Современные проблемы детства: позитивный подход.




 

«Проблема» - многозначное понятие, в его семантике – масса смыслов. По словарю русского языка (под ред.С. И.Ожегова) «проблема – это задача, которую невозможно решить из-за возникших непреодолимых препятствий».

Вопрос о жизненных проблемах современных детей в реальной ситуации можно рассматривать с двух сторон: со стороны ребёнка и со стороны взрослого. Для разрешения проблемной ситуации необходимо создавать целесообразные социально – педагогические условия и никогда не терять оптимизма в прогнозах на будущее.

Взрослые всегда рассматривают жизнь ребёнка с прагматической стороны. Если есть какие – то условия в реальной социальной жизни, значит, ставится задача подготовки ребёнка к жизни в этих условиях. Современная социальная реальность бросает вызов нам, взрослым, родителям и педагогам, и мы уже готовы ринуться в бой, предлагая педагогические задачи. «Федеральная программа модернизации – 2020» преподнесла нам уроки, которым мы тут же придали педагогический смысл. В Программе указано, что в мире происходит:

- усиление глобальной конкуренции - значит необходимо развивать конкурентно способную личность;

Констатируется, что в мире идёт

- новая волна технологических изменений, но в нашей стране существует недостаточное развитие инновационной системы производства – значит необходимо развитие у профессионалов креативности и способности к принятию и осуществлению оригинальных решений.

Уже несколько лет звучит лозунг о:

- возрастании роли человеческого капитала в нашей жизни– значит надо думать не об увеличении количества людей, имеющих документ об образовании, а о повышении качества образованности и компетентности профессионалов.

И наконец, в программе ставятся задачи преодоления:

- роста социальных и институциональных проблем - значит, выдвигается множество проектов и грантовсо стороны государственных органовдля освоения молодыми людьми форм самоорганизации, саморегулирования иформ сетевого равноправного, равноценного взаимодействия.

При этом, надо отметить, что «Федеральная программы модернизации – 2020» преподнесла нам уроки, которые мы ещё не готовы решать, ибо система образования во все времена была в основном направлена на освоение определённой суммы знаний, и недостаточно заботилась о подготовке ребёнка к применению этих знаний на практике, в жизни.

В современной педагогической реальности решение подобных задач затруднено противоречиями. Взрослое поколение по-прежнему ставит задачи воспитания на единых нормативах общественной жизни – это часто не согласуется с интересами молодых людей, которые признают первичными собственные интересы и нормы индивидуальной жизни. В тоже время, предъявляя единые нормативы в общественной жизни, взрослые на практике проявляют в отношении к ребёнку очень частные нормы.

Если рассмотреть причины социальных и педагогических проблем, то мы увидим, что они всегда поступают со стороны взрослых, эти причины лежат в отношении взрослых к ребёнку:

- кто-то предлагает ребёнку самостоятельно выживать в очень неблагоприятных условиях;

- кто-то готов отказаться от «трудного» ребёнка, потому что он мешает ему жить;

- кто-топытается любымпутём выбивать из ребёнка «первородный грех», считая его виноватым во всех жизненных неурядицах своей жизни;

- кто-то, добивается, чтобы ребёнок стал конкурентоспособным, вдохновлённый идеей социализации, грузит ребёнка освоением «всех тех богатств, которые выработало человечество»;

- кто-то же, так опекает дитя, что лишает его права быть самостоятельным человеком.

Всё это примеры регрессивного (разрушающего) отношения к ребёнку в нашем обществе. Оно не однородно и нет устоявшихся приоритетов. Очевидно, что все вышеперечисленные нормы отношений являются неблагополучными условиями для развития личностных качеств ребенка, который вынужден в них жить.

Если же встать на сторону ребёнка и рассмотреть проблемы его жизни, то возникает возможность и даже необходимость развивать позитивную педагогику.

Как утверждает профессор Тетерский С.В.«Современная педагогика (наука и практика) – это демонстрация нежелательных результатов: то, чего не надо делать, то, о чем нужно забыть, то, чего нельзя желать. Всё это оформляется в шаблоны, проекты, программы, директивы, инструкции».

Ребенок растет, именно в связи с возрастными изменениями он попадает в ситуации, не соответствующие установившимся нормам. В каждой жизненной ситуации на пути своего социального становления ребёнок решает определённые задачи и преодолевает препятствия, в процессе их решения. Проблемные ситуации в социальной жизни возникают у каждого ребенка, как растущего организма. На каждом этапе развития ребенок и его окружение обнаруживают противоречия между новым уровнем социальных качеств и ранее сложившимися мерками, предъявляемыми к ребенку. Если своевременно не изменяются нормы, оценки, не создаются соответствующие условия на пути становления ребенка как субъекта социальной жизни, то возникают препятствия на пути самостоятельного решения жизненно-важных задач, то есть «проблемная жизненная ситуация».

Выход из неё возможен путём изменения отношения ребёнка к условиям окружающей жизни, совершенствования его личностных качеств или отношения к нему окружающих людей.Но если семья или ближайшее окружение не помогут ребенку преодолеть эти препятствия, если окружение ребенка только усиливает непреодолимые препятствия, то это может превратиться в «трудную жизненную ситуацию ». (Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»)

Когда появляется угроза жизни и здоровью ребёнка, то возникает «ситуация риска». Если здесь не вмешивается специалист, препятствия множатся и угроза становится постоянной. Мы относим ребенка «к группе риска».

Совершив правонарушение, преступление, ребёнок сам угрожает жизни и здоровью окружающих, он может оказаться в семье, которая находится в «социально опасном положении». (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Так, используя нормативно – правовые документы, можем выработать единые ориентиры в определении степени сложности ситуации и более точно подобрать ключи к разрешению проблемы. Родители, педагоги и другие специалисты могут договориться о мерах решения проблем социальной жизни ребёнка, только если оказываются в состоянии выработать общую оценку ситуации.

Кроме проблем собственного роста, современные дети переживают множество трудностей из-за неблагоприятных условий жизни в семье и в школе, они самостоятельно не могут преодолеть эти препятствия на пути решения жизненно важных задач и родители оказываются не способными им помочь. Тогда требуется помощь и поддержка со стороны специалистов.

В современной практике школы идёт освоение нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта, где одним из условий осуществления программы общего образования названо «создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности». Очевидно, что для решения предъявленной педагогической задачи становится необходимым использование социальной среды как средства достижения результата.

При этом нужно учитывать: что сегодня трудно регулировать общественные отношения, потому что произошло расслоение общества на экономической, культурологической и политической основе. Также оказывается не просто строить педагогически целесообразное взаимодействие членов семьи, педагогов, родителей. Единственным объединяющим стержнем может выступить гражданская позиция субъектов образовательного процесса (Закон РФ «Об образовании»), каксубъектов права и ответственности.

Надо признать, и семья, и школа, не предоставляют ребёнку целесообразных условий для социальной свободы и ответственности. В то же время, существует такая правовая норма, когда гражданские права самостоятельно реализуются самим ребёнком, а государство, родители содействуют ему, специалисты несут ответственность за создание условий для реализации им прав и законных интересов. Но в сознании взрослых и детей отсутствует механизмы, стабилизирующие социальную жизнь, на семейных и общественных фронтах идёт непримиримая борьба за право приоритета. Если мы хотим создать социальное государство, тогда Закон РФ должен стать наиболее актуальным педагогическим средством.

Человечество в XX веке провозгласило идею новой педагогической этики: «приоритет интересов ребенка над интересами общества». Конвенция ООН, принятая в1989 году, обозначила новую эру в отношении к ребёнку: "Мировая конституция", "Великая хартия вольности детей" - так назвали журналисты Конвенцию ООН о правах ребенка. В реальной практике её идеи должны быть достоянием семьи и общественности, потому что могут стать точкой опоры в пошатнувшейся системе отношений.

Мы далеко ещё не исчерпали всех резервов в повышении социально – правовой культуры населения. В 1999 году на основе Конвенции ООН принят "Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Он направлен на защиту интересов детей и особенно тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Но и этот закон остаётся за семью печатями от детей, родителей, педагогов и даже от специалистов. Отсутствует порядок в умах, в отношениях и в социальной жизни. Поэтому возникает масса преград на пути здорового психологического развития ребёнка. Отсюда и такое большое количество подростковых суицидов в России. В глубине сознания подростка - хаос от эмоциональной и информационной перегрузки. Манипулятивные технологии СМИ, агрессивные образы кумиров, музыка, разрушающая психику, мода, раздевающая тело и душу, одиночество в толпе сверстников и в семье – здесь не действенной оказывается даже система психологического просвещения. Надо добиваться, чтобы у всех без исключения граждан было достаточно знаний о правах и нормах, регулирующих отношения в обществе, семье и школе. Нужна система социально – правового просвещения и детей, и взрослых. Нужны устоявшиеся регулятивные нормы как гарантии здоровой жизни детей.

Мы разрушили традиционные для ХХ века формы общественной жизни и коллективной деятельности детей, учащейся молодёжи. Система дополнительного образования с трудом выживает в борьбе с очень агрессивными неформальными объединениями. Детские объединения утратили общественно полезную направленность деятельности. Подтверждением справедливости такого суждения, могут стать данные нашего исследования, посвящённого 100-летию детского движения. Наши выводы отражают результаты изучения ведущих ценностей и проблем развития детских объединений в представлениях участников и руководителей на протяжении предшествующих сорока лет.

Опрос в 2009 году более 300 участников детского общественного движения Санкт - Петербурга позволил сделать следующие выводы. «Сегодня, как дети, так и взрослые, в отличие от прежних поколений, почти утратили представление о том, какая деятельность детских объединений может иметь общественно полезную направленность. Для участников и лидеров главный смысл деятельности – это общение и удовлетворение познавательных интересов, для руководителей – это занятость подростков во внеучебное время и их самосовершенствование. Почти все респонденты отмечают, что для общественно – значимой деятельности и проявления социальных инициатив у современных подростков почти не существует условий».

Сопоставляя эти данные с показателями прошлых десятилетий, можно констатировать: социальная активность остаётся ведущей потребностью подростков, но её характеристики утратили общественно – полезную направленность. Поэтому так много правонарушений и фактов асоциального поведения, дети не могут не реализовывать своей активности, но вот направленность её зависит от способности взрослых создать условия для социально полезной деятельности детей. Тогда не надо будет столько усилий и средств вкладывать в специальную деятельность по профилактике правонарушений.

Изучения проблем социальной жизни «на стороне ребёнка» привело нас к определённым выводам. С конца девятнадцатого века социальное развитие человека называют понятием «социализация», то есть вхождение в мир социальных связей и освоение нормативных отношений, а проблемы социальной жизни рассматривают как выход за пределы норм социальных отношений.

Сегодня уже существует множество определений понятия «социализация», мы в своей практике используем термины: «социальное становление человека» или «становление человека как субъекта социальной жизни», позицию которого можно определить как: «Я – в себе», «Я – среди людей», «Я в сравнении с другими людьми».

В результате проведённых исследований мы обозначили реальные пути социального становления ребёнка, как субъекта социальной жизни и проблемы, возникающие при решении задач социальной жизни.

 

Пути социального становления ребёнка Проблемы социальной жизни
1. Путь социальных инноваций 1.1.Творение собственной социальной среды в ближайшем окружении или реализация ребёнком собственных интересов, потребностей и способностей в уже сложившихся, но новых для него, формах. 1.2. Инициатива по созданию новых норм социальных отношений на базе собственной позиции ребёнка как проявление его отношения к людям, к обществу. 1.3. Установление нового статуса, расширение масштабов влияния на окружающую среду.   Проблемы свободы выбора и социального творчества (– это трудности: · на пути реализации ребенком его интересов и потребностей в уже сложившихся нормах социальной жизни · в создании новых норм социальных отношений на уровне собственной позиции ребенка, то есть: проявление собственного отношения к людям, · в установлении нового статуса, расширении масштабов влияния на окружающую среду.  
2. Путь социальной адаптации 2.1. Приспособление человека к нормам социальной жизни, то есть усвоение и принятие существующих норм. 2.2. Дезадаптация, то есть разрушение таких форм социальной жизни, которые являются социально опасными или несут угрозу для жизни и здоровья человека.   Проблемы социальной адаптации и дезадаптации - этотрудности: · в усвоении и приспособлении к существующим нормам социальной жизни · в разрушении таких норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка.  
3. Путь социальной интеграции 3.1. Вхождение, слияние с социальным пространством, с социальным окружением. 3.2. Выход из социальных связей, которые непродуктивны и поиск заменяющих их контактов.   Проблемы социальной интеграции или дезинтеграции– это трудности: · воссоединения или разведения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, · в развитии, расширении социальных связей или трудности выхода из прежних контактов и связей.  

 

На каждом из вышеназванных путей социального становления, при решении определенной жизненно важной задачи, могут возникнуть препятствия, которые сам ребенок и его семья не смогут преодолеть, и это мы называем проблемой. Многолетний опыт по изучению проблемного поля социальной жизни петербургских детей позволяет представить некоторую классификацию проблемных жизненных ситуаций. Взрослые, родители, и специалисты, часто оказываются неспособными оказать своевременную помощь ребёнку потому, что не слышат сигналы бедствия, не видят в ребёнке личность и не признают за ним права решения жизненно важных задач.

Рост девиаций в развитии и поведении несовершеннолетних привёл к активизации специалистов и к рождению новых профессий. Возникли новые и интенсивно развиваются такие отрасли познания проблем социальной жизни детей в науке, как:

Девиантология – предмет изучения - трудные дети, которые нарушают нормы и правила общежития; цель – изучение отклонений и обоснование мер их преодоления, реабилитации ребёнка перед обществом.

Виктимология – предмет изучения – дети, как - жертвы насилия; цель – обоснование причин психической нестабильности, цель – поиск механизмов преодоления последствий негуманного, преступного отношения к ребёнку взрослых и государственных органов.

Ювенальное право, ювенальная юстиция – предмет - жизненные обстоятельства, позволяющие детям решать свои задачи самостоятельно; цель – разработка норм и мер надзора за исполнением Законов РФ, и содействия особенно в трудных жизненных ситуациях и социально – опасном положении

Соционика или педагогика детского движения – предмет - социальная активность детей в сообществе; цель – изучение условий для социального становления ребёнка в детском объединении.

Теоретические исследования способствуют обогащению точными данными социально-правовое просвещение населения, а повышение правовой культуры является гарантией решения проблем.

На практике в жизни у ребёнка возникают проблемы из-за неосведомлённости о нормах права и ответственности, или потому что он отдаёт предпочтение одной норме, игнорируя другую. Часто обстоятельства жизни убеждают в невозможности осуществить право родителя на выбор формы образования для своего ребёнка, право несовершеннолетнего на личную жизнь, выбор занятий и выражение собственного мнения. В таком опыте у детей формируется недоверие к Законам РФ.

Обретаемый в детстве социальный, правовой опыт, влияет на качества личности, а они определяют качество будущего человека, его семьи и социального сообщества, поэтому очень важно своевременно решать жизненные проблемы ребёнка.

Постоянное и внимательное изучение социальной и педагогической реальности, позволяет своевременно выявить и предупредить проблемы в жизни и воспитании ребёнка. Рассматривая социальные проблемы надо учитывать педагогическую целесообразность их решения, при осуществлении педагогических действий надо обязательно соотносить их с социальными условиями. Тогда способы и средства решения проблем будут определяться более точно, а вложение усилий будут более эффективным.

Но главный вывод относится к состоянию детско – родительских и воспитательных отношений: паритет гуманизма и демократизма, единство уважения и требовательности, признание взрослыми права и ответственности ребёнка за свою жизнь - может способствовать решению проблемы детства.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: