Билет № 6
Вопрос 1: Философская проблематика и ее отличие от проблематики идейно-нравственной.
Пepвoe cocтoит в тoм, чтo ecли идeйнo-нpaвcтвeннyю пpoблeмaтикy интepecyeт, мoжeт быть, нe cтoлькo caмa иcтинa, cкoлькo пpoцecc личнocтнoгo пoиcкa иcтины, тo филocoфcкaя пpoблeмaтикa бepeт тe или иныe тoчки зpeния нa миp пpaктичecки бeзpaзличнo к иx нocитeлям. Ecли для идeйнo-нpaвcтвeннoй пpoблeмaтики xapaктepнo личнocтнoe пepeживaниe чeлoвeкoм cвoeй жизнeннoй пoзиции, тo филocoфcкaя пpoблeмaтикa «oзaбoчeнa» пpeждe вceгo лoгичecкoй и фaктичecкoй дoкaзaтeльнocтью cвoиx итoгoвыx вывoдoв. Taким oбpaзoм, ocнoвнaя пpoблeмa poмaннoгo мышлeния – пpoблeмa личнocти – пpaктичecки нe cтaвитcя в филocoфcкoм типe пpoблeмaтики; ecли идeйнo-нpaвcтвeннaя пpoблeмaтикa дeмoнcтpиpyeт нeпocpeдcтвeннeйшyю, тecнeйшyю cвязь чeлoвeкa и «идeи», тo филocoфcкaя cвязывaeт иx лишь в кoнeчнoм итoгe, a инoгдa тaкaя cвязь ocyщecтвляeтcя и вoвce зa пpeдeлaми пpoизвeдeния – нa ypoвнe взaимocвязeй «aвтop–пpoизвeдeниe» и «пpoизвeдeниe–читaтeль». Из cкaзaннoгo лeгкo мoжнo cдeлaть вывoд и o втopoм пpинципиaльнoм oтличии poмaннoй и филocoфcкoй пpoблeмaтики: пocлeднюю пoчти нe интepecyeт динaмикa, aкцeнт дeлaeтcя нa cтaтикe. Для идeйнo-нpaвcтвeннoй пpoблeмaтики вaжeн пpoцecc фopмиpoвaния и измeнeния идeйнo-нpaвcтвeнныx ocнoв чeлoвeчecкoй личнocти, xapaктepa; филocoфcкaя пpoблeмaтикa зaнятa ycтaнoвлeниeм, «кoнcтaтиpoвaниeм» cyщecтвyющиx ycтoйчивыx зaкoнoмepнocтeй.
Вопрос 2
Композиция образной системы.
Художественная форма произведения складывается из отдельных образов. Их последовательность и взаимодействие между собой – важный момент, который непременно должен быть проанализирован (без этого нельзя понять ни оттенки художественного содержания, ни своеобразие воплощающей его формы). Построение образной системы часто вносит единство и целостность даже в очень разнородные по составу композиционные элементы произведения; в этом состоит одна из функций композиции. Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» особое значение имеет перекличка образов в «ершалаимских» и «московских» главах (применен прием повтора). Это образы (часто имеющие символическое значение) солнца, луны, «черной желтобрюхой тучи», грозы. Они создают смысловую и эмоциональную связь между событиями в Москве и в древнем Ершалаиме, работают на создание смыслового, эмоционального и эстетического единства произведения. Вообще к повторяющимся образам в композиции произведения следует проявлять повышенное внимание: они зачастую не только служат объединяющим целое моментом, но и несут повышенную смысловую нагрузку, воплощая какую-то важную для автора мысль. Для композиции произведения важны не только повторяющиеся, но и противопоставленные друг другу образы. В образной композиции произведения возможны самые неожиданные находки. Так, в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» чрезвычайно важен для создания эмоционального колорита звуковой образ: «замирающий, печальный звук лопнувшей струны».
Система персонажей.
Персонаж (литературный герой) - это действующее лицо сюжетного художественного произведения. Система персонажей – это это определенное соотношение характеров. При разнообразии пониманий «характера», сама типизация и связанная с ней индивидуализация изображаемых лиц — принцип художественного творчества, объединяющий писателей различных времен и народов. Систему персонажей следует рассматривать с двух точек зрения:
· Как систему взаимоотношений персонажей (борьба, столкновения и т.д.) – то есть с точки зрения содержания произведения;
· Как воплощение принципа композиции и средство характеристики действующих лиц – то есть как позицию автора. Как и любая система, персонажная сфера характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру (относительно устойчивый способ =закон связи элементов).
В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете (Гринёв в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, Макар Девушкин и Варенька Добросёлова в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди»). В лирике же, воссоздающей, прежде всего, внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются фрагментарно, а главное - в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта (например, «жадно» глядящая на дорогу крестьянская девушка в стихотворении «Тройка» Н.А. Некрасова, воображаемый собеседник в стихотворении М. Цветаевой «Попытка ревности»).
Основные категории анализа.
Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду:
· • литературные направления эпохи;
· • место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
· • творческая история произведения;
· • оценка произведения в критике;
· • своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
· • оценка произведения в контексте современного прочтения;
· Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).
Идея никогда не выступает как форма, а внешняя форма никогда не служит содержанием. Что касается внутренней (образной) формы, то она выступает в качестве формы в отношении к идее и в качестве содержания – в отношении к языку (внешней форме) как «технической» форме.
В центре анализа произведения могут стоять различные элементы содержания и формы. Это определяется спецификой жанра и материала. Образ героя – в центре анализа романа «Герой нашего времени», идейно-тематический аспект – в центре анализа эпопеи «Война и мир».
Концептуальный уровень художественного произведения (тематика, проблематика, конфликт и пафос)