ОТ КЛУБНЫХ ПОСИДЕЛОК ДО ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ.




ЗАПИСКИ СЕЛЬСКОГО КУЛЬТПРОСВЕТРАБОТНИКА.

Трусов С.А.

7 марта 1986 года в центре села Никольское Лаишевского района, что в 30 километрах южнее Казани, в торжественной обстановке было открыто новое здание из силикатного кирпича двухэтажного Дома культуры со спортзалом, библиотекой, кинобудкой, репетиционными комнатами и зрительным залом на триста мест. Для небольшого села численностью менее тысячи человек событие было незаурядное и прошло при стечении большинства жителей, не всем хватившим мест в зале. Строительство растянулось на долгие восемь лет и закончилось на подъёме перестройки в стране. Проект здания был чуть уменьшенной копией районного Дома культуры в Лаишево, где численность населения была в раз десять больше.

Волею судьбы оказавшемуся здесь в свои 25 лет за полтора года до этого события, мне как директору, строители в лице главного инженера треста № 2 ГлавТатстроя Воронина Юрия Ивановича вручили красивый символический ключ и пожелали успешной творческой деятельности. До этого после окончания набережночелнинской школы № 8 я успел поработать токарем-карусельщиком на ремонтно-инструментальном заводе КАМАЗа, отучиться на театральном отделении казанского государственного института культуры (КГИК), поработать в Селтинском районном Доме культуры Удмуртии, отслужить в армии и вернуться в Набережные Челны в Дворец Культуры КАМАЗа.

Будничная жизнь Дома культуры в селе имеет свою специфику из-за небольшого числа населения, в том числе молодёжи, и отсутствия свободного времени у жителей, почти всех занятых после основной работы на своих подворных хозяйствах с различным количеством скотины. Взрослое население приходило в основном на индийские фильмы и концерты с участием односельчан. Освоившись в незнакомом и непривычном мне месте, перепробовав различные формы работы с сотрудниками и активистами клубной жизни решил создать коллектив, действующий на постоянной основе - хор ветеранов. Для этого мне пришлось взяться за баян, вспомнив азы обучения в детской музыкальной школе.

К этому времени в апреле 1988 года после рождения второго ребёнка из декретного отпуска вышла на работу художественный руководитель,- жена, выпускница КГИК 1984 года Литвинова Светлана, по специальности методист культпросветработы, немного увлекавшаяся пением. Попросил её с помошью работников сельского Совета составить список пожилых жителей обладающих певческими навыками и лично пригласть их на посиделки. Дело в том, что Светлана хоть и окончила никольскую школу с золотой медалью, но сама была из соседней деревни Травкино, жила в интернате и местных жителей знала плохо. Из-за неё мы оказались в этом селе, так как она была стипендиаткой местного совхоза "Волжский", директор которого Демидов Анатолий Иванович отказался отпустить её и попросил нас вначале наладить работу нового Дома Культуры.

19 апреля в фойе за столами с чаем и пирогами, приготовленными в совхозной столовой под руководством Макаровой Нины Николаевны, собралось около восьмидесяти человек. В ходе посиделок я пытался понять для себя как они жили в самые тяжёлые времена – военные и послевоенные и какие песни при этом пели. Кто-то запел, другие подхватили и неожиданно для меня всё фойе нашего Дома культуры наполнилось стройным звучанием многоголосного хора, звуками тревожащими и одновременно умиротворяющими, поднимающими со дна души что-то важное, но забытое: "Утром спозаранку к нам съезжались танки, становилися оне в саду. Вышел парень русый, командир безусый..." В какой- то момент я даже растерялся, - без каких–либо репетиций поёт настоящий хор на несколько голосов незнакомые мне песни! До этого русские народные песни мне были известны только по редким грампластинкам, музыкальным сборникам, которых у нас было достаточно, но тут было что-то другое!

«Откуда всё это у вас?»,- спрашиваю. «Дык мы энти песни сызмальства знам. Бывало идём на роботу – поём, в поле – поём, с роботы тоже поём! Есь было неча, а каравон играли!» Так я впервые услышал непонятное мне слово - «каравон» и попросил рассказать поподробнее, а потом и показать как они это делали,- "играли каравон". Человек десять-пятнадцать неспешно вышли из-за столов и на свободном пространстве образовали круг плечо к плечу, взявшись за мизинцы сморщенных ладоней! Потом с серьёзно сосредоточенными лицами начали ходить, медленно переставляя ноги. Круг то сжимался, то расширялся и одновременно двигался по часовой стрелке! В наступившей абсолютной тишине вдруг зазвучал высоко-высоко не старушечий,- тонкий молодой женский голосок «какы паа мо рю ды мо орю си» и остальные тут же подхватили, продолжили. Песня тянулась бесконечно в ритм неспешного шага, а не осмелившиеся выйти из-за столов тоже подпевали! Слова уже были непонятны, но это не было важно, потому что всё как-то необычно сочеталось, гармонировало и вызывало необъяснимый внутренний душевный восторг.

В итоге распросов для меня стало понятно, что «играли каравон», то есть водили особые хороводы с песнями здесь в Николу – 22 мая, в престольный праздник села после прихода стада. Собирались уличными артелями и беседками на лужайке в центре села и пели три протяжные песни: «Как по морю синему», «При долу-долочку», «Как по речке реченьке». Три раза подряд. И так три дня. К этому дню готовились основательно - молодые девчата шили или перешивали себе традиционные праздничные сарафаны, изготавливали нагрудные украшения, проводили спевки, ведь в этот день парни присматривали себе невест!

Я ещё подумал, - мы всё придумываем какие то праздники, а настоящие, тянущиеся из глубины веков, передающиеся из поколения в поколение, - ЗАБЫВАЕМ!!! Да нет, говорят, мы не забывали, только нам запретили в середине 50-х годов играть каравон так как праздник религиозный, "опиум для народа". Приехали на мотоцикле из Столбищ, из райкома партии и пригрозили всех "заарестовать" кто придёт в нарядных сарафанах петь песни вместо того, чтобы в поле работать, в колхозе "Прожектор"!

Подъехали, вернувшись с очередного совещания в райцентре Лаишево, приглашённые мной руководители села: новый директор совхоза «Волжский» Хаматзанов Гумар Гусманович, секретарь парткома Малышев Александр Сергеевич, председатель профкома Марфина Нина Григорьевна и председатель Никольского сельского Совета Метелица Анна Борисовна. Доложив ветеранам о перспективах развития совхоза и села, ответив на их непростые вопросы о насущном, - приняли участие в конкурсе частушечников. Почти все они не местные и поддержали нашу просьбу возобновить никольскую традицию 22 мая играть каравон. Руководство обещало "больше никого не арестовывать" и помогать материально в восстановлении фольклорного праздника. Правда я тут же засомневался, а соберутся ли в этот, малопонятный пока для меня день, жители села и предложил первый раз для большего эффекта перенести возрождение праздника на неделю позже, на 29 мая. В этот, 1988 год, на него попадала Троица и в этот день съезжались многочисленные родственники, выходцы из Никольского и соседней деревни Кунтечи на общее кладбище почтить своих предков. Эту местную традицию по предыдущим годам я уже знал. Все согласилось!

29 мая, воскресным ярким солнечным днём после похода на кладбище, достав свои сарафаны из сундуков, у кого они остались, бывшие в пятидесятые годы молодыми девчатами, а ныне ветераны труда, снова встали в круг каравона, сцепившись загрубевшими мизинцами, и пошли «посолонь» с вечной песней предков своих – «Как по морю, морю синему, по синему, по Хвалынскому…». Интересно было наблюдать как уже немолодые женщины в своих сарафанах с воодушевлением и одновременно степенно собирались, обсуждая наряды друг друга, как жители увлечённо участвовали в танцевальных и песенных конкурсах. Сами играли на гармошках и балалайках, пускались в пляс с задорными искромётными частушками. Лучших мы награждали призами, приобретёнными на вырученные деньги с дискотек для молодёжи! С самыми активными договорились, что осенью после огородной страды начнём регулярно собираться, а районная газета "Камская новь" напечатала мои фотографии "о расцвете древней народной традиции каравонов в "Волжском"!

Первые сборы в октябре не были похожи на обычные репетиции, так как мне больше приходилось расспрашивать и записывать. Всё было удивительно и интересно,- я погружался в мир дотоле малоизвестной праздничной крестьянской культуры конкретного села, становившегося для меня своим, почти родным. И постепенно сложился круг из двух десятков человек со своими запевалами, частушечницами, сочинителями, гармонистами и балалаешницами. Друг друга они знали с детства или с молодости, кто из соседних деревень. С необычайно высокими голосами родные сёстры Котелова Екатерина Павловна и Соловьёва Агриппина Павловна начали запевать ещё во время войны, переняв эту традицию у старшей сестры. Среди частушечниц не было равных Аверьяновой Татьяне Осиповне и Курынцевой Вере Петровне, на балалайке лучше всех получалось у Гараниной Елизаветы Павловны, на гармошке - у Клыковой Марии Леонтьевны. Единственный мужчина Спирягин Александр Иванович обладал потрясающей памятью на старинные тексты песен и умение выбивать ногами дроби. Наш фольклорный коллектив по предложению Ашировой Валентины Даниловны, ставшей старостой, назвали «Волжанкой». Постепенно сложилась двадцатиминутная композиция из свадебных песен, начинавшаяся выходом с репьём "за мылом". С ней дебютировали достаточно успешно 5 ноября на очередном концерте в честь 71-ой годовщины Великого Октября в нашем Доме культуры. За мной был выбор песен и внешнее построение выступления на сцене с определёнными выходами, проходками, солированием. Что бы зрителям было интересно, в песенный процесс я включал элементы театрализации.

С этой же программой коллектив впервые поехал на зональный Республиканский смотр 27 ноября в Рыбную Слободу, где получил приглашение участвовать в съезде композиторов народов Поволжья, проходившем уже 3 декабря в г. Казани в театре им. Тинчурина. И большая сцена не испугала сельских жителей, эффект от выхода которых в таком количестве и качестве превзошёл мои самые смелые ожидания. У выступающих бабушек юношеского задора было больше чем у молодёжи. «Где ты их откопал?», - удивлённо спрашивали меня организаторы, знакомые ещё по студенчеству. Возвращались в Никольское мы с гордо поднятыми головами с впервые полученной почётной грамотой за «активную пропаганду самодеятельного народного творчества, возрождение, развитие и обогащение самобытных традиций братских народов Поволжья и Приуралья и за успешное выступление с интересной программой на фольклорном концерте, проведённом в рамках седьмого фестиваля музыки композиторов автономных республик Поволжья и Приуралья». Подписи министра культуры ТАССР М.М. Таишева и председателя правления Союза композиторов ТАССР М.Э. Яруллина. Такая оценка для меня была внове и очень неожиданной, но приятной. Тогда думал и считал, что подобные нашей в Никольском песенной традиции были во всех сёлах, а многие их носители живы до сих пор и поэтому выделение именно "Волжанки" показалось даже странным, тем более, что наше фольклорное пение было "не без греха". Несмотря на репетиции в некоторых местах одновременно пелись разные слова, а иногда кто-то уводил пение в другую тональность и всё это очень резало слух.

В дальнейшем мы подготовили полуторачасовую театрализованную программу из местных свадебных песен «Русская свадьба», где с женой играли жениха и невесту, а в роли дружки Спирягин Александр Иванович. Показали зто представление не только в Никольском, но и в соседних сёлах, Казани. Нас стали приглашать на различные республиканские праздники, мы снялись в австралийском документальном фильме «Красное колесо» о перестройке в СССР. В Никольский Дом культуры зачастили участники различных семинаров, а я не знал, что с данным фольклорным явлением делать. Моего образования не хватало, что бы оценить уровень коллектива, я не понимал его места в общей культурной составляющей. И когда пригласили участвовать во Всесоюзной деловой игре по развитию и взаимодействию национальных культур СССР, с удовольствием согласился. Но осенью 1989 года за несколько минут до отъезда в аэропорт, откуда должен был улететь через Москву в город Грозный, принесли телеграмму об отмене игры из-за ухудшения политической ситуации в Чечено-Ингушетии.

Игра состоялись всего через полгода в конце марта 1990 года в родных Набережных Челнах! За неделю жизни в пригородном лагере многое во мне перевернулось. Я влился в группу фольклористов и, самое главное, заинтересовал руководителя нашей секции из научно-исследовательского института г. Москвы в области культуры Кабанова Андрея Сергеевича ситуацией с нашим сельским фольклорным коллективом. После окончания деловых игр он поехал со мной в Никольское!!!

Впервые столкнулся с деятельностью профессионального фольклориста. В Никольском прошли творческие встречи с коллективом, опросы участников ансамбля в домашних условиях группами и поодиночке. Работоспособность Кабанова поражала. Он мог часами выяснять заинтересовавшую его деталь. Например, почему здесь свадьбу в просторечии называют «свальбой», кто учил их шить съёмные специфические кружевные воротники из нескольких ярусов - "хомуты" и собирать нагрудные украшения "борки", когда впервые встали в каравон, кто тогда запевал, что делали в четвёртый, «бабий» день, почему невесту в первый день свадьбы не забирали из дома, как обходились без церкви, в их молодость закрытой…

В итоге Андрей Сергеевич посоветовал поменять название коллектива на «Каравон», что мы в ближайшую репетицию и сделали. К этому времени я уже знал, что каравон играли во всех русских сёлах вокруг Казани в престольные праздники. Только время проведения и песни были разные. По сути, традицию названия праздника многих населённых пунктов наше село присваивало себе! Но Кабанов меня убедил, что если мы это не сделаем сейчас, то скоро всё угаснет, как во многих местах России безвозвратно были утрачены традиции крестьянского пения. Наша ситуация достаточно уникальна, потому что в окружение сёл и деревень других национальных культур наша традиция «играть каравон» сохранилась в первозданном, чистом виде, к тому же в селе живут её носители и свидетели. А слово «каравон» своим названием привлечёт к себе внимание и близких по духу людей, станет своего рода знаменем возрождения русского фольклора! Он же и успокоил меня насчёт порой неслаженного пения коллектива, так как это аутотентичное пение и оно интересно своей непредсказуемостью. Уезжая, через несколько дней, Андрей Сергеевич сказал, что скоро приедет к нам с экспедицией и съёмочной группой. Попросил постоянно записывать тексты песен, а во время выступления на сцене лишней театрализацией не заниматься!

В августе он вернулся с группой из восьми человек, включая представителей камазовской киностудии для съёмки видеофильма о каравоне как русской своеобразной фольклорной традиции, сохранившейся в Татарии. Руководила ими Белецкая Фарида Мирзагитовна из Дворца Культуры КамАЗа, знакомая ещё со времён работы на заводе и с которой весной на деловых играх в теории создавали Дом Фольклора! Члены экспедиции для видеосъёмки ездили по нашим окрестным деревням в Кунтечи и Беляково, опрашивали жителей, под руководством Кабанова прямо на клубной сцене делали многоканальные записи на восьми магнитофонах по голосам различных песен. Такой пристальный интерес к коллективу, селу не мог не радовать меня. У нас было много разных клубных формирований и по возрасту и по жанрам, но фольклорное направление становилось основным. Здесь мы были интересны многим слушателям и конкурентноспособны!

В конце января 1991 года наш ансамбль поехал на первый фольклорный камазовский фестиваль «Истоки», проходивший в родном для меня ДК КамАЗа. Здесь были и конкурсные выступления на сцене, творческие встречи с хором ветеранов, детскими хоровыми коллективами и, самое незабываемое,- знакомство с самым известным фольклористом России Дмитрием Покровским и его коллективом! Всё это время съёмки фильма о «Каравоне» продолжались. Нам вручили диплом, денежную премию и назвали самым фольклорным ансамблем! Назад возвращались под непрерывные песни в автобусе с представителями Центрального Дома профсоюзов г. Казани, которые пообещали нам в ближайшее время свозить наш коллектив за рубеж. Но рухнул Советский Союз, финансирование культуры и все наши планы…

Зато благодаря активным действиям заведующей отделом культуры Лаишевского района Банновой Веры Андреевны в октябре нашему фольклорному ансамблю «Каравон», ставшему визитной карточкой района в области традиционной русской культуры, было присвоено почётное звание «народный»! Это обстоятельство в дальнейшем в трудные времена девяностых годов помогло нам выжить как коллективу.

Ещё с осени 1989 года в связи с переездом единственного музыкального работника в селе я, по совместительству в Никольской школе, начал преподавать уроки музыки и включать в разделы народного пения местный материал. Вначале детей привлекал в традиционные ежегодные хороводы 22 мая, а затем самые голосистые влились в состав ансабля. Сделать это было непросто,- молодёжи не нравились песни их предков.

Параллельно о нашем празднике и коллективе я рассказывал в местной районной газете «Камская новь», а на республиканском уровне в «Советской Татарии» от 2 ноября 1989 года вышла статья Людмилы Ганиной «Запомните, дочери!», где впервые прозвучало и слово «каравон». Она же поздней осенью 1991 года познакомила со мной преподавателя из казанского авиационного института Щеглова Михаила Юрьевича, искавшего пример для подражания в создании семейного фольклорного ансамбля. Удивило, что "технарь" так ревностно радеет о возрождении русской традиционной культурой. Познакомил его и с ансамблистами в селе, переписал на магнитофон наши песни. Мы нашли общий язык несмотря на различия в образовании и разногласия на ситуацию в стране и договорились о взаимоподдержке.

Летом 1992 года члены создающегося ансамбля под руководством преподавателя кафедры народной музыки института культуры Кузьминой Нины Петровны несколько раз приезжали в село Никольское, чтобы поближе познакомиться с сохранившимся традиционным крестьянским пением. Собирались в артистической Дома культуры, а однажды в просторном частном доме Клыковой Марии Леонтьевны на улице Закалюка вдоль заросшего берега озера Рытое. Бабушкам из ансамбля был любопытен неподдельный интерес городских жителей к их старинному пению, образу жизни. Хозяйка то и дело лазила в подпол за соленьями и вареньем, тем более она с соседкой Лией Александровной Никитиной пели её песни под семиструнную гитару. 28 ноября в концертном зале казанского института культуры состоялись творческая встреча фольклорного ансамбля "Каравон" со студентами и первое совместное выступление с "Колядой". Мой академруководитель Кумысников Халит Латфулович, пришедший поддержать меня, был немало удивлён, но и горд, что его ученик переквалифицировался из театрала в музыканта-хоровика,- «Режиссёры нигде не пропадут!» В газете «Казанские ведомости» о нашем выступлении в институте культуры вышла статья Ильи Шалмана «Чудо из села Никольское».

Этим же летом произошло ещё одно знаменательное событие, - мы начали самостоятельно восстанавливать полуразрушенный Никольский храм, стоящий рядом с Домом культуры! Дело в том, что в 1990 году меня выбрали депутатом Никольского сельского Совета и одним из наказов по просьбе ветеранов труда из ансамбля «Каравон» у меня был о восстановлении церкви. Иначе,- как восстанавливать местную народную песенную традицию престольного праздника при разрушенном храме? Собрал в Доме культуры сход граждан, на котором из верующих и авторитетных жителей был выбран оргкомитет, отправивший письмо руководству района с просьбой о возвращении здания церкви православным христианам нашего села. Среди присутствующих было немало сомневающих,- на строительство нового здания Дома культуры по утверждению главного бухгалтера совхоза было потрачено более полумиллиона рублей из бюджета государства. На полное восстановление храма понадобиться гораздо больше! В 1992 году было получено решение Лаишевского райисполкома, которым в то время руководил знакомый нам Демидов А.И., о передаче здания храма верующим. Правда, совхоз «Волжский» попросил отсрочить полную передачу, так как для оборудования новых складов ему нужно было некоторое время.

Познакомившись на открытии часовни в соседней деревне Пиголи, я пригласил заехать в село настоятеля Никольского собора города Казани на улице имени Баумана отца Иоанна. Осмотрев помещения нашего храма без колокольни, приспособленного под склад с холодильными установками для мяса совхоза "Волжский", он благословил меня на его восстановление и пообещал помощь в организации работ. С 20 июня начались регулярные церковные службы с хоровым сопровождением на улице между храмом и памятником погибшим в Великой Отечественной войне, на которые собирались жители всех окрестных сёл. В один из дней крестили всех желающих, около сорока человек, прямо в фойе Дома культуры, в том числе мою жену с дочками. Всё происходившее операторы из студии МЖК КАИ Васильев и Морозов снимали на видеокамеру и записи эти сохранились как живые свидетели потрясающе интересного времени.

На первой же церковной службе 20 июня 1992 года меня выбрали председателем приходского Совета села Никольское. Отец Иоанн и его помощник священник отец Иван (Барсуков) взяли надо мной «шефство», если можно так выразиться, и помогали, чем могли. Денег у нас не было, собирали пожертвования и искали спонсоров. Даже у Сергея Шашурина, строившего базу отдыха в Тарлашах, с помощью председателя Никольского сельского Совета Малышева Александра Сергеевича выпросили немного кровельного железа. Несмотря на сложную внутриполитическую и межнациональную обстановку объявление о сборе средств на восстановление храма давало телевидение Республики Татарстан, где работали друзья по институту культуры. Я открыл расчётный счёт и давал объявления в различные центральные и провинциальные газеты, доехав до Москвы,- ходил по редакциям патриотических изданий. Некоторые откликнулись и напечатали мой текст о восстановлении сельского православного храма в Татарстане. Пожертвования от разных людей России приходили небольшими суммами. Однако, со всеми другими собранными средствами нам хватило уже в сентябре восстановить головку храма и вернуть спустя 62 года православный крест, который нам подарил Никольский собор в благодарность за собранные для него у населения картофель и овощи, на своё законное место - на храм!!!

Решающим в развитии возрождения нашей традиции «играть каравон» явился 1993 год. В Республиканском научно-методическом центре (РНМЦ) при министерстве культуры Республики Татарстан появился специалист по русской традиционной культуре - Чекмарёва Татьяна Сергеевна. Однажды в марте она до меня дозвонилась и пригласила принять участие в Республиканском семинаре руководителей русских фольклорных коллективов. Помимо лекций в Казани были запланированы и выезды в окрестные Дома культуры для встречи с коллективами. 1 апреля человек пятнадцать из разных мест Татарстана приехали в Никольское на творческую встречу с ансамблем «Каравон», продолжавшуюся более двух часов на сцене и в зрительном зале Дома культуры. Слушатели семинара, профессиональные руководители, были в восторге от наших бабушек, их своеобразного пения, раскованности и одновременно достоинства. Их удивляло, что они сохранили свои песни и сарафаны! К тому времени я уже достаточно поездил по различным Республиканским семинарам и на мои рассказы о нашей действительности некоторые недоверчиво возражали, что "каждый кулик хвалит своё болото"! Поэтому строил наши творческие встречи не на занудно-заученных сценариях, а на естественном общении. Козырь у меня был на руках,- сложившийся коллектив с очень своеобразным пением и запевалой с очень высоким голосом и красивым тембром! Гости оставили интересные письменные отзывы "Замечательно!!! Прекрасно!!! Божественно!!!" и перед отъездом поинтересовались – «А почему нас в гости на праздник свой не зовёте? Мы с удовольствием приедем со своими коллективами!» Конечно, мы их пригласили, хотя в тот момент мне не верилось, что кто-то из них сумеет приехать. Времена наступили непростые для культуры, особенно сельской и районных масштабов.

В этот год праздник решили провести в воскресение ради удобства приезда гостей, ближайшее к 22 маю, под общим названием «Никольский престол». Чекмарёва Т.С. обепечивала вызов коллективов, Общество русской культуры приглашало средства массовой информации и гостей. Воскресение 23 мая с утра выдалось хмурым с небольшим дождичком и церковную службу с Божественной литургией в честь Николая Чудотворца провели на втором этаже Дома культуры. Службу традиционно вели священники Никольского собора города Казани во главе с отцом Иоанном, которых я пригласил заранее. Собралось всего три фольклорных коллектива. Помимо «Каравона» приехали ансамбль «Коляда» из Казани и из Заинска «Родные напевы» колёсного завода под руководством Желниной Гульназ. Зато собралось немало гостей – педагоги и студенты различных ВУЗов, генеральный директор Госмузея РТ Муханов Геннадий Степанович, местные жители в том числе и из соседних деревень Кунтечи и Сапуголи. Руководителей совхоза "Волжский" и Никольского сельского Совета я не привлекал, так как в селе продолжалась из за поздней весны посевная страда на полях и частных огородах, а из отдела культуры Лаишево в тот день приехать ни у кого не получалось.

В 11 часов начались выступления фольклорных коллективов прямо в фойе, максимально приблизив обстановку к естественной. Зрительный зал и сцена с микрофонами были свободными, но я сознательно отказался от этого "концертного" варианта. Лился нескончаемый поток красивейших своеобразных песен плавно перешедший в частушечный перепляс. Звуки гармоней и баяна, балалайки, звонкие девичьи голоса без микрофонов, общий энтузиазм и задор создали уютную атмосферу радости и гармонии близких по духу людей, видевшихся в большинстве своём впервые. Ощущение народного праздника усилилось во время совместной обеденной трапезы, устроенной тут же в фойе с пирогами и выпечкой наших бабушек. При этом мне удавалось как-то координировать действия всех присутствующих, что- то рассказывать, объявлять, объяснять, никого не забывать.

После обеда перед Домом культуры на улице священники в присутствии гостей освятили метровый портрет святителя Николая Чудотворца, в честь которого названы главный престол нашего храма и село, ранее носившее название Караево. Нарисовала портрет на фанерном листе сотрудница Дома культуры Осетрина Светлана Владимировна. Удивительно, но после его освящения появилось долгожданное яркое солнце, стало тепло и все гости с присоединяющимися местными жителями с песнями и частушками двинулись на околицу села по улице Озёрная, бывшая Закалюка, вдоль озера Рытое. У последнего дома Северьяновых, так как дальше пройти мешало разлившееся озеро, встали в общий каравон в несколько кругов сцепившись мизинцами, научили гостей каравонному шагу и пропели наши традиционные каравонные песни - "Как по морю", "При долу", "Как по речке"!!!

В результате праздник всем очень понравился и присутствующие решили отмечать по народному Николу Вешнего ежегодно. Общество русской культуры г. Казани, председатель которого Салагаев Александр Леонидович на тот момент являлся членом Горсовета г. Казани, направило Благодарственное письмо Демидову А.И., теперь уже Главе администрации Лаишевского района, с просьбой о поддержке данного праздника, в рамках которого будет проходить ежегодный Республиканский фестиваль русского фольклора. И администрация Лаишевского района с 1994 года, второго фестиваля с участием уже семи коллективов, полноценно включилась в его проведение. Добавились ансамбли из Казани "Сударушка" (Стрелкова И.Н.), детский из Зеленодольска "Молодильные яблочки" (Смирнов А.К.), из Лаишевского района приехали ансамбли из Каип и совхоза "25 октября". Поменялось место игры каравона после обеда – мы его перенесли на улицу Заречная, до которой хоть и дольше идти, зато по асфальту. Питание коллективов перенесли в столовую совхоза «Волжский» и по моей просьбе в один из своих приездов Демидов А.И. в присутствии заведующей столовой попросил нового директора Мартынова Виктора Ефимовича сделать обед бесплатным для участников, - "Что тебе, Виктор, жалко тарелки щей да гречки для гостей?! У тебя больше всех коров и полей в районе!" Эту традицию до сих пор пока никто не нарушал! Отдел культуры готовил и вручал ценные подарки коллективам, представители Министерства культуры – почётные грамоты и свои сувениры.

Схема праздника долгие годы не менялась. Проводили его по воскресениям, ближе к Николиному дню. Вначале служба в церкви, в апреле 1994 года полностью возвращённой верующим и с помощью местной молодёжи расчищенной. Прибывающим гостям, помимо хлеб-соли, преподносили и чарку водки "Демидовской" с дороги. Затем шли выступления коллективов на небольшой сцене перед Домом культуры, торжественные речи официальных лиц, закомство близких по духу людей, любителей русской старины, из разных регионов Татарстана и Поволжья. Проиходило всё это естественно, без формализма и без "VIP"ов. Праздничный обед в совхозной столовой с годами становился длиннее из-за увеличения числа приезжающих коллективов и общее шествие с частушками на поляну улицы Заречная растягивался. Там игрался каравон, проходили молодёжные игры, фольклорные представления, а гости угощались местным квасом. С каждым годом количество фольклорных коллективов на празднике увеличивалось, расширялась и его география,- приезжали уже из Чувашии, Мари Эл, Кировской области и почти из всех районов Татарстана! Увеличивалось и количество представителей СМИ, милиции да и зрителей, для которых горсовет города Казани выделял бесплатные автобусы. Отзывы почти всех приезжавших были самыми благоприятными! Особенно отмечали своеобразную благотворную атмосферу настоящего русского народного праздника. Для его проведения теперь жителям села и различным организациям приходилось готовиться, наводить порядок, а районным организациям ремонтировать дороги, обеспечивать правопорядок и торговлю на празднике.

На пятый фестиваль в 1997 году собралось уже 23 русских фольклорных коллектива из Татарстана и Чувашии, сам праздник открывали Глава района Демидов А.И. и заместитель Министра культуры Низамиев Музип Тазиевич, помнивший меня со времён студенчества и помогавший комплектовать новый Никольский Дом культуры. Отдал даже рояль, предназначенный одному из городов. Тогда же опять почему-то поднималась тема переноса праздника то в Казань, то в Лаишево. Эти "деятели культуры" так и не поняли, что для никольцев это престольный праздник села и на него гости будут приезжать всегда! В 1998 году впервые вышла книга о праздниках Лаишевского края "Каравон в Русском Никольском", где были напечатаны расшифрованные тексты песен с нотами по материалам фольклорной экспедиции 1995 года созданного Центра русского фольклора г. Казани (Смирнов А.К., Игнатьева Н.Б., Кузьмина Н.П.) и Нижегородской консерватории (Бордюг Н.Д.).

27 ноября 2002 года при подготовке к Тысячелетию города Казани Президент Республики Татарстан Шаймиев М.Ш. с членами правительства встретился с руководством Общества русской культуры и русской общественностью. Обсуждалась проблема национально-культурного развития русского населения в Республике Татарстан. В решении один из пунктов касался о разработке мер по повышению статуса и соответствующему финансовому обеспечению ежегодного республиканского фестиваля русских фольклорных коллективов "Каравон"

 

После этого весной 2003 года в селе начались революционные преобразования под руководством нового Главы администрации Лаишевского района Тимофеева Александра Петровича. Капитально отремонтировали Дом культуры, изменив его облик новой крышей и облицовкой, ограждением, расширив при этом площадь перед СДК кирпичной оградой и установив внутри ротонду с эмблемой «Каравона». Был асфальтирован центр села и улица Озёрная, построен мостик на новую хороводную поляну. У жителей в зоне проведения праздника появились новые заборы и ограждения палисадников, отремонтированы крыши домов. Для питания было установлено несколько шатров, для ярмарки – временные деревянные навесы и строения. Весь Лаишевский район работал на одно село. Два месяца изнурительной напряжённой работы и один день праздника с участием Президента Республики Татарстан Шаймиева М.Ш. с многочисленными гостями. Но это того стоило. Осенью праздник был включён в календарь знаменательных и памятных дат Республики Татарстан.

Новое руководство Лаишевского района вернуло место игры каравона на первоначальное место,- в конец улицы Озёрная и впервые пригласило на праздник съёмочную группу Первого канала «Играй, гармонь!» Заволокиных. Что было для меня любопытным – главным режиссёром театрализованного представления была Куликова (Костина) Марина из параллельной группы массовиков, с кем мы были на практике в ДК КамАЗа в далёком 1981 году! А ей помогали участники театральной студии «Мастеровые» ДК КАМАЗа! Министр культуры Тарханов Ильдус Габдрахманович в рабочей поездке перед праздником обнял меня при Главе района и заявил, что я – его человек. Действительно, когда уезжал из Набережных Челнов, он работал художественным руководителем ДК КамАЗа, был моим непосредственным начальником.

20 мая за подписью Минниханова Р.Н. впервые вышло Постановление Кабмина РТ "О проведении Республиканского праздника русского фольклора "Каравон" в селе Русское Никольское 24 мая 2003 года." В составе оргкомитета значилась и моя фамилия.

Правда, для меня до сих пор является загадкой, почему и в Постановлении, а в дальнейшем и в Указах Президента фигурирует народное название села - "Русское Никольское"?! Во всех официальных документах село называется просто "Никольское Лаишевского района". Эту привычку затем переняли и другие организации: налоговая, ГАИ, РКБ и т.д.

 

ХI фестиваль, прошедший теперь уже в рамках русского народного праздника "Каравон", поднялся на качественно другой уровень. В СМИ было много разнообразных откликов: "Каравон отыграли по русски. Слегка перебрав с размахом", "Допелись бабы!", "Каравон-хоровод дружбы", "Татарстан танцевал в гигантском хороводе" и т.д. На празднике 24 мая многое было "впервые". Главным режиссёром и ответственным за всё происходящее в селе стал Глава администрации района! Впервые в круг каравона стал Президент Татарстана Шаймиев М.Ш., было организован широкомасштабный театрализованный пролог с настоящей свадьбой местных жителей, прошли съёмки для Первого канала телепроекта "Играй гармонь" Заволокиных и можно было посмотреть сольный концерт их ансамбля "Частушка", родоначальникам праздника подарили павловские платки, чествовали отличившихся мужчин по имени Николай, участников творческих коллективов и приглашённых гостей кормили бесплатно в многочисленных шатрах, объекты торговли устанавливались с вечера всю ночь...

 

В марте 2007 года наш коллектив, уже поредевший и постаревший, представлял туристические маршруты по Лаишевскому району на международной выставке туриндустрии в выставочном зале «Крокус экспо» г. Москва. С тех пор ежегодно наше село посещают туристические группы из различных уголков России, иногда и из- за рубежа. Им интересны русский дух и традиционная культура в одном из уголков Татарстана недалеко от Казани. В этом же году на юбилейном ХV, ставшим уже Межрегиональным, Поволжском фестивале русского фольклора Президент Тата



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: