Основные задачи Концепции развития восстановительной медиации в образовательной среде




• вовлечение в деятельность восстановительной медиации всех без исключения учреждений системы образования;

• ограничение административных и карательных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения и развитие восстановительных практик, таких как медиация, «Круг сообщества», «Школьная восста‑новительная конференция» в образовательной среде;

• передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка) педагогам, администрации, учащимся и родителям;

• насыщение восстановительными практиками существующих в образовательной среде форм управления и воспитания, налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса;

• улучшение качества воспитания и формирования у детей и молодежи установок, направленных на:

— улучшение качества образования за счет снижения уровня конфликтности образовательной среды и изменения ценностных ориентаций учащихся;

— повышение качества психологического здоровья детей и молодежи;

— улучшение криминогенной обстановки в образовательной среде;

— снижение уровня воздействия асоциальных групп;

— возвращение в образовательные учреждения детей и молодежи, имевших конфликт с законом;

— оказание детям и молодежи консультативной, юридической и психологической и социальной помощи;

— осуществление примирительных программ в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи;

— создание системы раннего выявления конфликтности детей и молодёжи, на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.);

• реализация этапов восстановительной медиации:

— создание организационных структур;

— подготовка: кадров, нормативно-правовой базы, дифференцированных восстановительных программ, программ научных исследований;

— взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации.

Концепция развития восстановительной медиации учитывает все многообразие факторов, способствующих разрешению конфликтов, главным образом, личностные особенности детей и подростков, значимых для образовательных учреждений. В процесс реализации Концепции Восстановительной медиации должны включаться при поддержке государства профессиональные сообщества медиаторов таких как Ассоциация восстановительных практик, осуществляющая свою деятельность во многих регионах России. Фактически речь идет не только и не столько о разработке и принятии в качестве отправной точки всех мероприятий Концепции развития восстановительной медиации, но и о создании новой организационной структуры в рамках образовательных учреждений. Прообраз такой структуры может быть смоделирован в виде двух базовых федеральных центров, поддерживаемых Минобразования России — организационно-методического — Ассоциация восстановительных практик и практического — Школьных Служб Примирения (ШСП).

Эти центры должны соответствовать трем основным задачам:

• учебно-методический полигон мероприятий по развитию восстановительной медиации в образовательных учреждениях, включая решение задач примирения;

• действующий в реальной образовательной среде прототип будущих региональных центров восстановительной медиации;

• информационный узел, позволяющий адекватно интерпретировать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития восстановительных практик и эффективности Школьных Служб Примирения.

• Внедрение восстановительной медиации происходит в конкретных реальных условиях. Невозможно одномоментное введение в практику всех желательных нововведений. Главным является четкое определение этапов внедрения, что позволяет сделать развитие восстановительной медиации наиболее эффективной.

ЭТАПЫСОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Исходя из нашего опыта создания служб примирения, можно составить некоторый «усредненный» вариант этапов создания службы.

ПЕРВЫЙ ЭТАП работы начинается с понимания конкретным представителем педагогического коллектива значимость идеи, принятие идеи восстановительной медиации и готового взять на себя ответственность за создание службы в своей школе. Этот человек становится куратором службы, и сначала ему нужно:

1) оценить тип и количество конфликтов — насколько они оправдывают создание в школе именно службы, а не наличие одного взрослого ведущего;

2) оценить, насколько директор поддерживает идею службы, готов ли он отпускать учеников на тренинг, решать другие организационные и финансовые вопросы. Определить людей, от которых зависит типичная для данного учреждения реакция на конфликтные ситуации (администраторы, учителя, лидеры класса) и оценить, будет ли хотя бы часть из них поддерживать Службу;

3) убедиться, готов ли сам куратор в течение достаточно долгого времени (возможно, не один год) кропотливо работать над развитием службы. Если на эти вопросы получены утвердительные ответы, между школой и Центром «СПР» подписывается договор о сотрудничестве, и с куратором, администрацией, а затем и с учениками обсуждается модель будущей Службы, ее миссия, стратегия и проч.

ВТОРОЙ ЭТАП: дальнейшая работа куратора разделяется на два одновременно развиваемых направления.

1. Создание службы: организация подготовки ведущих (центром «СПР» проводятся обучающие тренинги), нахождения помещения для службы, установление расписания работы и т. д. Цель — создание условий для реализации вос‑становительного подхода.

2. Встраивание службы в структуру школы: нахождение способов получения информации, реагирование администрации в случае примирения сторон, и т. д. Цель — поступление в службу информации о ситуациях.

ТРЕТИЙ ЭТАП: работа с конкретными случаями. По результатам проведенных программ примирения проводится супервизия со стороны опытных ведущих. Составляются бланки заявок, пишутся отчеты по проведенным программам. Налаживается взаимодействие с психологами и социальными педагогами. Завершением этого этапа можно считать успешное разрешение нескольких ситуаций, презентация результата администрации и коллективу школы, признание важности этой деятельности.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: идет накопление и анализ опыта, подводится статистика. Появляется «Положение о службе», в котором закреплены основные моменты работы службы, ее структура для конкретной школы. Организуется Клуб ведущих. На этом этапе расширяются виды деятельности (например, курирование младших — аналог социальной работы), ставится вопрос об устойчивости службы, передаче опыта новым ведущим, презентации проекта для других школ и т. д. Нам кажется, что на этом этапе служба может определить, какие негативные процессы она будет корректировать в первую очередь. Результатом деятельности службы является складывание новой традиции взаимодействия между людьми. Поэто‑му так необходимо, чтобы восстановительный способ был успешен, получил огласку и был испробован многими учениками. А также, чтобы имеющие высокий статус носители старого административного или криминального способа (если такие есть) не оказывали активного противодействия новому способу. Развитие восстановительной медиации одна из технологий создания эффективной многоуровневой системы защиты детства, основанной на международных стандартах.

Она ориентирована на:

• развитие государственно-общественного механизма реализации Конвенции о правах ребенка;

• повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий по‑ лучения детьми — жертвами насилия социально-психо‑ логической помощи;

• снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей;

• расширение практики применения технологий восстано‑вительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка;

• повышение качества социализирующей деятельности в отношении детей находящихся в конфликте с законом;

• расширение спектра мер воспитательного характера.

Реализация Концепции Восстановительной медиации будет способствовать привлечению детей к участию в общественной жизни и воспитанию у детей гражданственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: