Личности ученика и группы»




Методические рекомендации «Об использовании активных форм обучения для отслеживания результатов социокультурного развития

личности ученика и группы»

Оценка является необходимой составляющей учебной деятельности учащихся.

Преподаватели предмета «Истоки» в силу специфичности данного
учебного предмета должны с особым вниманием осуществлять контрольно-
оценочную деятельность. Оценка реализует важнейшие функции в учебном
процессе:

- стимулирующую

- ориентирующую

- воспитывающую

- образовательную

 

Оценка результатов социокультурного развития учащихся является необходимой составляющей в реализации системного подхода к истокам в образовании и требует от учителя глубокого, осознанного и полного её понимания. Социокультурный подход к оцениванию предполагает наличие самооценки и взаимооценки, помимо экспертной, и осуществляется на основе следующих критериев:

 

- нормативном (сопоставление с нормой);

- сопоставительном (сопоставление результатов учащихся,

классов между собой);

- личностном (сопоставление настоящего результата с

предыдущим).

 

Причём преобладает в основном нормативный и личностный критерии относительно сопоставительного. Все контрольно-оценочные акты делятся на констатирующие, проверяющие и диагностические. Если первые два являются традиционными для любого предмета, то диагностический акт оценивания используется реже. Основная его цель — установить уровень развития психических процессов: памяти, мышления, воображения, а также качеств личности (интересов, мотивации, убеждений и т.п.) и учебных умений. Именно данный критерий является определяющим в предмете «Истоки». Отметка для ученика является своеобразным вознаграждением за хорошую учёбу, но в социокультурном подходе она не является доминирующим видом вознаграждения. В процессе общения учитель сознательно повышает значимость вознаграждения деятельностью и добрым словом, что при правильной организации способствует развитию духовного начала в каждом ребёнке.

Авторы программы курса «Истоки» рекомендуют для отслеживания результатов социокультурного развития личности ученика и группы использовать активные формы обучения, которые с одной стороны являются уникальной педагогической технологией, а с другой — представляют собой наиболее адекватный, постоянный и доступный способ оценивания.

Наличие трёх составляющих оценки (самооценка, взаимооценка, экспертная оценка) в тренингах позволяет объективно и всесторонне определить уровень развития каждого ученика, группы и класса в целом. Причём, под понятием «оценка» подразумевается не столько количественный показатель (сумма баллов и соответствующая ей оценка), сколько качественный результат, достигнутый каждым учеником в процессе выполнения заданий тренинга.

В учебном предмете «Истоки» представлены два вида тренингов - развивающие и оценивающие. Развивающие тренинги готовят учащихся к оценивающему тренингу, в котором отслеживается как овладение учащимися содержанием, так и усвоение коммуникативных и управленческих навыков и социокультурный уровень развития личности в целом.

Отслеживание осуществляется с помощью качественных и количественных показателей, заложенных в активных формах обучения. По итогам индивидуального этапа отслеживается развитие каждого ученика, а по итогам работы в паре или в четвёрке отслеживается развитие группы. Оценивание результатов осуществляется по 7-балльной шкале. Показатели в баллах, полученные с помощью оценивающих тренингов по результатам индивидуальной работы детей, могут быть переведены в традиционную систему школьной пятибалльной оценки. Технология перевода представлена в методических разработках (см. Список рекомендуемой литературы). Учителю рекомендуется в целях поощрения творческой инициативы учащихся оценивать выполнение заданий в рабочих тетрадях, а также самостоятельную подготовку к занятиям дома, с привлечением дополнительного материала. С целью обобщения знаний учащихся, прочувствования ими смысла основных категорий курса, а также с целью оценки знаний учащихся и определения развития социокультурного опыта, приобретённого в течение определённого времени (четверь, учебный год), проводятся итоговые уроки-тренинги. На обобщающий урок-тренинг отводится 2 часа, он состоит из ряда взаимосвязанных тренингов (заданий).

Урок начинается с тренинга «Ресурсный круг», который решает задачи присоединения учащихся к теме разговора. В классах, где много учеников, целесообразно работать по подгруппам в 10-15 человек. Каждый этап работы в тренинге строго регламентируется по времени. Временная продолжительность этапа определяется учителем в зависимости от умений, навыков детей, степени сложности задания. Усвоение содержания учебного материала оценивается в графе «Индивидуальный этап» в баллах, баллы переводятся в оценки по пятибалльной шкале. При недостаточном количестве баллов для выведения отметок рекомендуется дополнительная проработка содержания учебного материала с учеником.

Рекомендуется проводить аттестацию учащихся по учебным четвертям и ежегодно (если иное не предусмотрено уставом образовательного учреждения). Качественная оценка представлена в активных формах обучения в аспектологической характеристике, которая описана в методических пособиях к социокультурным тренингам 2, 3, 4 и 5-го классов.

Социокультурный тренинг является одной из основных активных форм обучения и отличается от психологических тренингов и традиционных групповых форм обучения наличием в нём следующих пяти аспектов:

- содержательного,

- психологического,

- коммуникационного,

- социокультурного,

- управленческого.

 

Содержательный аспект касается подбора системы заданий, соответствующих ключевым идеям темы. В результате их выполнения учащиеся выходят на переосмысление, прочувствование того, что они изучали на уроках, и включают полученные знания в личный опыт. Наличие психологического аспекта способствует развитию основных психологических функций учащихся (восприятия, мышления, речи, функции чувствования) с выходом на развитие желания самосовершенствоваться. Коммуникационный аспект помогает развивать навыки общения на аналоговом уровне, формировать единый понятийный аппарат, умение грамотно вести дискуссию, организовывать групповой процесс принятия решения. Управленческий аспект подразумевает такую организацию тренингов, которая позволяет учащимся развивать способность структурировать время, постоянно действовать, анализировать и обобщать информацию, развивать навыки управления своими знаниями.

Социокультурный аспект помогает определить, какие значимые результаты получают учащиеся, на какие общечеловеческие ценности и категории они выходят в процессе изучения той или иной темы, помогает определить значимость приобретённого учащимися опыта для развития общества. Отслеживание результатов развития учащихся и класса (группы) важно не только в плане динамики развития, но и для корректирования построения учебного процесса. Целесообразно описание результатов по итогам каждого занятия (в целом по группе) (см. Приложение 1).

По итогам четверти определяются результаты социокультурного развития каждого ребенка в «Дневнике Истоков» (анализируется не менее 3-5 позиций) (см. Приложение 2).

Результаты могут быть оформлены в виде линейной диаграммы.

 

 


Список рекомендуемой литературы:

1. Бадняк О.А., «Истоки - 2». Активные формы обучения (системная разработка).

2. Твардовская Н.Ю., «Истоки - 3». Активные формы обучения (системная разработка). Методическое пособие // Истоковедение. Том 2. Издание 2-е, дополненное. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2002.

3. Смирнова Т.Н. «Истоки - 4». Активные формы обучения (системная разработка). Методическое пособие //Истоковедение. Том 6. - М.: Издательский дом «Истоки», 2007.

4. Красикова Н.Б. Мисаилова О.И., Твардовская Н.Ю. «Истоки - 5». Активные формы обучения (системная разработка). Методическое пособие //Истоковедение. Том 2. Издание 2-е, дополненное. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2002.

 


Приложение1

 

Методические рекомендация для учителя по отслеживанию результатов социокультурного развития личности учащихся в истоковедении

(тренинги: работа в паре, в четверке, ресурсный круг)

Показатели результативности:

1. Умеют слушать друг друга

2. При обсуждении вопроса в двойке или группе каждый излагает свою позицию

3. Способны дополнять друг друга

4. Сумели присоединиться друг к другу

5. Сумели прийти к единому решению; отождествляют себя с группой (позиция «мы»)

6. Воспринимают по доорому друг друга, общались без микроконфликтов

7. Высказывались уверенно, не боялись ошибиться

8. Сумели выйти на доверительное общение с преподавателем

9. Уложились вовремя на разных этапах тренинга

10. Справились с заданием правильно

11. Содержание тренинга вызвало затруднений

12. Удовлетворены результатами работы

13. Сумели выйти на значимые результаты, рассуждения, выводы

14. Лидер сумел организовать работу в группе, занимая активную позицию

15. Лидер сумел представить мнение группы

(Позиция 1,3,4,6,7,8,11,12,13 используются для анализа социокультурного развития учащихся в ресурсном круге)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: