Приложение №3
Форма для исследовательской работы
по народным праздникам ноября.
О месяце НОЯБРЕ | |||||
Число и народное название праздника | Традиции этого дня | Для чего? | Подлинные тексты (приметы, присказки, заговоры, песни и т.п.) | Место бытования данной традиции | Источник |
1 ноября Иванов день, Проводы осени День конюхов | Примечали прилёт зимних птиц. Коням давали роздых. Задабривали дворового. | Чтобы с лошадями не шалил | «Баламутит конюшенный домовой. Гривы по ночам заплетает у коней. Покой старых кобыл рушит. Гордых жеребцов взвиться на дыбы принуждает. А еще сорока‑болтунья, хлопотунья доводит домового. Ему бы хоть какого коня из конюшни вывести, да по сырым вздольям, по беспутице покататься» | Интернет | |
2 ноября День Артемия, День атаманов, Садок | Верили, что ребёнку, рождённому в это день, помогает сама волчица. Волки начинали с этого дня приближаться к селениям. Садоку молились об избавлении от случайной смерти. Начинали рубить капусту. | Для здоровья Заготовки впрок | «Волчий корень ему покорен, волчье лыко его улыбка, мати зверям –волчица его заступница» «На Артемия капусту рубят, солят, жмут и мнут, чтобы соку дала больше» | Интернет | |
3 ноября Илларион, Пелагея Первая пороша | «В Ларионов день в колдобинах путь, в налитых дождём ямах предостерегает: не зевай по сторонам» | Интернет | |||
4 ноября Казанская Казанская гулянская | Разгар свадеб. Устраивали пивные праздники для мужчин, вернувшихся с работ. | Для уважения | «Если на Казанскую будет тёплый день, то жди похолодания», «Казанская без дождя – год будет тяжелый», «Потерпи батрак и у тебя Казанская на дворе будет», «Наряжали баб из Захарьевасела с блинами становиться об Казанской на суд, а нашим бабам то и на руку» | Интернет | |
5 ноября Яков Гужник | От Казанского пирога «закармливали» землю. Водили последние осенины – проводы осени. Мужики брались делать гужи. Водили «пчелиные хороводы». | Для плодородия Обновить лошадиную сбрую Соты на следующий год будут полны мёда. | «Если Яков, брат Божий, крупицу град пошлёт, то зима встанет на ноги на Матрону» «Жена пряди рубашки, а муж тяни гуж» | Интернет | |
6 ноября День Арефы | В этот день девицы начинали прясть, устраивали посиделки | Одеть семью, одновременно повеселиться | «Светец- отрада девиц» | Интернет | |
7 ноября почитание Красной горки, Дедовские плачи | В этот день плачет божий свет. Бабы голосят о своих умерших родственниках, припав к земле | Для поминовения и излить душу от горечи | «В дедовские плачи и дождь плачет» | Интернет | |
8 ноября Дмитриев день – день поминовения предков, Родительская суббота | Панихида о погибших воинах и умерших сродниках. Устраивали поминальные трапезы Заканчивался сезон сватовства | Милостыня для поминовения | «Дмитриев день – зима лезет на плетень», «Каков Дмитрий, такова и Пасха» «В родительскую субботу – родители прославляются», «Живы родители- почитай, умерли – поминай» «Дмитрова суббота- кутейникам работа» «До Дмитра девка хитра,а после Дмитра ещё хитрее» | РБ, Архангельский р-н с. Красный Зилим Смоленская губерния | Материалы фольклоны х экспедиций с. Красный Зилим Архангельского РБ |
9 ноября Зарок на Параскеву | Давали обеты – выполнить какую-нибудь работу или заповедь. Женщины за один день давали обет сделать «обыденную пелену», на Параскеву Пятницу готовый плат несли в храм и вешали его на икону святого | В горе или скорби для благополоучия | «Когда непременно достойное в думах своих несёшь желание, когда в твоём доме кто-то болен, и это горько тебе, то прими зарок, возьми на себя дело и в молчании, средоточии исполни» | Интернет | |
10 ноября Параскева Пятница – бабья заступница, Ненила льняница Льняные смотрины Параскева Пятница покровительница скота и полей Покровительница браков и родов. | Нельзя стирать, пахать –боронить, мыть полы, купать детей, прясть и ткать, смеяться. Несли в церковь первый отрепанный лён. Начинали трепать лён. Женщины выходили на улицу и показывали свой лён, хвалились. Молились об избавлении падежа скота Приносили в храм зерно и плоды для освящения, хранили их весь год как святыню. Девушки молились и гадали о замужестве. Молились Параскеве Пятнице в исцелении болезней. Почитали её родники, водой которых матери излечивали больных детей. Варили кашу из пшена нового урожая, заправляли льняным | Почитание святой Напоказ, у кого лучше Для помощи Чтобы поскорее выйти замуж Для здоровья Для трапезы, благодарение Богу | «По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут» «Кто прядёт в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью» «Кто в пятницу смеётся, то в старости плакать будет», «Матушка Парасковея, пошли жениха поскорее», «Стояла милослива жена да милосердна, во край пути, во край дорози, во сне ей и Пятница явилась, сама пресвятая Богородица. | Костромская губерния, Тульская губерния Костромская губерния | Интерне Т «Сказания русского народа,собранные И. П. Сахаровым»М., 1990 г Интернет |
11 ноября Анастасия овчарница. Овчарный праздник. | Стригли овец. Угощали пастухов. Молились Анастасии о сохранении овец. | Для шерсти Для уважения. Сохранить табун. | «Теплу конец – пора стричь овец», «Руном с овцы одевались отцы» «Овец грабят- пастухов кормят» | Интернет | |
12 ноября Зиновей, Синицын день. | Прилетают зимние птицы. Мастерили кормушки для птиц. Синица считалась на Руси птицей счастья. | Помощь птицам и их почитание | «Немного зинька ест-пьёт, а весело живёт», «Не велика птичка – синичка, а и та свой праздник помнит», «Покорми птиц зимою, послужат тебе весною» | Интернет | |
13 ноября Юровая Праздник рыболовов Праздник охотников. «Именинный заяц» Подготовка к Кузьминкам | Обряд «шахмача» - на преддверие подлёдного лова В этот день нужно было обязательно поймать зайца Заключение договора между охотником и лешим Переводили кур в курятники, метили старых и слабых Обычай славить матицу - вся семья собиралась | Для удачной ловли Для дальнейшей удачной охоты Разрешение охотиться и помощь в промысле Для праздничного стола Для пущего счастья | «Если дождь мелко сеется – надолго затянется», «Воды – не нива, не орешишь их, не сеешь, а сыт бываешь» «Сегодня одного зайчишку да возьми с гона в почин отъезжего поля», «Кто кусочек заячьего мяса съест, будет красавцем» «Никодим и матица с ним», «Порядки старины мы чествовали, под матицей мы сиживали, от людей спасибо слыхивали» | Поморы Воронежская губерния Тульская губерния Воронежская губерния | «Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым»М., 1990 г Интернет |
14 ноября | Начинают забой кур. | С этого дня забивали кур на продажу. | «На Кузьму –Демьяна куриная смерть». | Воронежская Курская губерния | «Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым»М., 1990 г |
Совершаются молебны в курятниках и кропление святой водой. | Чтобы куры водились | Воронежская и Пензенская губернии | «Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым»М., 1990 г | ||
Курьи именины, носят в церковь кур и варят кашу | Трапеза в честь курьих именин, богатые рассылали кур родственникам в подарок. Крестьянки одаривали своих барынь «челобитными курами» | «Кузьма-Демьян, приходите к нам кашу хлебать» «Кузьма-Демьян –сребреница! Зароди, господи, чтобы писклятки водились» «На Кузьму-Демьяна – курица именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо». | Тотемский уезд Вологодчины, Москва Курская губерния | «Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым»М., 1990 г | |
Девичий праздник. Девушка-невеста готовила дома кушанья, становилась на один день хозяйкой дома. | Свадебные смотрины | «Полно девкам чужое пиво варити, пора своё затевати!» | Орловская губерния | «Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым»М., 1990 г | |
Посиделки, девушки устраивали ссыпчину в одном из снятых на три дня домов, ждали парней, угощались и гуляли. | Вечёрки | Поцелуйные игры «Подушечка»(Омская губ.), «Прялица», (Печора, Усть-Цыльма) игра Келейкою(Пермская губ.) | Нижегородская область, с. Красный Зилим Архангельского р-на РБ | Материалы фольклорный экспедиций в с. Красный Зилим Архангельского р-на РБ | |
Женитьба Кузьмы | Для замужества | «Наш Кузьма хорошенький, наш Кузьма пригоженький» | Симбирская Нижегородская губернии | «Сказания русского народа, собранный И.П. Сахаровым»М., 1990 г | |
Похороны Кузьмы | Для плодородия | Симбирская, Пензенская, Нижегородская губернии | Некрылова А.Ф.«Круглый год». Русский земледельческий календарь.М., 1991 г. | ||
Воровство кур | Трапеза на кузьминских вечёрках | «Я иду с ульцы домой, зоренька зарится, моя мама у печи с поленом шевелится» | с. Красный Зилим Архангельского р-на РБ | Материалы фольклорный экспедицийс. Красный Зилим Архангельского р-на РБ | |
Пиво козьмодомианское варят | Для честных гостей | «Пиво варит не богатый, пиво варит тароватый» | Валдайский уезд | «Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым М., 1990 г | |
Управляются с дворовым | Лихого унять | «Батюшка дворовой!Не разори двор и не погуби скотину | Ярославская губерния | «Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым М., 1990 г | |
С этого дня начинаются морозы | «Козьма и Дамиан с гвоздём», «Закует Кузьма-Демьян до весны не расковать», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна», «Коли на Кузьму-Демьяна закует, то на Михаила раскуёт», «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней цепи куются» | Тульская губерния | «Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым М., 1990 г | ||
Кузьма – Демьян покровители кузнечного ремесла | В этот день кузнецам запрещалось работать. | Россия | Интернет | ||
Кузьма и Демьян свадебные кузнецы | «Кузьма и Демьян куют свадьбы» Матушка, Кузьма-Демьяна! Скуй нам свадьбу Крепко-накрепко, До седой головушки, До долгой бородушки! Кузьма Демьян По сеням ходила, Гвозди собирала, Свадьбу ковала! | Россия | Интернет | ||
Кузьма и Демьян покровители женского рукоделия | С этого дня женщины вплотную принимались за пряжу – ткали, вязали, пряли. | Одеть семью | «Батюшка Кузьма – Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними!» | Вологодская губерния | «Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым М., 1990 г |
15 ноября Акиндин и Пигасий Житницы | В овинах начинали молотить хлеб, мяли коноплю и лён. Дети устраивали «овинные игры». Взрослые задабривали овинника и гуменника» Первый раз затопляли печь в овиннике, просили уговаривали духа | Для будущего урожая и прокормить семью. Для достатка и благополучия крестьянской семьи. Просить дозволения сушить постройку. | «Акиндин разжигает овин, Пигасий Солнце гасит». «Житница полна, так и душа вольна» «Гуменник мохнат-крестьянин богат» «Батюшка овинник, пусти меня посушить» | Новгородская губерния | «Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым М., 1990 г |
16 ноября День АгапийКросенный Анна холодная | Девушки собирали самостоятельно ткацкий станок | Учились | «Агапий Кросник - кросницам кресник» «Анна без снега- не жди хлеба!» | Интернет | |
17 ноября Ерёма сиди дома | В старину в этот день старались сидеть дома и беречь очаг. В этот день ничего не давали из дома. | Чтобы не столкнуться с нечистой силой. Иначе счастье из дома уйдёт. | «Ерёма сиди дома», «Призрачны околицы в этот день» | Интернет | |
18 ноября день Галактиона. День Млечности | Незамужние девушки молятся о хороших женихах. Утром вокруг дома девицы разбрасывали мелкие монеты для привлечения женихов Гадание на будущего мужа Проводы рекрутов | Для замужества Служба в армии | «Катится по белому свету чье‑то призрачное счастье, под стать кольцу» обручальному». «Мамынька, не вой, не вой, я теперя сын не твой, я теперь советский сын, под начальством под большим», «Мамынька, свари яичко, я последний раз поем, в Красну Армию уеду, я тебе не надоем» «Рекрут- отрезанный ломоть» | С. Красный Зилим Архангельского р-на РБ | Интернет Материалы фольклорных экспедиций с. Красный Зилим Архангельского р-на РБ |
19 ноября Павел Ледостав Святая Клавдия Время покаяния | Реку и озёра сковывает льдом Устроительница домашнего быта Каялись в грехах | Для благополучия Спасение души | «Если лёд грудами – тои хлеба будет пудами. Если гладко, то и хлеба будет гладко», «Зима на Павла Ледостава на ноги становится» «Пришлите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22–23). | Интернет | |
20 ноября Федот Ледостав | «Лишь бы Федот льдом воду залатал» | Калужская губерния | «Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым М., 1990 г | ||
21 ноября Михайлов день | День общих гуляний. В каждом доме накрывались столы, гости ходили из дома в дом, везде их угощали, хождении продолжалось до тех пор пока сил хватит. | Последний осенний оследний осенний праздник кует"ний" сама не выткется"праздник. Закончились осенние работы. Амбары полны. | «Каков Михаил, таков и Никола Зимний», «Со дня Михаила –Архангела зима морозы куёт» | Интернет | |
22 ноября Матрона Зимняя | Заваривали травы и коренья Раздавали старую одежду нуждающимся | Излечивать всякие хвори | «Матрена зиме вспять встать не даёт», «С Зимней Матрёны зима встаёт на ноги, налетают морозы и ветры с Железных гор», «На Матрёну иней на деревьях | Тульская губерния | Интернет |
23 ноября Ераст – твердый наст и Родион - Ледолом | Освящение хлеба с большим куском соли | Для здоровья домашнего скота | «Ераст на всё горазд, и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу», «Со святого Ераста жди ледяного наста», «Придёт Родион – возьмёт зима мужика в полон» | Интернет | |
24 ноября Фёдор Студит | «На Студита стужа, что ни день то лютей да хуже», «Фёдоровы ветра голодным волком воют» | Калужская губерния | «Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым М., 1990 | ||
25 ноября Иван Милостивый | Бабы устраивали ритуальные плачи припав к земле о своих усопших сродниках Полагалось плакате девушке –сироте, которая собиралась замуж | Поминовение усопших и просьбы их о избавлении от беды Ждала знак от усопшей матери - благословение | «Наши прадеды помином крепки», «В дедовские плачи и дождь плачет» «За сиротою – сам Бог с калитою» | Инернет | |
26 ноября Иван Златоуст | Заговариваю немоту у детей Заговляются перед Рождественским постом | Для исцеления | «На Златоуста всё в поле пусто» «На Ивана Златоуста поют псалмы, кто их поёт – тому Бог мира даёт» | Интернет | |
27 ноября Филипповки Заговенье перед постом. Конец свадебным неделям Начинается «Волчий месяц» | Начиналась «Куделица» - первая неделя прядения льна Заговлялись и угощали домового Величание жениха – девушки ходили по домам, где жили холостые парни и пели им величальные припевки Делали чучело из соломы, несли в поле и жгли, как Масленицу. | Для одежды Чтобы скот водился Для женитьбы Провожали Филиппа | «Не прядёшь зимою, неча будет ткать летом», «Соха кормит, веретено одевает» «Царь домовой, царица домовая, с малыми детками, милости просим с нами заговлять» «Свёкор да свекровушка покажи свою стряпню, подай кончик пирожка для Иванушки –женишка,не подашь пирожка не похвалим женишка, подашь пирожка- похвалим женишка!» «Иней на Филиппа»- к урожаю овса», «На святого Филиппа земля ко Христу прилипла» | Ярославская губерния Смоленская губерния | Интернет «Круглый год».Русский земледельческий календарь.М.,1991 г. |
28 ноября Гурий Морозный, Гурий Самон и Авив покровители семейного очага Гурий Морозный – изгонитель зла | Жёны, мужья которых их обижали, молились в этот день святым о смягчении мужниного нрава | Для ладу | «Где у мужа с женой лад, там и Божья благодать», «Гурий ездит на пегой кобыле: и снег и грязь всё вперемешку», «Гурий меси тесто», «Коли кони ржут – это к добру» «Всякая нечисть на Гурия с земли убегает, морозов и зимы боится» | Интернет | |
29 ноября Матвеев день Матвеевские посиделки Праздник ткачих | Походы в гости на постный стол Девушки показывали своё мастерство | Общение Понравиться будущим свекровям | «На Матвея зима потеет. В белой шубе явилась на ноябрь понадеялась» Если на Матвея ветры дуют буйные, быть вьюгам-метелям до Николы зимнего», «На Матвея земля преет» «Худ Матвей, коли не попотчевал гостей» «Льняное золото растит девку царевной.», Неумехам да нерадивицам, добрая судьба сама не выткется» | Интернет | |
30 ноября Григорий Зимоуказатель | Встреча «ветра – сиверка», молодёжь кувыркалась в снегу – «закатывала зиму» | Набирались здоровья и сил, закликали сильную жизнь | «Крутой месяц к холоду», «Если замёрзший лёд тёмный – к урожаю» «Колесом от последнего осеннего месяца- к ядрёной погоде, на сильный мороз, на сильную жизнь» | Интернет |