Консультирование как форма организации исследования систем управления




Одной из форм организации и проведения исследований систем управле­ния является консультационная деятельность.

Консультация — это форма услуги, человеку или фирме (организации), предоставляемой с целью объяснения ситуаций и решения, связанных с ними проблем.

Консультационная деятельность в сфере управления широко распростра­нена во многих зарубежных странах. Это связано с нарастающим усложне­нием управления, потребностями профессионального решения возникающих проблем, возрастающего количества факторов эффективного управления.

В методологическом отношении консультирование может быть полезным как средство оценки ситуаций при помощи взгляда со стороны, независимых суждений. В научном плане это явление можно назвать известным принци­пом внешнего дополнения, который позволяет увидеть и оценить то, что не­возможно увидеть с внутренних позиций.

Консультации опираются не только на опыт и знания, но и на проведе­ние конкретных и специализированных исследований. Такие исследования, как правило, бывают весьма эффективными, потому что, во-первых, они опираются на богатый, обобщенный и проверенный опыт консультантов; во-вторых, осуществляются специалистами в определенных областях знаний и практических проблем; в-третьих, проводятся по определенным программам, вносящим в эту работу необходимую организационную четкость и ответст­венность.

Существуют консультационные фирмы, специализирующиеся на опреде­ленных видах консультационной деятельности, имеющие в ней авторитет и достижения, располагающие методиками. Они проводят исследование на до­говорной основе и разрабатывают комплекс рекомендаций.

Технологически эта работа включает следующие этапы: при получении заказа специалисты проводят общее знакомство с фирмой, оценивают ее по­требности в консультациях, выбирают форму консультационной работы и заключают договор на ее проведение, осуществляют диагностику управления фирмой, разрабатывают рекомендации и консультационные предложения, проводят мониторинг их реализации.

Консультационная фирма в сотрудничестве с заказчиком формирует исследовательскую группу, с учетом характера исследуемых проблем, организацию проведения исследования, объема работ. Очень часто консультанты выступают в роли экспертов или арбитров. Но главной их задачей является все-таки разработка вариантов совершенствования управления.

Существуют внешние и внутренние консультанты. Нередко возникают такие потребности в консультационной деятельности, которые нерациональ­но реализовывать, привлекая внешних консультантов. Это происходит в слу­чае небольшого объема исследовательской работы, высоких цен использова­ния внешних консультантов, опасения открытия информации о состоянии фирмы, недоверия консультационной фирме и пр. В этих случаях использу­ются внутренние консультанты. Многие фирмы даже организуют подготовку таких консультантов.

Внутренними консультантами могут быть наиболее опытные работники из персонала управления, прошедшие специальную подготовку и способные квалифицированно провести диагностику ситуации, а также разработать практически ценные рекомендации по развитию управления или решению какой-либо проблемы. Как правило, отбор таких консультантов делается на конкурсной основе, с использованием тестирования. Они работают либо по заявкам, либо по специальным заданиям. Главными факторами успеха их де­ятельности является объективность и профессионализм, опыт и знания, ав­торитет и независимость.

Практика внутреннего консультирования имеет большое значение в реа­лизации инновационного менеджмента, обучения персонала, распространении позитивного опыта, формирования атмосферы поиска новых подходов к управлению и форм его организации.

Могут быть различные виды консультационно-исследовательской дея­тельности. Кроме разделения их на внешнее и внутреннее консультирование можно выделить различные его виды по степени и формам вмешательства в процессы управления.

Можно исследовать управление по поставленной проблеме и не вмеши­ваясь в процесс управления, используя только возможности наблюдений, изучения существующих документов, информацию об аналогичных ситуаци­ях в подобных фирмах и условиях. На этой основе разрабатывать рекомен­дации и в дальнейшем предлагать их для практической реализации персона­лом управления.

Но могут быть исследования и с активным вмешательством в процессы управления: проведение экспериментов, социометрических обследований, социологических опросов, тестирований и пр. Такие исследования построе­ны на конструктивном сотрудничестве исследователя и персонала управле­ния. В этом случае исследователь становится как бы руководителем исследо­вательской группы, в которую входит весь персонал управления. Такое ис­следование нуждается в специальных и хорошо продуманных организацион­ных формах. Оно имеет, помимо всего прочего, и обучающий эффект.

Вопросы

1. Можно ли планировать исследование и почему?

2. В чем особенность планирования исследований систем управления?

3. Как соотносятся программа и план исследования?

4. Какова структура программы исследования системы управления?

5. Чем определяется организационная значимость программы и плана исследования?

6. Какие принципы определяют успех планирования?

7. Какие существуют формы организации исследования систем управления?

8. Чем определяется выбор соответствующих форм организации?

9. Какую роль играет консультирование в организации исследования?

10. Как формируется интегральный исследовательский интеллект?

11. Каковы организационно-технологические принципы деятельности интег­рального интеллекта

12. В чем практическое содержание понятия "технология исследования"?

13. Приведите примеры дифференциации технологических схем по видам исследуемых проблем.

14. Назовите наиболее известные типы технологий исследования. Охаракте­ризуйте их особенности.

15. Сделайте классификацию проблем по типологическим признакам их возможного исследования.

16. Возможна ли и в каких случаях комбинация различных технологий ис­следования?

17. Чем отличаются технологии индивидуального и коллективного исследования?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: