Рыночный (сравнительный) подход




Рыночный подход к оценке стоимости бизнеса определяется тем, что стоимость активов устанавливают с учетом того, за сколько они могут быть реализованы при наличии достаточно функционирующего финансового рынка. Иными словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия (актива) может быть реальная цена продаж идентично компании, сложившаяся на рынке.

Теоретической базой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие ключевые положения.

Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на аналогичные объекты (акции). При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи объекта или ценной бумаги наиболее полно учитывает многие факторы, влияющие на величину собственного капитала предприятия. Например, соотношение спроса и предложения на соответствующие активы, перспективы развития бизнеса, уровень риска и др.

Во-вторых, рыночная цена базируется на принципе альтернативных вложений капитала. Инвестор, вкладывая денежные средства в акции сторонних эмитентов, получает право на получение будущего дохода. Производственные, технологические и иные особенности отрасли или компании интересуют инвестора только с позиции перспектив получения максимальной выгоды (прибыли). Стремление получить максимальную выгоду на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цены предприятия выражают его производственные и коммерческие возможности, положение на товарном и финансовом рынке и перспективы развития. Следовательно, в аналогичных компаниях может совпадать соотношение между ценой и ключевыми финансовыми параметрами, такими, как выручка от продажи товаров, прибыль, уровень дивидендных выплат, стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих показателей является их лидирующая роль в образовании дохода, получаемого инвестором.

Главным преимуществом рыночного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных объектов (активов). В любых случаях цена зафиксирована рынком, в результате оценщик вправе использовать корректировки, обеспечивающие сопоставимость аналога с анализируемым объектом.

При других подходах оценщик устанавливает стоимость предприятия на основе специальных расчетов. Другим преимуществом рыночного подхода является реальное отражение спроса и предложения на конкретный объект (актив), так как цены фактически совершенной сделки максимально учитывают ситуацию на рынке.

Вместе с тем рыночный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике.

Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые показатели. Поэтому подход игнорирует перспективы развития компании в будущем.

Во-вторых, рыночный подход возможен только при наличии равнодоступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемой компании, но и по большому числу похожих предприятий, выбираемых оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от компаний-аналогов является достаточно сложным процессом, требующим времени и денежных расходов.

В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых компаний. Поэтому оценщик обязан установить различия и определить пути их нивелирования в процессе вычисления итоговой величины стоимости.

Отбор предприятий для сравнения осуществляют по таким параметрам как:

· принадлежность к той или иной сфере бизнеса или региону;

· вид производимой продукции или услуг;

· диверсификация выпускаемой продукции или услуг;

· стадия жизненного цикла, на которой находится компания;

· размеры предприятий, стратегия их деятельности, показатели финансовой деятельности.

Таким образом, возможность применения рыночного подхода зависит от наличия развитого финансового рынка, поскольку данный подход предполагает использование информации о фактически совершенных сделках. Второе условие – открытость рынка или доступность финансовых сведений, необходимых оценщику. Третье условие – наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование представительного банка данных облегчает работу оценщика, поскольку рыночный подход является достаточно трудоемким и дорогостоящим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: