ГОСТ Р 52399-2005
Геометрические элементы автомобильных дорог
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2006 г.
Дата введения 1 мая 2006 г.
Сведения о стандарте
1 Разработан Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО "Инжинирингинвест"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 297-ст
4 Введен впервые
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок-в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
Национальный стандарт РФ
ГОСТ Р 52399-2005
Геометрические элементы автомобильных дорог
Geometric elements of automobile roads
Дата введения 1 мая 2006 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной
дороги
5 Элементы поперечного профиля автомобильной дороги
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Область применения
Настоящий стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования (далее - автомобильные дороги).
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.
3.2 полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.
3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.
3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.
3.5 стояночная полоса: Укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.
3.6 проезжая часть: Основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.
4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги
4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости
/-----------------------------------------------------------------------\
| Расчетная | Наибольший |Наименьшее расстояние видимости, м |
| скорость, км/ч |продольный уклон, |-----------------------------------|
| | %о | для остановки | встречного |
| | | | автомобиля |
|----------------+------------------+-----------------+-----------------|
| 140 | 30 | 275 | - |
|----------------+------------------+-----------------+-----------------|
| 120 | 40 | 250 | 450 |
|----------------+------------------+-----------------+-----------------|
| 100 | 50 | 200 | 350 |
|----------------+------------------+-----------------+-----------------|
| 80 | 60 | 150 | 250 |
|----------------+------------------+-----------------+-----------------|
| 60 | 70 | 85 | 170 |
|----------------+------------------+-----------------+-----------------|
| 50 | 80 | 75 | 130 |
|----------------+------------------+-----------------+-----------------|
| 40 | 90 | 55 | 110 |
|----------------+------------------+-----------------+-----------------|
| 30 | 100 | 45 | 90 |
|-----------------------------------------------------------------------|
| |
| Примечания |
|1 Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать|
|видимость любых предметов, имеющих высоту не менее 0,2 м, находящихся|
|на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от|
|поверхности проезжей части. |
|2 В горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более|
|3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м|
|допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм,|
|приведенных в таблице, но не более чем на 20%о. |
|3 При проектировании в горной местности участков подходов дорог к|
|тоннелям наибольшее допустимое значение продольного уклона не должно|
|превышать 45 %о на протяжении 250 м от портала тоннеля. |
\-----------------------------------------------------------------------/
4.2 Во всех случаях, где по местным условиям возможно регулярное появление на дороге людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы, отстоящей от бровки земляного полотна для дорог, проектируемых для расчетной скорости 100 км/ч и выше на расстояние 25 м, для остальных дорог - 15 м.
4.3 На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20%о), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 2.
Таблица 2