СЛУЖБА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ




ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

 

Лекция -2 ч

Практическое занятие – 4 часа

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Служба в таможенных органах

2. Основные положения таможенного регулирования РФ

3. Деятельность в сфере таможенного дела

4. Уполномоченный таможенный оператор

 

СЛУЖБА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

 

В ФТС России, РТУ, таможнях и таможенных постах, являющихся организационными структурами таможенной системы, в соответствии с видами реализуемых ими функций, существуют три вида структурных подразделений:

− оперативные, реализующие функции совершения таможенных операций и таможенного контроля (далее – СТО и ТК), экономической работы и правоохранительной деятельности и проч.;

− функциональные, реализующие функции кадровые, финансово-плановые, правовые, информационного и документационного обеспечения, хозяйственные, материально-технического снабжения и обеспечения и др.;

− штабные, реализующие функции организационно-инспекторские, организационно-аналитические, оперативно-дежурные и т.п.

Кроме того, выделяют такие структурные подразделения, которые создают условия для функционирования таможенной инфраструктуры (ст. 353 ТК ЕАЭС), обеспечивающие деятельность таможенных органов.

Такая классификация структурных подразделений, являющая наиболее общей, позволяет получить представление лишь о первичном распределении функций среди подразделений таможенного органа, сформировать организационную структуру.

В существующей сегодня организационной структуре таможенных органов должна обеспечивать эффективное выполнение возложенных функций, ключевым элементом выступает штатное расписание, которое определяет кадровый состав[1]и численность штатов организации.

Кадровый состав (персонал) таможенных органов подразделяется на три категории: сотрудники таможенных органов, федеральные государственные гражданские служащие, работники бюджетной сферы. Такое разделение отражает многомерную систему разделения труда в сфере государственного управления таможенным делом в России.

На рис. 1 представлена обобщенная классификационная схема кадрового состава таможенных органов.

Таможенной службой считается государственная служба в ФТС России – федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, так и в подведомственных ей органах, организациях и предприятиях. Из трех категорий кадрового состава таможенных органов государственную службу проходят две – федеральные государственные гражданские служащие и сотрудники. Эти две категории кадрового состава называются должностными лицами таможенных органов.

 

       
 
Кадровый состав (персонал)таможенных органов РФ  
 
   

 


Рис. 1. Обобщённая классификационная схема кадрового состава таможенных органов

 

Должностными лицами таможенных органов могут быть граждане России, замещающие в порядке, установленном законодательством РФ, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов России, достигшие 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.

Сотрудники, как правило, представляют правоохранительный блок таможенных органов и проходят службу в структурных подразделениях, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, административными расследованиями, силовым обеспечением. Служебные отношения сотрудников и таможенных организаций регулируются Федеральными законами от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Сотрудникам таможенных органов присваиваются специальные звания.

Федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов представляют государственную гражданскую службу РФ и осуществляют прежде всего контрольно-надзорную функцию таможенных органов, которая реализуется в таких структурных подразделениях, как отделы таможенных операций и таможенного контроля, валютного контроля, контроля за уплатой таможенных платежей, таможенной статистики и др. Служебные отношения гражданских служащих и таможенных организаций регулируются Федеральными законами от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Гражданским служащим присваиваются классные чины. Такая дифференциация позволяет более детально разграничить труд государственных служащих по уровню сложности, специализации, квалификации и ответственности, а тем самым и правовой статус государственных служащих.

Работа в таможенных органах и таможенных организациях по трудовым и гражданско-правовым договорам (контрактам) не является службой. Граждане, занимающие должности, предусматриваемые в штатных расписаниях в целях технического обеспечения деятельности таможенных органов и таможенных организаций, считаются работниками бюджетной сферы. Перечень таких должностей определяется руководителем ФТС России.

Трудовые отношения работников таможенных органов и таможенных организаций регулируются законодательством РФ о труде. На этих работников не распространяется действие законодательства о государственной службе РФ, за исключением отдельных норм о социальных и медицинских гарантиях.

Таможенная служба – особый вид государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 1 ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).

О значимости законодательного признания таможенной службы в таможенных органах видом федеральной государственной службы свидетельствуют следующие факты:

− подтверждение места таможенных органов в системе органов государственной власти как государственной структуры, деятельность которой направлена на обеспечение целостности российского федеративного государства и единства системы государственной власти;

− распространение единых требований к правовому статусу должностных лиц таможенных органов как федеральных государственных служащих с учетом особенностей их деятельности;

− четкое обозначение критериев подбора, расстановки и рационального использования кадров таможенных органов, их профессиональной подготовки и повышения деловой квалификации;

− наделение должностных лиц таможенных органов не меньшей по сравнению с другими государственными служащими степенью материальной, социальной и правовой защищенности.

Как специальный (особый) вид федеральной государственной службы таможенная служба характеризуется:

− спецификой выполняемых задач и функций, служебных обязанностей;

− особыми условиями службы, связанными с применением физической силы, специальных средств и оружия;

− особыми условиями и порядком поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, аттестации, прекращения службы;

− установлением специального обеспечения (денежного содержания, социальных льгот, знаков различия, форменной одежды и т.д.), а также некоторыми другими особенностями.

Служба в таможенных органах и организациях является федеральной государственной службой, находится в ведении РФ и финансируется за счет средств федерального бюджета. Ее правовое регулирование осуществляется только на федеральном уровне — Конституцией РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ. Возможность определения правового статуса сотрудников таможенных органов законодательством субъектов Федерации исключается.

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий таможенных органов лицами, находящимися на должностях в таможенных органах.

Перечислим основные принципы таможенной службы:

1. Принципверховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении должностными лицами таможенных органов своих обязанностей и обеспечении их прав. Применительно к каждому должностному лицу таможенных органов требование данного принципа означает, что это лицо должно защищать верховенство Конституции РФ и федеральных законов. Отказ или уклонение от совершения действий, предписанных Конституцией РФ и федеральными законами, влекут за собой установленную законом ответственность.

2. Принципприоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, который следует из положений ст. 18 Конституции РФ; согласно этой статье, права и свободы человека и гражданина определяют цель применения законов и деятельности всех государственных органов. Применительно к таможенной службе данный принцип означает закрепление обязанности должностных лиц таможенных органов признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В конечном счете принцип определяет смысл и содержание их служебной деятельности.

3. Принципфедерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

4. Принципразграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, в соответствии с которым таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в исключительном ведении РФ.

5. Принципзаконности – общий принцип построения и функционирования всей системы государственной службы РФ. Он означает, что все должностные лица таможенных органов в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать предписания Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Кроме того, этот принцип обязывает должностных лиц, имеющих право принимать правовые акты по вопросам таможенной деятельности, осуществлять правотворчество только в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, и в пределах своей компетенции. Оценка правовых актов таможенных органов с точки зрения законности означает, что они не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ.

6. Фундаментальный принципорганизации власти в России на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), в соответствии с которым таможенная служба относится к государственной службе в органах исполнительной власти.

7. Принцип равного доступа граждан к службе в таможенных органах в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ, согласно которой граждане России имеют равный доступ к государственной службе). Требования к кандидату на должность в таможенном органе обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей.

8. Принципобязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ. В таможенной службе важны два аспекта обязательности решений. Обязательность решений вышестоящих в порядке подчиненности таможенных органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих таможенных органов и должностных лиц; обязательность приказов, распоряжений и указаний, отданных вышестоящими в порядке подчиненности руководителями в пределах их должностных полномочий. Условием обязательности решений вышестоящих таможенных органов и руководителей является соответствие их законодательству.

9. Принципединства правовых и организационных основ государственной службы, который обеспечивается единой системой таможенных органов и едиными задачами и функциями системы. Единые служебные требования предъявляются к должностным лицам таможенных органов всех уровней.

10. Принциппрофессионализма и компетентности, обеспечивающий исполнение полномочий таможенных органов и обязывающий должностные лица таможенных органов знать правила и процедуры таможенной деятельности, а также свои права и обязанности, активно и в полной мере осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством и должностными положениями и инструкциями.

11. Принципоткрытости и доступности для общественного контроля. В таможенном законодательстве в нормативной форме закреплена обязанность должностных лиц таможенных органов предоставлять информацию о принимаемых решениях, действиях, бездействии, информацию о таможенном законодательстве и т.д.[2]

12. Принципответственности должностных лиц за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Подготовка или принятие некачественного решения является частным случаем ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей образует состав дисциплинарного нарушения или должностного преступления.

13. Принципвнепартийности, отделения религиозных объединений. Взаимоотношения между должностными лицами таможенных органов и политическими партиями и религиозными объединениями определяются принципами свободы убеждений и свободы совести (ст. 28, 29 Конституции РФ). Это означает, что лица, находящиеся на таможенной службе, пользуются: свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободой принадлежности к политическим партиям, правом выдвигать свою кандидатуру на выборах от любой политической партии. Вместе с тем этот принцип не допускает создания в таможенных органах каких-либо политических партий, общественных движений и объединений, преследующих политические цели. При исполнении служебных обязанностей должностные лица таможенных органов не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, а обязаны действовать в соответствии с правовыми актами.

В общих принципах служебного поведения государственных служащих установлено, что при исполнении должностных (служебных) обязанностей государственный служащий должен соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность влияния решений политических партий или иных общественных объединений на свою служебную деятельность.

Должностные лица, наделенные организационно-распорядительными полномочиями, не должны допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

14. Принципстабильности кадров, который предполагает, что профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения необходимы в интересах как таможенных органов, так и их должностных лиц и они должны быть гарантированы. Это диктуется требованием постоянства реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, необходимостью поддержания и развития профессионализма должностных лиц таможенных органов.

При исполнении должностных обязанностей должностные лица таможенных органов обязаны:

− следовать должностному регламенту;

− соблюдать права и законные интересы граждан, участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

− поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;

− исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством РФ, установленные для федерального государственного гражданского служащего или сотрудника таможенного органа.

Должностное лицо таможенного органа не вправе исполнять данное ему поручение (приказ, распоряжение), не соответствующее таможенному законодательству ЕАЭС и (или) законодательству РФ. При получении такого поручения указанное должностное лицо должно представить в письменной форме обоснование несоответствия данного поручения (приказа, распоряжения) положениям таможенного законодательства ЕАЭС и (или) законодательства РФ, которые могут быть нарушены при его исполнении, и получить от руководителя подтверждение данного поручения (приказа, распоряжения) в письменной форме. В случае получения подтверждения должностное лицо таможенного органа обязано отказаться от его исполнения. Если должностное лицо таможенного органа исполнило поручение (приказ, распоряжение), не отвечающее таможенному законодательству ЕАЭС и (или) законодательству РФ, должностное лицо и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Должностное лицо таможенного органа не вправе:

− заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ;

− совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

− заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

− состоять членом органа управления коммерческой организации, а также членом органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной организации либо действующего на территории РФ ее структурного подразделения;

− быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

− использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;

− получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;

− получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

− принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

− выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами России или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;

− использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в таможенных органах недопустимо образование структур политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, за исключением профессиональных союзов.

Изложенные выше запреты направлены на исключение возможного возникновения «конфликта интересов» на службе в таможенных органах, который представляет собой один из видов конфликтов, присущих системе государственного управления, создающих угрозу как для государства и общества, так и для законных прав и интересов граждан, проходящих государственную службу в случае их необоснованной проверки в рамках установленного законодателем порядка урегулирования конфликта интересов.

Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. Период прохождения испытания засчитывается в выслугу лет в таможенных органах в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Порядок и условия прохождения испытания устанавливаются руководителем ФТС России. В настоящее время действует приказ ФТС РФ от 03.07.2006 № 612 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации».

Стоит отметить, что испытание не устанавливается для выпускников образовательных учреждений ФТС РФ, а также для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе.

По результатам испытания аттестационная комиссия таможенного органа принимает решение о соответствии (несоответствии) стажера занимаемой должности и представляет начальнику таможенного органа предложение о заключении (незаключении) с ним контракта. Продолжительность испытания указывается в приказе о назначении на должность. Срок испытания может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность.

При поступлении на службу в таможенных органы заключается контракт в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.

Должностные лица таможенных органов подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ[3].

Должностное лицо таможенного органа имеет право:

− знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой в таможенном органе должности, критерии качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также с организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей;

− получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

− посещать для исполнения должностных обязанностей организации независимо от форм собственности;

− принимать решения и участвовать в подготовке решений в соответствии с должностными обязанностями;

− участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе;

− иметь возможность продвижения по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;

− знакомиться со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

− проходить переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание ФТС России и проч.

Должностное лицо таможенного органа обязано:

− обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;

− обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

− выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;

− в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

− соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;

− поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;

− хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Обязанности должностного лица таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией.

Должностные лица таможенных органов проходят аттестацию в целях объективной оценки их служебной и профессиональной деятельности, определения соответствия занимаемой должности, а также представления к государственной награде РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: