Оценка рисков и страхование




Любой бизнес осуществляется всегда в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь и неудач.

Оценка риска представляет собой один из наиболее сложных и наименее точных элементов бизнес-планирования. Потребуется, как можно точнее определить все непредвиденные обстоятельства, которые могут возникнуть в будущем.

Главная задача этого раздела бизнес-плана – разработка мер по минимизации последствий рисков.

Для крупных проектов необходим детальный просчет рисков, с применением экономико-математических методов, теории вероятности, для небольших проектов обоснование риска осуществляется экспертным методом. Можно выделить семь областей в деятельности предприятия, содержащие риск различной вероятности:

- экономика;

- политика;

- рынок;

- технология;

- конкуренция;

- международное положение;

- социальное поведение.

Состояние экономики может иметь негативное влияние на достижение целей предприятия. Ряд факторов в экономической окружающей среде должен постоянно диагностироваться и оцениваться, например темпы инфляции; уровни занятости; стабильность национальной валюты и налоговые ставки.

Руководство предприятия должно держать в поле зрения нормативные документы, определяющие антимонопольную политику; кредитную политику и возможности получения ссуды и др.

При анализе рыночной внешней среды исследуются следующие факторы: изменяющиеся жизненные циклы различных изделий и услуг; распределение доходов населения; уровень конкуренции в отрасли.

Предприятия в различной степени подвергаются влиянию научно-технического прогресса и должны учитывать изменения в технологии производства, в использовании электронной техники и современных средств связи.

Если предприятие стремится выйти на международный рынок, то необходимо постоянно контролировать и оценивать изменения в этой среде. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать также действия своих конкурентов, в том числе иностранных компаний.

К некоторым важным в настоящее время факторам социального поведения относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, национальные вопросы в обществе, изменения социальных установок менеджеров.

Наиболее часто при бизнес-планировании создания нового предприятия рассматриваются следующие риски:

1. Рыночный риск (например, будет ли рынок расти такими темпами, которые станут способствовать бизнесу).

2. Риск конкурирующих технологий (может ли какая-либо новая технология помешать предприятию успешно выполнить намеченное).

3. Внешний риск (связанный с состоянием финансовых и товарных рынков, изменением конъюнктуры выбранного сегмента рынка, поведением конкурентов, поставщиков, потребителей).

4. Внутренний риск (достаточно ли квалифицированного персонала, опыта менеджеров, финансовых средств и т.д., чтобы предприятие могло нормально функционировать).

5. Правовой риск (есть, или ожидается, какое-либо правительственное постановление, которое может помешать успеху; будут ли получены обязательные разрешения специальных органов, например, по лицензированию деятельности, по охране окружающей среды, и т.д.).

6. Риск капитальных вложений (сможет ли инфляция, изменение валютных курсов или политики правительства существенно повлиять на объем инвестиций).

Мероприятия по управлению рисками должны быть выработаны на основе исследования особенностей бизнеса и возможностей рынка страховых услуг.

Основные способа снижения финансового риска:

1) распределение риска между участниками проекта;

2) страхование (заключение договора со страховой компанией);

3) резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Целесообразно обратить особое внимание на взаимосвязь между уровнем риска инвестиций и требуемой нормой прибыли.

Структура данного раздела, как правило, имеет следующий вид:

1) формирование полного перечня возможных рисков и выделение наиболее существенных рисков;

2) оценка вероятности проявления рисков;

3) оценка ожидаемых размеров убытков при их осуществлении;

5) определение области допустимого риска;

6) меры по снижению рисков, в том числе их страхование.

Вопросы для самостоятельной работы по разделу:

 

1. Понятие и классификация рисков деятельности предприятия.

2. Вероятностные методы оценки рисков.

3. Методы управления производственными и финансовыми рисками.

4. Система страхования предпринимательских рисков.

Заключение

 

Бизнес-планирование– самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.

Сегодня многие коммерческие фирмы не имеют официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях.

Бизнес план - это именно то, с чего необходимо начинать любой успешный бизнес-проект. Это требуется как для общего увеличения эффективности деятельности предприятия, так и для развития и планирования повышения отдачи от каждого отдельно взятого сотрудника.

Формирование у обучающихся практических навыков разработки бизнес-планов является важнейшей профессиональной компетенцией.

Одной из наиболее эффективных форм обучения студентов является деловая игра.

Общение в деловой игре - это не просто общение в процессе совместного получения знаний, но первым делом - общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.

Авторы представленного учебно-методического пособия желают успешного усвоения теоретических знаний, методических основ и получения практических навыков в бизнес-планировании деятельности предприятия.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ

 

1. Для чего используется бизнес-план?

а) для привлечения инвестиций;

б) для получения кредита;

в) для оценки реальных возможностей;

г) нет правильного ответа;

д) все ответы верны.

2. Выделите три основные причины, почему необходимо планировать бизнес?

а) бизнес-планирование - обдумывание идеи

б) бизнес-план - рабочий инструмент для принятия решения, контроля и управления

в) бизнес-план - способ сообщения идей заинтересованным инвесторам

г) бизнес-план - средство для получения денег

д) бизнес-план - средство для получения льгот

3. Какие Вы можете назвать внешние цели бизнес-плана?

1) самоутверждение, инструмент управления;

2) получение банковского кредита, привлечение инвестиций, создание стратегических союзов, подписание большого контракта;

3) самоутверждение, привлечение инвестиций, создание стратегических союзов, подписание большого контракта;

4) инструмент управления, получение банковского кредита, привлечение инвестиций;

5) нет правильного ответа.

4. Какие Вы можете назвать внутренние цели бизнес-плана?

1) самоутверждение, инструмент управления;

2) получение банковского кредита, привлечение инвестиций, создание стратегических союзов, подписание большого контракта;

3) самоутверждение, привлечение инвестиций, создание стратегических союзов, подписание большого контракта;

4) инструмент управления, получение банковского кредита, привлечение инвестиций;

5) нет правильного ответа.

5. Укажите первоочередные проблемы, которые влияют на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, фирмы (организации)?

а) отсутствие современных технологий и современного оборудования

б) отсутствие денег

в) отсутствие или неопределенность целей

г) высокий уровень налогов

д) низкий уровень управления

е) отсутствие государственного финансирования

ж) ненормальный подход к бизнес-планированию

з) высокий уровень затрат на производство и управление

и) неэффективное планирование и управление финансами и издержками производства

к) принятие необоснованных решений из-за отсутствия оперативной управленческой информации

6. Какие предпосылки должны быть созданы на предприятии для успешного функционирования системы планирования и планово-контрольных расчетов?

а) кадровые - готовность руководства

б) организационные - дееспособная организация управления

в) информационные - наличие эффективного инструмента для сбора, переработки и передачи планово-контрольной информации

г) законодательные - наличие законов способствующих развитию экономики в России

д) методические - наличие банка методик для различных отраслей промышленности

е) первые три

ж) все вышеперечисленные

7. Чем является бизнес план для развития бизнеса?

а) моделью развития бизнеса;

б) инструментом прогноза бизнеса;

в) инструментом управления бизнесом;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

8. Каковы основные требования к бизнес-планированию, разработанные мировой практикой?

а) полнота, доказательность,

б) комплексность, перспективность,

в) гибкость, понятность,

г) компактность;

д) все ответы верны.

9. Какие планы из ниже представленного списка должны быть включены в стратегический план развития структуры и потенциала предприятия?

а) план средств производства и персонала (размер предприятия)

б) план структуры капитала (соотношения собственного и заемного капитала)

в) план структуры производств, или мощностей

г) план организационной структуры, юридической формы и правовой структуры предприятия

д) план системы управления предприятием

е) план расстановки руководящих кадров, формирование системы стимулирования руководителей

ж) план информационной системы менеджмента (формирование системы планирования, регулирования, документирования и контроля)

з) только первые три

и) все

10. В каком разделе бизнес-плана будут представлены ожидаемые финансовые результаты (бюджет) проекта?

а) в описании производства

б) в финансовом плане

в) в описании предприятия

д) в резюме

11. В каком плановом документе будет отражена прибыльность производственной деятельности?

а) в плане продаж

б) в плане производства

в) в плане прибылей и убытков

г) в инвестиционном плане

12. Что такое позиционирующая реклама?

а) способ определения рыночной ниши

б) вариант недифференцированной политики

в) вариант дифференцированной рекламной политики

г) способ проникновения в сознание покупателя с помощью рекламы

д) увеличение вторичного спроса

е) ответ на потребность потенциального потребителя

13. Какой фактор отрицательно влияет на прибыль при выявлении риска неустойчивости спроса?

а) увеличение кредитов

б) падение продаж

в) падение спроса с ростом цен

г) снижение спроса

д) снижение цены

е) изменение чистой прибыли

14. Миссия должна отражать:

а) круг удовлетворяемых потребностей

б) характеристику продукции

в) перспективы роста бизнеса

д) все перечисленное

15. Выберите направленность цели рекламы - придание деятельности компании национального характера:

а) стимулирование покупок товаров компании

б) понимание общественностью усилий компании по защите интересов граждан

в) общенациональное признание в стране и за рубежом

г) признание деятельности компании партнерами и собственным персоналом

16. Какой из сценариев проекта будет наиболее привлекателен для потенциальных инвесторов?

а) NPV = 200 000 у.е. и PI = 1,15

б) NPV = 200 000 у.е. и PI = 1,20

в) NPV = 250 000 у.е. и PI - 1,15

17. Сколько основных этапов включает в себя бизнес-планирование?

а) из четырех этапов

б) из пяти и более этапов

в) любое количество

18. Укажите главную цель четвертого этапа бизнес-планирования:

а) анализ финансовых показателей бизнес-плана

б) анализ чувствительности проекта

в) прогноз результатов финансово-хозяйственной деятельности, эффективности инвестиционных затрат при изменении различных факторов микро и макроэкономики

19. Какие средства поступлений (отчета о движении денежных средств) относятся к инвестиционной деятельности:

а) поступления от продаж земли, зданий, оборудования

б) продажа ценных бумаг, в которые были вложены средства компании

в) возвращение основной части долга сторонними организациями

г) векселя и закладные

д) первые три

е) все

20. Как называется ситуационный анализ, который представляет собой предварительное рассмотрение и оценку сильных и слабых сторон предлагаемой бизнес-идеи с учетом различных существующих и возможных в будущем факторов и влияний?

а) оценка возможностей и опасностей;

б) SWOT-анализ;

в) комплекс исходных данных;

г) нет правильного ответа;

д) все ответы верны.

21. Как называются характеристики, которые находятся вне контроля предпринимателя и могут повлиять на результат в будущем?

а) оценка возможностей и опасностей;

б) SWOT-анализ;

в) комплекс исходных данных;

г) нет правильного ответа;

д) все ответы верны.

22. Как называются сбор, подготовка и анализ исходных данных для обоснования инвестиционных предложений и разработки бизнес-плана?

а) оценка возможностей и опасностей;

б) SWOT-анализ;

в) комплекс исходных данных;

г) нет правильного ответа;

д) все ответы верны.

23. Как называется искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении “жизненного цикла” проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта?

а) бизнес-планирование;

б) планирование;

в) контроль;

г) управление проектом;

д) бизнес-аудит.

24. Вставьте пропущенные слова в предложение: «Сегодняшний российский рынок интенсивно … и становится все … получать сверхприбыли, ориентируясь на случай и импровизацию»

а) сокращается, легче;

б) развивается, легче;

в) развивается, труднее;

г) сокращается, труднее;

д) нет правильного ответа.

25. По какому материалу бизнес-плана потенциальный инвестор будет судить о проекте?

а) по анализу рынка;

б) по финансовому плану;

в) по организационному плану;

г) по краткому содержанию;

26. Какая информация должна быть представлена в разделе «Анализ рынка»?

а) сведения о производимом продукте и его рынке сбыта,

б) сфера бизнеса и продукт, который фирма будет предлагать к продаже,

в) характер отрасли и конъюнктуру рынка;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

27. Какие подразделы должен включать в себя финансовый план?

а) прогноз прибыли и убытков;

б) распределение денежных потоков;

в) проект баланса;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

ГЛОССАРИЙ

 

Амортизация - объективный процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов на себестоимость производимой с их помощью готовой продукции.

Бизнес план - это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий.

Бизнес-планирование инвестиционных проектов - планирование, которое дает оценку целесообразности осуществления какого-то проекта и привлечения для этого инвестиций.

Годовой план предприятия - это предвиденная и подготовленная на текущий период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия и всех его подразделений.

Готовая продукция - часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса.

Дифференциация цен - в соответствии с маркетинговой стратегией, продукция будет иметь различные цены, если она продается по различным каналам распределения в различной упаковке.

Добавленная стоимость - важный элемент любого процесса производства, который создает прибыльность бизнеса. Представляет собой стоимость, добавленную к цене продукции или услуги, являющуюся разницей между себестоимостью и выручкой, полученной после продажи продукции (услуги).

Долгосрочные планы - планы, разрабатываемые на длительный период времени (10 и более лет). Призваны определить долговременную стратегию функционирования предприятия.

Доля на рынке - доля в общем спросе на продукцию, которая поставляется определенным производителем или торговой фирмой.

Доходы предприятия - увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением уставных вкладов участников (собственников имущества).

Закон спроса - при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.

Запас финансовой прочности (ЗФП) - величина, на которую объем выпуска продукции предприятия, отклоняется от критического объема, может характеризоваться абсолютным и относительным показателями.

Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг. Затраты - часть расходов организации, связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, т. е. с обычными видами деятельности.

Инвестиции - вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инфляция - процесс общего роста цен, приводящего к снижению покупательной способности номинальной денежной единицы.

Калькуляция - вычисление себестоимости единицы продукции или выполненной работы.

Каналы распределения - различные пути поступления продукции к потребителю. Каждая компания может иметь собственные пункты поставки продукции к конечному пользователю (например, магазины розничной торговли) или продажа оптовым закупщикам, которые затем будут реализовывать продукцию розничным продавцам.

Капитал - это всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности, это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации.

Коммерческие затраты - затраты, которые связаны с реализаций готовой продукции.

Конкурентоспособность - это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.

Конкурентоспособность предприятия - это реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и качественным (неценовым) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других предприятий-конкурентов.

Косвенные затраты - затраты, которые нельзя рассчитать по отдельным изделиям по признаку прямой принадлежности, поскольку они связаны с изготовлением нескольких видов продукции или с различными стадиями ее обработки.

Краткосрочные планы - планы, разрабатываемые на срок от одного года и в зависимости от комплексности, объектов планирования, до одних суток.

Материалоемкость продукции - отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции - показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции.

Материальные затраты - часть издержек производства, затрат на производство продукции, товаров, услуг, в которую включаются затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию и другие затраты, приравниваемые к материальным.

Налоги - обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Незавершенное производство – это заготовки, детали, узлы и изделия, находящиеся в стадии производства, но не законченные обработкой, сборкой, отделкой и приемкой, а также их остатки на складах.

Норма прибыли - это отношение величины полученной прибыли к величине всего авансированного капитала.

Маркетинг - это система, при которой в основе принятия хозяйственных решений лежит информация о рынке, а обоснованность этих решений проверяется в ходе реализации товара.

Маркетинговые исследования - элемент хозяйственного управления. Они охватывают производственно-сбытовую, снабженческую и торговую деятельность предприятия.

Оборотные средства предприятия - это совокупность денежных и материальных средств, авансированных в средства производства, однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих свою стоимость на готовый продукт.

Отток денежных средств – любое уменьшение статей обязательств или увеличение активных статей баланса.

Переменные затраты - затраты, которые изменяются пропорционально объему выпущенной продукции, например расходы на материалы,

План - система целевых показателей развития экономической системы, функционирования конкретного объекта, а также указание на этапы и способы их достижения, распределение ресурсов, определение ожидаемых результатов и способов их использования. План можно рассматривать как некоторую модель развития планируемого объекта.

Планирование - процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. В широком смысле слова включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением.

Повременная форма оплаты труда - такая форма, при которой заработная плата работникам начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное на производстве время.

Полная себестоимость - сумма затрат предприятия на производство и сбыт продукции по видам, отличающаяся от производственной на величину внепроизводственных (коммерческих) расходов, связанных с реализацией продукции

Постоянные затраты - затраты, которые не изменяются в зависимости от объема выпуска конечной продукции, т.е. затраты, которые должны быть возмещены при любых результатах производственного процесса, даже в случае отсутствия готовой продукции.

Предпринимательство можно определить как деятельность по координации и комбинации факторов производства с целью обеспечения необходимых результатов, т.е. при меньших затратах средств получать наибольшие результаты.

Прибыль - это разность между суммарной выручкой от реализации продукции и суммарными издержками в денежном выражении.

Приток денежных средств - любое увеличение статей обязательств или уменьшение активных счетов.

Прогнозирование - это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем.

Производительность труда - это плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, которая измеряется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы.

Производственная мощность предприятия - это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшении организации производства и труда, обеспечении высокого качества продукции.

Производственная программа - план выпуска валовой и товарной продукции в натуральном выражении и обеспечивает построение скоординированных календарных планов для цехов основного производства и обеспечивающих служб.

Производственная себестоимость - сумма затрат предприятия на производство продукции, включает в себя цеховую себестоимость и общехозяйственные затраты по предприятию.

Прямые затраты - экономически однородные затраты, относящиеся на себестоимость конкретного вида продукции прямо, непосредственно в соответствии с обоснованными нормами и нормативами.

Расходы предприятия - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников (собственников имущества).

Реализованная продукция - это та продукция, которая оплачена покупателем в рассматриваемом периоде.

Рентабельность - относительный уровень и показатель эффективности хозяйственной деятельности.

Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов.

Риск - это следствие действия либо бездействия, в результате которого существует реальная возможность получения неопределенных результатов различного характера, как положительно, так и отрицательно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Сдельная форма оплаты труда – такая форма, при которой заработная плата работникам начисляется по заранее установленным расценкам за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции.

Себестоимость продукции - это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт.

Сравнительное преимущество - ключевые характеристики бизнеса и/или продукции (технология производства, сеть распределения, имидж компании и т.д.), которые не могут быть предложены конкурентами в ближайшем будущем.

Стратегическое планирование - это планирование, которое включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.

Точка безубыточности (критический объем выпуска) - это такой объем выпуска продукции в натуральном выражении, при котором прибыль предприятия равна нулю, т. е. доходы покрывают расходы.

Трудоемкость - затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг.

Условия оплаты - условия, которые оговорены с поставщиками и покупателями с учетом времени между заказом (или доставкой) и оплатой продукции, используемых средств платежа и возможности предоставления скидок.

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные средства, формируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров и услуг, выбывшего имущества организации, а также путем привлечения внешних источников финансирования.

Финансовый план - это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.

Финансовый риск - риск, связанный с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств).

Франчайзинг - предоставление одним производителем (франчайзер) эксклюзивного права другому производителю (франчайзи) посредством выдачи лицензии на производство или продажу продукции лица, дающего это эксклюзивное право в определенной местности.

Экономическая эффективность (эффективность производства) - это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: