ПОСЛЕДСТВИЯ НЕРАЗУМНОЙ РЕВНОСТИ. СЛОВО ВТОРОЕ




 

Во втором нашем слове хотелось бы остановиться на последствиях той неразумной ревности и горячности, о которых шла речь в первом слове.

Сейчас у нас в России, практически точь-в-точь, повторяются события происходившие в Элладской, Болгарской и Румынской Поместных Церквах почти сто лет назад, в связи с переходом этих Церквей на новый стиль.

Это и не удивительно, так как у изобретателя и учителя всех ересей и расколов сценарий остается один и тот же на все времена, меняются только некоторые «декорации».

И вот, мы наблюдаем то же самое у некоторых наших ревнителей с неумеренной горячностью; сначала благочестивое разделение с еретиками, то есть прекращение поминовения еретичествующего патриарха Кирилла; затем те же самые споры о наличии Благодати; в первую очередь в Таинствах, а затем и во всей Поместной Церкви.

Прежде чем начинать полемику и доказывать на примере святоотеческого Предания Церкви действенность Святых Таинств и наличие Благодати Святаго Духа во Вселенской (и в Русской – в частности) Православной Церкви, приведем исторический пример греческих братьев - зилотов. Пример того, к чему привели именно такие споры о Благодати и Таинствах, и именно такие выводы, которые сейчас часто можно услышать со стороны братьев крайних ревнителей.

«Старостильники, они же - зилоты (с греч.- ревнители), они же – противостоящие, они же – «истинно православные христиане» (ИПХ). Это церковное движение возникло в Греции в 20-х годах прошлого века. В 1923 году, без всякого согласования с другими Поместными Церквами, Элладская Церковь ввела в свое богослужебное употребление т.н. «исправленный юлианский календарь», согласно которому все неподвижные праздники начинали отмечаться по новому (григорианскому) стилю, а подвижные продолжали совершаться по юлианской пасхалии (старому стилю).

Этот переход на новый календарь создал целый ряд «неувязок» в литургическом строе ЭПЦ. А кроме этого – произвел огромные нестроения в церковной жизни Греции, породив народное «движение сопротивления» этой неоправданной реформе. Во главе этого движения поначалу встали монахи-зилоты, изгнанные со Святой Горы Афон за отказ поминать свое новостильное священноначалие и проповедь раскола. Греческое правительство обрушилось на старостильников с жестокими гонениями, Церковь подвергла их суровым прещениям. И те, в свою очередь, тоже бросились в крайность и объявили всех, принявших «исправленный календарь», ИЛИ ПРОСТО НАХОДЯЩИХСЯ В ОБЩЕНИИ С ТАКОВЫМИ,- ОТСТУПНИКАМИ, ОТПАВШИМИ ОТ ЦЕРКВИ И ЛИШИВШИМИСЯ БЛАГОДАТИ. Себя они провозгласили «истинно православными», а всех новостильников – еретиками.

Всего в 1925-30 годах в Греции было около 800 приходов ИПХ, а на 1934 год общая численность противостоящих приближалась к двумстам тысячам человек. Но до середины 30-х годов у них не было ни одного своего старостильного епископа. И вот в 1935 году три митрополита Элладской Церкви – Герман Димитриадский, Хризостом Флоринский и Хризостом Закинфский – заявили о своем присоединении к Истинно Православной Церкви (ИПЦ). Объявив всех новостильников схизматиками, ЛИШЕННЫМИ БЛАГОДАТИ СВЯТАГО ДУХА, они рукоположили еще четырех архиереев из числа иеромонахов-зилотов. Так старостильники обрели собственную, «параллельную» Элладской Церкви, иерархию.

ЭПЦ, естественно, не признала совершенных тремя опальными митрополитами хиротоний и объявила их самих изверженными из сана. А вскоре все семеро старостильных иерархов были отправлены властями Греции в ссылку. Трое из них – митр. Хризостом Закинфский и два новорукоположенных епископа – через некоторое время принесли покаяние и вернулись в лоно ЭПЦ. Черыте оставшихся зилотских архиерея, быстро возвратившись из ссылок, создали священный синод Греческой Старостильной Церкви.

В 1937 году произошло первое крупное разделение в недрах греческой ИПЦ. НЕ СОЙДЯСЬ ВО МНЕНИЯХ ПО ВОПРОСУ БЛАГОДАТНОСТИ (ИЛИ БЕЗБЛАГОДАТНОСТИ) ТАИНСТВ новостильников, зилоты раскололись на две группировки: умеренную, возглавляемую митрополитами Германом Димитриадским и Хризостомом Флоринским, и радикальную, во главе которой встали рукоположенные ими в 1935 году епископы Матфей Врисфенский и Герман Кикладский. Так возникли два основных течения внутри греческого «движения противостоящих»: флориниты (флоринцы – именуемые так по титулу своего идейного лидера – митр. Флоринского Хризостома) и матфеиты (матфеевцы – получившие свое название по имени «неистового» еп. Матфея).

В 1943 году происходят новые разделения: митр. Хризостом порывает общение с митр. Германом (после того, как последний начал искать воссоединения с ЭПЦ), а епископ Матфей ссорится с епископом Германом (последний спустя семь лет, в 1950 году, присоеднился к флоринцам). В 1945 году вновь покинули Элладскую Церковь и присоединились к митр. Хризостому двое из рукоположенных им в 1935 году «зилотских» епископов: Хризостом Мегарский и Поликарп Диавлейский (чтобы спустя девять лет, в 1954 году, снова вернуться в ЭПЦ).

Оставшись в гордом одиночестве, епископ Матфей в 1948 году решился на абсолютно антиканоничное деяние, совершил единоличную хиротонию (!) четырех новых «епископов» из числа своих сподвижников. Этим актом «борец за каноническую чистоту» преступил целый ряд строгих правил Вселенской Церкви – Первое Апостольское Правило, 1 Вселенский Собор – 4 правило, 7 Вселенский Собор – 3 правило. Так возникла самостоятельная, но совершенно незаконная самосвятская матфеевская «иерархия». Скончался «вресфенский ревнитель» в 1950 году и почитается своими последователями как «великий святитель и чудотворец».

Более умеренные и терпимые к ЭПЦ флориниты не желали усугублять существующее в Греческой Церкви разделение и отказались от совершения новых архиерейских хиротоний (хотя, в отличие от матфеитов, имели все необходимые для этого внешние условия). После последовавших одна за другой кончин епископа Германа (1954 г.) и митр. Хризостома (1955 г.), флоринцы остались без иерархии и в течение пяти лет управлялись советом архимандритов.

В 1960 году двое епископов Русской Православной Церкви за рубежом без благословения своего Синода (!) рукоположили во епископы флоринитского архимандрита Акакия. А в 1962 году другой иерарх РПЦЗ уже вместе с ним совершил еще пять архиерейских хиротоний для ИПЦ Греции (также без санкции священноначалия Русской Зарубежной Церкви). Таким путем и была возрождена иерархия флоринцев.

Больше десяти лет флориниты сохраняли единство своих рядов. А в 1971-72 годах на короткое время даже произошло примирение между ними и самосвятами- матфеитами, то есть ИПЦ Греции почти на год вновь обрела некое подобие целостности (спустя двадцать четыре года после первого своего раскола).

Но длилось это единение не долго. Спустя два года после нового разрыва с матфеевцами, то есть с 1974 года, флоринцы сами начали постепенно распадаться на мелкие «толки» и «согласия», находящиеся в состоянии перманентной усобицы.

В дальнейшем дробление зилотских группировок приобрело характер геометрической прогрессии. Особенно в этом «преуспели» флориниты. Но и матфеевцы в итоге раздробились на три анафематствующие друг друга самосвятских синода (последний раскол в их стане произошел совсем недавно, в июне 2003 года, после выборов нового предстоятеля т.н. андреевской ветви матфеитов – «митр. Афинского» Николая).

сего на сегодняшний день существует около двадцати (!) враждующих друг с другом греческих старостильных церквей. И их «размножение делением», как это не печально, скорее всего, будет продолжаться и далее. Некоторые ИПЦ Греции в начале 90-х годов открыли свои приходы и на территории России и стран СНГ, объединив под своим крылом небольшую часть наших доморощенных зилотов.

Помимо Греции, аналогичные движения «старостильников» возникли также в Румынии и Болгарии, а кроме того – среди иноков о-ва Валаам, в период его подчинения Финляндии (т.е. в тех странах, Православные Церкви которых перешли на новый календарь) («Две крайности: экуменизм и зилотство» Примечание на стрр. 87-90).

Как мы с вами видим, картина крайне печальная и неприглядная. И что самое печально что, повторимся, все это один в один происходит теперь на наших глазах в России. Та же ревность не по разуму среди некоторых братьев прекративших поминать еретичествующего патриарха Кирилла. Те же утверждения о «безблагодатности Таинств» в Русской Православной Церкви.

Из всего этого вытекает закономерный вопрос, что же тогда делать, чтобы не повторять ошибок греческих зилотов? В связи с этим, хорошо сказал старец Гавриил Кутлумушский: «МЫПРЕКРАЩАЕМ ПОМИНАТЬ ЕРЕТИЧЕСТВУЮЩИХ ЕПИСКОПОВ, И БОЛЬШЕ – НИЧЕГО».

«И больше – ничего», здесь означает; ВО-ПЕРВЫХ - что мы не создаем никаких своих собственных «синодов»; ВО-ВТОРЫХ – мы не уходим и не присоединяемся к другим каким бы то не было «синодам и юрисдикциям», но остаемся в тех Поместных Церквах, в которых родились для жизни вечной, и в этих Поместных Церквах свидетельствуем чистоту Православия; В-ТРЕТЬИХ – не касаемся вопроса о благодатности или «безблагодатности» Таинств, но ожидаем созыва законного Поместного или, если Бог даст – Вселенского, Собора для осуждения ереси и еретиков. В-ЧЕТВЕРТЫХ – увещеваем и призываем, но не судим и не осуждаем наших отцов, братьев и сестер, пока еще не осознавших всю тяжесть и степень отступления патриархов Кирилла и Варфоломея (и единомудрствующих с ними), и пока еще не прекративших поминовение еретичествующих иерархов.

Эта позиция совершенно совпадает с позицией и экклизиологией священномученика Кирилла Казанского, к подробному рассмотрению которой, если даст Бог, мы еще вернемся в будущем. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОМИНОВЕНИЯ И РАЗРЫВ ЕВХАРИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ЕРЕТИЧЕСТВУЮЩИМ ЕПИСКОПОМ – ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБОМ БОРЬБЫС РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ЕРЕСИ ВНУТРИ ЦЕРКВИ. ЭТО СВОЕГО РОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОГРАДА ВНУТРИ ЦЕРКОВНОЙ ОГРАДЫот волков в овечьих шкурах, проникших внутрь церковной ограды и губящих словесных овец.

Разница заключается лишь в том, что «оппозицию» митрополиту Сергию возглавляли епископы, и в количественном отношении она значительно превосходила нынешнее движение поминающих «всякое епископство православных». Конечно значительная разница еще и в том, что нарушения митр. Сергия были канонического характера; тогда как нарушения патриарха Кирилла и в словах, и в делах, и в писаниях носят ярко выраженный догматический характер.

Но это, тем не менее, не позволяет нам выходить за пределы, строго установленные святыми канонами Церкви, в борьбе за чистоту Православия. А иначе, получается по пословице: «Из огня – да в полумье». Ибо, какая разница; выпасть из церковного ковчега в штормящее море с «левого борта» экуменизма и равнодушия к вопросам веры, или с «правого борта» неумеренной горячности и неразумной ревности. Результат один и тот же – вечная смерть вне Церкви, а значит вне Христа, вне Бога.

Здесь я хочу сделать оговорку, т.к. за эту фразу: «Распространение ереси внутри Церкви», я уже получил замечание. Естественно, когда я говорю «внутри церкви», то имею в виду - «церковной организации», а не Церкви, как Тела Христова. Еретики, как личности, отсекаются от Церкви – Тела Христова с момента принятия ими ереси в своем уме, то есть, с момента «сосложения» с ересью в уме (как и другие грехи: блуд, убийство, ненависть к ближнему и т.д.) Но, до соборного осуждения, до законного извержения их из сана, их священнодействия и совершаемые ими Таинства являются действительными, как являются действительными Таинства, например, священника живущего в блуде и продолжающего, в осуждение себе самому, литургисать.

Да поможет всем нам Господь наш Иисус Христос и Его Пречистая Матерь, Пресвятая Дева Богородица, сохранить духовное равновесие в этот нелегкий период времени разыгравшегося еретического шторма и не утонуть в волнах крайностей и страстей. Сохранить любовь, терпение и снисхождение к своим ближним братьям и сестрам во Христе, спокойствие духа и рассудительность ума.

Прошу у всех прощения, если кого чем соблазнил, благословения и святых молитв, да не попустит Господь заблудиться себе и другим на погибель. Ужасаюсь ответственности, но и боюсь преслушания и своего разума исполнения. Ваш брат во Христе.


 

ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫВ ЗАЩИТУ ТАИНСТВ. СЛОВО ТРЕТЬЕ.

 

В двух предыдущих беседах мы с вами говорили об узости и опасности пути, ведущего в Горний Иерусалим, а также рассмотрев вопрос о неразумной ревности, горячности и ее последствиях в вопросах церковных. Теперь приведем аргументы в защиту нашей позиции, за которую мне часто приходится терпеть укоризны и обвинения в «лояльности» к еретикам и, якобы, «нерешительности и двойственности» этой позиции.

Для начала хотелось бы сказать, что в Церкви Христовой, не имеет права на существование, вообще ни какое личное мнение или желание. Его не может быть просто по природе самой Церкви, как Единого Богочеловеческого организма, душой которого, по словам святых отцов, является Сам Дух Святый – Дух Истины. Задача и смысл всего существования человека в Церкви – это сообразование всех своих мыслей и желаний с мыслями и желаниями Пресвятой Троицы. Поэтому, мы должны рассматривать и принимать не то, что думают и хотят патриарх Кирилл, или иерей Георгий Максимов, или иерей Алексей Мороз, или Дмитрий Задорнов, или я, и т.д., а то, что говорит и желает Дух Святый.

Захотелось монаху Варсанофию, ни с того ни с чего, чтобы у еретиков совершались Таинства, и начал он говорить такие «глупости»? Захотелось более «правым» ревнителям; отцу Алексею Мороз, иеромонаху Гавриилу Кондрашеву или Дмитрию Задорнову, чтобы Таинства у еретиков, еще не осужденных соборным разумом, перестали совершаться, и они «перестали совершаться»? Но так как для любого здравомыслящего человека понятно, что два противоположных мнения не могут быть одновременно правильными, то НАМ С ВАМИ И ПРЕДСТОИТ УЗНАТЬ КАКОЕ ЖЕ ИЗ ЭТИХ ДВУХ МНЕНИЙ СООТВЕТСВУЕТ МНЕНИЮ И ПОВЕЛЕНИЮ СВЯТАГО ДУХА БОГА.

Всем нам понятно, что воля Святаго Духа, а с Ним и Всей Нераздельной Троицы, выражается в Священном Писании и Священном Предании Церкви, постановлениях Святых Вселенских и Поместных Соборов, а также преобладающем мнении святых отцов, так называемом «консенсум патрум».

И еще хотелось бы подчеркнуть, что в православном богословии, в отличие от римского, и тем более – протестантского, нет, и не может быть в принципе никаких противоречий. Есть догматы и откровения человеку от Бога, которые невозможно изъяснить во всей их полноте человеческими словами; например единосущность и нераздельность Святой Троицы или образ неслитного соединения двух природ во Христе. НО ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛОВИИ ПРОСТО НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Поэтому, наличие прямого противоречия в чьих бы то ни было мнениях или утверждениях говорит о том, что эти мнения или утверждения – ошибочны.

Совершив первоначально только одну какую-нибудь ошибку, естественно незаметно для себя самого, человек становится на неправильную дорогу (вспомним аналогию дорожной развертки со множеством дорог из первого нашего слова), и по логической цепочке делает другие ошибочные выводы. Если бы не было той первой ошибки, то вся его логическая цепочка была бы правильной. Он «справедливо» удивляется и, порой негодует, почему же ему не верят и его не слушают другие.

Отсюда и начнем. ПЕРВЫЙ ПОСТУЛАТ уклонившихся «в право»: У ЕРЕТИКОВ ТАИНСТВА НЕ СОВЕРШАЮТСЯ. У еретиков, осужденных Собором епископов, «таинства» действительно НЕ СОВЕРШАЮТСЯ. Например: у несториан, монофизитов, латинян или протестантов. Но, у получивших благодать епископства или священства через законное возложение епископских рук, И ВПОСЛЕДСТВИИ уклонившихся в ересь и проповедующих ересь, но пока еще не осужденных Собором епископов, Таинства совершаются до соборного извержения их из священного сана.

ВТОРОЙ ПОСТУЛАТ «правых» вытекает напрямую из первого. В полемике, на предыдущее наше утверждение (ниже мы увидим, что это не наше, а святоотеческое утверждение), «правые», которые по словам свт. Григория Богослова «хотят быть правее правого», говорят: СВЯТЫЕ ОТЦЫНЕ РАЗЛИЧАЛИ ЕРЕТИКОВ, ОСУЖДЕННЫХ СОБОРОМ ОТ ЕЩЕ НЕ ОСУЖДЕННЫХ.

ВОТ ЗДЕСЬ ТО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ОШИБКА «ПРАВЫХ». Это и есть точка «съезда» не на ту дорогу. Если принять этот их постулат, то они правы: патриарха Кирилл и Варфоломей такие же еретики, как несториане, монофизиты, папа Римский или протестанты. Соответственно, по логической цепочке, все, находящиеся в евхаристическом общении с ними сами становятся еретиками (за одно поминовение их), лишаются благодати Святаго Духа, то есть Миропомазания, а священники -благодати Священства и, естественно, Таинства у них не совершаются.

И это дорогие братья и сестры «правые» говорят О ВСЕЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ, О ВСЕХ ПАТРИАРХАТАХ. То есть, не много, не мало, «церковь», по их мнению – это ТОЛЬКО ОНИ (несколько сот, или может быть, две, три тысячи человек).

Здесь я приведу свой, как я его называю «народный» аргумент. Почему народный? Этот аргумент, конечно, не обладает канонической силой, но он зачастую действует весьма отрезвляюще на колеблющихся или еще не утвердившихся в своем заблуждении.

Как мы сказали, «правые» говорят, что ВСЯ ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ отпала от истины, впала в ересь, лишилась Благодати Святаго Духа и теперь ОНИ, «ПРАВЫЕ» ТОЛЬКО И ЕСТЬ ТА САМАЯ ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, КОТОРУЮ НЕ ОДОЛЕЮТ ВРАТА АДА!

То есть: В Троице-Сергиевой Лавре у мощей прп. Сергия, в Киево-Печерской Лавре у мощей прпп. Антония и Феодосия, в Почаевской Лавре у мощей прп. Иова, в Дивеево у мощей прп. Серафима Саровского (и внутри «канавки», тоже), в Иерусалиме на Гробе Господнем, не Святой Горе Афон – ВЕЗДЕ СЛУЖАТ ЕРЕТИКИ И ВЕЗДЕ ТАИНСТВА НЕ СОВЕРШАЮТСЯ? НЕ СЛАБО, ПРАВДА?

Когда я привел этот аргумент одной сестре во Христе, уклонившейся «вправо» и попавшей под влияние иеросхимонаха Даниила Филиппова, пытаясь ее остановить от скольжения в раскол, она просто разразилась невероятной грязной хулой на лаврских отцов монахов и на дивеевских матушек, что показало каким духом бывают водимы такие заблудшие «ревнители». Я не хочу их осудить. Мне их жалко так же, как и других, тепло-хладных и равнодушных в вере братьев и сестер во Христе, которые уцепились за «слепое», «глухое», «немое» и безрассудное «послушание» священноначалию, «страха ради архиерейска».

Но в этом, как я назвал его «народном» не каноническом аргументе есть один ПЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ФАКТ, доказывающий, что во Вселенской Церкви Благодать Святаго Духа сохраняется и Таинства ее действительны. В Великую Субботу, БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ сходит не в каком-нибудь «сверх правильном» греческом зилотском «синоде» и не у наших «истинных православных христиан» или «катакомбников». Он сходит также не у отца Алексея Мороза, или Даниила Филиппова, или Гавриила Кондрашева, или других священников, говорящих о безблагодатности Таинств во Вселенской Церкви.

Но СХОДИТ БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ НА ГРОБЕ ГОСПОДНЕМ, В ИЕРУСАЛИМСКОМ ПАТРИАРХАТЕ ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. А то, что сойти у еретиков он не может, мы все с вами прекрасно знаем. Рассеченная колонна – тому свидетель. Захватили еретики силой Гроб Господень и сошел благодатный огонь не в кувуклии, а там где стояли православные. Два моих близко знакомых монаха святогорца в прошедшую Великую Субботу были на Гробе Господнем и лично видели сошествие благодатного огня. Один из них был близко к кувуклии и когда до него дошел благодатный огонь, он им «умывался». При этом его волосы и борода ни чуть не опалились (на значительном расстоянии от кувуклии, когда огонь начинает обжигать, у некоторых смельчаков монахов и священников борода вспыхивает).

Теперь давайте рассмотрим уже чисто канонические и святоотеческие свидетельства того, что у проповедующих ересь, но еще не осужденных Собором епископов, Таинства совершаются до их соборного извержения из сана.

На 7 Вселенском Соборе встал вопрос о том, как принимать еретиков иконоборцев, с правом ли священства и в сущем ли сане? Рассмотрели целый ряд правил: 1) Апостольское – 51; 2) Никейское – 9; 3) Ефесское – 3(2,4); 4) свт. Василия Великого к Амфилохию – 188; свт. Василия Великого письмо – 251, 263, 99, 240; 5) Ефесского Собора о мессалианах; 6) свт. Кирилла Александрийского письмо – 57, 56; 7) свт. Афанасия «к Руфиниану»; 8) примеры из «истории Сократа, Феодора чтеца, из Деяний Халкидонского Собора, из жития св. Саввы – о приеме поставленных в священство еретиками.

Ряд святоотеческих мнений и исторических аналогий говорил в пользу «икономии». Так, свт. Василий Великий считал справедливым еретиков энкратитов при приеме в Православие перекрещивать, но не желал отпугивать их этим от Церкви и так же не возражал против тех случаев, когда некоторые энкратиты были уже приняты в сущем епископском сане. Третий Вселенский Собор постановил принимать еретиков мессалиан в сущем сане. Свт. Кирилл Александрийский, один из ревностнейших борцов за чистоту веры, советовал не очень придираться к кающимся несторианам, «ибо,– по его словам,- дело нуждается в великой икономии».

Более ревностные студийские монахи предложили к рассмотрению письмо свт. Афанасия Великого «к Руфиниану», где излагалась практика Александрийского Собора 362 года по отношению к арианским клирикам: «предстоятелей нечестия» прощать, но не давать им места в клире, «а завлеченных нуждой и насилием» прощать и допускать в клир. Как мы видим, здесь речь идет о допущении или не допущении к священнослужению, но нет и тени намека о недействительности Таинства священства у проповедников и сторонников ереси. Были приведены еще примеры приема еретиков в сущем сане; Маркел Анкирский; на 4 Вселенском Соборе – Ювеналий Иерусалимский, Фаласий Кесарие-Каппадокийский, Евсевий Анкирский, Евстафий Веритский.

Сразу хочу забежать вперед. Предвидя, возможные возражения против этого аргумента скажу сам, что при желании можно возразить и привести пример, что принимаемые даже из ереси, уже осужденной Соборами, как например латинская ересь, принимаются зачастую «по икономии» в сущем сане. В таком случае Таинство совершается (или как некоторые говорят – восполняется) не у еретиков, а при присоединении еретиков к Единой Кафолической Церкви. ТО ЕСТЬ – В МОМЕНТ ИХ ПОКАЯНИЯ. Поэтому, прием в сущем сане еретиков не является неопровержимым доказательством, что Таинства у еще не осужденных соборным разумом еретиков совершаются. Полностью согласен. Но следующий аргумент является ПРОСТО НЕ ОПРОВЕРЖИМЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ совершения Таинств.

При рассмотрении приема еретиков иконоборцев НА 7 ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ БЫЛА, НЕСОМНЕННО, ПРИЗНАНА ХИРОТОНИЯ ЕЩЕ НЕ ОСУЖДЕННЫХ ЕРЕТИКОВ. Были приведены примеры: священномученик МЕЛЕТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ (друг свт. василия великого) БЫЛ ХИРОТОНИСАН АРИАНАМИ; святитель КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ – БЫЛ РУКОПОЛОЖЕН также Акакием Кесарийским и Патрофилом Скифопольским, ЯРОСТНЫМИ АРИАНАМИ (с которыми свт. Василий Великий не был в евхаристическом общении); святитель АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ – БЫЛ РУКОПОЛОЖЕН ЕРЕТИКОМ ДИОСКОРОМ; ИОАНН ИЕРУСАЛИМСКИЙ – СЕВЕРИАНАМИ; БОЛЬШИНСТВО ОТЦОВ 6-ГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА – МОНОФЕЛИТАМИ.

Вот этот аргумент мне пока еще не один из «правых» ревнителей не смог опровергнуть. Да это и просто не возможно по сути. ЛИБО НАДО ПРИЗНАТЬ, ЧТО ТАИНСТВА У ЕЩЕ НЕ ОСУЖДЕННЫХ ПРОПОВЕДНИКОВ ЕРЕСИ СОВЕРШАЮТСЯ, ЛИБО, ЧТО ВЫШЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫНЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЕПИСКОПАМИ А, СЛЕДОВАТЕЛЬНО И СВЯТИТЕЛЯМИ что, несомненно, является хулой на Церковь Божию, прославляющую их как святителей. И если можно предположить, что хиротония самих еретиков, обратившихся из ереси была «восполнена» при их присоединении к Православию, то в этом случае НИКАКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРОСТО НЕ БЫЛО, потому что не было их «выпадения» из Церкви. Соответственно, ИХ ХИРОТОНИЯ У ЕРЕТИКОВ ЕЩЕ НЕ ОСУЖДЕННЫХ СОБОРОМ, БЕЗ ВСЯКИХ СОМНЕНИЙ ПРИЗНАЕТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ.

Теперь приведем два конкретных и ясных святоотеческих изречений на этот счет. ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ во второй сноске толкования 3-го Апостольского Правила в Педалионе ясно говорит, что если не было низложения сана собором, то Таинства совершаются.

..."Однако, ЕСЛИ СОБОР НЕ СОВЕРШИТ НА ПРАКТИКЕ НИЗЛОЖЕНИЕ САНА СВЯЩЕННИКОВ, ИЛИ ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ, ИЛИ АНАФЕМАТСТВОВАНИЕ МИРЯН, ИЕРЕИ ЭТИ И МИРЯНЕ НИ ИЗВЕРЖЕННЫИЗ САНА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, НИ ОТЛУЧЕНЫОТ ЦЕРКВИ И НЕ АНАФЕМАТСТВОВАННЫ. Подсудны, однако, здесь к низложению сана, отлучению от церкви, анафематствованию, а там - на суд Божий.

Поэтому МНОГО СОГРЕШАЮТ ТЕ НЕСМЫСЛЕННЫЕ, ГОВОРЯЩИЕ ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВСЕ, КТО РУКОПОЛОЖЕНЫНЕКАНОНИЧНО, В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НЕРУКОПОЛОЖЕНЫ. Тем, кто говорит такое, просто нравиться осуждать всё священное и они не понимают, что ПОВЕЛЕНИЯ КАНОНОВ, ЕСЛИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ПРАКТИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВТОРОГО ЛИЦА, ТО ЕСТЬ СОБОРА, НЕ ДЕЙСТВУЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО И ДО СУДА, НЕ СОВЕРШАЮЩЕГОСЯ САМО СОБОЙ.

Сами Божественные Апостолы нам показывают в 46-м Правиле, что НЕ ИЗВЕРГАЕТСЯ ИЗ САНА АВТОМАТИЧЕСКИ ЕПИСКОП ИЛИ ПРЕСВИТОР, принимающий крещение еретиков, НО ДАЁТСЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ, ЧТОБЫБЫЛИ СУДИМЫ, И ЕСЛИ БУДЕТ ДОКАЗАНА ВИНА, ПУСТЬ БУДЕТ ЛИШЕН СВЯЩЕНСТВА, ТАК ПОВЕЛЕВАЕМ".

Здесь хотелось бы подчеркнуть эту святоотеческую мысль. Сейчас часто не только со стороны «правых», но и в нашей среде умеренных ревнителей часто слышишь и видишь на страницах интернета такое понятие, как «автоанафема». Здесь, преподобный Никодим Святогорец четко и ясно говорит, что «автоанафемы» в том смысле, какой ей придают сейчас многие, ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Они не придают значения в архиерейской и иерейской присяге частице - «ДА»; «да лишен буду », «да осужден буду». То есть: «я должен быть осужден, пусть я буду осужден, я согласен с этим, если я буду проповедывать ересь». Но это не зачит что он автоматически уже осужден с момента начала проповеди ереси. И подавляющее большинство канонов, за редчайшим исключением, содержит в себе эту частицу «ДА». Это означает, что должен произойти церковный суд и человек должен быть осужден за данное церковное преступление. Но, пока церковный суд не произошел, ни какая «автоанафема» не действует. ЕЕ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ В ПРИРОДЕ.

Другой святой, ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ (МИЛАШ) в своем толковании на 4-е правило Антиохийского Собора ясно и четко говорит: "ЕСЛИ ЕПИСКОП НАЧНЕТ ПРОПОВЕДОВАТЬ ЕРЕСЬ или организует раскольническое общество, ОН ТЕМ САМЫМ НЕ ЛИШАЕТСЯ ЕЩЕ ПРАВА СОВЕРШАТЬ РУКОПОЛОЖЕНИЯ; НО ЕСЛИ БЫТАКОЙ ЕПИСКОП ЗА ЭТО ЖЕ ИЛИ КАКОЕ-ЛИБО ДРУГОЕ ТЯЖКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЫЛ ОСУЖДЕН СОБОРОМ И ОКОНЧАТЕЛЬНО ИЗВЕРЖЕН ИЗ СВОЕГО САНА, ОН ПОТЕРЯЛ БЫВСЕ СВОИ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ПРАВА, ПОТОМУ ЧТО ЛИШИЛСЯ БЫБЛАГОДАТИ СВЯЩЕНСТВА И ПРАВА БЫТЬ ПОСРЕДНИКОМ ЭТОЙ БЛАГОДАТИ ДЛЯ ДРУГИХ, т.е. таковой не может более никого рукополагать, ПОТОМУ ЧТО ИЗВЕРЖЕНИЕ, РАЗУМЕЕМ КОНЕЧНОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ (ΠΑΝΤΕΛΉΣ ΑΦΟΡΙΣΜΌΣ), И ЕСТЬ ТОТ КАНОНИЧЕСКИЙ АКТ, В КОТОРОМ ИЗВЕСТНОЕ ЛИЦЕ ТЕРЯЕТ СВОЮ СВЯЩЕННУЮ ВЛАСТЬ, принадлежащую ему до тех пор, и обращается в мирянина, каким он был до своего рукоположения".

Здесь надо обратить внимание на слова «КОНЕЧНОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ». Значит есть и «НЕ КОНЕЧНОЕ»? Да, именно. Вот это-то, «НЕ КОНЕЧНОЕ» извержение и называем мы, когда говорим, что еретичествующие иерархи являются лжепатриархами и лжеепископами. «ЛЖЕ» - потому, что они проповедуют ересь и ведут послушных им слепых овец в ров погибели, но не потому, что у них уже не совершаются Таинства. Пока идет период борьбы с ересью, который продолжался в церкви иногда 50 и 60 лет, пока не произошло ереси в том виде, в каком она проповедуется еретиками и самих еретиков на большом всецерковном соборе, Господь проявляет «икономию» по отношению к Таинствам у еретичествующих иерархов, ради народа, который порой не в состоянии четко разобраться в сложной церковной ситуации. Господь не тиран, который только и ждет, когда мы ошибимся, чтобы сразу швырнуть нас всех в преисподню. Он долготерпит, пока уляжется буря, прояснится церковный небосвод и овцы четко увидят кто есть пастырь, а кто лжепастырь.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В заключение слова хотелось бы сделать оговорку. Как в каждом слове, призывающем к ревности о чистоте веры, к прекращению поминовения еретичествующего патриарха Кирилла или Варфоломея и других еретиков, я стараюсь делать оговорку с предостережением от крайностей раскола, так и здесь необходимо сделать оговорку.

Не смотря на то, что Таинства у еще не осужденных иерархов совершаются, это не должно служить нам поводом к успокоению и равнодушию к тому беззаконию, которое происходит в Церкви, к распространению всеереси экуменизма, к построению лжепатриархами и лжеепископами новой религии антихриста. Мы не должны с вами складывать оружия, данные нам Самим Духом Святым через святых отцов и Святые Соборы, спокойно почивать в «ожидании» когда же уйдет благодать из храмов и когда туда уже точно нельзя будет пойти для Исповеди и Причащения Святых Христовых Таинств потому, что их (Таинств) там уже просто не будет. Мы не должны ждать и равнодушно наблюдать как другие, по словам преподобного Паисия Святогорца, «вытаскивают змею из норы», «змею» всеереси и новой религии антихриста.

Каждый из нас является маленькой клеточкой единого, живого церковного Богочеловеческого организма Церкви. И когда в этот организм попал вирус смертельной еретической болезни, каждая клеточка, по мере своих сил, должна воспротивиться этому вирусу, чтобы произошло исцеление всего организма и чтобы самой этой клеточке, не погибнуть, будучи зараженной вирусом равнодушия и не отпасть от Церковной полноты вместе с еретиками.

И самое совершенное и самое действенное средство в этой борьбе, которого как огня боятся еретики, это прекращение поминовения еретичествующих епископов и разрыв с ними евхаристического общения; ограждение от еретиков дополнительной внутри–церковной оградой; обличение их беззакония; пренебрежение несправедливыми их прещениями, не имеющими в данном случае никакой силы и продолжение служения Церкви каждый в своем чине и на своем месте.

Также хотелось бы заметить, что мной написано, написано не с той целью, чтобы как-то унизить, оскорбить или «пригвоздить» наших братьев во Христе, уклонившихся слишком «вправо». Все мы люди, и каждый может ошибиться. Если даже батюшка прп. Серафим Саровский говорил, что он ошибался, когда «говорил от себя, не проверив в молитве», то что говорить о всех нас? Я искренне хотел бы, чтобы отцы Алексей Мороз, Даниил Филиппов и другие их единомышленники смиренно осознали свое уклонение и вернулись в нормальное русло борьбы с ересью экуменизма. Разделению может радоваться только диавол и одержимый диаволом.

Поэтому, если я кого-нибудь задел слишком резким словом, прошу прощения и у всех прошу святых молитв.

P.S. Когда, четыре дня назад, я начал писать третью, основную часть "О неразумной ревности и расколах", ко мне подошел монах из нашего братства и показал эту фотографию, которую ему прислал знакомый иеромонах. На фотографии Божественная Литургия, совершаемая одним из архиереев Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Святая Гора Афон. 20-25 января 2018 года

Дни памяти: Прп. Евфимия Великого. Сщмч. Климента Анкирского и мч. Агафангела. Память Свт. Григория Богослова

Грешный монах Варсанофий Богославский.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: