Исторический очерк этико – деонтологических концепций.




Оренбургский медицинский колледж

Оренбургского института путей сообщения - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

"Самарский государственный университет путей сообщения"

ПМ.04 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

ПМ.07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

 

 

МДК 04.01, МДК 07.01, Теория и практика сестринского дела

 

 

По специальности 34.02.01 Сестринское дело базовый уровень

По специальности 31.02.01 Лечебное дело углубленная подготовка

Тема. Медицинская этика, как прикладная наука.

Лекция №8

 

 

Подготовил преподаватель

Марычева Н.А.

 

Согласовано

на заседании ЦМК

Протокол №_____

от «___»_______2015г.

Председатель ЦМК

Осмирко Е.К.

 

 

Оренбург 2015 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Теоретического занятия

Специальность 34.02.01 Сестринское дело базовый уровень, 31.02.01 Лечебное дело углубленная подготовка

ПМ.04 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

ПМ.07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

МДК. 04.01., МДК.07.01. Теория и практика сестринского дела

Тема Медицинская этика, как прикладная наука.

Тип занятия Урок изучения новых знаний

Форма проведения Теоретическое занятие, лекция №8

Цели занятия:

Учебная.

Познакомить студентов с историей возникновения этико-деонтологических концепций, моральных и этических норм (правил). Дать понятия «субординация», «медицинский этикет». Обучить правилам и принципам профессионального сестринского поведения. Повторить принципы биоэтики.

Развивающие.

Содействовать развитию у обучающихся умений общаться. Обеспечить развитие у обучающихся монологической и диалогической речи. Способствовать становлению личности будущего медицинского работника.

Воспитывающие.

Дать необходимые сведения для формирования личных качеств будущего медицинского работника в соответствии с моральными и этическими нормами.

Объяснить необходимость соблюдения субординации. Стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию, бережного отношения к психике больного, умению управлять эмоциями.

Студент должен иметь представление:

- о медицинской этике, как прикладной науке;

- о сущности определения медицинской этики и деонтологии

Студент должен знать:

- исторический очерк этико – деонтологических концепций:

- моральные и этические нормы

- медицинский этикет, субординация.

- правила и принципы профессионального сестринского поведения

Межпредметные связи

История, история медицины, клинические дисциплины, основы сестринского дела, основы биоэтики, литература, русский язык, медицинское право, менеджмент в сестринском деле.

Самостоятельная работа. Работа с лекционным материалом, учебниками.

ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

(структура занятия)

1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.)

Введение

§ начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса);

§ актуализация опорных знаний.

2. Основная часть (изложение нового материала)

ПЛАН

  1. Введение.
  2. Исторический очерк этико – деонтологических концепций.
  3. Моральные и этические нормы.
  4. Медицинский этикет, субординация.
  5. Правила и принципы профессионального сестринского поведения.
  6. Заключение.

 

 

МДК 04.01, МДК 07.01, Теория и практика сестринского дела

Занятие №8 (лекция)

Тема Медицинская этика, как прикладная наука

 

Введение.

Уже в те далекие времена, когда некоторые категории людей приобретали первые навыки оказания помощи больному, приемы врачевания сопровождались определенными ритуалами, в применении которых предусматривалось усиление их действенности. Так, древние представители народной медицины, знахари, ведуны широко пользовались в лечебных целях уговорами больного, нашептываниями, активным внушением. Рассмотрение медицинской этики и деонтологии в историческом аспекте показывает, что первые и основные этические нормы, формировавшиеся в процессе оказания медицинской помощи больным и пострадавшим, были обобщены и сформулированы учеными врачами разных исторических эпох.

Они были адресованы только врачам, которые длительное время сами, без обученных помощников средней квалификации, выполняли весь объем лечебной и фармацевтической работы. Подготовка и приобщение к занятиям медициной помощников врачей (фельдшеров, лекарских помощников, медицинских сестер, акушерок, фармацевтов и др.) начались в более поздний период. Поэтому, соблюдая историческую последовательность, мы считаем правомерным вначале коротко изложить основные положения врачебной этики, преломляя ее требования применительно к работе среднего медицинского персонала.

 

Исторический очерк этико – деонтологических концепций.

Врачи древности, оставившие нам ценные сведения из истории врачевания, обращали серьезное внимание на вопросы медицинской этики. Так, в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Книга жизни»), относящейся к V—IV вв.до н.э., мы находим весьма четкий этический портрет врача: «Он должен обладать чистым, сострадательным сердцем, правдивым характером, спокойным темпераментом, отличаться величайшей умеренностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро».
Первые научные обобщения народного опыта врачевания и правил поведения врача у постели больного мы находим в трудах Гиппократа — V—IV вв. до н. э,— и других ученых Древней Греции и Рима. В известной клятве Гиппократа, которую чтили и принимали врачи многих поколений, были заложены основные морально-этические принципы врачебной деятельности - честно и добросовестно служить больному человеку, в своих действиях «воздерживаться от причинения всякого вреда и несправедливости».
Там мы впервые встречаемся с требованием соблюдения медицинской тайны. Клятва Гиппократа для многих поколений врачей всего мира стала этическим гимном врачевания, в разных вариантах она выдержала проверку временем и до настоящего времени обладает силой воспитательного воздействия.
Врачи средневековья. Из представителей средневековой медицины большие заслуги принадлежат арабскому философу и врачу Авиценне (IX—X вв. нашей эры).

В своем капитальном труде «Канон врачебной науки», который был многократно переиздан во многих странах мира, Авиценна излагает не только методы диагностики и лечения заболеваний человека, но и вопросы, касающиеся профессиональных качеств врача и их влияния на взаимоотношения с больными. Он считал, что врач должен обладать особенными физическими и духовными качествами — глазами сокола руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

В развитие этических идей Гиппократа, Галена, Авиценны и других передовых ученых большой вклад внесли представители отечественной медицинской науки XVIII—XIX вв. Д. С. Самойлович (1744-1805), призывавший к бескорыстию, искренности, вежливости и простоте. По его словам, врачи должны быть милосердными, сочувствующими, услужливыми, должны любить своего ближнего, как самого себя. М. Я. Мудров (1776—1831) — основоположник отечественной клинической медицины, был убежденным пропагандистом гуманных принципов Гиппократа. Он считал необходимым воспитывать медиков в духе гуманизма, честности и бескорыстия, был глубоко убежден, что медицинской профессией должны овладевать люди по призванию, а не из побуждения к наживе.

Вторая половина XIX в. выдвинула из среды отечественных врачей целую плеяду ученых-медиков, внесших заметный вклад в развитие этических принципов медицины. В трудах Н. И. Пирогова, С. П. Боткина, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова мы находим много разных материалов, касающихся этических норм взаимоотноше-ний врача и больного, основанных на понимании роли нервной системы и психологического состояния человека в формировании и разрешении болезненных процессов. На формирование морально-этических норм большое влияние оказали прогрессивные общественные деятели и философы России — Н. А. Радищев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, И. А. Писарев, Н. Г. Чернышевский и др. Не случайно характерной чертой нашей отечественной медицины дореволюционного периода был гуманизм.

Заканчивая краткое рассмотрение истории зарождения и становления преиму-щественно врачебной этики, следует подчеркнуть, что все ее основные положения могут и должны быть распространены на средних медицинских работников, роль которых в обеспечении медицинской помощи больным исключительно велика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: