проектов зданий в г.Вятке, в других городах и селах Вятской губернии. Состоял гласным городской думы. После 1917 года продолжал работать на различных должностях в проектных и строительных организациях. Жил в собственном доме на ул.Пятницкой (за Предтеченской церковью), в 1941-1945 гг. - в доме №3 по ул.Московской.

 

 

 

 

М. Демидов. Портрет женщины с муфтой. 1922. Х., м.
 

Эта стихия вторгается и в почти все женские портреты Демидова, определяя самочувствие портретируемых и лирический градус картин. Героиня беззащитна, тревожна и белой блузкой слита с белой стеной ("Портрет Н.Г. Поскрёбышевой", 1920), придавлена верхним ракурсом, разбита на несколько граней, погружена в сумерки серо-чёрно-охристого колорита ("Портрет женщины с муфтой", 1922), лишена глаз и напугана вместе с ребёнком ("Мать и дитя", 1924-25). Кажется,что на картине "Девочка в кресле" (1923-24) ваза с яблоками вот-вот скатится со скатерти, кресло рухнет за край рамы, а напрягшаяся героиня, если разожмёт пальцы, упадёт.

М. Демидов. Мать и дитя. 1924-25. Х., м.
М. Демидов. Девочка в кресле. Портрет Надежды Воробьёвой. 1923-24. Х., м.

 

М. Демидов. Портрет Лидии Николаевны Агалаковой. 1922-23. Х., м.

Излишне, наверное, говорить о том, что настроения неустойчивости, страха и ужаса были явно присущи и самому автору (см. "Автопортрет"). И, пожалуй, лишь однажды в этой мгле наступил просвет - при встрече Демидова, преподававшего в Вятских худпроммастерских, с ученицей Агалаковой. Художник, которому было под сорок, увлёкся, написал пару портретов Лидочки, как он её называл, но она выбрала другого - сокурсника Николая Прокошева, уехала с ним в 1926-м в Москву учиться во ВХУТЕМАСе и вышла за него замуж. Счастливого соперника Михаил Афанасьевич изобразил опёршимся на ружьё ("Молодой охотник", 1923) - ружейный ствол оказался в опасной близости от виска. А через три года после отъезда Лидочки Демидов умер.

 

От этого увлечения родился шедевр - "Девушка у зеркала" (1924). Для модели (Лидочки), а значит, и для художника зима и страхи отступили, пришла весна, а с ней - молодость, солнце, радость. Малиновый бант в волосах смотрится прилетевшей бабочкой. Сквозь блузку беззащитно-притягательно просвечивает бельё. Мажорное настроение передаётся через колорит - через ослепительность белого цвета, яркую декоративность красно-сине-сиреневой расцветки тканей, скатерти и ковра.

М. Демидов. Девушка у зеркала. Портрет Лидии Николаевны Агалаковой. 1924. Х., м.

Композиция гармонична, деформация реальности минимальна, а отразившийся в овале зеркала портрет - почти академичен. Картина приблизилась к искомому Большому стилю великой эпохи, но всё-таки не переступила грань, отделяющую Демидова, допустим, от соцреалистичного Юрия Пименова. Побольше бы таких полотен с коврами, зеркалами, солнечными окнами, с трогательной темой женских надежд, и прозвали бы тогда Михаила Афанасьевича "вятским Яном Вермером" (или по старой привычке - Вермеером)...

М. Демидов. Молодой охотник. Портрет Николая Ивановича Прокошева. 1923. Х., м.

Отчего же Демидов был фактически забыт? Главная причина - в выпадении его из контекста: идеологического, политического, столично-художественного. Он не эмигрировал, как Исупов или Фешин, не был расстрелян, как Клуцис, не изображал, как Виктор Васнецов, былинных богатырей, востребованных романовской и сталинской империями, не успел стать соцреалистом, как Кончаловский, Рылов, Машков, Пименов, Лебедев, Петров-Водкин и др. Демидов - не хуже любого из них, но почти не восстановлен в правах до сих пор. Кроме написанного Клавдией Анисовой каталога выставки 1971 года и пары статей Нины Мартыновой (в "Панораме искусств", вып.13, и в "Художнике" № 3, 1993), исследований его творчества нет, не говоря уже о монографии, альбоме репродукций или, на худой конец, наборе открыток. Конечно, гораздо проще без конца твердить, что "богата земля Вятская талантами, ой, богата", чем что-то сделать конкретно, чтобы таланты эти не зарывались в ту самую и без того уже богатую ими почву...

Михаил Коковихин

 

"Вятский наблюдатель" № 42, 30 мая 1997

 

 

ЗАБЫТЫЙ ХУДОЖНИК РУССКОГО АВАНГАРДА МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ ДЕМИДОВ (1885-1929)   Михаил Афанасьевич Демидов (1885-1929). Фотография 1927 г. Михаил Афанасьевич Демидов (1885-1929) - русский советский живописец, портретист, художник- график, педагог. Учился в Казанском художественное училище (1901-1907) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, 1907-1913) у Константина Коровина, Аполлинария Васнецова и Валентина Серова. Участвовал в выставках с 1906 г. Совершил путешествие в Италию (1913). Член общества «Ассоциация художников революционной России» (АХРР) с 1926 г. Преподавал в Вятском художественно-промышленном техникуме (1918-1929). Жил и работал в Москве в 1913-1917, в г. Вятка с 1918 г. В 1950-е гг. Демидова причислили к формалистам, однако вятские музейщики спасли его наследие от уничтожения. Демидов умер в 1929 г. от туберкулеза в возрасте 44 лет. Михаил Демидов (1885-1929). Автопортрет (в профиль). 1908-1909 гг. Холст, масло. 30 x 21 см. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров. У Михаила Демидова - типичная для русских художников биография «страдальца»: сначала первые успехи, восторги столичных мэтров и паломничество к шедеврам Италии, потом удары судьбы - разлука с невестой в 1916-м, пожар в московской мастерской, вынужденный отъезд в провинцию в 1918-м, невостребованность, растрата себя на исполнение соцзаказов - и смерть от чахотки в чеховском возрасте (на 44-м году). В 1950-е демидовское наследие объявили формализмом и постановили: «подлежит списанию», - однако вятские музейщики не уничтожили его, а задвинули подальше - до лучших времен. В 1960-е благодаря восторгам московских реставраторов картины Демидова были реабилитированы - для эпизодического экспонирования. И только в конце 1996 года собранные «всерьёз и надолго» в одном зале демидовские полотна позволили составить целостное представление о художнике и попытаться определить его место в ряду других. Оказалось, что это отличный портретист на уровне русских классиков 1910-1920-х годов - с прекрасной школой, со своей пронзительной лирической темой, с точным ощущением времени. Михаил Демидов (1885-1929). Обнаженная. Этюд. 1900-е гг. Бумага, карандаш. 23,8 x 14,2 см. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров. Большинство картин и рисунков М.А. Демидова находятся в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых в г. Кирове, поэтому далее их местоположение не указывается за исключением других музеев. Михаил Демидов (1885-1929). Обнаженная. 1900-е гг. Бумага, карандаш. 23,5 x 19,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Мужчина и заяц. 1900-е гг. Бумага, карандаш. 28x28; размер изображения 24x24 см. Михаил Демидов (1885-1929). Обнаженный натурщик со спины. Этюд. Конец 1900-х – начало 1910-х гг. Холст, масло. 59 x 51 см. Михаил Демидов (1885-1929). Купавки в кувшине. Этюд. 1902-1903 гг. Холст, масло. 32 x 18 см. Михаил Демидов (1885-1929). Хвойный лес. 1900-е гг. Холст на картоне, масло. 41x23,5; размер в свету 29,8x12,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Закат. Этюд. 1902-1903 гг. Холст на картоне, масло. 15,5 x 32 см. Михаил Демидов (1885-1929). Опушка соснового леса. Этюд. 1902-1903 гг. Холст, масло. 15,5 х 27,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Идиллия. Эскиз. Бумага, акварель, карандаш. 28,5x26,5; размер изображения 17,2x23,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Девушка в поле. 1904-1905 гг. Холст, масло. 29,5 x 40 см. Михаил Демидов (1885-1929). Украинка. До 1907 г. Бумага, карандаш, мел, уголь. 31 x 22 см. Михаил Демидов (1885-1929). Молодой украинец. До 1907 г. Бумага, карандаш, мел, уголь. 32 x 20 см. А.В. Исупов (1889-1957). Портрет Н.Н. Хохрякова (1857-1928). 1922 г. Холст, масло. 68 х 55,5 см. Брянский областной художественный музей. Михаил Афанасьевич Демидов родился 7 ноября 1885 года в г. Вятка Российской империи. Первые уроки рисования получил у вятского художника-пейзажиста Н.Н. Хохрякова (1857-1928). В 1901-1907 гг. учился в Казанской художественной школе. Среди студентов училища выделялся будущий идеолог футуризма Давид Бурлюк. Уже в казанских ученических альбомах Демидова среди многочисленных набросков, где в основном шла работа над ракурсами, объемами, мимикой и жестами встречается композиция с изображением распростертых на земле фигур убитых («Накануне манифеста»). В это же время у Демидова появляется рисунок «За хлебом» (1906-1907), изображающий надвигающуюся толпу изможденных крестьян. С явной симпатией к народной жизни созданы листы «Пейзаж с пахарем», «Молодой украинец», «Насмешка» и другие. Футуристической творческую манеру Михаила Демидова в Казани не назовешь. В тех небольших сохранившихся зарисовках явно просматривается социально-критический реализм передвижников, но и он порой обострен экспрессионистским видением проблем стоящих перед Россией, наполнен той нетерпимостью, которая грозит вылиться в беспощадный бунт. Эти рисунки напоминают произведения русских художников: Сергея Иванова, Абрама Архипова, Михаила Нестерова («Вечером», «Читающий старец») и даже позднего Ильи Репина. Михаил Демидов (1885-1929). За хлебом. 1906-1907 гг. Бумага, уголь, мел. 21,7x30 см; размер изображения 17,2x28,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). На разбой. Эскиз. Бумага, уголь, мел. 27,5 x 32,5 см; размер изображения 22 x 28 см. Михаил Демидов (1885-1929). Юноша и овцы. Бумага, тушь, кисть. 17,5 x 25,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Вечером. До 1907 г. Бумага, акварель. 15,9 x 23,7 см. Михаил Демидов (1885-1929). Читающий старец. До 1907 г. Бумага, акварель, гуашь. 27,3 x 21,7 см. Михаил Демидов (1885-1929). Насмешка. Эскиз композиции. До 1907 г. Бумага, пастель, уголь. 21,4 x 30,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Хоровод. Эскиз. До 1907 г. Бумага, карандаш, сангина, соус. 22 x 31 см. Михаил Демидов (1885-1929). Два сатира. До 1907 г. Бумага, пастель. 27,2 x 31,5 см; размер изображения 21 x 25 см. Михаил Демидов (1885-1929). Девушка в розах. До 1907 г. Бумага на картоне, акварель, тушь. 20,5 x 24,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Танец. Бумага, акварель, тушь. 14x17,5; размер изображения 6,5x15 см. Михаил Демидов (1885-1929). Эскиз. Бумага, накл. на бумагу, акварель. 4 х 10 см. Михаил Демидов (1885-1929). Этюд. Плоты на реке. 1907-1915 гг. Картон, масло.19,8 x 34,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Облака. Бумага, акварель, карандаш. 20,6 x 30,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Летний день. Бумага, акварель. 28 x 23 см. Михаил Демидов (1885-1929). Над рекой. Эскиз. Картон, акварель, цветной карандаш. 23,3 x 18,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Автопортрет с папиросой. 1908-1909 гг. Холст, масло. 19,8 x 16 см. В 1907 году Михаил Демидов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где в течение 6 лет учился у выдающихся русских художников Константина Коровина, Аполлинария Васнецова и Валентина Серова. Летом 1913 года Демидов после окончания МУЖВЗа был награжден поездкой в Италию, как один из наиболее одаренных выпускников. На молодого художника встреча с шедеврами итальянского Ренессанса произвела ошеломляющее впечатление. В его ученических работах московского периода 1910-х гг. ощутимо влияние декоративизма Михаила Врубеля («Жена Потифара»), композиционности Эдгара Дега («Балет») и особенно - предметной обобщённости Поля Сезанна («Батум. Вечер», «В бухте»). Стиль Михаила Афанасьевича сложился в русле «московского сезаннизма». Можно сказать, что Демидов - один из русских сезаннистов типа П. Кончаловского и А. Осмёркина. Вместе с тем в некоторых полотнах использована перспектива в духе Давида Штеренберга или Петрова-Водкина. Вообще палитра Демидова вобрала в себя лучшие черты Серебряного века живописи, пытавшегося продлить чистое искусство, свободное от идеологии. После непродолжительной службы в армии во время Первой мировой войны Михаил Демидов еще некоторое время жил в Москве, а с 1918 года окончательно поселился в Вятке. М.А. Демидов в форме прапорщика русской армии. Фотография 1916 г. Михаил Демидов (1885-1929). Натюрморт с этюдником. Бумага, тушь, кисть. 29 x 38,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Стакан воды, чернильница и лягушка. Бумага, карандаш. 16,5 х 11 см. Михаил Демидов (1885-1929). Интерьер с двумя креслами. Бумага, карандаш. 28x21,7; размер изображения 25,5x18 см. Михаил Демидов (1885-1929). Натюрморт с графином. Бумага, карандаш. 27,5 x 21,8 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Василия Осиповича Воробьева. 1910 г. Холст, масло. 70 x 66,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Елизаветы Афанасьевны Воробьевой с сыном Алексеем. 1911 г. Холст, масло. 98 x 86 см. Михаил Демидов (1885-1929). Мать и дитя. Набросок. 1911 г. Бумага, акварель, карандаш. 49,5 x 30,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Иосиф и жена Потифара. 1910-е гг. Холст, масло. 87,7 x 68 см. Пентефрий - славяно-библейское название фараонова царедворца (начальника телохранителей), которому был продан Иосиф израильскими купцами в Египте. Египетское его имя - Потифар («жрец солнца»), в этой форме оно принято в русской Библии. Михаил Демидов (1885-1929). Архангел. 1912 г. Бумага, акварель, карандаш. 23x5,5; размер изображения 16,3x9,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Фигура с фрески. 1912 г. Бумага, акварель. 28 x 22,3 см. Михаил Демидов (1885-1929). Мужская голова. Бумага, уголь. 19,8 x 26 см. Михаил Демидов (1885-1929). Голова Демона. 1910-е гг. Бумага, карандаш. 33,8x17; размер изображения 16x14 см. Михаил Демидов (1885-1929). Тамара. Копия с работы М.А. Врубеля. 1910-егг. Бумага, карандаш. 28 x 16 см. Михаил Демидов (1885-1929). Батум. 1910-е гг. Холст, масло. 80,8 x 70,3 см. Михаил Демидов (1885-1929). В бухте. 1910-е гг. Холст, масло. 69,3 x 76,5 см. С переломами эпохи и сознания перекликается демидовская манера членить фигуру и пространство цветовыми плоскостями, а кое-где - искажать обратной перспективой, резать композицию краем холста. В картине «За роялем» (1920-1921) композитор-пианист Рудольф Мервольф то ли ожесточённо сопротивляется зримым контурам стихии – «музыки революции», то ли сам обрушивает её на мир. Эта стихия вторгается и в почти все женские портреты Демидова, определяя самочувствие портретируемых и лирический градус картин. Героиня беззащитна, тревожна и белой блузкой слита с белой стеной ("Портрет Н.Г. Поскрёбышевой", 1920), придавлена верхним ракурсом, разбита на несколько граней, погружена в сумерки серо-чёрно-охристого колорита («Портрет женщины с муфтой», 1922), лишена глаз и напугана вместе с ребёнком («Мать и дитя», 1924-1925). Кажется, что на картине «Девочка в кресле» (1923-1924) ваза с яблоками вот-вот скатится со скатерти, кресло рухнет за край рамы, а напрягшаяся героиня, если разожмёт пальцы, упадёт. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет дамы с зонтиком. 1910-е гг. Холст, масло. 110 x 74 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет молодой женщины на зелёном фоне. 1910-е гг. Холст, масло. 68,5 x 55,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет молодой женщины, сидящей за столом. 1910-е гг. Холст, масло. 69 x 51 см. Михаил Демидов (1885-1929). Балет. Эскиз. 1910-е гг. Холст, масло. 78 x 88 см. Михаил Демидов (1885-1929). Эскиз декорации. До 1913 г. Бумага, акварель, уголь, пастель. 40x34; размер изображения 31,5x30 см. Михаил Демидов (1885-1929). Маска - Синяя птица (фас). До 1913 г. Бумага, итальянский карандаш, бронза, акварель. 29 x 21,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Маска - Синяя птица (профиль). До 1913 г. Бумага, итальянский карандаш, бронза, акварель. 22 x 21 см. Михаил Демидов (1885-1929). Женщина с покрывалом. Бумага, пастель. 31 x 19 см. Михаил Демидов (1885-1929). 1. Декоративный орнамент. Бумага, карандаш, гуашь. 32x8; размер изображения 29x8 см. 2. Растительный орнамент на желтом. Бумага, акварель, карандаш. 29,6х8,5; размер изображения 28х7 см. Михаил Демидов (1885-1929). Павлин. Эскиз. До 1913 г. Бумага, акварель. 32,2 x 46 см. Михаил Демидов (1885-1929). Рыба. Декоративный мотив. 1912 г. Бумага, акварель, карандаш. 22x17,5; размер изображения 18x17,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Ночной город. Бумага, тушь, перо, белила. 21x16 см; размер изображения 14x12 см. Михаил Демидов (1885-1929). Стога. Бумага, тушь, перо.7,5 x 15,2 см. Излишне, наверное, говорить о том, что настроения неустойчивости, страха и ужаса были явно присущи и самому автору (см. «Автопортрет», 1920-е). И, пожалуй, лишь однажды в этой мгле наступил просвет - при встрече Демидова, преподававшего в Вятских художественно-промышленных мастерских, с ученицей Лидией Агалаковой. Художник, которому было под сорок, увлёкся, написал пару портретов Лидочки, как он её называл, но она выбрала другого - сокурсника Николая Прокошева, уехала с ним в 1926-м в Москву учиться во ВХУТЕМАСе и вышла за него замуж. Счастливого соперника Михаил Афанасьевич изобразил опёршимся на ружьё («Молодой охотник», 1923) - ружейный ствол оказался в опасной близости от виска. А через три года после отъезда Лидочки Демидов умер. Михаил Демидов (1885-1929). Возок. Бумага, акварель, карандаш. 11,5 x 22,2 см. Михаил Демидов (1885-1929). Серебряный стаканчик. 1917 г. Бумага на картоне, акварель. 26,5 x 35 см. Михаил Демидов (1885-1929). Хрусталь и серебро. 1917 г. Бумага на картоне, масло. 35,5 x 34 см. Михаил Демидов (1885-1929). Юноша с мандолиной. До 1918 г. Бумага на картоне, карандаш. 35,5 x 26,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Алексея Васильевича Воробьева в детстве. 1917 г. Картон, масло. 40,2 x 27 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Надежды Воробьёвой с кошкой. 1919 г. Холст, темпера. 72 x 60 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Надежды Воробьевой с кошкой. Вариант. 1919 г. Холст, масло. 74 x 60 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Надежды Воробьевой с кошкой. Фрагмент. 1919 г. Бумага на холсте, масло. 34x57; размер изображения 34x55 см. Михаил Демидов (1885-1929). Березовый лес зимой. 1919 г. Бумага на холсте, темпера. 85 x 65,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Желтый домик. 1919 г. Бумага, темпера. 85,5 x 45,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). У плотины. 1921 г. Холст, масло. Частное собрание. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина (1862-1945). 1920 г. Холст, масло. 66 x 53,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). За роялем. Портрет Р. И. Мервольфа. 1920-1921 гг. Холст, масло. 81 x 82 см. Рудольф Иванович Мервольф (1887-1942) - советский композитор, пианист, аккомпанировал Ф.И. Шаляпину, в 1920-е гг. жил и выступал в Вятке. С 1928 г. преподавал в Ленинградской консерватории, профессор. Умер в блокадном Ленинграде. Михаил Демидов (1885-1929). Рисунок головы Р.И. Мервольфа. 1920-1921 гг. Бумага, карандаш. 18,5 x 11,3 см. Михаил Демидов (1885-1929). Человек в шапке (Автопортрет). 1920-1921 гг. Картон, масло. 55,3 x 44 см. Михаил Афанасьевич был одним из создателей Художественного музея в Вятке в 1910 г. Участвовал в создании и был одним из организаторов Вятских художественно-промышленных мастерских (филиал ВХУТЕМАСа) в 1919 г. В 1925 г. вошел в правление вятского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР). Возглавлял жюри местных выставок, оформлял революционные праздники и газеты, расписывал общественные здания. Автор рельефа на здании Вятской гуманитарной гимназии, соавтор памятника революционеру-народовольцу Степану Халтурину у стадиона «Динамо», (1923), архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Памятник Степану Халтурину у стадиона «Динамо» в г. Кирове. Проект М.А. Демидова, архитектор Иван Чарушин. Фигуру рабочего-революционера сделали в Москве и по частям перевозили в Вятку. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет женщины с муфтой. 1922 г. Холст, масло. 89 x 80 см. Михаил Демидов (1885-1929). Женщина в кресле. Эскиз. 1921 г. Бумага, уголь. 43 x 35 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет М.Я. Минчиковского. 1922 г. Холст, масло. 121,5x88 см. Частное собрание. Мирон Яковлевич Минчиковский (1885-1958) - советский инженер, ученый, заведующий вятской Мастерской учебных пособий (МУП), директор и главный инженер лаборатории Главучтехпрома по изготовлению первых советских трубок Рентгена и др. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет актрисы Добровольской в черной шляпе. 1922-1923 гг. Холст, масло. 88,2 x 62,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет актрисы Добровольской. 1920-е гг. Бумага, карандаш. 20,5 х 17 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Лидии Николаевны Агалаковой. 1922-1923 гг. Холст, масло. 61,5x49 см. Лидия Николаевна Агалакова (1904-1993) - ученица Михаила Демидова, художница-экспрессионистка, в Союзе художников СССР не состояла, жена художника Н.И. Прокошева. Михаил Демидов (1885-1929). Молодой охотник. Портрет художника Николая Ивановича Прокошева (1904-1938). 1923 г. Холст, масло. 115 x 69,7 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет студентки Марии Владимировны Казанской. 1922-1923 гг. Холст, масло. 89 x 66,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Н.М. Малеевой, актрисы Вятского городского театра. 1922-1923 гг. Холст, масло. 104 x 91,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Эскиз к портрету Н.М. Малеевой. 1922-1923 гг. Бумага, карандаш. 23,3x26; размер изображения 19x18 см. Михаил Демидов (1885-1929). Сидящий у мольберта (Ф. Фальбов). 1922-1923 гг. Бумага, карандаш.19,5 x 17,3 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Александры Аркадьевны Созонтовой. 1923-1924 гг. Холст, масло. 62,5 x 49 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Спиридона Hиколаевича Созонтова. 1923-1924 гг. Холст, масло. 62,5 x 49 см. Михаил Демидов (1885-1929). Голова женщины с гладкой прической. 1922-1923 гг. Бумага, карандаш. 29,5 x 22,8 см. Михаил Демидов (1885-1929). Автопортрет. 1920-е гг. Холст, масло. От увлечения Агалаковой родился шедевр Демидова «Девушка у зеркала» (1924). Для модели (Лидочки), а значит, и для художника зима и страхи отступили, пришла весна, а с ней - молодость, солнце, радость. Малиновый бант в волосах смотрится прилетевшей бабочкой. Сквозь блузку беззащитно-притягательно просвечивает бельё. Мажорное настроение передаётся через колорит - через ослепительность белого цвета, яркую декоративность красно-сине-сиреневой расцветки тканей, скатерти и ковра. Композиция гармонична, деформация реальности минимальна, а отразившийся в овале зеркала портрет - почти академичен. Картина приблизилась к искомому Большому стилю великой эпохи, но всё-таки не переступила грань, отделяющую Демидова, допустим, от соцреалистического Юрия Пименова. Побольше бы таких полотен с коврами, зеркалами, солнечными окнами, с трогательной темой женских надежд, и прозвали бы тогда Михаила Афанасьевича «вятским Яном Вермером» (или по старой привычке - Вермеером). Михаил Демидов (1885-1929). Девушка у зеркала. Портрет Лидии Николаевны Агалаковой. 1924 г. Холст, масло. 105 х 116,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Девушка у зеркала. Портрет Лидии Николаевны Агалаковой. Эскиз. 1924 г. Бумага, акварель, карандаш. 22 x 24,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Девочка в кресле. Портрет Надежды Воробьёвой (с натюрмортом). 1923-1924 гг. Холст, масло. 104 x 78 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет девушки в красной косынке. 1920-е гг. Холст, масло. 54,5 x 40 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Н.Г. Поскрёбышевой. Этюд (после реставрации). 1920-е гг. Холст, масло. 44,5 x 35,5 см. Кто такая Н.Г. Поскрёбышева пока покрыто мраком, как впрочем и многие страницы вятской жизни М.А. Демидова, ждущие своего исследователя. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Н.Г. Поскрёбышевой. 1920-е гг. Холст, масло. 103 x 71 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Еликониды Петровны Князевой (1874-1969). 1920-е гг. Холст, масло. 70,5 x 51,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Голова девушки в черной шляпке. 1920-е гг. Бумага, карандаш. 28,9 х 23 см. Михаил Демидов (1885-1929). 1. Женщина в шляпе. Бумага, карандаш. 31x22,3 см. 2. Женщина в шляпе. Эскиз. Бумага, карандаш. 32x24 см. Михаил Демидов (1885-1929). 1. Голова молодого мужчины в профиль. Бумага, карандаш. 17,1x11 см. 2. Женский профиль. Бумага, карандаш. 15,3x9 см. Наиболее значимым жанром творчества Михаила Демидова является портрет. В 1920-е годы в Вятке он создал целую галерею портретов известных людей города, значительная роль отводилась местной интеллигенции – это актеры, музыканты, архитекторы люди творческих профессий, близкие художнику по духу. С 1919 года и до конца своей жизни Демидов преподавал в Вятском художественно-промышленном техникуме, воспитав целую плеяду молодых художников. Среди его учеников многие стали известными художниками: Л.Н. Агалакова, К.Н. Думаревская, С. Зубарева, М.В. Казанская, В.А. Нелюбин, Н.Г. Поскребышева, В.И. Прокошев и Н.И. Прокошева, М.И. Пиков, А.И. Пейсахович, Т.Е. Пустовалов, А.А. Соломин, Е.И. Чарушин, А.П. Широков, Фаина А. Шпак и др. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет художницы Клеопатры Николаевны Думаревской (1906-1976). 1924 г. Холст, масло. 101 x 84 см. Михаил Демидов (1885-1929). Мать и дитя. 1924-1925 гг. Холст, масло. 92 x 74 см. Михаил Демидов (1885-1929). Девочка, надевающая туфлю. Портрет Надежды Воробьёвой. Неоконченная картина. 1926 г. Холст, масло. 70 x 56,7 см. Михаил Демидов (1885-1929). Лежащая Л.Н. Агалакова. Набросок. 1924 г. Бумага на картоне, карандаш. 22 x 29,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Женский портрет (У стола). Эскиз. Бумага, акварель, лак. 23 х 19 см. Михаил Демидов (1885-1929). Композиция «Садко у морского царя». 1920-1925 гг. Бумага, акварель, бронза, тушь, перо. 42 х 20 см. Михаил Демидов (1885-1929). 1905 год в Вятке. 1920-е гг. Музей-диорама «Установление Советской власти в городе Вятке», г. Киров. В 1981 году в Кирове была восстановлено здание и создана новая экспозиция музея-диорамы «Установление Советской власти в Вятке». Создатели историко-революционной экспозиции художники А.И. Интезаров и Н.Н. Соломин были удостоены звания лауреатов Государственной премии РСФСР. Этого звания удостоены также скульптор В.А. Сонин, автор барельефа на фасаде здания диорамы, и архитектор А.П. Павлов. Размер холста 8 х 35 метров. Михаил Демидов (1885-1929). В подпольной типографии Вятского комитета РСДРП, 1904-1906 гг. 1920-е гг. Музей-диорама «Установление Советской власти в городе Вятке», г. Киров. Михаил Демидов (1885-1929). Столкновение вооруженных дружин с полицией у здания водокачки. Вятка, декабрь 1905 г. 1920-е гг. Музей-диорама «Установление Советской власти в городе Вятке», г. Киров. Михаил Демидов (1885-1929). Памяти павших борцов за свободу. Эскиз росписи (Февральские дни 1917 г. в Вятке). 1927 г. Бумага, акварель, карандаш, уголь. 54x71 см. Михаил Демидов (1885-1929). Эскиз плаката «Товарищи крестьяне». Бумага, акварель, карандаш. 27,8x34,5; размер изображения 25x34,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Эскиз рекламного плаката «Вятскую правду в вятскую деревню». 1920-е гг. Бумага, акварель. 36,5 x 72 см. Михаил Демидов (1885-1929). Эскиз плаката «Спеши возобновить подписку на «Вятскую правду!». 1920-е гг. Бумага, тушь, акварель. 86 x 67 см. Михаил Демидов (1885-1929). Эскиз плаката «Спеши возобновить подписку на газету «Вятская правда». 1920-е гг. Бумага, акварель. 35,3 x 26 см. Тимофей Ермилович Пустовалов (1891-1944). Мужской портрет (Портрет М.А. Демидова). 1924 г. Бумага, гуашь. 31 x 24,7 см. Михаил Демидов не менее талантливо работал и в других жанрах. Причем, он прекрасно владел не только техникой масляной живописи, у него есть замечательные пастели и акварели. В смешанной технике пастели, темперы и угля он создает в 1919 году два вятских зимних пейзажа («Жёлтый домик», «Березовый лес зимой»), в которых тональная приглушённость и выбранный вертикальный формат верно передают величественное спокойствие северных природных мотивов. В технике акварели художник создал два блестящих натюрморта («Хрусталь и серебро» и «Серебряный стаканчик»). До наших дней сохранилось несколько агитационных плакатов, которые создавались им в АХХР Вятки, и которые служат живой иллюстрацией перемен, происходивших тогда в жизни общества. Демидов сам переводил эскизы плакатов на литографский камень и печатал. И в заключение, несколько ранних и недатированных работ и эскизов Михаила Демидова: Михаил Демидов (1885-1929). Эскиз книжной обложки. Бумага, тушь, перо. 19 х 17 см. Михаил Демидов (1885-1929). Цветы. Бумага, карандаш. 18,2 x 17,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Портрет Целищева. Бумага, уголь. 35 x 26,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). 1. Мужчина в пенсне. Бумага, карандаш. 18,1x13,3 см. 2. Мужчина в пенсне (Сотрапинский?). Бумага, карандаш.17,8x12,3 см. Михаил Демидов (1885-1929). Сидящая женщина. Эскиз. Бумага на картоне, акварель. 23 x 17,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Дама у автомобиля. Фрагмент. 1920-е гг. Картон, масло. 64 x 28,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Сидящая женщина. Эскиз. Бумага на картоне, акварель. 23 x 17,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Женщина в шляпе. Эскиз. Бумага, карандаш. 18,5 x 14 см. Михаил Демидов (1885-1929). Сидящая женщина. Этюд. Бумага, карандаш. 36 x 24,5 см. Михаил Демидов (1885-1929). Общество. Эскиз композиции. Бумага, карандаш. 14,4 x 21,6 см. Михаил Демидов (1885-1929). Фигура женщины в черном. Бумага, пастель. 22,5 х 10 см. Михаил Демидов (1885-1929). Женщина и бородатый мужчина. Бумага, карандаш, уголь. 28,3 x 17 см. Отчего же Михаил Демидов после своей смерти был фактически забыт? Главная причина - в выпадении его из контекста: идеологического, политического, столично-художественного. Он не эмигрировал, как А.В. Исупов и Н.И. Фешин, не был расстрелян, как Густав Клуцис, не изображал, как Виктор Васнецов, былинных богатырей, востребованных романовской и сталинской империями, не успел стать соцреалистом, как Кончаловский, Рылов, Машков, Пименов, Лебедев, Петров-Водкин и др. Демидов - не хуже любого из них, но почти не восстановлен в правах до сих пор. Кроме написанного Клавдией Анисовой каталога выставки 1971 года и пары статей Нины Мартыновой (в «Панораме искусств», вып.13, и в «Художнике» № 3, 1993), исследований его творчества нет, не говоря уже о монографии, альбоме репродукций или, на худой конец, наборе открыток. Конечно, гораздо проще без конца твердить, что «богата земля Вятская талантами, ой, богата», чем что-то сделать конкретно, чтобы таланты эти не зарывались в ту самую и без того уже бо


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: